kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Элективный курс подготовки к ОГЭ по русскому языку "Всемогущий и занимательный синтаксис"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот элективный курс прадназначен для подготовки учащихся 9 классов к сдаче ОГЭ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс подготовки к ОГЭ по русскому языку "Всемогущий и занимательный синтаксис"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Медведевская средняя общеобразовательная школа Красногорского района Брянской области







Программа элективного курса по русскому языку в 9 классе

«Всемогущий и заниматель­ный синтаксис»









Составитель программы: Тубол Жанна Васильевна,

учитель русского языка и литературы





2014год


Пояснительная записка

Программа элективного курса по русскому языку «Всемогущий и заниматель­ный синтаксис» - новая модель современного школьного курса для учащихся 9 классов. Рассчитана на 34 часа. Она построена в основном на углубленном изучении главных членов предложе­ния.

Программа включает в себя:

  • теоретический материал;

  • вопросы и задания практического характера;

  • вопросы и задания занимательного характера.

Цель - способствовать углубленному изучению синтаксиса и на его основе росту речевой культуры школьника.

Вся практическая часть элективного курса представлена уп­ражнениями и заданиями повышенной трудности для того, чтобы:

  • при изучении главных членов предложения - выработать умения быстро ориентироваться в тексте, выделять синтаксические конструкции, сравнивать синтаксико-стилистические явления; под­готовить учащихся к редактированию и составлению связных тек­стов; уяснить свойства частей речи субстантивироваться (высту­пать в роли существительного);

  • при изучении второстепенных членов предложения - ус­воить синтаксические отношения между словами, развивать навы­ки сознательного употребления слов и словосочетаний в речи; вос­станавливать авторские тексты, конструировать, редактировать, вставлять, сопоставлять;

  • при изучении односоставных предложений - определять структурно-семантические различия односоставных и двусостав­ных предложений; выявлять оттенки сходных конструкций при си­нонимической замене, выяснять причины использования того или иного типа предложений в отрывках разной стилевой направленно­сти, устранять стилистические ошибки, самостоятельно употреб­лять разные виды односоставных предложений;

  • при изучении однородных членов предложения - усили­вать выразительность высказываний эмоционально-экспрессивного характера, располагать однородные члены в порядке градации, по­вторять союзы для выделения каждого однородного члена, упот­реблять однородные члены попарно;

  • при изучении обращений - использовать разновидности об­ращений, связанные с созданием особых семантических оттенков;

  • при изучении вводных конструкций - употреблять ввод­ные слова и предложения в случаях, когда одно и то же слово мо­жет быть то членом предложения, то вводным;

  • при изучении обособленных членов предложения - выяв­лять особую выразительность обособленных второстепенных чле­нов предложения, их стилистическую роль, сопоставлять синони­мичные конструкции;

- при изучении сложных предложений – акцентировать внимание учащихся на том, как замена влияет на смысл высказы­вания и эмоциональную окраску речи; учить не только строить синонимические конструкции, но и соотносить их с содержанием высказывания и стилем речи, отбирать и мотивировать выбор, уяснять целесообразность использования каждой из них для выражения
данного содержания.

Вся практическая работа элективного курса может проходить в форме КВН, клуба знатоков, «Брейн-ринга», игр «Что? Где? Ко­гда?», «Умники и умницы» и т. д.

В предлагаемой системе заданий намечается решение сле­дующих задач:

- обобщение, систематизация знаний о предложении как
единице синтаксиса на более высоком уровне;

  • развитие интонационно выразительной речи;

  • активизация всех видов деятельности, связанная с совер­шенствованием устной и письменной речи;

  • проведение стилистического эксперимента (конструирова­ние стилистических вариантов и установление их взаимозаменяе­мости);

- самостоятельное употребление тех или иных синтаксических структур не только в отдельном высказывании, но и в создании огромных текстов лингвистического характера;

- развитие логического и абстрактного мышления.
Использование системы упражнений и заданий этого курса

позволяет не только расширить, но и углубить знания учащихся об особенностях стилистического употребления основных синтакси­ческих категорий в речи.

Предложенная система упражнений предусматривает после­довательное нарастание трудностей в заданиях и повышение роли самостоятельности учащихся.

Выполнение заданий предопределяет приемы активного на­блюдения и исследования стилистических структур. Наряду с серь­езными языковыми упражнениями даются и шуточные вопросы, загадки, кроссворды, каламбуры с целью развития у учащихся язы­кового чутья.

Программа предполагает варьирование, которое может быть связано с творческим подходом учителя к решению теоретических и практических вопросов. Предложенный материал может служить и образцом, по которому учитель создаст свой, то есть выберет из лингвистической литературы нужные теоретические сведения, а из художественной - иллюстративный материал.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

  • самостоятельно подбирать и правильно использовать лин­гвистический и занимательный материал;

  • обогащать свою речь и не переставать учиться языку у мас­теров культуры;

  • находить различия между предметной, понятийной и сино­нимической близостью предложений (и помнить, что они не озна­чают тождества);

  • владеть навыками стилистической правки текста;

  • самостоятельно конструировать ту или иную синтаксико-стилистическую структуру предложения и использовать ее в собст­венной речи;

  • использовать синонимические варианты выражения одной и той же мысли.


Учебно-тематический план



№ п/п

Название тем курса

Всего часов

Формы и методы обучения

Форма контроля

1

2

3

4

5

Раздел I. О словах и их сочетаниях (4 ч)

1

Введение.

Всемогущий

синтаксис

1

Практическая работа. Со­ставление предложений. Ра­бота со словарем

Устный опрос. Взаимопроверка

2

Интонация, ло­гическое ударе­ние, паузы, по­рядок слов

1

Беседа. Игра «Что? Где? Когда?»

Нахождение алго­ритма «восстановле­ния строки»

3-4

Слова. Сочета­ния слов. Сло­восочетания

2

Сообщения учащихся. Создание проектов по

темам

Индивидуальная работа. Составле­ние рассказа

Раздел II. Основные виды подчинения (5 ч)

5

Согласование

1

Сообщения учащихся. Графическое обозначение связи. Практическая работа

Словарная работа.

Конструирование

предложений

6

Управление

1

Беседа с привлечением сооб­щений учащихся. Графиче­ское обозначение связи. Практическая работа

Нахождение алго­ритма «расшифровки записи»

7

Примыкание

1

Беседа. Сообщения учащих­ся. Графическое обозначе­ние связи

Формулирование принципа группиров­ки словосочетаний

8-9

Основные виды подчинения

2

Семинар. Работа в группах. Практическая работа

Составление табли­цы. Решение задач на лингвистическую

тему

Раздел III. Простое предложение (15 ч)

10

Типы предложе­ний. Общие све­дения

1

Сообщения учащихся. Составление таблицы. Беседа

Сочинение-миниа­тюра. Индивидуаль­ная работа с после­дующими выводами

11-

12

Подлежащее и сказуемое. Со­гласование ска­зуемого с под­лежащим

2

Беседа. Практическая рабо­та. Составление вопросов и заданий к теме

Рассказ о спорте. Изложение

13

Нераспростра­ненные и рас­пространенные предложения


1

Лекция. Беседа. Сообщения
учащихся. Работа с картинками.

Игра «Будь внимателен!»


14-15

Второстепенные члены предложения


2


Семинар. Работа в группах по заданной программе


Письменный ответ на вопрос


16-17

Односоставные предложения. Синонимия од­носоставных предложений


2

Практикум. Сообщения уча­щихся с использованием специально подобранного материала


Дополни ответ това­рища... Игра «Свое предложение». Рас­сказ «Кто лучше?»


18

Неполные пред­ложения. Ком­муникативная целесообраз­ность использования.


неполных предложений


1

Сообщения учащихся. Наблюдение текста художе­ственной литературы с по следующими выводами


Устный опрос. Работа с текстом


19-20

Однородные члены предло­жения и их доб­рососедские от­ношения


2

Практикум. Беседа. Наблюдение поэтического текста. Работа в группах


Сказка или рассказ «Животные нашего края», «Друзья и враги леса»


21-22

Обособление второстепенных членов предложения


2

Практикум. Беседа. Работа в группах. Наблюде­ние поэтического текста словарем


Составление памятки «Частные условия
обособления». Конструирование предложений

23-24

Слова,не являющиеся членами предложения (вводные слова,предложения,обращения)

2

Беседа. Написание научной статьи в сборник «Хочу все знать»


Взаимопроверка взаимоконтроль



Раздел IV. Сложные предложения (4 ч)

25-26

Виды сложных предложений. Своеобразие их семантики, стру­ктуры и функ­ций. Синонимия предложений разных видов

2

Сообщения учащихся. Составление таблицы «Ви­ды сложных предложений». Редактирование стилисти­ческих текстов

Рассказ на лингвис­тическую тему. Взаимопроверка и взаимоконтроль

27-28

«Простое пред­ложение»

2

Урок-игра. Синтаксическое лото. Работа в группах. Подготовка карточек к син­таксическому лото. Выбор предложений для синтакси­ческого лото. Подготовка определений для таблиц

Игра «Все о простом предложении»

Раздел V. Пунктуация (5 ч)

29

Немного о пунк­туации. Трудные случаи пунктуа­ции

1

Семинар. Работа с учебни­ками разных программ. Со­ставление вопросов для устного журнала

Рекомендации «По­ложительные и от­рицательные сторо­ны данного учебни­ка»

30-3!

Все о предложе­нии... (или поч­ти все)

2

Сообщения учащихся. Уст­ный журнал

Игровой рассказ

32-33

Лингвистиче­ский карнавал «Это непростое простое предло­жение»

2


Определение побе­дителей в 3-х номи­нациях

34

Обобщение зна­ний

1






Литература

Для учителя:

  1. Арсирий, А. Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка: в 2 ч. - Ч. 2. - М., 1967.

  2. Блинов, Г. И. Изучение связи слов на уроках русского язы­ка. -М., 1963.

3. Грамматико-стилистические упражнения при изучении
синтаксиса / сост. В. А. Мызина. - М.: Просвещение, 1976.

  1. Дейкина, А. Д., Пахнова, Т. М. Русский язык в старших классах: практический курс. - ML: Вербум, 2001.

  2. Розенталь, Д. Э. Практическая стилистика русского языка. -М.: АСТ-ЛТД, 1998.

7. Формановская, Н. И. Вы сказали: «Здравствуйте!» - М., 1982.

6. Учебный словарь сочетаемости слов русского языка / под-
ред. П. Н. Денисова, В. В. Морковкина. - М., 1978.

Для учащихся:

1. Арсирий, А. Т. Материалы по занимательной грамматике
русского языка: в 2 ч. - Ч. 2. - М., 1967.

5. Постникова, И. И., Зинченко, Т. Н. и др. Это непростое простое предложение. - М.: Просвещение, 1985.

2. Дерягин, В. Я. Беседы о русской стилистике. - М.: Знание,
1978.

4..Одинцов, В. В. Лингвистические парадоксы. - М.: Про­свещение, 1976.

3. Кодухов, В. И. Рассказы о синонимах. - М.: Просвещение,
1984.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Тубол Жанна Васильевна

Дата: 08.10.2017

Номер свидетельства: 431241


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства