kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Этимологический анализ на уроках русского языка как средство формирования метапредметных компетенций обучающихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка посвящена приёму этимологического анализа на уроках русского языка

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Этимологический анализ на уроках русского языка как средство формирования метапредметных компетенций обучающихся.»

Этимологический анализ на уроках русского языка как средство формирования метапредметных компетенций обучающихся.




Содержание.

Этимологический анализ – эффективный прием объяснения правильного написания слова………………………………………………………………2-4

Пособие «ОТ А до Я» как одно из средств работы со словарными словами через их этимологию………………………………………………………….5-9


Заключение……………………………………………………………………..10

























I. Этимологический анализ – эффективный прием объяснения правильного написания слова.

Неистребимы в человеке желание проникнуть в тайну рождения слова, потребность разгадать незримую связь явлений, запечатленную в нем. Этимологическая справка при обучении родному языку помогает удовлетворить эту языковую потребность детей. При этом ярче и точнее раскрывается глубинный смысл, стершийся и потухший за многие столетия жизни слова в языке. Живая судьба родного слова не может оставить равнодушным ребенка, поэтому словесники давно используют экскурс в историю языка на уроке, чтобы удовлетворить естественное любопытство детей, подогреть желание узнать побольше о жизни слов, воспитать глубокую заинтересованность предметом.

Между тем этимологический анализ – не только средство воспитания любви к родному языку, интереса к его изучению. Это и весьма эффективный прием объяснения правильного написания слова. Как орфографический прием широко рекомендуется методистами, которые занимаются проблемами обучения правописанию (М.А. Рыбникова, Н.Н. Алгазина, М.Т. Баранов, А.И.Власенков, М.М. Разумовская и др.).

Какое же отношение этимологическая информация о слове имеет к его написанию? На этот вопрос метко и образно ответил знаменитый русский педагог В.П. Шереметевский: «Орфография слова есть биография слова, кратко, но вразумительно повествующая о происхождении его». Удивительные и разнообразные изменения могут происходить с русским словом с течением времени: меняется звучание, иногда и морфемный состав слова и даже лексическое значение. Но буквенное обличье слова остается неизменным. А ведь такая стабильность графического облика свойственна большинству слов, фонетическая сторона которых подверглась историческим изменениям. Причина скрыта в почти бесперебойном действии в языке главного орфографического закона, суть которого в единообразном написании значимых частей слова. «Пиши морфему всегда одинаково» - основное правило русской орфографии. И пусть какая-то морфема была поглощена в слове соседней (руб-ах-а\ рубах-а), все равно она сохраняет свое «лицо» даже и в таких условиях.

Чем объясняется, например, различие в написании слов обаяние и обоняние? В первую очередь – различиями в происхождении и историческом морфемном строении. В первом слове этимологический корень –ба-, который находим в древнем глаголе баять – «говорить» (обаять – «оговорить, околдовать словами») и производных от него (басня, бай-бай, байка). Существительное обоняние образовано от глагола воняти («пахнуть»), а значит, при написании слова сохраняет графический облик корня исходного слова вонь.

Привычные глазу приставки до-, на-, за- находит этимология в словах дозор (от зреть – «смотреть»), донимать (от имать – «брать, ловить»), нахлобучить (от клобук – «шапка»), запястье (от пясть – «пятерня»).

Вот так этимологический разбор способен переместить непроверяемые слова в разряд слов с проверяемыми или, по крайней мере, поддающимися объяснению написаниями. При этом омертвевшие в слове орфограммы как бы оживают, прочнее запоминается их орфографический облик, лучше усваивается учениками суть главного закона русского правописания.

Этимологический экскурс в историю помогает объяснить написание, уточнить значение не только исконно русских слов, но и слов иноязычных, пришедших к нам в разные эпохи.

Использование этимологической справки для разъяснения правильности написания заимствованных слов – прием тоже далеко не новый в методике обучения русскому языку. Даже минимальные познания учащихся в области иностранного языка позволяют проводить эту работу в школе. За последние годы накоплен в лингвистике богатейший материал об иноязычной лексике, и результаты исследований отражены в специальных словарях.

II. Пособие «От А до Я» как одно из средств работы со словарными словами через их этимологию.

К сожалению, этот интересные и эффективные приемы обучения редко используются для орфографических целей. И причина, конечно, не в сопротивлении словесника этой форме работы, а в недостаточной оснащенности школы материалом, специально ориентированным на такой анализ. Поэтому я разработала для себя и своих учеников специальное пособие, позволяющее за короткое время не только познакомиться с этимологией и правописанием изучаемого слова, но и поработать над толкованием, синонимами, антонимами и гнездами слов. Данное пособие представляет собой собрание словарных слов, изучаемых в 5-9 классах. Первоначально оно замысливалось как историческая справка по словам учебника. Слово великий образовано от общеславянского корня; древнерусское вель значило «большой». При этом ученик должен был запомнить значение и написание слова. Но практика показала, что этого недостаточно. Необходимы толковые, словообразовательные словари. Не всегда под рукой есть словари синонимов и антонимов. Поэтому возникла идея собрать весь комплекс словарных статей по каждому слову с примерами в одном пособии. Так появился материал «От А до Я».

Каждая словарная статья начинается прежде всего с полного толкования слова, взятого из «Толкового словаря русского языка» под редакцией С.И. Ожегова. Почему я выбрала именно этот словарь? Во-первых, словарь однотомный, компактный. Во-вторых, содержит все необходимые слова и толкование дано в популярной форме. Работая над лексическим значением слова, изучаемого на уроке, можно повторить понятия однозначности – многозначности; прямого и переносного значения; сферу употребления; омонимы. Каждое значение снабжено примером, кроме этого дается толкование известных фразеологизмов. Канал. 1. Искусственное русло, наполненное водой. Судоходный канал. 2. Узкое длинное полое пространство внутри чего-нибудь (спец. маслопроводящий канал). 3. Линия связи, коммуникации; устройство для передачи информации. Канал электросвязи. 4. обычно мн., перен. путь, средство для достижения чего-нибудь; (книж.) по дипломатическим каналам. Работу по толкованию слова можно построить как по прямому варианту: дается слово, а потом идет знакомство со словарной статьей, (пособие лежит у каждого на парте), так и по обратному: «угадай слово» - дается толкование, а потом только называется слово. В обоих случаях орфография отрабатывается, если можно так сказать, через знакомство с этимологической справкой: канал – слово заимствовано в Петровскую эпоху из немецкого языка. Латинское слово canna, от которого произошло слово kanal, обозначало «тростник, трубку».

Однокоренные слова можно подобрать детям как самостоятельно, сопровождая словообразовательным разбором, так и обратиться к следующей словарной статье, в которой указаны словообразовательные гнезда с указанием морфем (этот вариант подходит для слабоуспевающих детей). Если позволяет время, то в 7 – 9 классах целесообразно будет повторить на данных примерах способы словообразования.

канал канал-ец

каналь-н-ый

Если у изучаемого слова существуют синонимы или антонимы, то в пособии это отмечено: командир – синонимы: военачальник, полководец; антонимы: рядовой.

В качестве примеров на закрепление орфографии слова или же для первоначального знакомства с ним предлагаются русские народные пословицы и поговорки, загадки, ребусы, отрывки из стихотворений известных поэтов, а также познавательный исторический и краеведческий материал, который можно использовать для воспитательных моментов на уроке. Слово «светофор».

Где ты был до сих пор?

Задержал светофор.

Красный – ясно – путь опасный.

Желтый – то же, что и красный,

А зеленый впереди – проходи!

(И. Демьянов)

Встало с краю улицы в длинном сапоге

Чучело трехглазое на одной ноге.

Где машины движутся, где сошлись пути,

Помогает улицу людям перейти.

(загадка)

Бегут троллейбусы полусонные,

И, словно фокусник для детворы,

Для них светофор надувает шары:

Красные, желтые и зеленые.

(Асадов.)

Наличие нескольких вариантов помогает подобрать тот материал, который либо начнет знакомство со словом, например, загадка, ребус, либо закрепит правописание - отрывок стихотворения, текста..

Наличие пособия решает сразу несколько проблем. Во-первых, не нужно больше искать разнообразные словари - все необходимое собрано в одном. Во-вторых, работа над словом проходит намного быстрее, высвобождая время для повторения. В-третьих, работу можно построить дифференцированно. В-четвертых, ученики учатся при изучении слова работать со словарной статьей, а это не всегда возможно из-за отсутствия

достаточного количества словарей, а тем более такого их разнообразия


Территория

Толкование

Ограниченное земельное пространство. Территория города

Территориальные воды – часть моря, на которую распространяется власть прибрежного государства.

Этимология

Лат. [territorium от terra – земля]

Словообразование

Территория

территориальн-о

территориальн-ость

экс-территориальный


Примеры

Я хотел бы опять и опять

Замечательной песне вторить.

Всем победам шагать и шагать

По пространствам твоих территорий.


Красноярский края – огромная территория, расположенная - в Восточно Сибирском регионе России, в самом центре Евро-Азиатского континента между 510 и 810 с.ш. и 780 и 1130 в.д. общая площадь – 2339,7 тыс. км2, или 1/7 всей территории страны. Территория края в 6,5 раз превышает территорию Германии и в 4 раза - Франции. На территории края расположен географический центр России на юго-восточном берегу озера Виви в точке с координатами 66025’ с.ш. и 94015’ в.д.

Пример статьи из пособия «ОТ А до Я».




Для закрепления...

Для закрепления изученных слов я предлагаю ребятам различные виды словарных диктантов.

  1. «Узнай слово по этимологической справке»

например: это слово на букву П произошло от...

слова перст –палец и обозначает «варежку с пальцами»;

слова пить и обозначает буквально «пьющая»;

слова пес – собака и обозначало первоначально «щенок пушистого зверя»;

слова печь – «жечь» и обозначало первоначально «выжженный знак»;

слова пита – пища + ник (помещение);

слова печь – печка и обозначало первоначально «углубление, похожее на печь»;

слова пальма и обозначало буквально «человека, возвратившегося из святых мест с пальмовою ветвью».

Перчатка, пиявка, песец, печать, питомник, пещера, паломник.

2. Диктант с объяснением.

Объясните, от каких слов образовались данные слова.

Питомник (пита – пища), племянник (племя +ян+ник), подлинник (по+длинник), сверстник (верста), ровесник (ровный), соперник (прети – спор), соратник (рать – войско).

3.Cамодиктант.

Запишите как можно больше слов, содержащих латинские и греческие словообразовательные элементы.

А) интер (между), б) дикт (говорить), в) графо (пишу).

А) интернат, интернациональный, интервидение, интервал.

Б) диктант, диктор, диктофон, дикция, вердикт, диктатор.

В) орфография, телеграф, графоман, графа, график.


Для индивидуальной работы предлагаю творческие задания на этимологический анализ слов:

Где «падает» солнце?


ПАДАТЬ – значит «резко опускаться сверху вниз».

Старое русское ЗАПАДАТИ и значило «падать».

Реши: как называли место, где солнце «падает».

Подумай, как можно объяснить правописания этого слова.


Поиграй с мячом!

Английское слово БОЛ значит «мяч».

Сложи это слово с другими английскими словами так, чтобы получились названия спортивных игр:

со словом ФУТ, что значит «нога»







со словом БАСКЕТ, что значит «корзина»










со словом ГАНД, что значит «рука»








словом ВОЛЕЙ, что значит «удар в воздухе»









Попробуй объяснить правописание этих слов.


Что дальше?


Греческое слово ТЕЛЕ значит «далеко».

Реши: какие слова содержат греческое ТЕЛЕ, если их значения:

1) аппарат, который далеко передает звуки человеческой речи

Т

Е

Л

Е





2) аппарат, который принимает изображения издалека

Т

Е

Л

Е





3)аппарат для быстрой передачи известий на расстоянии

Т

Е

Л

Е






4) известие, быстро переданное на расстоянии

Т

Е

Л

Е








5) Прибор для рассматривания далеких звезд

Т

Е

Л

Е







III. Заключение.

Этимологический анализ, не являясь предметом обязательного рассмотрения в школе, тем не менее оказывает огромное влияние на ученика, призывая его думать, размышлять, узнавать. «Найти корень слова – это значит найти его внутренний, затаенный смысл – то же, что зажечь внутри фонаря огонек». М. Рыбникова.













Рецензия

на работу «Этимологический анализ на уроках русского языка» учителя русского языка и литературы МОУ «Лицей № 3 Юдиной Светланы Максимовны.


Данная работа посвящена проблеме работы со словарными словами на уроках русского языка. Учитель считает, что возможно при знакомстве с такими словами не механическое запоминание, а понимание правописания слова через обращение к его истокам, его этимологии. Юдина опирается в своем исследовании на опыт методистов, которые занимаются проблемами обучения правописанию (М.А. Рыбникову, М.Т. Баранова, М.М.Разумовскую).

В центре внимания находится разработка пособия, предназначенного для учителя и учеников 5-9 классов, в котором собраны словарные слова, изучаемые в этот период. В пособии автор дает этимологические справки по изучаемым словам, помогающие детям осознанно выбирать правильный ответ на загадку слова. Учитель не останавливается только на этимологической справке в пособие, а с целью знакомства с разными видами словарей приводит словарные статьи по толкованию, словообразованию, дает антонимические и синонимические ряды. В качестве примеров на закрепление правописания орфограммы Юдина С.М. собрала интересные материалы по истории возникновения самих понятий, краеведческий материал. Материал дифференцирован, и от класса к классу усложняется. Если, например, в 5 классах на закрепление правописания слова часто употребляются загадки, пословицы, то в среднем звене это уже отрывки из стихотворных и прозаических произведений русских авторов.

В своей работе учитель приводит приемы, которыми он пользуется при проверке написания слов. Особо хочется выделить прием 100задач, при помощи которого можно проводить не только индивидуальную и групповую работу со словом, но и давать в качестве дополнительного материала на уроке и факультативном занятии.

Существенным недостатком работы является слабая заключительная часть, в которой автор не подводит итогов своей деятельности.

Идея создания пособия продуктивна. Такой «мини-словарик» заинтересует учителей словесников.



С.Г. Виноградова, кандидат филологических наук


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Юдина Светлана Максимовна

Дата: 18.04.2019

Номер свидетельства: 507631


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства