Доклад "Развитие лингвистических и коммуникативных способностей средствами игровых технологий"
Доклад "Развитие лингвистических и коммуникативных способностей средствами игровых технологий"
Педагогами и психологами доказано, что познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения, - вот почему развитие его столь важно для учащихся. Именно поэтому моими задачами становятся: пробуждение у школьников интереса к русскому языку и литературе; воспитание потребности изучать их; развитие лингвистических, коммуникативных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Характерной особенностью урока с использованием игровых технологий является включение игры в его конструкцию как структурного элемента. Игра – удобная форма актуализации знаний (в начале урока или перед изучением новой темы; «разминки», необходимой по ходу урока; контроля в конце урока). Особенно когда игры проводятся с сопровождением слайдов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад "Развитие лингвистических и коммуникативных способностей средствами игровых технологий" »
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Давыдовская гимназия»
Орехово-Зуевского муниципального района
Московской области
Доклад
«Развитие лингвистических и коммуникативных
способностей средствами игровых технологий
на уроках и внеклассных мероприятиях
по русскому языку и литературе».
Учителя русского языка и литературы
Кузнецовой О.В.
Развитие лингвистических и коммуникативных способностей средствами игровых технологий на уроках и внеклассных мероприятиях по русскому языку и литературе.
Немецкий драматург Фридрих Шиллер писал: «В игре человек испытывает такое же наслаждение от свободного обнаружения своих способностей, какое художник испытывает во время творчества».
Не секрет, что для многих учеников русский язык и литература не являются любимыми предметами. Эта проблема стоит очень остро в целом по стране и конкретно в нашем образовательном учреждении. Этот факт объясняется многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению.
Проблема и в том, что сегодня не все ребята любят читать произведения русских классиков, мало интересуются явлениями, которые происходят в нашем языке. А для того, чтобы быть востребованными в современной жизни, нужны люди не просто образованные, но умеющие применить полученные знания в жизни, способные к коммуникации. Да и экзамен по русскому языку остаётся обязательным и для учащихся 9-х классов, и для выпускников 11-ых. Кроме того, каждый год наши ученики выбирают выпускной экзамен по литературе. Поэтому актуальна проблема обучения русскому языку и литературе, обогащения дополнительными знаниями по этим предметам.
Одним из путей решения данной проблемы становятся игровые формы проведения уроков и внеклассных мероприятий.
Педагогами и психологами доказано, что познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения, - вот почему развитие его столь важно для учащихся. Именно поэтому моими задачами становятся: пробуждение у школьников интереса к русскому языку и литературе; воспитание потребности изучать их; развитие лингвистических, коммуникативных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Характерной особенностью урока с использованием игровых технологий является включение игры в его конструкцию как структурного элемента. Игра – удобная форма актуализации знаний (в начале урока или перед изучением новой темы; «разминки», необходимой по ходу урока; контроля в конце урока). Особенно когда игры проводятся с сопровождением слайдов.
Тогда почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом на уроках русского языка проходят не скучно и обыденно, а радостно и интересно. И помогают в этом уроки-путешествия в страну Русского Языка, игры «Слова и буквы», «Загадочные круги», «Четвертый лишний», «Лингвистический калейдоскоп», «Необыкновенные родственники», «Сильное звено» и другие.
Игровые технологии можно использовать и на уроках литературы. Здесь главное – нестандартная ситуация, в которой рождается интерес, появляется потребность осмыслить увиденное, пополнить запас знаний, а потом и создать собственное высказывание, совершенно самостоятельное или опирающееся на авторский текст. Именно на это я опиралась при подготовке урока с использованием игровых технологий, фрагмент которого вы сегодня увидите. Этот урок – первое знакомство с героями рассказа Л.Н.Толстого «После бала». Прежде всего, мне хотелось бы, чтобы ребята перенеслись из привычной обстановки школьного класса в 40-ые, 90-ые годы 19 века. А потом не просто отвечали на вопросы, задаваемые по тексту, а передавали свои впечатления от прочитанного, вдумчиво относились к ответам во время игры. В такой работе наряду с коммуникативной проявляется языковая компетентность учащихся. Это стимул к самостоятельной познавательной деятельности, потому что ребята сами стараются выполнить работу так, чтобы найти в привычной теме что-то новое, интересное. Литературное произведение при таком подходе изучается как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображение реальности, как результат творческой деятельности.
Знания, полученные учащимися на уроках русского языка и литературы, - база для внеклассного общения. В отличие от урока, внеклассные мероприятия проходят в более непринуждённой обстановке. И здесь элемент игры, как и на уроках, элемент игры позволяет привлечь внимание ребят к какой-либо теме, заинтересовать словом, заставить учащихся быть внимательными и активными, проявлять самостоятельность, инициативу. Игры способствуют развитию контактности, формируют искусство общения. Играющие слышат образцовую речь (в исполнении мастеров слова), стремятся к сотворчеству, учатся анализировать материал, делиться впечатлениями с другими, правильно выражать свои мысли и выслушивать суждения товарищей. Кроме того, внеклассные занятия с использованием игровых технологий строятся на познавательной базе и призваны развивать способности школьников. Поэтому научность, глубина излагаемого на внеклассных занятиях материала, выявление его практической значимости должны сочетаться с увлекательностью формы. Сейчас наряду с уже установившимися, традиционными формами, такими как утренники и вечера, жизнь выдвигает новые пути приобщения учащихся к русской речи, к словесному искусству, к литературе. Этому способствуют прежде всего средства массовой информации (Мы уже проводили такие игры, как «Крестики-нолики», «Что? Где? Когда?», «Умники и Умницы», «Звездный час», «Самый умный», «Брейн-ринг»). Не случайно, сегодня в игре «В гостях у словаря» вы увидите новых героев – рекламных агентов. Цель игры – развитие лингвистических способностей учащихся; обогащение языковых знаний; развитие познавательного интереса.
Не все ученики знают, что автором словаря, которым они привыкли пользоваться, стал С.И.Ожегов - ученик Дмитрия Николаевича Ушакова. Именно Ушаков собрал, по словам специалистов-языковедов, лучший Толковый словарь советской эпохи, на основе которого создаётся много современных толковых словарей. 24 января исполнилось 140 лет со дня рождения Д.Н.Ушакова, известного учёного-языковеда, мудрого учителя, поэтому игра посвящена этой дате. Кроме того, практическая работа по словарям разных видов очень нужна для развития лингвистических способностей учащихся. В игре ребята обобщают и пополняют знания по разным разделам русского языка, развивают коммуникативные и речевые навыки.
Появление множества интересных познавательных, интеллектуальных игр повлекло за собой совершенствование форм и методов внеклассной работы. А это, в свою очередь, привело к тому, что учащиеся стали добиваться неплохих результатов. И, что очень важно, с удовольствием и интересом участвуют в мероприятиях не только классного, но и других уровней.
Список используемой литературы.
Орфографический словарь (любое издание).
Ушаков Н.Н., Суворова Г.И. Внеурочная работа по русскому языку. – М., 2001
Вартаньян Г.А. Путешествие в слово. – М., 1995
Чуковский К.И. Живой как жизнь. – М., 1981
Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь. – М., 2007