kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на тему Роль интегрированных уроков в системе обучения русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность темы доклада обусловлена тем, что  в условиях быстрого роста объема информации возможность ее восприятия и осмысления резко уменьшается. Выход видится в усвоении структурированных знаний, представляющих собой определенное единство, систему.     

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему Роль интегрированных уроков в системе обучения русскому языку»















на тему: «Роль интегрированных уроков в системе обучения русскому языку»



















Подготовила: Нарбаева Д.Х.

учитель русского языка и литературы





Актуальность темы доклада обусловлена тем, что в условиях быстрого роста объема информации возможность ее восприятия и осмысления резко уменьшается. Выход видится в усвоении структурированных знаний, представляющих собой определенное единство, систему. Будущее школы связано с синтезом разных учебных предметов и, прежде всего, предметов гуманитарного цикла в парадигме культуры, разработкой интегрированных уроков, курсов, взаимосвязью и взаимопроникновением всех школьных дисциплин, поэтому идеи интеграции все настойчивее проникают в школьную практику.

Поэтому целью работы является формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством интеграции предметов с другими образовательными областями

Интегрированный урок - любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа материала методами других наук, других учебных предметов.

Какие были условия для возникновения и становления опыта в области интеграции, это:

1. Изменение ситуации: снижение интереса к обучению.

2. Необходимость поиска новых подходов к обучению.

3. Создание условий для развития личности учащихся и формирования у них ключевых компетенций.

Обращение к интеграции как средству создания целостного восприятия учебного материала объясняется рядом преиму­ществ этого достаточно нового вида образо­вательной деятельности на уроке.

Интегрированные уроки развивают по­тенциал самих учащихся, побуждают к ак­тивному познанию окружающей действи­тельности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к разви­тию логики, мышления, коммуникатив­ных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обоб­щать, делать выводы.

Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна. Ис­пользование различных видов работы под­держивает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развиваю­щей эффективности таких уроков.

Они сни­мают утомляемость, перенапряжение уча­щихся за счет переключения на разнообраз­ные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников.

Интеграция дает возможность для са­мореализации, самовыражения, творчест­ва учителя, способствует раскрытию спо­собностей его учеников.

Какие задачи могут решать интегрированные уроки:

информационную (поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача; владение современными информационными технологиями);

коммуникативную (знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями),

социокультурную (познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов) ;

учебно-познавательную (элементы логической, методологической, общеучебной деятельности; планирование, анализ, рефлексия, самооценка;)

культуроведческую (формирование русской языковой картины мира).

Немного обратимся к истории педагогики.

В методике преподавания существует несколько классификаций интегрированных уроков.

Педагог-методист С.А.Леонов подчеркивает, что «на интегрированном уроке сведения разных наук и искусств не только дополняют друг друга, но и составляют определенный сплав, комплекс, необходимый для восприятия учащимися предмета изучения в целом». Он выделяет следующую классификацию уроков:

• Уроки, на которых центральным объектом изучения являются исторический факт, общественное событие, известная личность. Материал таких уроков требует интеграции литературы, истории, музыки, изобразительного искусства.

• Уроки, в центре которых находится явление окружающего мира.

• Урок, объектом анализа на котором является в первую очередь изображение чувств и переживаний человека.

Такие уроки стимулируют активную познавательную деятельность учащихся на уроке и при подготовке к нему, формируют общеучебные навыки, помогают решить задачу воспитания активного читателя.

Нам очень нравится взгляд на интеграцию В.А. Сухомлинского, который считает, что нужно знакомить детей с каждым предметом в его связи с другими, «открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги». Этим восстанавливается естественно-природный процесс познания мира учащимися. Познавательная деятельность ученика возможна лишь там, где созданы определённые условия для её развития. И в этом огромную роль играет интеграция учебного процесса

Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческих потенциалов педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного воздействия на учащихся.

Смысл использования межпредметных связей заключается в том, что в урок включается эпизодически материал других предметов, но при этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой.

Структура интегрированных уроков отличается: чёткостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной ёмкостью материала.

Каждый из таких уроков ведут два или более учителей-предметников. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук. Подготовка урока идет совместно, заранее определяется объем и глубина раскрытия материала, последовательность его изучения. Часто таким урокам предшествуют домашние задания с использованием знаний двух или трех предметов.

Этапы подготовки и проведения интегрированного урока:

Этап

Цель этапа

Поисковый

обеспечить мотивацию к изучению темы

обеспечить поиск изучения материалов по выбранной теме

Подготовительный

научить работать с источниками, подбирать тематические факты и данные

Основной

развивать умение самостоятельно использовать полученные материалы

Заключительный

развивать культуру обсуждения выступлений учащихся


Считаем, что использование интегрированных уроков в преподавании русского языка, литературы и математики сказывается и на качестве обучения

Какой видим результат после и перед проведением интегрированных уроков:

- повышение мотивации и уровня знаний, умений и навыков.

- проявление самостоятельности и творческого подхода учащихся к выполнению задания;

- большая информативная ёмкость материала и его систематизация;

- способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся (логического, художественно-образного, творческого);

- способствуют повышению, роста профессионального мастерства учителя, так как требуют от него владения методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельного подхода к обучению.

- активизируется познавательная деятельность учащихся, так как большинство интегрированных уроков включает в себя элементы проблемного обучения. Проблемное обучение является эффективным способом повышения интереса учащихся к урокам.

Интегрированный урок - эффективное средство формирования знаний в поле пересечения различных гуманитарных наук, различных языков, разумное внедрение одной науки в другую с целью раскрытия темы урок Яркими примерами такого сочетания служат уроки литературы и истории, литературы и МХК, литературы и музыки, русского и английского языков, русского и математики, литературы и психологии, эстетики и т.д. \

Подобные уроки имеют несколько целей:

- продолжить работу с литературоведческими и математическими терминами; лингвистическими понятиями математическими формулами; эстетическими терминами, историческими датами и событиями; продолжить работу над развитием речи

- донести идею литературного произведения через события и образы личностей истории, психологические и эстетические понятия, образы и примеры МХК в одном временном отрезке;

- продолжить работу по патриотическому воспитанию, развитию родного языка, культуры посредством других наук и дисциплин

- формировать коммуникативные навыки;

- воспитывать человеческие качества, присущие гражданину своей страны.;

Интегрированный урок на тему «Число. Имя числительное» в шестом классе позволил объединить два предмета (русский язык и математика) на одном уроке. Ребята записывали в тетрадях решение задачи с устным объяснением, четко проговаривая числительные. В ходе игры «Эксперт» при оценке учитывались правильный числовой результат и грамотное речевое объяснение. Таким образом, ребята пришли к выводу, что даже при работе на уроке математики, нужно следить за грамотностью в своей речи.

Интегрированным урокам присущи значительные педагогические возможности. Здесь учащиеся получают глубокие разносторонние знания об объектах изучения, используя информацию из различных предметов, по-новому осмысливают события, явления. Очень важным моментом является психологическая совместимость преподавателей, которые вместе готовят, а затем проводят интегрированный урок. Без взаимной поддержки, взаимопонимания и дополнения друг друга интегрированный урок не получится.

Интегрированные уроки – необычные по замыслу, организации, методике проведения – больше нравятся учащимся, чем традиционные учебные занятия, поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. Но они не могут стать главной формой работы из-за неизбежно возникающей при этом проблемы недостатка времени на подготовку, перегрузки учащихся и педагогов. Эффективность интегрированных уроков в большой степени зависит от высококачественной предварительной подготовки.


Использованная литература

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Педагогика. - 1996.

Дьяченко В.К. Основное направление развития образования в современном мире. – Москва. - 2005.

Закон Российской Федерации «Об образовании». - Москва. - 2006.

Иванов Д.А. Компетентный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. / Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В./ – М.: АПК и ПРО. - 2008.

Матрос Д.Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. – Москва. – 2010.

Сальникова Т.П. Педагогические технологии. – Москва. – 2009.

Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. - Москва. - 2005.

Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1986.

Доманский В.А. Литература и культура: Культурологиче­ский подход к изучению словесности в школе. Учебное пособие. – М.: Флинта Наука, 2002

Л. П. Ильенко. Интегрированный эстетический курс. Пособие для учителя. М., 2001.

Л. Л. Кочергина, Л. А. Тропкина. История-литература. Интегрированные уроки в 5-11 классы. Волгоград., 2002.

Т.Г. Браже. Интеграция предметов в современной школе// Ли­тература в школе. 2008. №5. С.150.

Шевченко Л.А. Об интеграции на уроках русского языка// Русский язык в школе. 2008. №5








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Доклад на тему Роль интегрированных уроков в системе обучения русскому языку

Автор: Нарбаева Дурдона Хикматбаевна

Дата: 30.01.2017

Номер свидетельства: 385772

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Роль интегрированных уроков в системе обучения русскому языку и математике "
    ["seo_title"] => string(84) "rol-intieghrirovannykh-urokov-v-sistiemie-obuchieniia-russkomu-iazyku-i-matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "146074"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1419074106"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Доклад " Использование новых технологий  в учебно-познавательной деятельности младших школьников. " "
    ["seo_title"] => string(107) "doklad-ispol-zovaniie-novykh-tiekhnologhii-v-uchiebno-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "180282"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425146208"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства