kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Элективный курс "Культура устной и письменной речи ( Речевые ошибки и работа над ними)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Культура устной и письменной речи (Речевые ошибки и работа над ними)» как элективный курс предполагает расширение знаний учащихся о речевых нормах с целью предостережения их от использования языковых средств, лежащих за пределами норм литературного языка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Культура устной и письменной речи ( Речевые ошибки и работа над ними)"»

Культура устной и письменной речи

( Речевые ошибки и работа над ними)


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе программы: Потемкина Т. В., Сабурова С. В. П 64 Программы элективных курсов. Русский язык. 10-11классы. – М.: ООО « ТИД « Русское слово – РС», 2009. – 64 с.


« Культура устной и письменной речи (Речевые ошибки и работа над ними)» как элективный курс предполагает расширение знаний учащихся о речевых нормах с целью предостережения их от использования языковых средств, лежащих за пределами норм литературного языка. Очевидно, что владение культурой речи связывают с владением языковой нормой.

Одной из задач школьного курса русского языка является освоение системы языка. Что. Безусловно, связано с освоением нормированной речи. Такая работа ведется на протяжении всего курса.

Вместе с тем в процессе обучения письменной речи недостаточно уделяется внимания вопросам редактирования текстов сочинений учащихся. На эту работу отводится неоправданно мало времени. Чаще всего она проводится на уроках, связанных с разбором ошибок, допущенных учащимися при написании сочинений и изложений.

Эта же проблема касается и вопросов развития и совершенствования устной речи учащихся.

Основной вопрос стоит не в неумении выявлять речевые ошибки, а в отсутствии единой школьной классификации таких ошибок и , следовательно, системы работы по их анализу и исправлению.

Программа элективного курса рассчитана на 35 учебных часов. Данный элективный курс нацелен на развитие умений школьников контролировать свою устную и письменную речь.


Задачами курса является научить :

- употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения;

- пользоваться выразительными средствами языка в разных условиях общения;

- отбирать из множества слов самое нужное, которое точно передает мысль;

- отбирать слова, не нарушая лексической и грамматической сочетаемости;

- отбирать речевые средства с учетом ситуации и обстановки речи;

- избегать двузначности, тавтологии, тяжеловесных, с трудом воспринимаемых конструкций;

- соблюдать совокупность требований к правильной и хорошей речи;

- править написанное;

- грамотно в орфографическом, пунктуационном и речевом отношении оформлять письменные тексты на русском языке;

- пользоваться словарями и справочниками по русскому языку и культуре речи.

Структура курса позволяет последовательно изучить различные виды речевых ошибок в соответствии с их классификацией.

Основными формами работы в рамках курса являются наблюдение и анализ примеров словосочетаний, предложений, текстов, содержащих речевые ошибки, и их редактирование.







Содержание программы


Тема 1 . Классификация речевых ошибок


Речевая норма. Понятие « речевая ошибка» и «речевой недочет». Причины возникновения речевых ошибок. Виды речевых ошибок: лексические, грамматические, логические.


Тема 2. Лексические ошибки и их исправление


Речевые ошибки, вызванные неправильным выбором слова. Ошибки, нарушающие стилистическое единство текста. Ошибки, вызванные лексической неполнотой высказывания или многословием. Ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.


Тема 3. грамматические ошибки и их исправление


Морфологические ошибки. Ошибки в употреблении существительных. Ошибки в употреблении прилагательных. Ошибки в употреблении глаголов и глагольных форм. Ошибки в употреблении числительных и местоимений.

Синтаксические ошибки. Разнотипность частей сложного предложения. Смещение конструкций. Нарушение порядка слов в предложении. Ошибки в выборе союзов и союзных слов.


Тема 4. Логические ошибки и их исправление


Ошибки в основаниях доказательства. Подмена тезиса или отступление от тезиса. Ошибки в аргументации.


Тема 5. Итоговая работа


Тестирование учащихся.





















Используемая литература


  1. Гиллигер И. В. Культура речи . Нормы современного русского литературного языка. – М., 1994

  2. Голуб И. Б. Литературное редактирование. – М., 2004.

  3. Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1978.

  4. Мучник Б.С. Культура письменной речи. – М.. 1996.

  5. Петрякова а. Г. Культура речи. Практикум. – М., 1997.

  6. шмелева Т. в. Канцелярит и другие речевые недуги// Речевое общение. Красноярск, 2000. – Вып. 3.



Перечень основных статей журнала « Русский язык в школе» по вопросам анализа речевых ошибок учащихся


  1. Бирюкова Т. Г. Речь старшеклассников: толкование обобщенных высказываний, круг ассоциаций // РЯШ. – 2003. - № 2.

  2. Бутакова Л. О. Лексические шибки при употреблении глаголов речи // РЯШ. – 1989. - № 1.

  3. Бутакова Л. О. О причинах неправильного словоупотребления // РЯШ. – 1987. - № 3.

  4. Волков А. Ф. Предупреждение ошибок в употреблении местоимений // РЯШ. – 1971. - № 6

  5. Донская Т. К. Работа над логическими ошибками учащихся при обучении русскому языку // РЯШ . – 1983. - № 2.

  6. Капинос В. И. Об оценке речевых навыков учащихся // РЯШ. – 1973. - № 6.

  7. Львов м. Р. Речь учащихся средней школы // РЯШ. – 1982. - № 1.

  8. Пленкин Н. А. Работа по культуре речи в курсе русского языка // РЯШ. – 1974. - № 3.

  9. Смирнов Ю. Б. О правилах употребления местоименных слов со значением неопределенности // РЯШ. – 1994. - № 1.

  10. Фоменко Ю. В. О типологиях речевых ошибок // РЯШ. – 1987. - № 2.

  11. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки учащихся // РЯШ. – 1991. - № 2, 4; - 1992. - № 1.




















Тематическое планирование


п/п

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности

1

Классификация речевых ошибок.

1

Вводная лекция. Знакомство с примерами текстов, содержащих речевые ошибки. Виды речевых ошибок.

2

Классификация речевых ошибок.

1

Вводная лекция. Знакомство с примерами текстов, содержащих речевые ошибки. Виды речевых ошибок.

3

Классификация речевых ошибок.

1

Знакомство с примерами текстов, содержащих речевые ошибки. Виды речевых ошибок.

4

Лексические ошибки и их исправление. Использование слова без учета семантики. Нарушение лексической сочетаемости.

1

Анализ лексических ошибок. Редактирование текстов, содержащих речевые ошибки

5

Неоправданное расширение или сужение понятия ( смешение родовых и видовых категорий)

1

Анализ лексических ошибок. Редактирование текстов, содержащих речевые ошибки

6

Анахронизм. Использование паронима.

1

Анализ лексических ошибок. Редактирование текстов, содержащих речевые ошибки

7

Использование слова, имеющего ярко выраженную окраску официально- делового стиля, с подчеркнуто неофициальным характером.

1

Анализ лексических ошибок. Редактирование текстов, содержащих речевые ошибки

8

Пропуск необходимого в предложении слова. Алогизм.

1

Анализ лексических ошибок. Редактирование текстов, содержащих речевые ошибки

9

Плеоназм. Тавтология. Расщепление сказуемого.

1

Анализ лексических ошибок. Редактирование текстов, содержащих речевые ошибки

10

Расщепление сказуемого.

1

Анализ лексических ошибок. Редактирование текстов, содержащих речевые ошибки

11

Неправильное усвоение значения фразеологизма.

1

Анализ лексических ошибок. Редактирование текстов, содержащих речевые ошибки

12

Грамматическое видоизменение фразеологизма.

1

Анализ лексических ошибок. Редактирование текстов, содержащих речевые ошибки

13

Лексическое видоизменение фразеологизма.

1

Анализ лексических ошибок. Редактирование текстов, содержащих речевые ошибки

14

Грамматические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении существительных.

1

Анализ грамматических ошибок. Редактирование текстов, содержащих речевые ошибки

15

Ошибки в употреблении прилагательных.


1

Анализ грамматических ошибок. Редактирование текстов, содержащих речевые ошибки

16

Ошибки в употреблении глаголов.

1

Анализ грамматических ошибок. Редактирование текстов, содержащих речевые ошибки

17

Ошибки в употреблении причастий.

1

Анализ грамматических ошибок. Редактирование текстов, содержащих речевые ошибки

18

Ошибки в употреблении деепричастий.

1

Анализ грамматических ошибок. Редактирование текстов, содержащих речевые ошибки

19

Ошибки в употреблении числительных.

1

Анализ грамматических ошибок. Редактирование текстов, содержащих речевые ошибки

20

Ошибки в употреблении местоимений.

1

Анализ грамматических ошибок. Редактирование текстов, содержащих речевые ошибки

21

Разнотипность частей сложного предложения.


1

Анализ грамматических ошибок. Редактирование текстов, содержащих речевые ошибки

22

Смещение конструкций.

1

Анализ грамматических ошибок . Редактирование текстов, содержащих речевые ошибки

23

Нарушение порядка слов в предложении.

1

Анализ грамматических ошибок . Редактирование текстов, содержащих речевые ошибки

24

Ошибки в выборе союзов и союзных слов.

1

Анализ грамматических ошибок . Редактирование текстов, содержащих речевые ошибки

25

Ошибки в выборе союзов и союзных слов.

1

Анализ грамматических ошибок . Редактирование текстов, содержащих речевые ошибки

26

Логические ошибки. Ошибки в основаниях доказательства

1

Анализ текстов, содержащих логические ошибки. Редактирование текстов, содержащих логические ошибки.

27

Ошибки в основаниях доказательства.

1

Анализ текстов, содержащих логические ошибки. Редактирование текстов, содержащих логические ошибки.

28

Ошибки в основаниях доказательства.

1

Анализ текстов, содержащих логические ошибки. Редактирование текстов, содержащих логические ошибки.

29

Подмена тезиса или отступление от тезиса.

1

Анализ текстов, содержащих логические ошибки. Редактирование текстов, содержащих логические ошибки.

30

Подмена тезиса или отступление от тезиса.

1

Анализ текстов, содержащих логические ошибки. Редактирование текстов, содержащих логические ошибки.

31

Ошибки в аргументации.

1

Анализ текстов, содержащих логические ошибки. Редактирование текстов, содержащих логические ошибки.

32

Ошибки в аргументации.

1

Анализ текстов, содержащих логические ошибки. Редактирование текстов, содержащих логические ошибки.

33

Итоговое занятие

1

Тестирование

34

Итоговое занятие

1

Сочинение







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Элективный курс "Культура устной и письменной речи ( Речевые ошибки и работа над ними)"

Автор: Бурова Мария Ивановна

Дата: 30.10.2024

Номер свидетельства: 658729


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства