Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по русскому языку "Учись писать грамотно".Трудные случаи правописания.»
Программа курса по выбору для обучающихся 9-х классов
«Учись писать грамотно
(трудные случаи правописания)»
Автор программы- Т.В. Потёмкина, преподаватель АПКиПРО
(Предпрофильная подготовка учащихся основной школы. Учебные программы элективных курсов по социально-гуманитарным предметам..)
Учитель русского языка и литературы Cаляхова Р.Ф.
Пояснительная записка
Цель данной программы- обобщить полученные знанш по правописанию за курс 5 -8 класса, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи, подготовка к ГИЛ по русскому языку в новой форме. В программе особое внимание уделяется трудным случаям правописания.
Программа курса «Учись писать грамотно (трудные случаи правописания)» рассчитана на 17 часов для обучающихся 9 -х классов.
В содержании программы отсутствует дублирование тем, изучаемых в девятом классе, поэтому данный курс может быть предложен как в первом, так и во втором полугодии девятого класса.
На занятиях предпочтительны формы работы, расширяющие классно -урочную систему : организационно -деятельностная игра, презентация, семинар, соревнование и др.
В качестве обучающих пособий предложены не только традиционные учебники, сборники упражнений по формированию навыков правописания, но и книги по занимательной лингвистике ( Шанский Н.М. Русский язык на «отлично». - Ростов н/Д, I -)98; Шанский Н.М.,Боброва Т.А. Снова в мире слова. -М, 2001; Успенский Л.В. Слово о словах. Ты и твоё имя. - М, 1962. и др.)
Неизменяемые приставки. Приставки, оканчивающиеся на з/с. Приставки при-/лре-.
Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи.
Тема 2. Правописание гласных и согласных в корне слов. (2 ч)
Безударная гласная, проверяемая и непроверяемая гласная в корне. Ы и И после приставок; О и Е после шипящих в корне. Ы, И после Ц в корне слова. Чередование гласных 0//А, Е//И.
Сомнительная согласная, непроизносимая согласная, удвоенная согласная в корне.
Тема 3. Употребление Ь и Ъ. (2 ч)
Употребление Ь после шипящих в конце слова. Ь для обозначения мягкости согласного. Разделительный Ь и Ъ. Употребление Ь в числительных. -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах.
Тема 4. Дефисные написания существительных, прилагательных и наречий. (1 ч)
Тема 5. Правописание суффиксов и окончаний существительных и прилагательных и суффиксов наречий, личных окончаний глаголов. (3 ч)
Н и НН в суффиксах полных и кратких причастий и в суффиксах прилагательных, наречий и существительных.
Правописание О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных и наречиях. Правописание безударных падежных окончаний существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов.
Правописание производных предлогов. Омонимичные части речи. Частицы НЕ, НИ , их различение на письме.
Тема 7. Употребление тире в простом и сложном предложение 1ч)
Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном
предложении. Тире в сложном предложении.
Тема8. 3наки препинания при однородных членах предложения (1ч)
Знаки препинания при однородных членах предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Однородные и неоднородные определения.
Тема 9. Обособление второстепенных членов предложения. (2 ч)Обособление определений и приложений. Обособление обстоятельств. Предложения с уточняющими оборотами. Обороты с союзом «как».
Тема 10. Обособление слов, грамматически не связанных с членами предложений. (1 ч) Обращения. Вводные слова.
Литература.
Волгина Н.С, Светлыгиева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник
-М., 1993,
Волгина Н.С. Трудные вопросы орфографии.-М., 1992.
Гранин Г.Г., Бондаренко СМ. знаки препинания. -М.,1998.