Доклад на тему «Диалогическое обучение как метод формирование коммуникативной компетенции учащихся»
Доклад на тему «Диалогическое обучение как метод формирование коммуникативной компетенции учащихся»
В Казахстане идет новый формат повышения квалификации учителей. Учителя "сели за парты". Результатами их обучения и практики становятся аппробация новых методов, исследования, изменения в своей педагогической деятельности, в жизни школы.В докладе я, как учитель прошедший данные курсы, хочу поделиться со своим опытом в организации учебного процесса в виде групповой работы.Ценность данного опыта можно выразить словами :"Теперь я знаю, как можно работать иначе. Ведь это здорово- открывать знания вместе с учащимися!".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему «Диалогическое обучение как метод формирование коммуникативной компетенции учащихся»»
Доклад на тему: «Диалогическое обучение как метод формирование коммуникативной компетенции учащихся»
Калиева М.Т., учитель русского языка и литературы СШ 40 лет Казахстана села Сарыкемер Байзакского района Жамбылской области
Как учитель- словесник, свои уроки я начинаю с диалога. Для меня очень важно, чтобы говорил на русском языке каждый из моих учеников- казахов, живущих в селе, воспитывающихся в семьях, приехавших из среднеазиатских республик, Ирана и Пакистана. Научить таких детей, для которых нет среды общения, для которых предмет ведется всего 2 или 3 часа в неделю, владеть грамотной речью, уметь свободно излагать свои мысли на русском языке - работа не из легких. Но, тем не менее, одной из актуальных задач, поставленных государством перед современной школой, является развитие речи учащихся. В казахстанских стандартах школьного образования сказано, что основное назначение обучения русскому языку состоит в формировании коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Определение Республики Казахстан как полиэтнического государства диктует необходимость формирования функционально двуязычной (полиязычной) поликультурной личности. Наряду с обязательным владением государственным языком, для более полной реализации своих социальных функции в различных сферах общественной жизни, учащимся необходимо решать задачи реальной коммуникации на русском языке. Русский язык является одним из основных средств получения информации в социально- бытовой и культурной сферах жизни. Кроме того, основной поток информации поступает также посредством русского языка. В проекте «Триединство языков» говорится, что « Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками. Это казахский язык- государственный язык, русский язык как язык межнационального общения и английский язык, язык успешной интеграции в глобальную систему». Следовательно, владение русской речью, развитие русской речи- это веление времени. Без языка невозможно полноценное участие человека в жизни современного общества, участие в производстве, в развитии культуры, искусства. Потому сейчас как никогда актуальна проблема развития речи школьников, коммуникативной компетенции. «Коммуникативная компетенция»- это способность вступать в общение с целью быть понятым, умение выражать свои мысли, выступать перед аудиторией, умение вести дискуссию, аргументировать, доказывать. Перед каждым учителем- словесником, где бы и с какой категорией учащихся он ни работал, непременно возникает множество проблем, связанных с развитием речи учащихся, над которыми он порой трудится всю свою педагогическую деятельность. Из множества имеющихся трудностей по развитию речи актуальной является проблема «Как организовать работу по развитию речи?» «Как учить детей излагать свои мысли?» При изучении русского языка первостепенной задачей является формирование у каждого школьника практических умений и навыков пользования русским языком, то есть языковой компетенции. Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Существуют методы, ориентированные на устную коммуникацию: все виды пересказа, все формы учебного диалога, доклады и сообщения, ролевые и деловые игры, учебные исследования и проекты, обсуждение, дискуссия, диспут, выступление в качестве ведущих на мероприятиях. Методы, ориентированные на письменную коммуникацию:подготовка заметок и статей в СМИ, телекоммуникационные тексты, сообщения, участие в конкурсах сочинении.Одним из методов обучения, эффективно влияющий на формирование коммуникативной компетенции учащихся, является диалогическое обучение. В современной методике преподавания русского языка диалог рассматривается как эффективный путь усвоения учащимися учебного материала и формирования у них необходимых коммуникативо- речевых навыков. Что мы знали о диалоговом обучении до этого времени? Как мы учили детей диалогу по традиционной методике? На традиционном уроке ведущую роль в беседе занимает учитель. Часто звучат конкретные вопросы- типа Кто, Где и Что. Как выяснилось позже, это вопросы низкого порядка, предполагающие механический и незамедлительный ответ, потому что они находятся на поверхности изучаемого материала. Ответы на эти вопросы не требуют размышлений или же высказывания своего отношения к ним ,таким образом учащиеся транслируют готовые знания. Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке. Мерсер и Литлтон(2007) в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учащихся и результативности в обучении.В исследовании подчеркивается, что интерактивное общение как со взрослыми, так и совместная работа со сверстниками способствуют обучению детей и их когнитивному развитию.Л.Выготский утверждает, что когнитивное развитие становится более эффективным в период, когда ученики работают в своей «Зоне ближайшего развития» (ЗБР )Модель обучения Л.Выготского предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог.Ученики легче обучаются, в случае , когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступить одноклассники или учителя. Программа Кембриджского университета заставила меня пересмотреть мои взгляды на диалоговое обучение. Взглянуть на старое по- новому. По данной причине пришлось пересмотреть планирование своих уроков. Новые подходы к преподаванию надо было начать с организационного момента. Для того, чтобы ученики плодотворно работали ,важно было раскрепостить их ,создать атмосферу доброжелательности и взаимной поддержки . Диалог, начался с упражнения «Букет пожеланий» по модели учитель-ученик-ученик-учитель, где каждый мог сказать пожелание своему соседу. Далее побуждающий диалог помог ученикам самим определить тему урока. Затем парная, групповая работа по новой теме, подготовка и защита постеров помогли учащимся вступить в диалог между собой, научить друг друга, советоваться, формировать навыки коммуникативной компетенции. В ходе уроков я выяснила, суть диалогового обучения: данное обучение- интерактивное обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие ученик-ученик, ученик- учитель. По моим наблюдениям взаимодействие ученика в паре и в группе при диалоговом обучении наиболее плодотворно влияет на понимание и сознание ученика. Пути реализации коммуникативной компетенции учащихся состоят в том, что формы, методы и приемы работы направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы. В этом плане использование инновационных педагогических технологии играет большую роль. Исследовательский метод, мозговой штурм, дискуссии, технология «критического мышления», интерактивные, групповые формы и методы, коллективный способ обучения. Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться понимания материала. Так ,например, на уроке русского языка в 9 классе, когда мы знакомились с отрывком «Вожатый» из произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка», прием «Мозговой штурм» помог ученикам поразмышлять над значением слова вожатый. Каждая группа ответила по –своему : «Это слово обозначает вожак; руководитель; человек, который руководит чем- либо, ведет за собой людей, уважаемый человек». Затем у них появился интерес: узнать о нем побольше, убедиться насколько совпадут их варианты ответов с оригиналом. Диалогическое обучение ценно тем, что развивает критическое мышление учащихся. Здесь важную роль играет постановка вопросов.Есть мнение , что существуют в большинстве своем два типа вопросов, которые используют учителя для достижения понимания учениками: вопросы низкого порядка и вопросы высокого порядка.Вопросы «низкого порядка» иногда называют «закрытыми» или «буквальными».Они направлены только на запоминание, и ответы на них расцениваются как «правильные» или «неправильные». Вопросы «высокого порядка» направлены на умение ученика применять, реорганизовывать, расширять, оценивать и анализировать информацию каким- либо образом. Для того, чтобы в классе звучали вопросы разного порядка необходимо не только обучать этому, но и создавать среду для этого.Предлагаю разработать примеры вопросов для урока, согласно таксономии Блума. Один из приемов КМ «Ромашка Блума», использованный мною на уроке русского языка в 11 классе по теме «Вводные слова», помог реализовать диалогическое обучение через постановку вопросов в группах:
1 простой вопрос- Какие слова и сочетания слов называются вводными? Назовите разряды вводных слов:,
2 уточняющий вопрос- Вы действительно согласны с тем, что вводные слова нужны в нашей речи? Если да, то для чего они нужны?
3 творческий вопрос- Как вы думаете, что произошло бы в нашем языке, если исчезли бы все вводные слова?
4 интерпретационный вопрос- Почему в наше речи некоторые слова называются «словами- хамелеонами»?
5 оценочный вопрос- Чем отличаются вводные слова от других единиц языка?
6 практический вопрос- Как бы вы объяснили тему «Вводные слова и словосочетания»?
Выполняя такие задания, учащиеся совместно обучаются думать критично, творчески. При анализе уроков было понятно, что обычный стиль разговора в классе, когда учитель контролирует беседу, задает важные вопросы и почти всегда повторяет ответы учеников,не развивает мышление и речевые навыки учащихся. Беседу лучше всего использовать не как односторонний процесс , а наоборот как взаимный процесс, при котором происходили бы «обмен мыслями» и ученики непринужденно делились бы ими между собой. Использование типов бесед кумулятивный и исследовательский определяют успех учащихся при обучений:каждый принимает и соглашается с тем, что говорят другие, ученики терпимы по отношению к идеям других, стараются предлагать уместную информацию, спрашивают и задают друг другу вопросы, таким образом , стремятся достичь согласия и решения проблемы. На сегодняшний день существует достаточно доказательств,которые указывают на то, что совместная беседа учеников приносит большую пользу, так как:
Позволяет ученикам выражать свое понимание темы;
Помогает осознавать, что у людей могут быть разные идеи;
Содействует аргументированию учениками своих идей;
Помогает учителям понять, на какой стадии находятся их ученики в процессе своего обучения.
Особенностью большинства обсуждении в классе является то, что учитель управляет темой разговора, уместностью того, что говорят ученики,и тем, когда и как ученики могут говорить.
По утверждению Александера, беседа в обучении взаимный процесс и на этой основе продвигают обучение вперед. Беседа является главным инструментом развитиия речи. Данный процесс на уроках происходит в результате парной и групповой работы, когда ученики работают, выдвигая свои идеи, и принимают ту, которая была наиболее правильной. И в процессе урока ученики сами ищут выходы на правильный ответ путем общения с партнерами по паре, группе, не дожидаясь готового ответа. Диалоговое обучение призвано формированию коммуникативной компетенции учащихся, потому что речевая способность является первоосновой любой деятельности человека. Государству, обществу нужны компетентные граждане, способные эффективно общаться на трех языках. Основная цель обучения русскому языку казахских детей – помочь учащимся овладеть знаниями о русском языке и его богатствами, вооружить учащихся умениями и навыками свободного пользования устной и письменной речью. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово – половина счастья». Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель заключается в том, чтобы ученик умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Овладение коммуникативной компетентностью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно, и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной интерпретации, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться - необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие коммуникативных способностей. Немецкий педагог 19-го века Адольф Дистервег утверждал, что плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. Поэтому в диалоге моя роль как учителя ни в коей мере не сводится к роли «передатчика» знаний, навязывающего свой образ мыслей, свое видение проблемы, свой путь решения задач, моя задача сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый. Уроки, проводимые по данной методике, повышают интерес школьников к предмету, расширяют кругозор, повышают их общую культуру и, главное, углубляют понимание изучаемого материала. Диалог помогает ученикам научиться слушать и слышать друг друга, дополнять информацию и анализировать ее.
Литература
Руководство для учителя. АОО «Назарбаев интеллектуальные школы» 2012г.
Г.А. Адамбаева «Развитие речи учащихся на основе изучения художественного текста»
С.Мирсеитова «Обучение как поиск и поиск как обучение»