kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Духовно- нравственное воспитание учащихся на примере творчества А. Ахматовой

Нажмите, чтобы узнать подробности

Духовно- нравственное воспитание учащихся на примере творчества А. Ахматовой

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Духовно- нравственное воспитание учащихся на примере творчества А. Ахматовой»

ТЕМА: ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА А. АХМАТОВОЙ



Аннотация



Работа на тему: «Духовно- нравственное воспитание учащихся на примере творчества А. Ахматовой» раскрывает роль произведений А. Ахматовой в духовно- нравственном воспитании учащихся. В введении говорится об актуальности и целях данной работы. В части 2. 1. приведены краткие сведения о биографии А. Ахматовой, в части 2. 2. даётся характеристика литературного течения, которому принадлежала А. Ахматова и её роль в этом течении. Часть 2. 3. показывает основные сборники и их тематику. Часть 2. 4. о художественном своеобразии стихов А. Ахматовой. В заключении даётся общая характеристика духовно- нравственной ценности творчества великой поэтессы.































Содержание

1. Введение.

2. Основная часть.

2. 1. Краткие сведения о биографии А. Ахматовой.

2. 2. Характеристика литературного течения, которому принадлежала А. Ахматова. Её роль в этом течении.

2. 3. Основные сборники и их тематика.

2. 4. Художественное своеобразие стихов А. Ахматовой.

3. Заключение.

4. Список использованной литературы.

5. Приложение.





















Введение

Неоспоримым фактом является то, что главную роль в духовно-нравственном воспитании играет художественная литература в ее лучших образцах, аккумулирующих в себе законы нравственности и воспевших в образной форме ее ценности. Литература- это своеобразный щит, который на протяжении веков своими гениями создавало человечество для защиты от всего негативного, им же творимого. Но этим щитом надо уметь воспользоваться. Главное из этих умений - эмоциональная реакция читателя, называемая сопереживанием. Обращение к духовным истокам русской культуры, духовное просвещение своих воспитанников - одна из главных задач словесника. На уроках литературы происходит знакомство учащихся с творческим наследием великих подвижников России, разговор о смысле жизни, о незыблемых нравственных устоях. В свою очередь факты литературы воздействуют на эмоциональную сферу человека, заставляют его переживать. Переживания рождают самостоятельные мысли, закрепляемые в долгосрочной памяти, становясь принадлежностью души человека.

Актуальность работы: поэзия Ахматовой - неотъемлемая часть современной русской, советской и мировой культуры. Ахматовская Муза - Муза Плача, Муза Праздника. Поэты- современники Ахматовой были увлечены исканиями нового, небывалого, будущего. Она же видела свою задачу в том, чтобы сохранить все лучшее, без чего человеческую жизнь нельзя назвать человеческой - слово, память, достоинство, печаль, красоту, высокую свободу человеческого общения, духовность. В основе ее творчества Божественное Слово.

Судьбу родной земли Ахматова связывает с судьбой родного языка, родного слова, которое служит символическим воплощением духовного начала России:

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое, русское слово.

Поэзия Ахматовой вообще богата духовным содержанием, но чтобы ее воспринять, читателю надо быть самому отчасти духовным человеком. Цель нашей работы- на уроках литературы, внеаудиторных мероприятиях, посвященных творчеству поэтессы, ученики пришли к выводу, что «Свежесть слов и чувства простота» - неотъемлемые достоинства поэзии Ахматовой, сообщающие ей долголетнюю неувядаемость в полном соответствии с так отчетливо выраженным поэтическим заветом:

Нам свежесть слов и чувства простоту Терять не то ль, что живописцу - зренье,

Или актеру - голос и движенье,

А женщине прекрасной - красоту?

2. Основная часть.

2. 1. Краткие сведения о биографии А. Ахматовой

АХМАТОВА, АННА АНДРЕЕВНА (настоящая фамилия Горенко) (1889-1966) - русская поэтесса, писатель, литературовед, литературный критик, переводчик; одна из крупнейших представителей русской поэзии серебряного века. Родилась 11 (23) июня 1889 года под Одессой в семье потомственного дворянина, отставного инженера-механика флота А.А. Горенко. Со стороны матери И.Э. Стоговой А. Ахматова состояла в отдаленном родстве с Анной Буниной - первой русской поэтессой. Своим предком по материнской линии Ахматова считала легендарного ордынского хана Ахмата, от имени которого и образовала свой псевдоним.

Биограф Анны Ахматовой, Вадим Алексеевич Черных, исследовал ее историческую родословную, представив поколенную роспись как по материнской, так и по отцовской линии. Он не нашел подтверждения родственных связей с ханом Ахматом, не отрицая, однако, возможности и других, пока не выявленных сведений.

Детство и отрочество Ахматовой прошли в Царском селе - городке юного Пушкина. Здесь Ахматова застала «краешек эпохи, в которой жил Пушкин»: видела царскосельские водопады, воспетые «смуглым отроком», «зеленое, сырое великолепие парков». Помнила она и Петербург 19 в. - «дотрамвайный, лошадиный, конный, коночный, грохочущий и скрежещущий, завешанный с ног до головы вывесками». Детство осталось в ее памяти царскосельским великолепием и черноморским привольем (каждое лето она проводила под Севастополем, где за свою смелость и своенравие получила кличку «дикая девочка»).

«Последняя великая представительница великой русской дворянской культуры, Ахматова в себя всю эту культуру вобрала и претворила в музыку», - откликнулся на ее гибель Н. Струве.

Годы детства и отрочества не были для Ахматовой безоблачными: в 1905 расстались родители, мать увезла больных туберкулезом дочерей в Евпаторию, и здесь «дикая девочка» столкнулась с бытом «чужих, грубых и грязных городов», пережила любовную драму, пыталась покончить с собой. Последний класс гимназии Ахматова проходила в Киеве, затем поступила на юридический факультет Высших женских курсов, где выучила латынь, позволившую ей впоследствии свободно овладеть итальянским языком, читать Данте в подлиннике. К юридическим дисциплинам Ахматова вскоре охладела и продолжила образование на Высших историко-литературных курсах Раева в Петербурге.

В 1910 Ахматова вышла замуж за Николая Гумилева и уехала на месяц в Париж. Это было ее первое знакомство с Европой, от которой после октябрьской революции Ахматова оказалась отрезанной на долгие десятилетия, не переставая при этом беседовать со своими современниками во всеевропейском интеллектуальном пространстве. «У нас отняли пространство и время», - говорила она Н. Струве в 1965. Однако сама Ахматова никогда не покидала «воздушных путей» европейской культуры, ее пространства и времени, не ослабляла «переклички голосов».

Николай Гумилев ввел Ахматову в литературно-художественную среду Петербурга, в которой ее имя рано обрело значимость. Популярной стала не только поэтическая манера Ахматовой, но и ее облик: она поражала современников своей царственностью, величавостью, ей, как королеве, оказывали особые знаки внимания. Внешность Ахматовой вдохновляла художников: А. Модильяни, Н. Альтмана, К. Петрова-Водкина, З. Серебрякову, А. Данько, Н. Тырсу, А. Тышлера.

В 1912 году она стала матерью, назвав сына Львом.

В 1914 году Ахматова проводила своего супруга на фронт, а после большую часть времени проживала в Тверской губернии в имении Гумилевых Слепнево. Здесь она впервые столкнулась с истинно русской природой и крестьянской жизнью. Эти места поэтесса сравнивала с аркой в архитектуре, через которую она вошла в жизнь и быт своего народа. Здесь Ахматова написала большую часть стихотворений, которые позднее вошли в сборник «Белая стая».

Практически все близкие Ахматовой, оставшиеся в России, стали жертвами сталинского террора. Так в 1921 году был расстрелян Николай Гумилев, место захоронения которого так и осталось неизвестным, а единственного сына Анны трижды арестовывали. Остальные близкие ей люди, включая третьего мужа Ахматовой Н. Пунина, погибли в лагерях, будучи безвинно осужденными.

Умерла Анна Ахматова ранней весной, а точнее 5 марта 1966 года в Москве. Отпевание было проведено в ее любимом Петербурге, а похоронили ее в поселке Комарово.

Годы вступления Ахматовой в литературу - время кризиса символизма. «В 1910 году явно обозначился кризис символизма и начинающие поэты уже не примыкали к этому течению. Одни шли в акмеизм, другие - в футуризм. Анна Андреевеа стала акмеисткой.

В 1912 году, вышел первый поэтический сборник А. Ахматовой. Он назывался «Вечер». Ранняя лирика Ахматовой носит ярко выраженный любовный характер. В них обычно изображены мужчина и женщина в самый острый и неоднозначный момент отношений. Они часто носят характер мимолетной зарисовки, сосредоточены на какой-то одной детали, через которую раскрывается сложный и многогранный мир любовных переживаний.

2. 2. Характеристика литературного течения, которому принадлежала А. Ахматова. Её роль в этом течении

В кругу поэтов-акмеистов Ахматова быстро завоевала высокую популярность. Аристократичные манеры и артистическая целостность ее натуры привели к тому, что ее стали называть "королевой Невы" и "душой Серебряного века". Много десятилетий спустя она воскресила в памяти то веселое, беззаботное и счастливое время своей жизни в одном из известнейших и объемных своих произведений "Поэме без героя" (1940-65 гг.).

Анна Ахматова принадлежала к кружку акмеистов, который объединял двадцать шесть поэтов. Акмеизм в то время был новым, едва зародившимся литературным направлением. Название свое течение получило от греческого слова «акме», что означает «высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора». Они все действительно были «цветом» русской поэзии. Акмеисты придавали огромное значение слову, его форме. При этом, в отличие от символистов, стремились к его простоте и ясности. Мы как раз наблюдаем это на примере стройных, образных и лаконичных ахматовских стихотворений.

Ахматова заявила о себе как об истинном поэте уже в 1912 году с выходом сборника «Вечер». В основном стихи того периода посвящены любви, что так неудивительно: ведь ей было чуть больше двадцати лет. Но она не кажется в этих стихах ни юной, ни наивной, ни изнеженной, ни хрупкой. Напротив, мы видим сильную, мудрую женщину. Да и сама ее поэзия по сути своей мужская, жесткая:

Задыхаясь, я крикнула «Шутка Все, что было. Уйдешь, я умру».

Улыбнулся спокойно и жутко И сказал мне: «Не стой на ветру».

Здесь, в этих строках, столько же боли, сколько внутренней силы, владения собой.

Но вернемся к теме «Анна Ахматова - поэт Серебряного века. Ей довелось жить в тяжелую эпоху, на переломе, на стыке двух времен. В эти жуткие времена ее Родину, Россию, терзали, жгли, разрывали на части. Ахматова не могла молчать об этом. Вся тоталитарная эпоха, все смутное время, все душевные терзания поэта отразились, как в зеркале, в стихах. Не могли не найти в ее душе отклика те события, которые не оставили равнодушным в стороне ни одного человека. Спустя много лет после революции Ахматова писала:

Словно в зеркале страшной ночи,

И беснуется, и не хочет Узнавать себя человек,

А по набережной легендарной Приближается не календарный -

Настоящий Двадцатый Век.

Да, она слышала «поступь времени», и это определило ее творческую судьбу. Самыми страшными годами в ее жизни были те годы, когда расстреляли мужа, арестовали ее сына. Поэтому так правдиво и так трагично звучит «Реквием» - ее самое серьезное, самое значительное произведение:

... в смерти блаженной боюсь

Забыть громыхание черных «марусь»,

Забыть, как постылая хлопала дверь

И выла старуха, как раненый зверь.

Смятая режимом, но не сломанная им, Ахматова продолжает любить свою «печальную родину». Она остается верна ей. И в этом повторяет судьбу всех поэтов Серебряного века. Почти все (или все?) они были жертвами режима, все пострадали, многие потеряли близких, многие погибли.

Но при этом никто не отрекся от родины. Страдая, они продолжают оставаться детьми России. Они обвиняют не ее, а ту власть, которая правит страной:

Зачем вы отравили воду

И с грязью мой смешали хлеб?

Зачем последнюю свободу

Вы превращаете в вертеп?

Для поэта свобода - все. Он не может творить, не будучи свободным. А в первой четверти XX века эту свободу пытались у людей отнять. И отняли на долгие годы.

Ахматовой присущ реализм. Она, не отрываясь от земли, от житейской конкретности, постоянно помнит о небесах. Зная, из «какого сора растут стихи», поэт не забывает о божественной природе искусства. Она то и дело во многих стихах и на протяжении долгих лет обращается к своей музе. Иногда Муза для нее подобна родной сестре:

Муза-сестра заглянула в лицо,

Взгляд ее ясен и ярок.

Иногда - долгожданное чудо:

Когда я ночью жду ее прихода,

Жизнь, кажется, висит на волоске.

Что почести, что юность, что свобода

Пред милой гостьей с дудочкой в руке.

В дни юности муза являлась к Ахматовой в виде легкой, веселой, светлой богини. В годы народных бедствий - с поникшими крыльями, мрачная, угрюмая. Такой же, помнится, была и муза Некрасова: мрачная и почти свирепая, она не пела, она вопила.

Муза Ахматовой лишь постепенно, незаметно становилась другой. Поэтому и стихи такие тревожные:

Я не искала прибыли

И славы не ждала,

Я под крылом у гибели

Все тридцать лет жила.

Неважно, о чем пишет Ахматова: о любви, о семье, о родине, о друзьях-поэтах, о гибели страны, о войне, о смерти; главное - она всегда честна, спокойна, мудра, мужественна. Она обладает «неукротимой совестью». Что это: дар судьбы или свойства характера, возникшие в результате лишений, бед и смертей? Сама Ахматова так отвечает на этот вопрос:

Я научилась просто, мудро жить,

Смотреть на небо и молиться Богу...

Именно мудрость и простота делают Ахматову поэтом «на все времена». Без ее поэзии Серебряный век лишился бы самого драгоценного и самого нужного, что в нем есть.

2. 3. Основные сборники и их тематика

Первые книги Анны Андреевны под названиями «Вечер», «Четки» наполнены практически целиком любовной темой. Причем, каждое из стихотворений является как бы частью лирического романа-миниатюры, в написании которого Ахматова достигла высочайшего мастерства. Это уже не романтический лепет, а воссоздание пережитых надежд и разочарований, желаний и страстей. Сердце ее лирической героини «рвется от любви на части». Но при этом она понимает, что ничего чувственно - вечного в этом мире нет. Поэтому-то стремящиеся к страсти «безумны», а достигшие ее «поражены тоскою».

Героиня поэзии Ахматовой разная. Она любима и отвергнута, неприступна и холодна, томна и страстна. Это не определенная личность, а собирательный образ любящей и страдающей женщины. Таким светом любви озарен первый период творчества мастера.

Третий сборник поэта «Белая стая» являет собой переход к новым образам и ко второму этапу творческой жизни. Ахматова выходит за границы личных переживаний. В ее стихах появляются «крики журавлей», «влажный весенний плющ», жницы, работающие в поле, «липы шумные и вязы», слегка моросящий дождик, иначе говоря, жизненные реалии. А вместе с ними приходит ощущение «сладостной земли», зовущейся родиной. Это становится началом гражданской темы в творчестве мастера.

Лирика поэта приобретает философскую глубину, отражая более сильную сопричастность автора к тому, что происходит вокруг. С этим тесно связывается тема высокого предназначения поэзии и роли поэта в мире, которому кроме дара песнопения дана по «велению небес» тяжелая крестная ноша. Мастер художественного слова должен нести ее достойно, будучи всегда в центре даже самых трагических событий.

Третий период творчества Ахматовой характеризуется слиянием лирического и гражданского начал. Его можно назвать этапом обретения «духовного зрения» высшей пробы. Ярчайшим примером этого является поэма «Реквием», в котором женщина-поэт разделяет судьбу многомиллионного народа.

Уже с первых строк там говорится не только о личном несчастье, но и о горе всего многострадального народа. Недаром некоторые части поэмы по своему построению напоминают народный плач. Стихотворение «Распятие» объединяет судьбы Сына Божьего с земным сыном реальной женщины. Так возникает параллель между восхождением на Голгофу и муками в советских застенках. И, наконец, в эпилоге завершающим аккордом звучит желание молиться обо «всех, кто там стоял со мною».

2. 4. Художественное своеобразие стихов А. Ахматовой

Мастерство Ахматовой было признано почти сразу же после выхода первого ее поэтического сборника «Вечер». А вышедшие через два года после этого «Четки» еще более подтвердили необыкновенный талант поэта. В стихотворениях этих ранних лишь по времени, но не по уровню мастерства сборников отчетливо видна художественная манера Ахматовой, определившая особенности всего ее творчества. Стихи Ахматовой не мелодичны, не напевны, как у символистов. Музыкальный элемент не преобладает, не предопределяет собой всего словесного строения стихотворения. Но носит совсем другой характер, чем, например, у Блока или Бальмонта. У них - певучесть, мелодичность, напоминающая романс, у Ахматовой - частые смены ритма. У нее редки аллитерации, внутренние рифмы, даже обычные рифмы по возможности затушеваны. Ахматова любит несовпадения смысловой единицы - предложения - с метрической единицей - строкой, переходы предложения из одной строки в другую. Этим приемом также затушевывается слишком назойливая четкость метрической структуры, рифма делается менее заметной:

Настоящую нежность не спутаешь

Ни с чем, и она тиха.

Ахматова любит прерывистые замедленные рифмы. В основе ее стихотворений лежит точное и тонкое наблюдение едва заметных внешних признаков душевного состояния и четкая, краткая передача мысли, в которой выразилось настроение по поводу воспринятого. Словарь Ахматовой обличает сознательное стремление к простоте разговорной речи, к словам повседневным и обычно далеким от лирической поэзии, стремление к целомудренной простоте слова, боязнь ничем не оправданных поэтических преувеличений, чрезмерных метафор. В основе ее лирики лежит точное восприятие явлений внешнего мира, остро и тонко переданное ощущение, выражающее стоящий за ним психический факт:

Как не похожи на объятья

Прикосновенья этих рук.

Основная черта в поэтическом облике Ахматовой - она не говорит о себе непосредственно, она рассказывает о внешней обстановке душевного явления, о событиях внешнего мира и предметах внешнего мира, и только в своеобразном выборе этих предметов и меняющемся восприятии их чувствуется подлинное настроение, особое душевное содержание, которое вложено в слова. Это делает стихи душевно строгими и целомудренными, она не говорит больше того, что говорят сами вещи. Всякое душевное состояние обозначается соответствующим ему явлением внешнего мира:

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Здесь в образы и слова вкладываются не мистические переживания, а простые, конкретные, строго очерченные. Для каждого движения души есть фактический повод: целый ряд стихов Ахматовой представляет собой маленькие повести, новеллы, изображенные в самый острый момент своего развития.

