Проблема детского, подросткового и юношеского чтения в современном мире за последние 3-4 года явно на первых позициях при обсуждении проблем воспитания и образования детей в ХХІ веке.
Читателями мы не рождаемся, а становимся, и чтение это приобретенный навык, пристрастие и обязанность цивилизованного человека. Дети, выбирая книгу или журнал для чтения, прислушиваются, но не слушаются, сопротивляются и для вида смиряются перед ультимативными условиями мамы, папы, бабушки, деда прочесть пять-десять страниц, а потом идти гулять, или пересказать эту главу, прочитать и выучить это правило, теорему, стихотворение. Наконец, они боятся грозных учителей, которые требуют составить план рассказа, написать изложение, сочинение, эссе. Несовершеннолетние читатели постарше отстаивают, как могут, свое право читать или не читать, - ведь они не чувствуют, что «читатели рождаются свободными и должны свободными оставаться». Но они еще не понимают, чтобы не растерять это умение, увеличивать скорость чтения, совершенствовать восприятие и понимание письменной речи. Ведь чтению можно разучиться, стать вторично, «функционально», как сейчас говорят, неграмотным, слабеет способность активно воображать, фантазировать, осмысливать текст на печатной странице или на экране компьютера. Взрослые учат детей, что чтение это труд и удовольствие, обязанность и свободный выбор, профессиональная необходимсть и отдых, но их стремительное и легкое сознание не хочет разбираться в этих пародоксальных соотношениях. Им важно, чтобы было «прикольно», «круто», «клево», «классно», «супер». И тогда не надо лишних слов. Начинается чтение по цепочке: юные читатели передают книжку друг другу, обсуждают ее и рекомендуют в блогах. Чтение – это процесс интимный, который трудно коллективизировать. Иосиф Бродский в «Нобелевской лекции» отмечал, что «роман или стихотворение есть продукт взаимного одиночества». «многое можно разделить: хлеб,
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад "Вопитание талантливого читателя"»
Вопитание талантливого читателя
Проблема детского, подросткового и юношеского чтения в современном мире за последние 3-4 года явно на первых позициях при обсуждении проблем воспитания и образования детей в ХХІ веке.
Читателями мы не рождаемся, а становимся, и чтение это приобретенный навык, пристрастие и обязанность цивилизованного человека. Дети, выбирая книгу или журнал для чтения , прислушиваются, но не слушаются, сопротивляются и для вида смиряются перед ультимативными условиями мамы, папы, бабушки, деда прочесть пять-десять страниц, а потом идти гулять, или пересказать эту главу, прочитать и выучить это правило, теорему, стихотворение. Наконец, они боятся грозных учителей, которые требуют составить план рассказа, написать изложение, сочинение, эссе. Несовершеннолетние читатели постарше отстаивают, как могут, свое право читать или не читать, - ведь они не чувствуют, что «читатели рождаются свободными и должны свободными оставаться». Но они еще не понимают, чтобы не растерять это умение, увеличивать скорость чтения, совершенствовать восприятие и понимание письменной речи. Ведь чтению можно разучиться, стать вторично, «функционально», как сейчас говорят , неграмотным, слабеет способность активно воображать , фантазировать, осмысливать текст на печатной странице или на экране компьютера. Взрослые учат детей, что чтение это труд и удовольствие, обязанность и свободный выбор, профессиональная необходимсть и отдых, но их стремительное и легкое сознание не хочет разбираться в этих пародоксальных соотношениях. Им важно, чтобы было «прикольно», «круто», «клево», «классно», «супер». И тогда не надо лишних слов. Начинается чтение по цепочке: юные читатели передают книжку друг другу, обсуждают ее и рекомендуют в блогах. Чтение – это процесс интимный, который трудно коллективизировать. Иосиф Бродский в «Нобелевской лекции» отмечал, что «роман или стихотворение есть продукт взаимного одиночества». «многое можно разделить: хлеб, ложе, убеждения, возлюбленную – но не стихотворение». Чтение – это частное присвоение, как творчество – частное предпринимательство. Современный человек еще более одинок , чем человек в ХХ веке, и поэтому чтение или письменное обращение в интернете произвоит важный психотерапевтический эффект. Написанному или прочитанному больше доверяют, чем сказанному.
Читатель сейчас предпочитает книги дробные, информативные, приносящие практичскую пользу (словари, справочники, энциклопедии, сборники афоризмов, советов, правил, анекдотов, коротких рассказов и истории). Наши дети – читатели ХХІ века. И они похожи на нас. Как и мы, он начинают с азбуки (кубики, магнитная, электронная доска, карточки, игрушки-звуки), прибауток, песенок, загадок. «Не дерево, а с листочками, не рубашка, а сшита, не чловеек, а рассказывает». Интересн, как долго эту загадку будут отгадывать дети будущего?
В ХХ веке они дольше оставались читателями, которых вели взрослые, были более наивны, непосредственны, благодарны тем, кто им читает, самим книгам и их авторам. Выбор в море чтения был ограничен, традиционен и, можно сказать, апробирован. Круг чтения скаладывался из нескольких книжных гнезд: книжная детская классика, национальная и мировая классика, книги современных авторов, книги по интересам, периодика.
Сегодняшний читатель в этом плане гораздо более искушен и избалован. Книга в его мире, как ив мире окружающих его взрослых, не занимает привилегированного положения и имеет для него вполне реальную цену, так как ему часто говорят «она стоит денег». Раньше ребенок знал, что книгу нельзя рвать, потому что она – книга. Ему с детства читали «Что такое хорошо, а что такое плохо» Владимира Маяковского. А сегодня ребенок скажет вам, что книгу нельзя рвать, потому что она дорогая. Он знает, что книг рекламируют, что их егче читать уже после просмотра мультфильма, фильма, картинок,компьютерных игр. Ребенок категоричен, избирателен, привередлив. Дети постарше любят книги с антигероями больше, чем с героями. Любят читать книги по сериалам о супергороях: спайдермене, трансформерах, героях японских и китайских анимационных фильмов.
Читатель – это существо отдельное и уникальное. «И каждый читатель как тайна, Как в землю закопанный клад», - писал Б.Пастернак. Сегодня путь в страну чтения и в страну художественной литературы лежит через произведения других видов искусств.
В. Набоков в одной из своих статей писал: «Воистину лучший герой, которого создает великий художник, - это его читатель». Не будем мешать маленкому читателю дрейфовать в огромном библиомире. Но ак бы случайно, как бы нечянно оставим полезную (с нашей точки зрения), захватывающей, гениальную, (с точки зрения человечества) книгу на видном месте. Упомянем что-то из прочитанного в разговоре, напомним, как нам нравилось в детстве расматривать картинки в одной взрослой книге (а теперь неплохо бы и вам ее прочитать), как мы боялись портретов Шекспира и Данте, а увидев портрет Льва Толстого решили, что это дедушка. Будем водить детей не тоько в магазины одежды или супермаркеты, но и книжные магазиныи в библиотеки. Пусть ребенок ам выбирает себе книги. Читайте те книги, которые читает он, даже если вам – учителям и родителям – не очень интересны. И никогда не говорите презрительно или высокомерно о тех, которые нравятся ему. А то потом он не впустит вас в круг своего чтения , и вы будете ворчливо, возмущенно повторять несправедливую и старую как мир фразу: «Современные дети мало читают и не любят читать».