Просмотр содержимого документа
«Элективный курс подготовки к ОГЭ по русскому языку "Всемогущий и занимательный синтаксис"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Медведевская средняя общеобразовательная школа Красногорского района Брянской области
Программа элективного курса по русскому языку в 9 классе
«Всемогущий и занимательный синтаксис»
Составитель программы: Тубол Жанна Васильевна,
учитель русского языка и литературы
2014год
Пояснительная записка
Программа элективного курса по русскому языку «Всемогущий и занимательный синтаксис» - новая модель современного школьного курса для учащихся 9 классов. Рассчитана на 34 часа. Она построена в основном на углубленном изучении главных членов предложения.
Программа включает в себя:
теоретический материал;
вопросы и задания практического характера;
вопросы и задания занимательного характера.
Цель - способствовать углубленному изучению синтаксиса и на его основе росту речевой культуры школьника.
Вся практическая часть элективного курса представлена упражнениями и заданиями повышенной трудности для того, чтобы:
при изучении главных членов предложения - выработать умения быстро ориентироваться в тексте, выделять синтаксические конструкции, сравнивать синтаксико-стилистические явления; подготовить учащихся к редактированию и составлению связных текстов; уяснить свойства частей речи субстантивироваться (выступать в роли существительного);
при изучении второстепенных членов предложения - усвоить синтаксические отношения между словами, развивать навыки сознательного употребления слов и словосочетаний в речи; восстанавливать авторские тексты, конструировать, редактировать, вставлять, сопоставлять;
при изучении односоставных предложений - определять структурно-семантические различия односоставных и двусоставных предложений; выявлять оттенки сходных конструкций при синонимической замене, выяснять причины использования того или иного типа предложений в отрывках разной стилевой направленности, устранять стилистические ошибки, самостоятельно употреблять разные виды односоставных предложений;
при изучении однородных членов предложения - усиливать выразительность высказываний эмоционально-экспрессивного характера, располагать однородные члены в порядке градации, повторять союзы для выделения каждого однородного члена, употреблять однородные члены попарно;
при изучении обращений - использовать разновидности обращений, связанные с созданием особых семантических оттенков;
при изучении вводных конструкций - употреблять вводные слова и предложения в случаях, когда одно и то же слово может быть то членом предложения, то вводным;
при изучении обособленных членов предложения - выявлять особую выразительность обособленных второстепенных членов предложения, их стилистическую роль, сопоставлять синонимичные конструкции;
- при изучении сложных предложений – акцентировать внимание учащихся на том, как замена влияет на смысл высказывания и эмоциональную окраску речи; учить не только строить синонимические конструкции, но и соотносить их с содержанием высказывания и стилем речи, отбирать и мотивировать выбор, уяснять целесообразность использования каждой из них для выражения данного содержания.
Вся практическая работа элективного курса может проходить в форме КВН, клуба знатоков, «Брейн-ринга», игр «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы» и т. д.
В предлагаемой системе заданий намечается решение следующих задач:
- обобщение, систематизация знаний о предложении как единице синтаксиса на более высоком уровне;
развитие интонационно выразительной речи;
активизация всех видов деятельности, связанная с совершенствованием устной и письменной речи;
проведение стилистического эксперимента (конструирование стилистических вариантов и установление их взаимозаменяемости);
- самостоятельное употребление тех или иных синтаксических структур не только в отдельном высказывании, но и в создании огромных текстов лингвистического характера;
- развитие логического и абстрактного мышления. Использование системы упражнений и заданий этого курса
позволяет не только расширить, но и углубить знания учащихся об особенностях стилистического употребления основных синтаксических категорий в речи.
Предложенная система упражнений предусматривает последовательное нарастание трудностей в заданиях и повышение роли самостоятельности учащихся.
Выполнение заданий предопределяет приемы активного наблюдения и исследования стилистических структур. Наряду с серьезными языковыми упражнениями даются и шуточные вопросы, загадки, кроссворды, каламбуры с целью развития у учащихся языкового чутья.
Программа предполагает варьирование, которое может быть связано с творческим подходом учителя к решению теоретических и практических вопросов. Предложенный материал может служить и образцом, по которому учитель создаст свой, то есть выберет из лингвистической литературы нужные теоретические сведения, а из художественной - иллюстративный материал.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
самостоятельно подбирать и правильно использовать лингвистический и занимательный материал;
обогащать свою речь и не переставать учиться языку у мастеров культуры;
находить различия между предметной, понятийной и синонимической близостью предложений (и помнить, что они не означают тождества);
владеть навыками стилистической правки текста;
самостоятельно конструировать ту или иную синтаксико-стилистическую структуру предложения и использовать ее в собственной речи;
использовать синонимические варианты выражения одной и той же мысли.
Учебно-тематический план
№ п/п
Название тем курса
Всего часов
Формы и методы обучения
Форма контроля
1
2
3
4
5
Раздел I. О словах и их сочетаниях (4 ч)
1
Введение.
Всемогущий
синтаксис
1
Практическая работа. Составление предложений. Работа со словарем
Устный опрос. Взаимопроверка
2
Интонация, логическое ударение, паузы, порядок слов
1
Беседа. Игра «Что? Где? Когда?»
Нахождение алгоритма «восстановления строки»
3-4
Слова. Сочетания слов. Словосочетания
2
Сообщения учащихся. Создание проектов по
темам
Индивидуальная работа. Составление рассказа
Раздел II. Основные виды подчинения (5 ч)
5
Согласование
1
Сообщения учащихся. Графическое обозначение связи. Практическая работа
Словарная работа.
Конструирование
предложений
6
Управление
1
Беседа с привлечением сообщений учащихся. Графическое обозначение связи. Практическая работа
Нахождение алгоритма «расшифровки записи»
7
Примыкание
1
Беседа. Сообщения учащихся. Графическое обозначение связи
Сообщения учащихся. Наблюдение текста художественной литературы с по следующими выводами
Устный опрос. Работа с текстом
19-20
Однородные члены предложения и их добрососедские отношения
2
Практикум. Беседа. Наблюдение поэтического текста. Работа в группах
Сказка или рассказ «Животные нашего края», «Друзья и враги леса»
21-22
Обособление второстепенных членов предложения
2
Практикум. Беседа. Работа в группах. Наблюдение поэтического текста словарем
Составление памятки «Частные условия обособления». Конструирование предложений
23-24
Слова,не являющиеся членами предложения (вводные слова,предложения,обращения)
2
Беседа. Написание научной статьи в сборник «Хочу все знать»
Взаимопроверка взаимоконтроль
Раздел IV. Сложные предложения (4 ч)
25-26
Виды сложных предложений. Своеобразие их семантики, структуры и функций. Синонимия предложений разных видов
2
Сообщения учащихся. Составление таблицы «Виды сложных предложений». Редактирование стилистических текстов
Рассказ на лингвистическую тему. Взаимопроверка и взаимоконтроль
27-28
«Простое предложение»
2
Урок-игра. Синтаксическое лото. Работа в группах. Подготовка карточек к синтаксическому лото. Выбор предложений для синтаксического лото. Подготовка определений для таблиц
Игра «Все о простом предложении»
Раздел V. Пунктуация (5 ч)
29
Немного о пунктуации. Трудные случаи пунктуации
1
Семинар. Работа с учебниками разных программ. Составление вопросов для устного журнала
Рекомендации «Положительные и отрицательные стороны данного учебника»