kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экология в филологии Конкурсная программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пополнить словарный запас учащихся. Посмотреть на науку экологию с необычной точки зре­ния. Расширить круг знаний и интересов учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Экология в филологии Конкурсная программа»

Экология в филологии

Конкурсная программа

Цели:

- посмотреть на науку экологию с необычной точки зре­ния;

- расширить круг знаний и интересов учащихся;

- пополнить словарный запас учащихся. Оформление и реквизит:

- книжная выставка;

- карточки с пословицами для конкурса «Сложи посло­вицу»;

- карточки с изображениями животных и растений для конкурса «Скажи пословицу»;

- карточки с объяснениями крылатых выражений для конкурса «Найди слово»;

- карточки с фразеологизмами для конкурса «Покажи слово»;

- карточки со словами и предметы (луковица, спички, монета, бутылка, газета, исписанный лист) для конкур­са «Найди предмет»;

- карточки с изображениями животных и фразеологи­ческими оборотами для конкурса болельщиков «Рису­нок - подсказка».

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычное занятие - толк-урок «Экология в фи­лологии». Каждый из вас знает, что экология связана с природой, а филология - с языком, нашей речью. Что же между ними общего? Названия растений, животных, птиц, рыб, насекомых в русском языке, да и не только в русском, постоянно используются в речи человека как для обозначения представителей флоры и фауны, так и для наименования разных вещей и предметов, кото­рые человека окружают, для характеристики самого человека, его поведения и поступков. Они значительно обогащают словарный запас, делают нашу речь бо­лее выразительной. Большой популярностью пользу­ются в нашей речи пословицы и поговорки, среди ко­торых есть огромное количество «природных», «эколо­гических».

Дети делятся на две команды.

Конкурс «Сложи пословицу»

В конкурсе участвуют по одному игроку от каждой ко­манды. Перед игроками — карточки с пословицами и по­говорками о природе, разрезанные на две части и пере­мешанные. Задание - сложить пословицы.

Пословицы первой команде:

1. Муравей невелик, а... (горы копает).

2. Какова земля... (таков и хлеб).

3. На ловца и... (зверь бежит).

4. Не от добра дерево... (листья роняет).

5. Не хлещи кобылу... (и лягать не станет).

6. Старый конь... (борозды не портит).

Пословицы второй команде:

1. Худое дерево... (с корнем вон).

2. Всякое семя знает... (свое время).

3. Паршивая овца... (все стадо портит).

4. На безрыбье и... (рак рыба).

5. Резвого жеребца и... (волк не берет).

6. Каково семя... (таков и плод).

Конкурс «Скажи пословицу»

Ведущий. Пока игроки выполняют задание, я предла­гаю командам также вспомнить пословицы и поговорки, но уже о конкретном животном или растении.

Каждой команде ведущий предлагает по 5 карточек с изображениями животных и растений. Задание - вспом­нить пословицы, поговорки, фразеологизмы, в которых они упоминаются.

Карточки первой команде:

1. Волк. (Волков бояться - в лес не ходить. И волки сыты, и овцы целы. Волка ноги кормят. Как волка ни корми, он все в лес смотрит. Ловит волк, ловят и волка. Волк не пастух, свинья не огородник. Старого волка в сети не заманишь. В согласном стаде волк не страшен.)

2. Ворона. (Пуганая ворона и куста боится. От во­рон отстал, а к павам не пристал. Была бы падаль, а воронье налетит. В своем гнезде и ворона коршуну глаз выклюет.)

3. Яблоко. (Яблоко от яблони недалеко падает. От од­ного порченого яблока весь воз загнивает.)

4. Рыба. (Рыба портится с головы. На безрыбье и рак рыба. Без труда не вытянешь и рыбку из пруда. Рыба ищет где глубже, а человек - где лучше. На то и щука в реке, чтобы карась не дремал.)

5. Кошка. (Знает кошка, чье мясо съела. Рано пташеч­ка запела, как бы кошечка не съела. Кошке - игрушки, мышке - слезки. Не все коту Масленица, будет и Вели­кий Пост.)

Карточки второй команде:

1. Заяц. (За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. У вора заячье сердце: и спит, и боится. Заяц уж сед: навидался он бед.)

2. Воробей. (Слово не воробей: вылетит - не пойма­ешь. Старого воробья на мякине не проведешь. Из пуш­ки по воробьям не стреляют.)

3. Цветок. (Это все цветочки, ягодки потом будут. Вес­на красна цветами, а осень - плодами. На хороший цве­ток и пчелка летит. Со всего свету не собрать цвету.)

4. Птица. (Цыплят по осени считают. Всяк кулик свое болото хвалит. Гусь свинье не товарищ. Лучше синица в руках, чем журавль в небе. Ворон ворону глаз не вык­люет.)

5. Собака. (Собака лает, ветер носит. Собака на сене. Собака лает, а караван идет. Битому псу только плеть по­кажи.)

Конкурс «Найди слово»

Ведущий. Очень украшают нашу речь, делают ее вы­разительной, образной крылатые выражения, или, по-на­учному, фразеологические обороты. Многие из них про­изошли на основе наблюдений человека за природны­ми явлениями, поведением зверей и птиц. Сейчас многие крылатые выражения имеют другую смысловую нагрузку, другое значение.

Каждой команде ведущий предлагает по 5 карточек с объяснениями крылатых выражений. Задание - назвать крылатые выражения. Например, на карточке написано: «Нежелание смотреть в лицо опасности». Вы должны до­гадаться, что речь здесь идет о выражении «страусовая тактика», поскольку существует легенда, что в случае опасности страус прячет голову в песок или под крыло, очевидно, считая, что так можно избежать беды.

Задания первой команде:

1. Притворные сожаления, лицемерные, фальшивые слезы. (Крокодиловы слезы. Существует поверье, что крокодилы плачут в тот момент, когда поедают свою жер­тву. В свое время шведские ученые Рагнар Фанге и Кнут Шмидт - Нильсон решили все-таки проверить, плачут ли крокодилы. И что же оказалось? А оказалось, что кроко­дилы и в самом деле проливают обильные слезы. Одна­ко не из жалости, а от избытка солей в организме. Почки пресмыкающихся животных - несовершенный инстру­мент. Поэтому для удаления из организма избытка со­лей у рептилий развились особые железы, которые помогают почкам. Железы, выделяющие растворы солей, расположены у самых глаз крокодила. Когда они рабо­тают в полную силу, кажется, будто свирепый хищник плачет горькими слезами.)

2. Ничего не видящий и не слышащий вокруг себя че­ловек, разиня. (Глухая тетеря. Люди давно заметили свойство тетерева - терять на время токования слух. Ог­ромная птица поет на дереве песню, закрыв в упоении глаза, и не слышит ничего, что делается вокруг. Одну из тетеревиных пород даже назвали глухарем.)

3. Человек, делающий всевозможные глупости, буян, чудак, у которого ум за разум зашел. (Белены объелся. На задворках и свалках вы можете встретить высокие кусты с грязно-желтоватыми, в лиловых прожилках цве­тами с неприятных запахом. Это белена - очень ядови­тое растение. Ее семена напоминают мак. При отравле­нии ими появляются сильное возбуждение, галлюцина­ции, бред, возможна смерть.)

4. Полностью поседевший человек. (Седой как лунь. Лунь - пернатый хищник. Некоторые виды луней окра­шены в голубовато-пепельные, серые цвета. И вообще птица лунь, с загнутым клювом и с венцом перьев вок­руг щек и подбородка, удивительно напоминает убелен­ного сединами бородатого старца.)

5. Испускать громкие стоны, громко, навзрыд плакать. (Реветь как белуга. В море водятся два совершенно раз­личных существа: рыба белуга семейства осетровых, ко­торая, как и все рыбы, не издает никаких звуков, и дель­фин белуха, который испускает своеобразное мычание, вроде бычьего рева. Этих двух животных наш язык про­сто перепутал.)

Задания второй команде:

1. Последнее, предсмертное творение человека. (Ле­бединая песня. Зоологи знают, что существуют два вида лебедей. Шипуны только шипят, а кликуны обладают звучным трубным голосом. Наши предки их путали и часто, приручая лебедей, не могли дождаться от них ни звука. Так родилось убеждение, что лебеди хоть и поют, но только раз в жизни - перед смертью.)

2. Человек, резко выделяющийся среди окружающих теми или иными качествами. (Белая ворона. Среди жи­вотных встречаются альбиносы, то есть белые по цвету особи. Это обусловлено отсутствием в коже и волосах красящего вещества - пигмента. Такие животные - нео­быкновенная редкость.)

3. Напыщенная, преисполненная достоинства походка, сановитая поступь. (Ходить гоголем. Гоголь - это порода диких уток. На суше они выступают важно, вперевалочку, с выпяченной грудью и гордо закинутой головой, как, впрочем, и все утки. Но в пословицу вошли только эти.)

4. Ограбить дочиста, догола. (Ободрать как липку. В старину с молоденьких липовых деревьев наши предки сдирали кору - лыко - на поделки: лапти, короба. А со старых деревьев получалось только мочало. По всем ле­сам летом жалко торчали голые, засыхающие стволы на­чисто ободранных юных липок.)

5. Нашел, что искал, докопался до сути. (Вот где соба­ка зарыта! Существует такая история: австрийский воин Сигизмунд Альтенштейг все походы и битвы провел вместе со своей собакой. Однажды в Нидерландах со­бака ценой своей жизни спасла от гибели хозяина, и благодарный воин, торжественно похоронив своего дру­га, поставил на могиле памятник. Позже этот собачий памятник мог быть найден туристами лишь при помощи местных жителей. Отсюда и поговорка.)

Конкурс «Покажи слово»

Ведущий. Наблюдая за повадками животных, человек подмечал в их поведении такие особенности, которые есть и у людей. Он перенес названия этих животных на тех людей, которые напоминали их своим поведением. Так, например, жаворонком называют человека, у которо­го период активности приходится на первую половину дня, а совой - того, у кого максимальная активность при­ходится на вторую половину.

А сейчас - наш следующий конкурс.

На карточках написаны фразеологические обороты, свя­занные с какими-либо чертами характера или состояни­ем человека. Задание - при помощи мимики и жестов объяснить зрителям эти выражения. Выражения для первой команды:

- голоден как волк;

- болтлив как сорока;

- упрям как осел;

- здоров как бык;

- назойлив как муха;

- топает как слон.

Выражения для второй команды:

- труслив как заяц;

- нем как рыба;

- хитер как лис;

- грязный как свинья;

- задиристый как петух;

- надутый как индюк.

Конкурс «Найди предмет»

Ведущий. Названиями животных часто обозначают и самые разнообразные вещи, предметы, инструменты. Так, например, в спорте конь и козел - гимнастические снаряды, дельфин - стиль плавания, а морж - человек, за­нимающийся зимним плаванием.

На столе разложены предметы и карточки со словами или словосочетаниями. Задание — сопоставить предме­ты и карточки.

Задания первой команде:


ЛУК ПУСТИТЬ КРАСНОГО ПЕТУХА

СПИЧКИ УТКА


ГАЗЕТА ГОРЕ


  1. Лук - горе.

(Горе луковое - причина, незначительная для плача; незадачливый, невезучий человек.)

2. Спички - пустить красного петуха.

(Петух у славян был воплощением огня: бог огня изоб­ражался нередко в виде огненно-красного петуха. В рус­ском языке фраза «пустить красного петуха» давно уже означает: совершить поджог, устроить пожар.)

3. Газета - утка.

(Газетная утка - лживое известие, напечатанное в га­зетах. Происхождение выражения «газетная утка» свя­зывают с бельгийским юмористом Корнелиссеном, ко­торый, вздумав поиздеваться над легковерием публики, напечатал в журнале заметку о прожорливости уток: «Один ученый, купив 20 уток, тотчас приказал разрубить одну из них на мелкие кусочки, которыми накормил ос­тальных птиц. Несколько минут спустя он поступил точ­но так же с другой уткой... И так далее, пока не оста­лась одна, которая пожрала таким образом 19 своих подруг». Несколько дней все только и говорили, что о прожорливости уток, пока автор сам не раскрыл секрет «научного опыта». С этих пор всякая ложь в печати на­зывается уткой.)

Задания второй команде:

МОНЕТА ЗЕЛЕНЫЙ ЗМИЙ

КАРАКУЛИ ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕЦ


БУТЫЛКА КАК КУРИЦА ЛАПОЙ

1. Монета - золотой телец.

(Золотой телец. Библейская легенда гласит, что пока пророк Моисей беседовал на горе Синай с Богом, веру­ющие отлили из золота фигуру тельца (молодого быка) и стали ему поклоняться, за что были наказаны. Но зо­лотой телец остался символом золота, денег, богатства.)

2. Каракули - как курица лапой.

(Курица всегда была предметом насмешек. Она не летает, хотя имеет крылья, не вьет гнезда, боится воды, не видит в темноте, глупа, пуглива. Отсюда и выражения: курам на смех, мокрая курица, куриная память и прочие.)

3. Бутылка - зеленый змий.

(Выражение возникло на основе народно - поэтическо­го оборота «зелено вино», где вино названо по цвету про­дукта, из которого оно делается. Осознав вред алкоголя, его стали называть зеленым змием. Змий же со времен изгнания Адама и Евы из рая - символ дьявола.)

Конкурс «Рисунок-подсказка»

Ведущий. Пока игроки команд выполняют задание, я предлагаю зрителям конкурс.

Задание - глядя на карточку с рисунком, узнать за­шифрованный на ней связанный с миром животных фра­зеологизм.

Оформление карточки: на одной стороне - изображение животного, на другой - фразеологический оборот.

Задания болельщикам первой команды:

1. Селедки в банке или в бочке. (Как сельдей в бочке, то есть очень много.)

2. Комар. (Комар носа не подточит, то есть дело сде­лано хорошо.)

3. Кошка. (На душе кошки скребут, то есть переживать, волноваться, плохо себя чувствовать.)

4. Муха. (Слышно, как муха пролетит, то есть полная ти­шина.)