Стихотворение Я научилась просто, мудро жить… - одно из лучших лирических стихотворений автора. Оно находится несколько в стороне от остальных поэтических произведений Ахматовой этого времени, поскольку именно в нём первый раз зазвучали философские ноты.

Женщина из стихотворения Я научилась просто, мудро жить… рассуждает о том, что человеческая жизнь коротка, а в конце её наступает смерть и неизвестность. Но вместе с печальными, упадническими мотивами читатель может услышать и светлые, отрадные:

Слагаю я весёлые стихи

О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Поскольку русская поэтесса была женщиной верующей и ни разу не отступила от Господа, то и главная героиня данного произведения находит утешение в Боге. После внимательного прочтения стихотворения можно сделать для себя даже полезный жизненный вывод. Автор завуалировано учит читателя, как переносить жизненные неурядицы. Ничего лучше не исцелит и не очистит душу, как природа, вера в Бога и одиночество.

В конце поэтического произведения возникает ещё и любовная тема:

Лишь изредка прорезывает тишь

Крик аиста, слетевшего на крышу.

И если в дверь мою ты постучишь,

Мне кажется, я даже не услышу.

Стихи А.А. Ахматовой о любви - это ее жизнь, исповедь, вышедшая за пределы личного, остающаяся в сердце навсегда.

В своем стихотворении Анна почти впервые размышляет о том, насколько быстротечна наша земная жизнь и, осознав эту негласную истину для самой себя, она учится «просто, мудро жить», успокаивает «ненужную тревогу» и слагает «веселые стихи». Таким образом, она старается уловить каждую минуту, каждое мгновенье этой мимолетной жизни. Ничто уже не заставит ее вернуться к прежней жизни, наполненной трудностей и «ненужных тревог».

В последних двух стихах можно уловить и ноты любви, возможно, несчастной, если лирическая героиня не хочет возвращаться к чувствам и отказываться от своей «простой, мудрой» жизни. Она и не вернется. Настолько наполнил ее покой и тихая радость, что «стук» прошлого, зов старых ран уже не тронет струн ее души. Она уже не услышит печальный звон «бывшей» тленной жизни, теперь у нее жизнь другая - наполненная меланхоличной радостью, тихой и мягкой. Эта радость окутывает ее чувством, что жизнь, несмотря на свою временность, прекрасна и стоит того, чтобы ее прожить правильно и приятно для своей души. Все свое спокойствие и тихую радость лирическая героиня находит в окружающем ее мире и природе: это и лопухи, что шуршат в овраге, и рябиновые желто-красные грозди, .....

Анны Ахматовой помогает осознать главное: наша жизнь быстротечна, и ценить нужно каждую минуту, поэтесса сама говорит нам о нашей «жизни тленной, тленной и прекрасной». То, что наша жизнь тленна, не должно заставлять нас отказываться от нее, отказываться видеть ее яркие краски, прекрасные картины, которые нас окружают. Все наоборот: только лишь оттого, что когда-нибудь мы уйдем из этого мира, мы должны как можно больше внимания и времени посвятить всем тем, чудесным вещам, которые есть в нашей жизни. Только когда мы научимся, как и поэтесса, «просто, мудро жить», только тогда мы и обретем настоящее счастье и покой.

2. 5. Духовно- нравственное воспитание учащихся на примере творчества А. Ахматовой

Вполне очевидным остается тот факт, что, ее стихи, не похожие ни на какие другие, отточенные до алмазной твердости, но не теряющие нежности, притягательны. Они способны остановить и зачаровать каждого, причем не только тех, кто вообще любит стихи, но и вполне рациональных «компьютерных» юношей, отдающих предпочтение совсем другим дисциплинам и интересам. Ее стихи - подтверждение мыслей, может быть, каждого из нас. Поэтому сейчас Ахматова современна, как никогда, читаема и любима почти всеми. Излюбленные мысли Ахматовой о долговечности человеческого слова, об удивительной нетленности духовной культуры, воплощенной в искусстве, находят многократные подтверждения в творчестве поэтессы.

Будучи человеком глубоко верующим, Ахматова старалась быть хранительницей тех духовных традиций, которые существовали в России. Изучая произведения Ахматовой, студенты приходят к выводу, что использование библейских мотивов характерно для всего творчества Ахматовой, а выявление их в текстах произведений помогает углубить осмысление произведений, приучает размышлять над строками, а не запоминать их автоматически.

Библия была вечным спутником жизни поэтессы. Христианское мироощущение, вера были для нее источником духовной силы, которая помогла Анне Андреевне выжить и стать свидетелем великих, судьбоносных для России событий. Она мужественно приняла свою участь, с высоким смирением перед начертанным свыше и осознанием своей доли как миссии, возложенной на нее и потому отмеченной Божественной благодатью.

Лирическая героиня Ахматовой, благодаря отречению от эгоистических страстей, принятию страданий, покаянию и молитвам, преображается и проходит путь от «любовницы» к «жене» и «матери», становится «несомненной христианкой», обретает истинно христианский «дух смирения, терпения, любви».

Произошла эволюция от «сложной» недосказанности «интимной» ранней Ахматовой

  • к «ясной» и «высокой» поздней. Параллельно с этим менялась и библейская символика ее творчества.

Бытийный общечеловеческий характер творчества и его глубокая религиозная основа сделали Ахматову великим национальным поэтом...

Нельзя забывать о том, что в основе традиционного русского воспитания всегда лежало православное вероучение, и бесконечные поиски новых форм и методов воспитания порой мешают оглянуться на свой опыт. Творчество Анны Андреевны Ахматовой и есть тот опыт, который будет способствовать духовно-нравственному возрождению личности. Следовательно, безусловно, можно утверждать то, что для чистой и внятной, живо откликающейся в людских сердцах поэзии Ахматовой предстоит еще долгий путь вместе с «бегом времени».


Заключение

Я горд, что была и есть в русской поэзии Анна Ахматова. Такие люди оставляют на земле неугасимый свет. Анна Ахматова - яркая звезда, которая загорелась на горизонте русской литературы и своим сиянием осветила и покорила многие сердца.

Лирическая героиня Анны Ахматовой яркая и самобытная. Наряду с наиболее широко известными ее стихотворениями о любви поэзия Ахматовой включает в себя целый стихотворный пласт, содержащий патриотическую тематику. Милый сердцу поэтессы дореволюционный мир был разрушен. Для Ахматовой и многих ее современников это стало настоящей трагедией. И все же она находит внутренние силы благословить вечную новизну жизни. Отчаяние и боль слышны в строках из Реквиема: Муж в могиле, сын в тюрьме,

Помолитесь обо мне...

Ахматова не считает происшедшие в стране беды ни временными нарушениями законности, которые могли бы быть легко исправлены, ни заблуждениями отдельных лиц. Ведь речь шла не только о ее личной судьбе, а о судьбе всего народа, о миллионах безвинных жертв...

Она никогда никого не напоминала и, что, может быть, еще важней, ни один из бесчисленных подражателей даже не подошел близко к ее уровню. Лирическая героиня поэтессы - это и страстный патриот своей родины, и страдающая мать, и волевая женщина, сумевшая вынести на своих плечах невзгоды времени.

Она писала свои произведения приумножая славу Отечества!


Список использованной литературы

  1. Ахматова. А. А. Стихотворения и поэмы / Анна Ахматова. - Воронеж : Центр.-Чернозем. кн. изд- во,1990. 543с.

  2. Влащенко В. И. «Тихое» слово Анны Ахматовой.- Литература в школе, 2008 №3, с.2- 6.

3. Орлова О. А. Два стихотворения- два мира. А. Ахматова и М. Цветаева.- Литература в школе, 2008 №3. с.6- 9.

  1. Пороль О. А. Изучение произведений с Библейскими мотивами.- Литература в школе, 2007, с.23- 25.

  2. Павловский А. И. Анна Ахматова: Жизнь и творчество: Кн. Для учителя.-М.: Просвещение, 1991.

  3. Холодяков И. В. Духовные ценности русской классической литературы.- Литература в школе, 2005, №1, с.19- 23.

  4. Шакирова А. Х. Урок- мастерская по творчеству Анны Андреевны Ахматовой.- Литература в школе 2007, №1, с.30- 32.




9


Просмотр содержимого презентации
«Духовно- нравственное воспитание учащихся на примере творчества А. Ахматовой»

Духовно- нравственное воспитание учащихся на примере творчества А. Ахматовой

Духовно- нравственное воспитание учащихся на примере творчества А. Ахматовой

Начало жизни... Родилась  в Одессе 11 июня 1889 года в семье инженер-капитана 2-го ранга Андрея Антоновича Горенко и Инны Эразмовны. После рождения дочери семья переехала в Царское Село, где Анна Андреевна училась в Мариинской гимназии. Она прекрасно владела французским. В 1905 году Инна Эразмовна развелась с мужем и переехала с детьми сначала в Евпаторию, а затем в Киев. Здесь Анна Андреевна закончила Фундуклеевскую гимназию и поступила на юридический факультет Высших женских курсов, отдавая все же предпочтение истории и литературе.  Отец Анны Семья Горенко. Анна, Инна Эразмовна, Ия,. Андрей и Виктор. Киев. 1909 год А. Ахматова в детстве

Начало жизни...

Родилась в Одессе 11 июня 1889 года в семье инженер-капитана 2-го ранга Андрея Антоновича Горенко и Инны Эразмовны.

После рождения дочери семья переехала в Царское Село, где Анна Андреевна училась в Мариинской гимназии.

Она прекрасно владела французским.

В 1905 году Инна Эразмовна развелась с мужем и переехала с детьми сначала в Евпаторию, а затем в Киев. Здесь Анна Андреевна закончила Фундуклеевскую гимназию и поступила на юридический факультет Высших женских курсов, отдавая все же предпочтение истории и литературе.

Отец Анны

Семья Горенко. Анна, Инна Эразмовна, Ия,. Андрей и Виктор. Киев. 1909 год

А. Ахматова в детстве

Н. Гумилев и А. Ахматова Со своим будущим мужем поэтом Николаем Гумилевым Анна Горенко познакомилась еще четырнадцатилетней девочкой. Позже между ними возникла переписка, а в 1909 году Анна приняла официальное предложение Гумилева стать его женой. 25 апреля 1910 года они обвенчались в Николаевской церкви села Никольская слобода под Киевом. После венчания молодые отправились в свадебное путешествие, пробыв в Париже всю весну.  В 1912 года у них родился сын, которому дали имя Лев. Семья Ахматовой

Н. Гумилев и А. Ахматова

Со своим будущим мужем поэтом Николаем Гумилевым Анна Горенко познакомилась еще четырнадцатилетней девочкой. Позже между ними возникла переписка, а в 1909 году Анна приняла официальное предложение Гумилева стать его женой.

25 апреля 1910 года они обвенчались в Николаевской церкви села Никольская слобода под Киевом. После венчания молодые отправились в свадебное путешествие, пробыв в Париже всю весну.

В 1912 года у них родился сын, которому дали имя Лев.

Семья Ахматовой

Начало творческого пути... С 1910-х годов началась активная литературная деятельность Ахматовой. Свое первое стихотворение под псевдонимом Анна Ахматова она опубликовала в двадцатилетнем возрасте, а в 1912 году вышел первый сборник стихов

Начало творческого пути...

С 1910-х годов началась активная литературная деятельность Ахматовой. Свое первое стихотворение под псевдонимом Анна Ахматова она опубликовала в двадцатилетнем возрасте, а в 1912 году вышел первый сборник стихов "Вечер".

Гораздо менее известно, что когда молодая поэтесса поняла свое предназначение, то не кто иной, как отец Андрей Антонович запретил ей подписывать свои стихотворения фамилией Горенко. Тогда Анна и взяла фамилию своей прабабушки - татарской княгини Ахматовой.

В марте 1914 года вышла вторая книга стихов

В марте 1914 года вышла вторая книга стихов "Четки", которая принесла Ахматовой уже всероссийскую известность. Следующий сборник "Белая стая" увидел свет в сентябре 1917 года и был встречен довольно сдержанно. Война, голод и разруха отодвинули поэзию на второй план. Но те, кто знали Ахматову близко, хорошо понимали и значимость ее творчества.

Во время революции Анна Андреевна рассталась с Н. Гумилевым. Осенью того же года Ахматова вышла замуж за В. К. Шилейко, ученого-ассиролога и переводчика клинописных текстов. Октябрьскую революцию поэтесса не приняла. Ибо, как она писала,

Во время революции

Анна Андреевна рассталась с Н. Гумилевым. Осенью того же года Ахматова вышла замуж за В. К. Шилейко, ученого-ассиролога и переводчика клинописных текстов.

Октябрьскую революцию поэтесса не приняла. Ибо, как она писала, "все расхищено, продано; все голодной тоскою изглодано". Но Россию не покинула, отвергнув "утешные" голоса, звавшие на чужбину, где оказались многие ее современники. Даже после того, как в 1921 году большевики расстреляли ее бывшего мужа Николая Гумилева.

Новый поворт в жизни Декабрь 1922 года ознаменовался новым поворотом в личной жизни Ахматовой. Она переехала к искусствоведу Николаю Пунину, позже ставшему ее третьим мужем. Начало 1920-х годов отмечено новым поэтическим взлетом Ахматовой - выходом поэтических сборников

Новый поворт в жизни

Декабрь 1922 года ознаменовался новым поворотом в личной жизни Ахматовой. Она переехала к искусствоведу Николаю Пунину, позже ставшему ее третьим мужем.

Начало 1920-х годов отмечено новым поэтическим взлетом Ахматовой - выходом поэтических сборников "Anno Domini" и "Подорожник", закрепивших за ней славу выдающейся русской поэтессы.

Новые стихи Ахматовой с середины 1920-х годов печатать перестали. Ее поэтический голос умолк вплоть до 1940 года. Для Анны Андреевны наступили тяжелые времена.

Когда сына Ахматовой, Льва Гумилева, арестовали, она вместе с другими матерями ходила к тюрьме

Когда сына Ахматовой, Льва Гумилева, арестовали, она вместе с другими матерями ходила к тюрьме "Кресты". Одна из женщин спросила, сможет ли она ЭТО описать. После этого Ахматова начала писать "Реквием".

В начале 1930-х годов был репрессирован ее сын Лев Гумилев. Но впоследствии Лев Гумилев все же был реабилитирован.

В год смерти Сталина, когда начал отступать ужас перед репрессиями, поэтесса произнесла пророческую фразу: "Теперь арестанты вернутся, и две России глянут друг другу в глаза: та, что сажала, и та, которую посадили. Началась новая эпоха".

Во время Отечественной войны Отечественная война застала Анну Ахматову в Ленинграде. В конце сентября, уже во время блокады она вылетела сначала в Москву, а затем эвакуировалась в Ташкент, где жила до 1944 года. И вдруг все оборвалось. 14 августа 1946 года было опубликовано печально-знаменитое постановление ЦК КПСС

Во время Отечественной войны

Отечественная война застала Анну Ахматову в Ленинграде. В конце сентября, уже во время блокады она вылетела сначала в Москву, а затем эвакуировалась в Ташкент, где жила до 1944 года.

И вдруг все оборвалось. 14 августа 1946 года было опубликовано печально-знаменитое постановление ЦК КПСС "О журналах "Звезда" и "Ленинград", в котором творчество А. Ахматовой определялось как "чуждое идеологически". Союз писателей СССР постановил "исключить Анну Ахматову из Союза советских писателей", тем самым она практически лишались средств к существованию. Ахматова вынуждена была зарабатывать на жизнь переводами. Опала была снята с Ахматовой лишь в 1962 году, когда из печати вышла ее "Поэма без героя"

Признание В 1960-е годы к Ахматовой наконец пришло мировое признание. Ее стихи появились в переводах. В 1962 году Ахматовой была присуждена Международная поэтическая премия

Признание

В 1960-е годы к Ахматовой наконец пришло мировое признание. Ее стихи появились в переводах.

В 1962 году Ахматовой была присуждена Международная поэтическая премия "Этна-Таормина" - в связи с 50-летием поэтической деятельности и выходом в Италии сборника избранных произведений Ахматовой.

В том же году Оксфордский университет принял решение присвоить Анне Андреевне Ахматовой степень почетного доктора литературы. В 1964 году Ахматова побывала в Лондоне, где состоялась торжественная церемония ее облачения в докторскую мантию. Впервые в истории Оксфордского университета англичане нарушили традицию: не Анна Ахматова всходила по мраморной лестнице, а ректор спускался к ней.

Последнее публичное выступление Анны Андреевны состоялось в Большом театре на торжественном вечере, посвященном Данте.

Конец жизни Осенью 1965 года Анна Андреевна перенесла четвертый инфаркт, а 5 марта 1966 года она скончалась в подмосковном кардиологическом санатории. Похоронили Ахматову на Комаровском кладбище под Ленинградом. До конца жизни Анна Андреевна Ахматова оставалась Поэтом. В своей короткой автобиографии, составленной в 1965 году, перед самой смертью, она писала:

Конец жизни

Осенью 1965 года Анна Андреевна перенесла четвертый инфаркт, а 5 марта 1966 года она скончалась в подмосковном кардиологическом санатории. Похоронили Ахматову на Комаровском кладбище под Ленинградом.

До конца жизни Анна Андреевна Ахматова оставалась Поэтом. В своей короткой автобиографии, составленной в 1965 году, перед самой смертью, она писала: "Я не переставала писать стихи. Для меня в них - связь моя со временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных".

Факты

Факты

  • 1.С началом Первой мировой войны Ахматова резко ограничивает свою публичную жизнь. В это время она страдает от туберкулеза, болезни, долго не отпускавшей ее.
  • 2. На протяжении всей своей жизни Анна вела дневник. Однако известно о нем стало лишь через 7 лет после смерти поэтессы
  • 3. Анна чувствовала приближение смерти. Когда она в 1966 году  ложилась в санаторий, где и скончалась, она написала: "Жаль, что там нет Библии".
  • 4. Писательницу помнят и после смерти. В часть поэтессы названы улицы в Калининграде, Одессе и Киеве. Кроме того, 25 июня каждого года в деревне Комарово проходят Ахматовские вечера-встречи, вечера памяти, приуроченные ко дню рождения Анны Андреевны


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Духовно- нравственное воспитание учащихся на примере творчества А. Ахматовой

Автор: Жумаев Шухрат Бобоназарович

Дата: 28.03.2020

Номер свидетельства: 544536


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства