kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Эссе «Формы и методы работы по подготовке к выполнению творческих заданий ГИА и ЭГЭ по русскому языку и литературе».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эссе «Формы и методы работы по подготовке к выполнению творческих заданий ГИА и ЕГЭ по русскому языку и литературе».  Подготовлено в ходе прохождения дистанционных курсов по предмету. Изложены проблемы, с которыми сталкивается учитель и ученики при подготовке, способы разрешения этих проблем, представлены материалы из опыта работы учителя.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«эссе 2»

Эссе


Формы и методы работы по подготовке к выполнению творческих заданий ГИА и ЭГЭ по русскому языку и литературе.


Ребенок не пустой сосуд,

который надо наполнить,

но факел, который надо зажечь.

Плутарх.


Подготовка учащихся к выполнению творческих заданий - одна актуальных проблем, стоящих перед учителем русского языка и литературы. Чем это обусловлено?

Во-первых, развитие речи – это важнейшее средство социализации личности, развития интеллектуальной сферы и способ приобщения к культуре общества.

Во-вторых, сформированность речевых умений и навыков выпускников проявляется не только на ОГЭ, ЕГЭ, но и в повседневной жизни.

Работа по развитию речи – это не только обучение сочинениям и изложениям. Это умение учителя своевременно ориентироваться на социокультурные изменения, которые происходят в обществе и отражаются на современной личности и ее речевой культуре.

Работу над речеведческими понятиями с целью повышения коммуникативной эффективности можно построить на опорных конспектах. Они создают условия для свертывания рассуждения, автоматизации умения, помогают делать обобщения, выражая свою точку зрения. Работа с опорными конспектами рассчитана как на учащихся, запоминающих материал при помощи зрительной памяти, так и воспринимающих информацию на слух. Они не лишают учащихся собственного мнения, а являются еще одним способом общения и достижения поставленной цели.

Речеведческая теория – это не просто набор определенных понятий и формулировок, которые должны быть усвоены. Важно научить производить учебные действия с этими понятиями: подводить текст под понятие или выводить следствие из понятия.

Например, для отработки навыков написания сочинения-рассуждения части С15.1 можно предложить следующий опорный конспект, который является и алгоритмом выполнения действий:

- знакомлюсь с понятием,

- вижу и узнаю его в тексте,

- строю высказывание по образцу,

- создаю собственное высказывание,

- сравниваю результат с поставленной задачей.

Очень важно при написании сочинений-рассуждений части С15.2, С15.3 добиться от учащихся понимания цели данного типа речи – убедить адресата в чем-либо, укрепить или изменить свое мнение. Именно для этого нужно использовать логическую и стройную систему доказательств.

Следующим этапом в отработке навыков написания сочинения-рассуждения является выполнение творческих заданий продуктивного типа. Задания могут быть как коллективные, групповые, так и индивидуальные, могут быть организованы пары по принципу: сильный-слабый. Групповая работа позволяет каждому чувствовать себя раскованно и работать в индивидуальном темпе, а также формировать оценку своих личностных возможностей и способностей.

Особое внимание в работе над сочинением-рассуждением необходимо уделять коррекционной работе, которая состоит из выявления затруднений учащихся, особенно в построении текста. Такую работу можно проводить параллельно с языковыми темами уроков русского языка, выполняя задания к текстам:

- преобразуйте текст, включив второстепенные члены предложения и вставные конструкции;

- найдите речевую ошибку в тексте, запишите в исправленном виде;

- из слов и сочетаний слов составить предложения, соответствующие контексту;

- сравните два предложения. Какое из них может быть в качестве зачина, какое – в качестве концовки?

- прочитайте отрывок из сочинения учащихся, найдите ошибки.

Для овладения речеведческими знаниями, корректирования процесса обучения необходима система отслеживания обученности учащихся. Цель контроля - отслеживание динамики развития речи во всех её видах и формах.

Наиболее объективными измерителями являются следующие виды контроля: творческие диктанты, различные виды изложений, сочинения разных жанров лингвистический анализ текста, задания текстовой формы и др.

Систематическое проведение такой работы с постепенным ее углублением и расширением позволяет сделать речевую деятельность учащихся более продуктивной и открывает широкие возможности для формирования умения развивать мысль в тексте, выбирать оптимальный порядок слов и предложений, связывать предложения и части текста в сочинение-рассуждении.

Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, краткой передачи содержания текста, вычленения основных микротем, обобщения содержания исходного текста, использование авторских ключевых слов и словосочетаний. Оно должно быть коротким, но не бедным по содержанию; нет необходимости сохранения авторского стиля; употребление лексики и фразеологии свободное.

Формы и приемы работы с учащимися при подготовке к сжатому изложению:

- упражнение на сжатие текста;

- составление цитатных планов;

- задачи на сжатие текста упражнений учебника;

- аудиодиктант;

- свободные диктанты.

Серьезным испытанием для выпускников 9 класса является экзамен по литературе. Задания ГИА разработаны таким образом, что знания теоретико-и историко-литературного характера проверяются через умение применить их для анализа литературного произведения и создания собственного текста, отражающего понимание прочитанного. Фактически работа по литературе представляет собой три мини-сочинения и одно сочинение в объеме не менее 200 слов. Такой формат заданий позволяет выяснить, как девятиклассник научился читать, анализировать, интерпретировать, сравнивать, а также оформлять результат своей работы с художественным текстом в виде связного развернутого речевого произведения.

Из сказанного можно сделать несколько важных выводов, которые помогут подготовиться к экзамену.

Во-первых, готовиться к экзамену следует заранее. Обладая усердием, за короткое время можно выучить теоретический материал, но для того чтобы научиться анализировать литературное произведение и аргументировано излагать свои мысли, требуется время и накопленный читательский опыт.

Во-вторых, только отличное знание всех текстов гарантирует успех. Читать, читать и еще раз читать – вот первый девиз.

В-третьих, необходима тренировка в написании развернутых ответов. Писать, писать и редактировать написанное - это второй девиз выпускника.

В-четвертых, нужно учиться доказывать. Задача – убедить.

Мировая практика и история развития российского образования доказывает незаменимость именно сочинения как формы проведения экзамена в 11 классе.

Основные тематические направления известны заранее, а значит следует заранее начать подготовку к экзамену: прочитать необходимые произведения, ознакомиться с критической и методической литературой. Однако конкретные формулировки тем станут известны только на экзамене.

Нацеливаю при выборе темы руководствоваться следующими соображениями:

- какая из тем кажется наиболее конкретной и понятной;

- какие художественные произведения учащиеся знают лучше всего.

Работая над композицией сочинения, отрабатываем варианты вступления, заключения.

При работе над основной частью сочинения необходимо обратить внимание на четкое членение текста на абзацы, так как каждый абзац – это относительно законченное целое.

Над сочинением работаем по следующему алгоритму:

- Определите проблему, которая содержится в теме сочинения.

- Сформулируйте тезисы, раскрывающие эту проблему.

- Подберите произведения для доказательства своей точки зрения.

- Продумайте композицию.

- Напишите план.

- Напишите черновой вариант работы.

- Перечитайте написанное.

- Внесите поправки.

- Напишите окончательный вариант работы.

- Перечитайте написанное. Исправьте ошибки.

Развитие речи, непосредственно связанное с развитием мыслительной деятельности, - одна из важнейших задач обучения языку, которую необходимо решать постепенно и постоянно на протяжении всего школьного курса. Потому залогом успешной сдачи итоговой аттестации является планомерная, систематическая подготовка учащихся в течение всех лет обучения русскому языку и литературе.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Шемелина Нина Васильевна

Дата: 04.09.2016

Номер свидетельства: 342235


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства