"Эффективность серии последовательных уроков, демонстрирующих ход и методику внедрения изменении в практику преподавания и учения, и управления ими"
"Эффективность серии последовательных уроков, демонстрирующих ход и методику внедрения изменении в практику преподавания и учения, и управления ими"
В данной работе показаны эффективные пути проведения серии последовательных уроков. Уроки демонстрируют ход и методику внедрения изменении в практику преподавания и учения, также управления ими.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Эффективность серии последовательных уроков, демонстрирующих ход и методику внедрения изменении в практику преподавания и учения, и управления ими"»
Эффективность серии последовательных уроков, демонстрирующих ход и методику внедрения изменений в практику преподавания и учения иуправления ими.
В эпоху коллосальных перемен, происходящих почти во всех областях нашей жизни, образование как неотъемлемая его часть тоже претерпело ряд изменений. Стал необходимым новый взгляд на роль и функции учителя в классе. Огромное количество новаторских идей и подходов привнесло глоток свежего воздуха в давно сложившуюся и успевшую набить оскомину систему образования. Пришло время пересмотреть свои взгляды и убеждения и стать более открытыми навстречу новым идеям и веяньям.
Признаться честно, не все современные идеи находили отклик в моей душе. Многие из них мне казались утопическими и неприменимыми к нашим школьным реалиям, но благодаря программе первого (продвинутого) уровня, мои убеждения координально изменились.
Конструктивистская теория проходит красной нитью через всю программу третьего уровня. И это совсем не случайно, так как данная «теория базируется на утверждений о том, что развитие мышления учащегося происходит в условиях взаимодействия имеющихся знаний с новыми, либо со знаниями, полученными в классе из различных источников будь то учитель, сверстники или учебник». (Руководство для учителя ст.102). Основной целью данной теории является воспитание всестороннее развитий личности, умеющей самостоятельно добывать знания и применять их не только на уроке, но и в жизни. Действительно, знания полученные от учителя, аккуратно упакованные в его собственные убеждения, не дают плодотворной почвы для того чтобы закрепиться в умах детей. Если ребенок не испытывал желания получать эти знания, не пропустил их через себя, не проанализировал и не осмыслил, то эти знания не долговечны. Также нельзя не брать во внимание воздействие убеждений учителя. Согласно Пажаресу (1992) убеждения влияют на все, что учитель делает в классе. Поэтому моей целью было пересмотреть свое виденье учебного процесса и осуществить интеграцию семи модулей в своей педагогической практике. Идеи и подходы, приведенные в данных модулях тесно взаимосвязаны, следственно их глубокое изучение и понимание уже половина успеха.
На первом этапе «Лицом к лицу» мы изучали теоретические вопросы касательно того как происходит процесс обучения и что представляет собой качественное обучение. В данный период времени в моей практике произошли колоссальные изменения: мои консервативные идей, засевшие мне в голову еще со студенческой скамьи были подвергнуты серьезной критике. Одним из ключевых этапов, повлиявших на мою педагогическу деятельность был второй этап программы «Практика в школе». Мне необходимо было распланировать и провести серию последовательных уроков, а после систематизировать материалы обучения учащихся на данных уроках. Основной проблемой, с которой я столкнулась во время практики, было внедрение ключевых модулей программы. Интеграция семи модулей программы в серию последовательных уроков было не легким делом. Впервую очередь я начала планирование уроков с постановки целей и задач занятия, ведь именно правильно определенная отправная точка, способствует успешному обучению.
Далее я определилась с ключевыми модулями, которые должны прослеживаться на каждом уроке, не зависимо от его содержания или типа.
Такими модулями стали: преподавание и учение в соответсвии с возрастными особенностями учеников, оценивание для обучения и оценивание обучения, новые подходы в преподавании и обучении, обучение талатливых и одаренных учеников.
Немаловажным был учет всех этапов урока. Каждый урок должен был быть логически завершенным, но в тоже время являться продолжением предыдущего.
Я бы хотела подробнее описать все те методы и подходы, которые я использовала при планировании каждого урока и то, какие изменения произошли в моей практике преподавания и обучении учащихся в этот период.
Ключевым модулем, который прослеживался на всех этапах урока, был модуль «преподавание и учение в соответствии с возрастными особенностями учеников». Учет возрастных особенностей учащихся очень важен, так как материал урока и сложность заданий должны варьироваться в соответствии с их возрастом. Основной темой серии последовательных уроков был «Мир природы». В рамках данной темы нами рассматривались понятия: «окружающая среда», «влияние окружающей среды на жизнь животных и растений», «виды ландшафта», «ландшафт Казахстана». Все эти понятия знакомы ребятам с других предметов, таких как биология и география. Именно эти знания в интеграции с новыми, давали учащимся возможность продемонстрировать свои познания по изучаемой теме, скорректировать свои убеждения и сформировать новое понимание.
Следующий модуль, который был неотъемлемой частью каждого урока, это модуль «оценивание для обучения и оценивание обучения». Согласно Александеру (2001) оценивание не является только лишь техническим приемом. Учителя оценивают, выставляя оценки, как письменной, так и в устной форме. За любой используемой ими формой оценивания значатся не только объективные или недостаточно объективные нормы и стандарты, но и понятия о развитии, обучении и мотивации ученика, а также ценности, касающиеся таких категорий как, самооценка, способности и усилия. (Руководство для учителя ст. 150)Из этого определения следует, что оценка осуществляется не только для составления количественной отчетности, но и для того чтобы определить возможности улучшения обучения и формы реализации этих возможностей. В этой связи мною разрабатывалось и проводилось не только формативное оценивание, наблюдение, но и рефлексия. Хотелось бы отметить, что пройдя программу первого (продвинутого) уровня я поняла, что именно заключительный этап урока (Рефлексия) служит основным связующим звеном в серии последовательных уроков. Анализ результатов рефлексии учащихся, является логическим началом следующего урока, так как четко дает понять, как прошел урок, его слабые и сильные стороны, трудности, с которыми они столкнулись. На основе данных результатов можно внести необходимые корректировки и направить урок в нужное русло. В качестве рефлексии я применяла различные методики: «Дерево знаний», «Сияй и расти», «Рефлексивный экран». Все эти методики зарекомендовали себя с положительной стороны, так как давали возможность учащимся разного уровня выразить свое отношение к уроку и описать трудности, с которыми они столкнулись, и дать рекомендации. На фотографии ниже представлены некоторые работы учащихся.
Фото №1 – примеры рефлексии учащихся по принципу «Сияй и расти», «Дерево знаний»
Другим аспектом модуля оценивание для обучения и оценивание обучения является разработка критериев успеха, согласно которым учащиеся смогли самостоятельно оценить себя и своих одногруппников. Когда критерии успеха прописаны на слайде, то процесс оценивания становится достаточно прозрачным и понятным. Конечно же, я сталкивалась с проблемой, когда учащиеся оценивали себя или своих одноклассников не совсем объективно, стараясь избегать подобных ситуации, я просила их дать краткий устный комментарии к своей оценке: то есть пояснить, какие именно критерии не были выполнены в полной мере и какие рекомендации они могут дать. Данный подход дал положительные результаты, так как учащиеся начали осознавать свою ответственность за учебный процесс, стали более организованными и самокритичными.
Еще один модуль, который составлял основу моих уроков, был модуль «новые подходы в преподавании и обучении». В контексте данного подхода немаловажным является такое понятие как «метопознание», процесс отслеживания и анализа результатов своего обучения, обдумывание и выбор подходящей стратегии для успешного достижения учебных целей. Именно педагог является тем ключевым звеном, которое осуществляет поддержку и направляет в этом нелегком процессе. Также важным является создание образовательной среды. Прежде всего, необходимо установить так называемые «отправные точки». Как правило, учащиеся уже обладают, некоторыми знаниями по теме перед началом ее изучения. Задача учителя путем диагностики выявить и активизировать эти знания, установить между ними логические связи. Другим значимым аспектом является сам процесс работы: задания должны быть достаточно сложными и разнообразными с целью удержания внимания учеников. Я старалась разработать и применить разные методики и подходы: чтение согласно стратегии «Джигсо», развитие критического мышления по принципу «Подумай, обсуди с партнером, поделись со всем классом», лексическая игра «Фото охота», и многое другое. Одной из новых методик, которая стала для меня настоящим спасением, было «задание со звонком», так называемый «Bell work». Задания представлены на слайде, и как только звенит звонок на урок, учащиеся садятся и начинают работать в течение 5-10 минут. Как правило, это задания на повторение пройденного материала. Учитель не дает инструкции, все написано на слайде. Например: повторите слова по теме «окружающая среда», на это им дается 3 минуты, затем они выполняют задания на рабочих листах, время выполнения заданий тоже обозначено на слайде. Далее они осуществляют самооценку или взаимооценку по критериям успеха, прописанным либо у них в рабочих листах, либо на слайде. Я заметила, что подобный вид работы положительно влияет на детей, так как они становятся самостоятельней, организованней и несут ответственность за свое обучение. Говоря о себе, то следует отметить, что регулярное использование данной методики облегчило мне жизнь как учителю, дети сами выполняют всю работу, и тем самым быстро восстанавливаются после перемены и настроены на рабочий лад.
Подобные методы работы с детьми благотворно влияют на атмосферу в классе и внутреннюю мотивацию учащихся. Разнообразные задания не дают ребятам скучать, достаточный уровень сложности мотивирует их и формирует «самоцель» (Чиксентмихаий, 2008).
Другой модуль, который я стремилась воплотить, был «обучение талантливых и одаренных учеников». Эта тема всегда была мне очень близка, так как уже на протяжении года я занимаюсь подготовкой олимпиадников по английскому языку. Мне было интересно возможно ли применить мои знания по развитию талантливых и одаренных детей в рамках урока. Изучая литературу по данной теме, я выявила, что основными компонентами успешного развития одаренности являются: разнообразные виды деятельности, индивидуализация и дифференциация процесса обучения, а также самостоятельная работа учащихся при минимальном участии учителя. Все это я стараюсь применять на своих уроках. Прежде всего, я разрабатываю разноуровневые задания, позволяющие всем учащимся раскрыть свои творческий потенциал и развить талант. В этих заданиях, разработанных по принципу «от простого к сложному», как правило, три или четыре уровня, последний из которых является наиболее сложным или заданием на «обогащение» знаний по теме. Учащиеся с удовольствием выполняют данные задания, так как они творческие и характер их выполнения предполагает выбор своей собственной стратегии. То есть у учащихся есть свобода выбора, нет четких рамок для выполнения заданий такого рода. Ребята рисуют, сочиняют рассказы, стихи, работают с идиомами и так далее. Данный вид работы делает их более разносторонне развитыми, дифференциация обеспечивает создание «ситуаций успеха» для учащихся групп В и С. В тоже время возможность проявить себя дается всем учащимся, что создает благоприятный климат в классе. Ниже представлены некоторые работы учащихся:
Фото № 2 – примеры работ на «обогащение» знаний по теме урока
Все вышеперечисленные модули идут в тесной взаимосвязи с другими модулями программы: обучение критическому мышлению, использование ИКТ в преподавании и учении, управление и лидерство в обучении.
Модуль «обучение критическому мышлению» нашел свое воплощение в таких заданиях как: формулировка темы урока по предложенным картинкам, постановка проблемы и обдумывание результатов и путей ее разрешения. Одним из примеров может служить задание по стратегии «Think.Paip.Share». Перед учащимися была поставлена проблема: «Что произойдет если среда обитания, в которой проживают животные, будет уничтожена?» учащимся предлагалось подумать, записать свои мысли, обсудить их с партнером и записать мысли друг друга, выявить наилучшие идеи и представить их на обозрение всему классу. Мне очень импонирует данная стратегия, так как она позволят осуществлять некую форму дифференциации для учащихся группы В и С. Перед выступлением, они обсуждают свои идеи с учащимся группы А, сравнивают, анализируют. Затем применяют эти знания, аргументируя полученные выводы. По ходу выполнения таких заданий учащиеся становятся более уверенными в себе и своих силах, их мнение значимо для сверстников и учителя, они работают в сотрудничестве друг с другом, учатся друг у друга.
ИКТ также является значимой частью учебного процесса. Каждый урок я разрабатываю презентацию в программе Power Point, для осуществления стартеров или формативных работ на устное восприятие речи, я скачиваю аутенчиный материал на сайте YouTube, а затем корректирую его путем обрезки или соединения фрагментов на сайте Online-video-cutter.com. Иногда, когда мне предоставляется возможность и позволяет тема урока, я провожу online игры или тестирования, что дает детям возможность проверить свои знания и разнообразить рутинную деятельность по закреплению учебного материала. Также я увлечена разработкой рабочих листов с использованием программ Coral draw, Power Point, и рисунков в формате png. После того как процесс разработки закончен я пользуюсь сайтом www.smallpdf.com что позволяет мне трансформировать мои рабочие листы в любой из предложенных форматов. Учащимся очень нравится работать с красочным раздаточным материалом. В связи с тем, что у нас отсутствует единый учебник для прохождения курса, разработка рабочих листов облегчает мне работу, когда все материалы по теме собраны в одном месте, и организованы в том порядке, который предусматривает учебный план, это способствует планомерному и логическому изложению и изучению материала.
Последний, но, тем не менее, достаточно значимый модуль программы это «управление и лидерство в обучении». Этот модуль очень важен не только с точки зрения профессионального развития педагога, но и организации деятельности учащихся.
На своей практике я проводила чтение на основе стратегии «Джигсо». Это стратегия подразумевает, что большую часть работы ученики выполняют самостоятельно, но для этого процесс обучения должен быть построен на очень точных и четких инструкциях учителя. Следует отметить, что мы применяем различные методики и подходы для воспитания «автономных» учащихся, но не все составляющие этого процесса работаю так, как мы того ожидаем. Наверное, именно профессионализм учителя, его терпение и поддержка помогут в дальнейшем развивать в наших учащихся способность получать знания самостоятельно, выстраивать свою траекторию обучения для получения этих знаний.
Подводя итог под всем вышесказанным, я могу с уверенность сказать, что и я, как учитель, так и мои ученики качественно изменились с прохождением данной программы. Я получила огромный багаж теоретических знаний, которые послужат дальнейшей основой для улучшения моей педагогической практики. Учащиеся тоже почувствовали это новое веянье, им нравится новые методики и задания направленные на развитие их творческого потенциала. Даже маленькие ситуации успеха, дают им возможность почувствовать свою значимость и развить уверенность в своих силах.