Доклад:"Развитие связной речи на уроках русского языка в 5 – 6 классах"
Доклад:"Развитие связной речи на уроках русского языка в 5 – 6 классах"
Несколько лет моей методической темой является "Развитие связной речи на уроках русского языка",поэтому я и взяла эту тему для выступления. Так как в старших классах абота по развитию речи ведется в основном путем подготовки к изложению и сочинению, яостановлюсь на работе с учащимися 5-6 классов, где можно использовать много интересных,в том числе и игровых, материалов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад:"Развитие связной речи на уроках русского языка в 5 – 6 классах"»
Доклад на тему «Развитие связной речи на уроках русского языка в 5 – 6 классах»
Выполнила учитель русского языка и литературы: Азенбаева Альфина Аухатовна
Несколько лет моей методической темой является «Развитие связной речи на уроках русского языка», поэтому я и взяла эту тему для выступления на ГМО. Так как в старших классах работа по развитию речи ведется в основном путем подготовки к изложению и сочинению (а это отдельная большая тема для доклада), я остановлюсь на работе с учащимися 5-6 классов, где можно использовать много интересных, в том числе и игровых, материалов. Некоторые виды работ я вам представила.
Одной из главных задач школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности в овладении знаниями и способами действий с ними в соответствии с познавательными установками.
Для успешной реализации этой задачи необходим достаточно высокий уровень владения языком, речевыми умениями, так как развитая речь – это прекрасный инструмент познания, удобное и необходимое средство общения, показатель уровня культуры и интеллекта человека.
Проблема развития речи учащихся традиционно рассматривается в теории и практике преподавания русского языка как одна из важнейших. Вопросы развития связной речи всестороннее освещены в трудах выдающихся лингвистов.
В настоящее время существует тенденция к снижению речевого развития, поскольку состояние речи современных школьников не удовлетворяет пока возрастающим потребностям устного и письменного общения.
Это объясняется тем, что
интеллектуальное развитие многих школьников не позволяет воспринимать большой объем новой информации, которая наблюдается в лексике современного русского языка (заимствования, неологизмы);
школьникам трудно воспринимать материал, неадаптированный к современной жизненной ситуации и её разнообразию;
интенсивно развиваются аудио-видео-компьютерных технологий, способствующие получению информации без обращения к литературным (книжным) источникам;
ребята не понимают роли получаемых ими на уроках знаний для будущей жизни.
Развитие речи – основная задача уроков русского языка и литературы, требующая постоянной и систематической работы и предполагающая движение от простого к сложному, от уже усвоенного к неизученному.
Развитие речи предусматривает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения, письма) и существует в трех направлениях, составляющих единое целое:
1. овладение нормами литературного языка;
2. обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
3. обучение различным видам речевой деятельности.
1.Овладение нормами литературного языка
Овладение нормами литературного языка
По программе наши ученики должны владеть определенными произносительными, лексическими и грамматическими нормами. Важно, как будет организован процесс усвоения этих норм на уроке.
Достижению поставленной цели способствуют:
письменное изложение или устный пересказ текста;
свободный или творческий диктант;
письменный пересказ с дополнительными заданиями;
конструирование словосочетаний, предложений, небольшого текста с языковыми средствами, норму употребления которых следует не только осмыслить, но и запомнить;
замена ошибочных вариантов нормативными (исправление ошибок в произношении слов, в словоупотреблении, в построении предложений и т.д.);
сопоставительный анализ нормы и ее нарушений;
выбор или поиск одного из данных (нормативного и ошибочного) языковых средств.
Очень эффективными являются виды работы, способствующие запоминанию самой нормы:
заучивание стихотворных строк, включающих в себя слова для запоминания (правильный вариант произношения, словоупотребления поддерживается ритмом и рифмой, поэтому легко запоминается);
«немые диктанты» (орфоэпические);
проговаривание вслух по слогам необходимого материала;
объединение слов в определенные группы по смыслу: с одинаковым ударением, с одной и той же формой и т.д.
Эффективность этих приемов увеличивается при использовании наглядого материала, игровых форм работы, при демонстрации презентаций.
2. Для обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся используется Словарная работа, включающая в себя
работу со словами, фразеологизмами, данными в учебнике: условно разбиваем все слова, данные в рамках, на смысловые группы (улица и движение, наука, спорт, нравственные качества и т.п.), поясняем их лексическое значение, составляем с ними предложения и тексты-миниатюры;
различные виды диктантов: словарный диктант (1 раз в неделю); диктант по памяти (проверка домашнего задания); диктант «Угадай словечко» (читаю толкование слова, а дети записывают само слово); зрительный диктант;
сочинения-миниатюры по опорным словам;
карточки с разнообразными заданиями;
игру «Объясни разницу» — работа с парами слов, сходных по звучанию, но разных по значению;
работу со словарями: оформление карточек и знакомство класса с новым словом; работа с толковым словарем учебника (анализ словарной статьи, поиск слов, имеющих определенные пометы, объяснение назначения той или иной пометы);
игру «Справочное бюро» - работа со словарями: поиск «адреса» слова в словаре, объяснение его толкования, правописания и произношения;
традиционную словарную подготовку к изложению или сочинению.
Для обогащения грамматического строя речи учащихся используются
Упражнения на построение (составление, конструирование) определенных словосочетаний, предложений, мини-сочинений, а также предложений с изучаемыми языковыми средствами: по графической схеме, по данному образцу. Эффективность таких упражнений увеличивается, если указать учащимся на содержательную основу для конструирования.
Упражнения на замену одних конструкций другими, параллельными; на выбор из данных конструкций более уместной с точки зрения задачи высказывания, его стиля.
3. Обучение различным видам речевой деятельности предполагает обучение слушанию, обучение чтению, обучение устной и письменной речи
Обучая слушанию, используем такие виды работ, как
повторить услышанный текст (пересказ подробный, сжатый, выборочный, с творческим заданием);
От правильного обучения чтению во многом зависит формирование личности ученика, его отношения к учению, школе, самому себе.
Программа для основной школы ставит задачу научить учеников 5-, 6-, 7-го классов «осмысленно и бегло» читать учебник и научные тексты, выразительно читать тексты художественного и публицистического стилей. Цель совершенствования техники чтения в средней школе — научить «зрелому» чтению: высокой скорости чтения и гибкости, т.е. умению читать с разной скоростью в зависимости от речевой ситуации.
На уроках необходимо как можно чаще вовлекать ребят в обсуждение, подбирать тексты на актуальные и интересные темы. Можно использовать следующие вопросы и задания:
прочитать выразительно, ответить на вопросы или вспомнить, что из текста было известно ранее, а что оказалось новым;
прочитать и определить, что и почему вызывает смех (радость, печаль...);
разбить текст на абзацы, озаглавить, подобрать эпиграф;
придумать альтернативное продолжение произведения;
проанализировать происходящие в произведении события, охарактеризовать героев в ракурсе современности.
Все предыдущие виды работ (словарная, создание словосочетаний и предложений, мини-сочинений) также служат обучению устной и письменной речи.
Не буду подробно останавливаться на традиционных сочинениях и изложениях. Приведу примеры других форм, используемых в работе:
сочинение-репортаж на актуальную тему;
составление лингвистической сказки, басни (использую на уроках русского языка для объяснения нового материала);
интервью с литературным героем, героем фильма, актером, известным политическим или общественным деятелем;
составление фантастических рассказов, утопий: «Прошлое и будущее русского языка», «Речевой портрет человека в 2050 году», «Язык будущего»;
отзыв о просмотренном фильме, составление аннотаций и рецензий на литературные новинки;
подготовка и организация диспутов и дискуссий на лингвистические темы: «Наша речь – отражение наших нравов?», «Чужеземцы в нашей речи. Хорошо или плохо?», «Язык интернета. Плюсы и минусы», «Албанский язык» за и против»;
доклады и рефераты (подготовка и защита): «Русские лингвисты», на одну из тем курса русского языка, о родном крае, о писателе или поэте;
портретный и психологический очерк (о себе, своих друзьях, классе);
составление сценариев внеклассных мероприятий: «Язык СМИ и рекламы», «Речь – индикатор успешности человека», «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий…», «Сохранить язык».
Таким образом, цель уроков развития речи – формирование у учащихся способности к самовыражению в речи, уважительного отношения к слову, бережного с ним обращения, формирование потребности в практическом владении навыками аргументированной, ясной, выразительной речи. А все это возможно только при систематической работе.
Виды упражнений для развития речи на уроках русского языка в 5-6 классах
1. Задание «Вставь слово» Подобные задания помогают ребятам на примерах художественных текстов подбирать слова, а потом их сравнить с исходным текстом.
1.(Какой?)… в сентябре лес – в нем рядом весна и осень. (Какой?)…лист и (какая?)… травинка. (Какие?)…травы и (какие?)… цветы. (Какой?) … иней и бабочки. (Какое?) … солнце и (какой?) ветер. Увядание и расцвет. Песни и тишина. Грустно и радостно! (Н Сладков.)
2. А жаворонок все пел, поднимаясь выше и выше. (Какое?) … солнце осветило его, и теперь он уже казался с земли не (какой?)… птичкой, а (какой?) …звездочкой, вторым (каким?) … солнышком, рожденным самой землей. (по Г.Скребицкому).
Ключ. Текст 1.
Странный в сентябре лес – в нем рядом весна и осень. Желтый лист и зеленая травинка. Поблекшие травы и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Теплое солнце и холодный ветер. Увядание и расцвет. Песни и тишина. Грустно и радостно! (Н.Сладков)
Ключ. Текст 2.
А жаворонок все пел, поднимаясь выше и выше. Яркое солнце осветило его, и теперь он уже казался с земли не серенькой птичкой, а золотой звездочкой, вторым
крохотным солнышком, рожденным самой землей. (По Г.Скребицкому).
2. Задание «Продолжи»
Внимательно прочитайте начало текста. Придумайте и запишите продолжение в стиле автора.
1. Почки раскрываются, шоколадные, с зелеными хвостиками, и на каждом зеленом клювике висит большая прозрачная капля…
Ключ. (Возьмешь одну почку, разотрешь между пальцами, и потом долго все пахнет тебе ароматной смолой березы, тополя или черемухи.) (М.Пришвин.)
2. Малиновый солнечный шар коснулся снизу сквозной лазури. Он всплыл из-за леса, уменьшаясь и плавясь в золото…
Ключ. (Этот слепящий золотой сгусток быстро отделился от горизонта. Вся лесная стихия приняла невиданно сказочный образ. Безбрежная, непорочно чистая голубая лазурь была тем гуще, чем дальше от солнца.) ( В.Белов.)
3. Задание. «Составь рассказ».
Расположите предложения так, чтобы вышел связный рассказ.
СОН.
Спит Маша и видит сон. Дом у него был изо льда. Позвал он Машу в дом. Сидит на лавочке Мороз Иванович. На стенах блестели снежные звездочки. На полу лежал пушистый снег.
4. Задание. «Редактирование текста».
Выпал первый снег. Лес и теперь хорош. На березах еще были желтые листья. Ели и сосны были зеленее, чем летом. Сухая осенняя
трава выглядывала из-под снега желтой щеткой. Мертвая тишина была кругом. Была прозрачная вода в озере.
Ключ. (Выпал первый снег. Лес и теперь хорош. На березах еще оставались желтые листья. Ели и сосны казались зеленее, чем летом. Сухая осенняя трава выглядывала из- под снега желтой щеткой. Мертвая тишина царила кругом. Потемнела прозначная вода в
озере.) ( По Д.Мамину-Сибиряку.)
5. Задание. Составь рассказ по его началу. 1.Собака громко лаяла.Перед ней сидел котенок. Он широко раскрыл рот и жалобно мяукал..
2. Кот Васька и старик часто рыбачили. Старик удил рыбу. Васька сидел рядом. Однажды…
6. «Минутки поэзии».
- Предлагаются рифмы для составления двустиший.
…. бежит, Например: Серый волчище быстро бежит,
… дрожит. Заинька белый сильно дрожит.
Звонкий ручеек бежит,
Вода, как стеклышко, дрожит.
Лисица по лесу бежит,
А заяц под кустом дрожит.
… солнце Например.: Глядит весеннее солнце
… оконце В мое любимое оконце.
Вот взошло большое солнце,
Заглянуло к нам в оконце.
- На доске записываются четверостишия с пропусками. Необходимо восстановить текст.
Скрипит мороз. Сердит мороз.
И снег, ( сухой) и ( колкий).
И вяз озяб, и дуб замерз.
Насквозь продрогли елки. (Т.Волжина.)
Осень. Обсыпается весь наш (бедный) сад,
Листья (пожелтелые) по ветру летят.
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти (ярко-красные) вянущих рябин. (А.К.Толстой)
7. Задание « Распространите предложения».
День осени. Показалось солнце. Припекало. Щебетали стайки щеглов. Ледок таял. Носилась паутина. Подул ветерок. Все замерзло.
8. Сочинения-миниатюры.
Используя данную ниже лексику, написать миниатюру о дожде по вариантам:
- летний дождь,
-осенний дождь,
- весенний дождь.
Шумит, звенит, шуршит по листьям, идет, капает, моросит, накрапывает, льет, льется как из ведра, хлещет, стучит, барабанит, струится, стекает, зачастит, хлынет, зарядит, сеет как из сита, прыгает, пляшет.
9. Словарный диктант с использованием загадок (читается загадка, дети ее отгадывают и объясняют, по каким признакам они нашли отгадку).
10. Творческий (лексический) диктант (заменить развернутое определение одним словом. Например: Горящая куча хвороста (костер)).
11. «Справочное бюро»( кто быстрее найдет «адрес» слова в орфографическом, толковом словаре и объяснит, как это слово писать, что оно обозначает).
12. «Корректор» (Найти ошибку в выборе слова, типа: Солдаты (принимали) давали присягу. (Молодой) юноша признался в том, что хочет испытать себя в спорте).