Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы
Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы
Перед школой всегда стоял целый ряд задач, но образовательное учреждение должно не только дать фундаментальные, базовые, а, может, и углубленные знания по отдельным предметам, но ещё и привить детям патриотические, гуманистические, эстетические чувства. Однако в сложный век компьютерных технологий, которые помогают нам жить, работать, возникли и проблемы в учебно – воспитательном процессе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы »
Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы
Учитель МКОУ «Борщенская СОШ» Большесолдатского района Курской области Перегудова Н. А.
Перед школой всегда стоял целый ряд задач, но образовательное учреждение должно не только дать фундаментальные, базовые, а, может, и углубленные знания по отдельным предметам, но ещё и привить детям патриотические, гуманистические, эстетические чувства. Однако в сложный век компьютерных технологий, которые помогают нам жить, работать, возникли и проблемы в учебно – воспитательном процессе. Дети стали меньше читать художественную литературу, всё больше времени стали проводить за телевизорами, всё чаще увлекает их мир бездушных компьютерных игр. Дети сейчас разучились дружить, утрачиваются нравственные ценности общества. В погоне за властью и деньгами люди всё чаще и чаще совершают плохие поступки, а ведь дети – это наше будущее, и уже сейчас об этом нужно позаботиться. Поэтому особым направлением в работе каждого учителя должно являться духовно – нравственное воспитание школьников. Уроки русского языка и литературы играют важную роль в становлении личности ребёнка. Урок литературы – это урок жизни. Очень часто на своих уроках я использую пословицы и поговорки, содержащие не только определённые орфограммы и пунктограммы, но имеющие и глубокий содержательный смысл. Например, «Когда загорелся мой стог, я познакомился со своими друзьями», «Доброго чтут, а злого не жалуют», «Люди стали жить богаче, но беднее стала речь», «Много на свете умных, да добрых мало». Такие предложения не только записываются школьниками, но всегда стараемся проанализировать меткое выражение, поговорить о его смысле, привести примеры из жизни.
Слова «Родина», «Отечество», «Отчизна» близки и дороги сердцу каждого человека. Работая много лет в школе, я вижу, как меняются духовно – нравственные ориентиры подрастающего поколения, взаимоотношения между людьми, отношения гражданина России с Государством и обществом. Мы, учителя, несём ответственность за формирование гражданской позиции обучающихся на своих уроках, за воспитание будущего поколения.
С одиннадцатиклассниками я всегда провожу дискуссию «Патриотизм: знак вопроса», одна из целей которой является формирование гражданской позиции обучающихся, воспитание духовной, нравственной личности. Школьники говорят о гражданском долге, о любви к Родине, о службе в армии, о военных профессиях.
Ежегодно дети разных классов пишут сочинения «Моя малая родина», где они открыто, с любовью рассказывают не только о красоте того места , где родились, пошли в школу, но и сообщают о разных достопримечательностях соловьиного края, много знают о знаменитых людях, наших земляках, внесших свой вклад в развитие науки, техники, искусства, спорта.
Уроки литературы играют важнейшую роль в формировании морально – нравственных качеств человека, готовят школьников к реальной жизни, учат добру, толерантности, отличать реальные ценности от мнимых. Для решения гражданственного, духовно-нравственного воспитания на уроках литературы провожу уроки-исследования, уроки-диспуты, уроки-беседы, уроки-семинары, которые позволяют в непринуждённой беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о семье, о любви, о природе и многом другом.
В школьном курсе литературы очень много произведений, затрагивающих морально-нравственные стороны жизни человека, но одно из самых ярких это, конечно же, роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». В беседе со школьниками при изучении произведения я задаю им вопросы, требующие полного осмысления содержания прочитанного, высказывания своей позиции. -Какие добрые дела Разумихин пытается сделать для Раскольникова и как они принимаются? - Почему Свидригайлов добивается встреч с Раскольниковым? - Как Соня содействовала тому, что Раскольников сделал «явку с повинною»? - Верите ли вы в воскресение Раскольникова к новой жизни?
Достоевский написал роман о попытке человека восстать против нравственного закона и произнёс отповедь человеческому тщеславию: «Смирись, гордый человек!»
В беседе о главном герое романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» Базарове очень важно подвести детей к выводу, что трагизм образа – в отсутствии нравственных ориентиров, отрицая всё, он не может предложить ничего взамен. А идеал Тургенева – жизнь, идущая беспрерывно от прошлого к будущему через настоящее, где главная ценность – любовь отцов к детям, наследующим лучшее в них.
Неотъемлемой частью в работе является написание сочинений-рассуждений, сочинений-миниатюр о нравственных понятиях: совесть, сострадание, благородство, милосердие, настоящая красота - какая она? Создавая творческие работы, школьники размышляют, задумываются над этими нравственными качествами людей.
Очень важно для учителя передать своим воспитанникам то, что поможет им сохранить человеческое в себе и в мире, защитить от глупости, духовной глухоты и трагедии мира. Можно рассказать детям о гуманном отношении к живому миру, но суть в ином. Смысл нашей жизни в любви ко всему видимому и невидимому, служении ему.
На уроках русского языка и литературы необходимо показать бережное отношение к родному слову, которое открывает для нас весь спектр человеческих чувств и отношений, помогает понять и познать себя как представителя русской нации. Через диалог учителя и ученика происходит культурное, нравственное и духовное взаимообогащение обучающихся и преподавателя.
Нравственное воспитание подрастающего поколения – главная задача учителя литературы. И решить её помогают художественные произведения. В числе писателей, поставивших в центр своего творчества нравственные проблемы личности, можно назвать В. Распутина, Ч. Айтматова, В. Астафьева, Ю. Бондарева, Б. Васильева и многих других.
Уже в 5 классе при изучении произведений устного народного творчества идёт речь о трудолюбии, стойкости, честности, патриотизме, осуждаются малодушие, лень, трусость, себялюбие, праздность.
Уроки литературы побуждают вести взволнованный разговор о сложных проблемах нашей жизни, о непростых судьбах героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле.
Небольшой по объёму рассказ А. Платонова «Юшка» заставляет читателя задуматься о многом, оценить свои поступки в обществе, дети на уроках высказывают своё мнение о том, как Юшке удавалось сохранить доброе отношение к людям и миру, говорят о сочувствии и сострадании к людям.
Отрывок «Отец и сын» из произведения зарубежного автора Д. Олдриджа «Последний дюйм» помогает разобраться в таких понятиях, как взаимопонимание, мужество, самообладание.
Каждый учитель участвует в духовном становлении своих учеников.