Задания болельщикам второй команды:

1. Рыба. (Как рыба в воде, то есть чувствовать себя свободно и непринужденно.)

2. Гусь. (Как с гуся вода, то есть невозможность по­действовать на человека какими-либо доводами и убеждениями.)

3. Курица. (Куры не клюют, то есть очень много.)

4. Медведь. (Медвежья услуга, то есть дело, которое принесло больше вреда, нежели пользы.)

Болельщики выигравшей команды приносят ей допол­нительное очко. После игры со зрителями проводится проверка задания конкурса «Найди предмет».

Конкурс «Авторская фраза».

Ведущий. Молодцы, ребята! Вы все задания щелкаете как орешки, то есть выполняете легко и быстро. Ну а за­кончит наш необычный толк-урок конкурс «Авторская фра­за». Я буду зачитывать вам отрывки из литературных про­изведений, а вы должны будете назвать крылатую фразу, которая пришла к нам из этого произведения, и дать ей объяснение.

Фразы:

1. Писатель Н.С.Лесков из одной прибаутки о том, что англичане стальную блоху сделали, а наши туляки ее подковали да им назад отправили, создал повесть «Лев­ша». Родилось крылатое выражение... («подковать бло­ху», то есть искусно выполнить замысловатую работу).

2. Г.-Х. Андерсен написал сказку о том, как из птенца, некрасивого и уродливого, выросла прекрасная птица, и появилось выражение... («гадкий утенок», то есть человек с неоцененными возможностями).

3. У древнегреческого баснописца Эзопа есть басня, в которой рассказывается о юноше, промотавшем все от­цовское добро. Увидев прилетевшую ласточку, юноша решил, что наступила весна, и продал свой последний плащ. Но тепло, вопреки его ожиданиям, так и не насту­пило, и он умер от холода. На этот же сюжет русский баснописец И. А. Крылов написал басню «Мот и Ласточ­ка». Так родились фразы... («первая ласточка», то есть первый признак чего-либо наступающего, приближаю­щегося, и «одна ласточка весны не делает» - как предо­стережение от излишней доверчивости).

4. У того же Эзопа в басне «Путник и гадюка» расска­зывается о путнике, который пожалел погибающую от стужи змею и спрятал ее за пазухой. Отогревшаяся змея ужалила путника, и он умер. И появился фразеоло­гический оборот... («пригреть змею на груди» - о небла­годарности за доброту).

5. У французского баснописца Лафонтена есть басня «Обезьяна и кот», в которой рассказывается, как обезья­на хитростью заставила кота вытащить жарящиеся в огне каштаны и сама съела их, ничего не оставив другу. Отсюда и пошла поговорка... («таскать каштаны из огня», то есть делать за кого-то трудную работу, рисковать для другого).

6. У того же Лафонтена в басне «Медведь и два охотника» два друга рассуждают о том, что они сделают с медведем, когда его убьют. Но на охоте один убежал от косолапого, а другой от страха упал в обморок. Теперь мы говорим... («делить шкуру неубитого медведя», то есть делать ни на чем не основанные расчеты).

7. Известный русский баснописец И. А. Крылов в бас­не «Обезьяна» рассказывает о мартышке, которая, глядя на крестьянина, тоже решила поработать. Мартышка, же­лая показать усердие, начала катать большой чурбан. Что получилось? (Мартышкин труд, то есть бесполезная, не­нужная работа.)

8. В другой крыловской басне «Лев на ловле» звери сообща устраивают облаву и добывают оленя. Но лев по праву сильного забрал всю тушу себе. Возникла фраза... («львиная доля» - в смысле несправедливости дележа или несправедливости людей власти и силы).

9. У немецкого поэта Ф. Шиллера есть драма «Виль­гельм Телль», рассказывающая о крестьянине, которому в качестве наказания за непочтительность было прика­зано сбить выстрелом из лука яблоко с головы своего сына, что он и сделал. Так родилось выражение... («по­пасть в яблочко», то есть попасть в цель, в самую точку).

Ведущий. Ребята! Вы отлично справились со всеми заданиями, и нам осталось только подвести итоги и на­градить победителей. Надеюсь, что ваш лексикон сегод­ня существенно обогатился интересными словами и выражениями. А продолжить свое образование вы смо­жете с помощью этих книг.

Ведущий проводит обзор книжной выставки.

Использованная литература:

1. Вартаньян Э. Д. Из жизни слов. - М.: Детская литера­тура, 1973. - 290 с.

2. Волина В. В. Этимологический словарь. - М.: АСТ - пресс, 1997. - 96 с.

3. Сергеев В. Н. Новые значения старых слов. - М.: Про­свещение, 1987. - 160 с.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Экология в филологии Конкурсная программа

Автор: Мересина Наталия Николаевна

Дата: 21.06.2018

Номер свидетельства: 473935


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства