kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Эффективность использования художественного текста на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал представлен ввиде карточек, предназначенных для индивидуальной и групповой работы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Эффективность использования художественного текста на уроках русского языка»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №12"





Методическая разработка

Эффективность использования художественного текста на уроках русского языка. Из опыта работы.












Работа учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Нуриахметовой Рузили Мунавировны.









г. Березники - 2021



На уроках русского языка в системе использую литературный материал, что вызывает интерес обучающихся к произведению, развивает образное мышление, помогает логически рассуждать, развивает речевые навыки.

Предложения, выписанные из художественных текстов, можно использовать в качестве заданий по разным разделам языка: лексика, синтаксис, орфография. пунктуация:

- выпишите предложение, в котором ставится одна запятая;

- определите количество грамматических основ, выпишите их;

- укажите номер предложения с обособленными членами предложения

(определение, обстоятельство, приложение...);

- укажите номер предложения с метафорой, олицетворением, эпитетом,

фразеологическим оборотом...;

- укажите номер СПП с однородным подчинением...;

- измените тип словосочетания;

- выпишите цифры, на месте которых ставятся запятые (тире, двоеточие).

Предложения можно использовать на уроке, на курсах при подготовке к экзаменам.


1. Даниэл Дефо "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо".


Примерные карточки для обучающихся.


Карточка №1.


1. Выпишите цифры, на месте которых ставятся запятые.

1

Затем отец настойчиво (1) и очень благожелательно стал упрашивать меня не ребячиться (2) не бросаться (3) очертя голову в омут надежды и страданий (4) от которых (5) занимаемое мною по моему рождению положение в свете (6) казалось (7) должно было оградить меня.

2

Я простоял несколько секунд (1) чтобы отдышаться (2) и (3) собрав остаток сил (4) снова опрометью пустился бежать к берегу.

3

Пробежав ещё немного (1) я (2) к великой моей радости (3) почувствовал себя на суше (4) вскарабкался на прибрежные скалы (5) и опустился на траву.

2. Укажите номер предложения, в котором одна грамматическая

основа.

3. Выпишите фразеологизмы из этих предложений.

4. Из предложения №3 выпишите цифры, определяющие границы

вводного слова.

5. Выпишите слово, написание приставки в котором зависит от

последующей согласной.


Карточка №2.


1. Выпишите номера СПП.

1

Он прочил меня в юристы, но я мечтал о морских путешествиях и не хотел слушать ни о чём другом.

2

Он говорил, что я не поставлен в необходимость работать из-за куска хлеба, что он позаботится обо мне.

3

Не успел наш корабль выйти из устья Гумбера, как подул ветер и началось страшное волнение.

4

Между тем ветер крепчал, и по морю ходили высокие волны.

2. Выпишите номера ССП.

3. Укажите номер предложения с вводным словом.

4. Словосочетание "о морских путешествиях"(согласование)

переделайте в словосочетание на управление.

5. Определите количество грамматических основ в предложении №1.


Карточка №3.


1. Укажите номер ССП.

1

Отец мой, человек степенный и умный, догадывался о моём намерении и предостерегал меня серьёзно и основательно.

2

Но время и нужда вскоре сделали из меня мастера на все руки.

3

Виноградные лозы вились по стволам деревьев, и их роскошные гроздья только что созрели.

4

Ночью ветер стих, море успокоилось, и я решил пуститься в путь.

2. Укажите номер предложения с обособленным приложением.

3. Выпишите фразеологизм.

4. Словосочетание " виноградные лозы" (согласование) переделайте

в словосочетание на управление.

5. Определите количество грамматических основ в предложении №4.


Карточка №4.


1. Выпишите цифры, на месте которых ставятся запятые.

1

В течение двенадцати дней (1) которые я просидел в пещере (2) прячась от дождя (3) я ежедневно по два-три часа посвящал земляным работам (4) расширяя свою пещеру.

2

Нарубив прутьев, я сволок их за ограду и принялся сушить, а когда они подсохли, перенёс в пещеру.

3

Тут же, около моей дачи, рос виноград, который я сушил на зиму.

2. Укажите номер предложения с обособленным уточняющим

обстоятельством.

3. Определите количество грамматических основ в предложении №2.

4. Подберите к слову "сволок"стилистически нейтральный синоним.

5. Выпишите слово, написание приставки в котором зависит

от последующей глухой согласной.


Карточка №5.


1. Укажите номер предложения с обособленным обстоятельством.

1

Как только моя лодка повернула по ветру и пошла наперерез течению, я заметил в нём перемену: вода стала гораздо светлее.

2

Все наши сетования по поводу того, чего мы лишены, проистекают, мне кажется от недостатка благодарности за то, что мы имеем.

3

Я перелез через ограду, улёгся в тени и, чувствуя страшную усталость, скоро заснул.

2. Укажите номер предложения, в котором дан эпитет.

3. Определите количество грамматических основ в предложении №2.

4. Выпишите слово, написание приставки в котором зависит

от последующей глухой согласной.

5. Выпишите краткое страдательное причастие.


Таблица для учителя.


п/п

Предложения.

1

Он прочил меня в юристы, но я мечтал о морских путешествиях и не хотел слушать ни о чём другом.

2

Отец мой, человек степенный и умный, догадывался о моём намерении и предостерегал меня серьёзно и основательно.

3

Затем отец настойчиво и очень благожелательно стал упрашивать меня не ребячиться, не бросаться очертя голову в омут надежды и страданий, от которых занимаемое мною по моему рождению положение в свете, казалось, должно было оградить меня.

4

Он говорил, что я не поставлен в необходимость работать из-за куска хлеба, что он позаботится обо мне.

5

Не успел наш корабль выйти из устья Гумбера, как подул ветер и началось страшное волнение.

6

Между тем ветер крепчал, и по морю ходили высокие волны.

7

Поверхность моря разгладилась.

8

Ветер после шторма был всё время противный и слабый, так что мы продвигались тихо.

9

Первые минуты переполоха оглушили меня.

10

Ему доставляло удовольствие заниматься со мной, а мне - учиться.

11

Здесь я был в безопасности: море не могло достать до меня.

12

Я простоял несколько секунд, чтобы отдышаться, и, собрав остаток сил, снова опрометью пустился бежать к берегу.

13

Пробежав ещё немного, я, к великой моей радости, почувствовал себя на суше, вскарабкался на прибрежные скалы и опустился на траву.

14

1) Как-то раз, когда я приготовился ставить палатку и рыть пещеру, набежала вдруг густая туча и хлынул проливной дождь. 2) Потом блеснула молния, и раздался страшный раскат грома.

15

Вследствие недостатка в инструментах всякая работа шла у меня медленно и тяжело.

16

Только по окончании этой работы я начал вести свое дневник, записывая туда всё сделанное мною в течение дня.

17

Всю ночь и весь день шёл дождь и дул порывистый ветер.

18

Но время и нужда вскоре сделали из меня мастера на все руки.

19

Виноградные лозы вились по стволам деревьев, и их роскошные гроздья только что созрели.

20

В течение двенадцати дней, которые я просидел в пещере, прячась от дождя, я ежедневно по два-три часа посвящал земляным работам, расширяя свою пещеру.

21

Нарубив прутьев, я сволок их за ограду и принялся сушить, а когда они подсохли, перенёс в пещеру.

22

Я был в восторге от своего произведения: никогда в жизни я видел такой большой лодки из цельного дерева.

23

Все наши сетования по поводу того, чего мы лишены, проистекают, мне кажется от недостатка благодарности за то, что мы имеем.

24

Ночью ветер стих, море успокоилось, и я решил пуститься в путь.

25

Как только моя лодка повернула по ветру и пошла наперерез течению, я заметил в нём перемену: вода стала гораздо светлее.

26

Я перелез через ограду, улёгся в тени и, чувствуя страшную усталость, скоро заснул.

27

Тут же, около моей дачи, рос виноград, который я сушил на зиму.

28

Убрав и сложив хлеб, мы принялись плести большие корзины, чтобы было в чём хранить зерно.

29

Мальчик спрыгнул в воду и поплыл к берегу, работая одной рукой и держа в другой ружьё.


2. Василий Песков. Странствия.


I

1) Поднимаемся по каменистому склону горы, держась за верёвку.

2) Услыхав звуки, тюлени подняли головы, таращат оливковые выпуклые глаза и,

с шумом потянув воздух, равнодушно ложатся на другой бок.

3) Птица делает круг и, разогнавшись, со свистом несётся вниз.

4) Эта пурга началась с лёгких стремительных облаков, упрятавших солнце в

пуховую шаль.

5) Горит окраина неба огненно-красным закатом.

Задания.

1) Укажите номера предложений с обособленным обстоятельством.

2) Укажите номер предложения с обособленным определением.

3) Укажите номер предложения, где дана метафора.

4) Укажите номер предложения, где дано олицетворение.

5) Выпишите грамматическую основу предложения №2.

6) Словосочетание " по склону горы" (управление) переделайте

в словосочетание на согласование.


Василий Песков. Странствия.


II

"Точка возврата"... Записываю в блокнот два этих слова. У каждого человека в жизни бывает такая точка. Как важно и как трудно бывает иногда сделать один только шаг к этой точке, шаг вперёд. Сделал - и уже нельзя оглянуться. Только вперёд, навстречу судьбе. И не всегда впереди ожидает тебя удача...

Задания.

1. Определите тему текста.

2. Определите основную мысль текста.

3. Выпишите слово с приставкой, написание которой зависит

от последующей согласной.


Василий Песков. Странствия.


III

(1) Жизнь - непрерывный экзамен, она не щадит отступивших и оступившихся. (2) Но упорство, вера и мужество без награды не остаются. (3) Я тогда был в состоянии, которое многие испытали: школа окончена, но сделано несколько явно неверных шагов. (4) Что дальше? (5) Книга меня поддержала. (6) Книга способна поддержать каждого, кто её прочитает. (7) Это тот самый случай, когда жизнь человека служит уроком. (8) Мне в этой жизни многое было близким. (9) Большая часть книги посвящалась детству и юности, озарённым одной большой страстью - любовью к природе. (10) Временами казалось: это всё написано о тебе, настолько похожи были впечатления и переживания детства, неуверенность и сомнения юности. (11) Эрнест Сетон-Томпсон стал для меня дорогим человеком.

Задания.

1. Что стало толчком для размышления в этом тексте?

2. Когда читатель и писатель чувствуют родство душ?

3. Какие понятия, размышления могут быть для вас компасом в жизни?


При выполнении домашних заданий по русскому языку обучающимся предлагаю использовать предложения из художественных текстов. Варианты заданий.

1. Составить таблицу по теме "Причастные и деепричастные обороты" по пять предложений, определить отличительные признаки данных оборотов. Выписать предложения из художественных текстов.

2. Записать по пять сложных предложений из художественных произведений,

в составе которых есть односоставные назывные и определённо-личные

предложения.

3. Выписать из художественного текста предложения, в которых инфинитив

является как главным членом предложения (подлежащее, сказуемое), так и

второстепенным (определение, дополнение, обстоятельство). Определить

типы второстепенных членов предложения.

4. Выписать сложные предложения, в составе которых есть страдательные

причастия прошедшего времени. Объясните написание в суффиксе Н - НН.

5. Выписать предложения с словосочетаниями на согласование и переделать

их на управление.

Такая системная работа приводит к определённым результатам: помогает обучающимся работать самостоятельно, определяет их возможности и закрепляет практические навыки.

Данная методическая разработка имеет практическую направленность.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Эффективность использования художественного текста на уроках русского языка

Автор: Нуриахметова Рузиля Мунавировна

Дата: 17.08.2021

Номер свидетельства: 585399

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Использование новых информационных технологий на уроках  русского языка "
    ["seo_title"] => string(80) "ispol-zovaniie-novykh-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "221363"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1435228905"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Статья «Техническое оснащение современного урока русского языка и литературы»"
    ["seo_title"] => string(80) "statia_tekhnicheskoe_osnashchenie_sovremennogo_uroka_russkogo_iazyka_i_literatur"
    ["file_id"] => string(6) "529746"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575232725"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Доклад «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»"
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_ispolzovanie_novykh_informatsionnykh_tekhnologii_na_urokakh_russkogo_iazy"
    ["file_id"] => string(6) "529662"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575212396"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Доклад "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(67) "doklad-ispol-zovaniie-ikt-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "174327"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424107555"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной общеобразовательной школы "
    ["seo_title"] => string(144) "primienieniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-sovriemiennoi-obshchieobrazovatiel-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "191826"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427373056"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства