kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дистанционный конкурс по русскому языку (10-11 кл.) "Речи русской чудеса"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Способствует развитию познавательного интереса учащихся к предмету. Можно использовать в рамках школьной предметной недели.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дистанционный конкурс по русскому языку (10-11 кл.) "Речи русской чудеса"»

Речи русской чудеса


10-11. класс


Дорогие друзья!

Конкурс дает вам возможность получить отличную оценку по русскому языку.

Каждое задание оценивается в один балл.

19-18 правильных ответов – оценка «отлично».

17-16 правильных ответов – оценка «хорошо».

Желаем удачи!


1. Спишите. Расставьте Ъ и Ь в словах, где это необходимо. Обратите внимание на слова, в которых Ъ не ставится, запомните их. Составьте 3-4 предложений с некоторыми из этих словосочетаний по вашему выбору.

0б…ект, об…единение, из…ян, раз…ём, об…ём, из...ятый, об…ятия, суб…ект, ад…ютант, с…ябедничать, ин…екция, кон…юнктура, контр…ярус, сверх…естественный, транс…европейский, меж…ярусный, пред…юбилейный, двух…ярдовый, трёх…язычный, четырёх…ярусный; трёх…элементный, четырёх…орудийный, четырёх…палубный, контр…атака, контр…удар, супер…экспресс, меж…этажный, меж…областной, сверх…экономный, с…экономить.


  1. Спишите словосочетания, расставляя большую или маленькую буквы, где это необходимо. Составьте 5-6 предложений с некоторыми из этих словосочетаний по вашему выбору.

…вгиевы конюшни, …ушкинская премия, …ашины рисунки (Саша), …ван - да -…арья (цветок), …ушкинские рассказы, …нютины глазки (цветок), …рибоедовская премия, …еховская драматургия, станция метро «…еховская», …ьвиный зев (цветок), «…атрёнин двор» (рассказ Солженицына), …анкт…петербургский фестиваль «Белые ночи», …етроградские рабочие, …иевский вокзал, …иевский торт, …обелевская премия, 12 подвигов …еракла, …улгаковский роман «Мастер и Маргарита», …ранссибирский экспресс, трава …ван -чай.


  1. Спишите. Устно объясните правописание частицы НЕ- с разными частями речи.

Задача вовсе не…трудная; не…большой, но уютный зал; ты мне не…рад, не…исследованнаая область; не…вдалеке, не…нужная никому вещь; не…трудная, но важная работа; не…видимый враг, не…изведа…ый мир, не…ведомые дорожки, не…добрый взгляд, не…держание; живой и не…вредимый, не…вообразимый шум, не…пьющий человек; не…пьющий, а сильно пьющий; не…вознаградимый труд; не…возмутимый взгляд; не…доброжелательный сосед; почувствовать не…домогание.

  1. Запишите данные слова в две колонки. В первую выпишите слова, где происходит чередование букв И/Ы в корне или приставке (обратите внимание, после каких согласных это происходит); во вторую - где буква И в корне сохраняется (обрате внимание, после каких согласных).


Пред…стория, без…мянный, с…змальства, пред…дущий, из…мать, от…мать, от…скать, от…грать, раз…грать, под…грывать, под…тожить, без…звестный, без…сходный, небез…нтересный, сверх…зысканный, меж…здательский, меж…нститутский, Сверх…зысканный, сверх…нтенсивный, контр…гра, контр…нформация, дез…нформация, вы…грыш, пан…сламизм.


  1. Спишите. Определите, что нужно в приставках - 3 или С?


Прои…шествие, прои…ведение, прои…вол, преи…полнен, ни…провергать, ра…чёт, ра…жечь, раз…задорить, ро…сказни, …жечь, …десь, …дание, …доровье, …дача, ра…дача, ра…дор, ра…ведка, ра…бивка, ра…писка, pa…метка, ра…писание.

Ра…чёска, ро…вальни, и…коверканный, и…вержение, ра…фасованный, во…глас, во…держание, во…можность, во…мещение, во…хождение, во…приятие, во…гордиться. |

  1. Различайте по значению следующие слова, запишите их в две колонки: с приставкой ПРЕ- и с приставкой ПРИ-.


Пр…давать значение, пр…даное невесты, пр…давать новизну, пр…давать друга, древнее пр…дание; левый пр…дел в собора, пограничный пр…дел; радиопр…ёмник, пр…емник (тот, что приходит на смену кому-то); пр…вратности судьбы, пр…вратник на воротах, пр…вратный (искажённый, ложный); пр…творить дверь, пр…творить в жизнь; пр…творное веселье; пр…бывать вовремя, пр…бывать в неведении; пр…пирать к стенке, пр…пираться с кем-то (браниться); органы пр…зрения (опеки, приюта), испытывать пр…зрение; пр…ступить к работе, пр…ступить закон; пр…входящий вовремя, пр…ходящий (временный, непостоянный); пр…ложить руку к чему-то, непр…ложный закон; пр…уменьшить (немного убавить), пр…уменьшить (значительно уменьшить); прставить к окну, пр…вставиться (умереть); светопр…ставление; пр…терпеться к жёстким правилам, пр…терпеть много испытаний; пр…слониться к чему-нибудь; пр…клониться к родному плечу, пр…лонить голову перед мужеством, пр…клонный возраст; пр…клоняться перед гением.


  1. Определите правило и запишите названия дней года по старинному народному календарю - слитно, раздельно или через дефис:

Аксинья…коровятница, Афанасий…ломонос, Герасим…грачевник, Зосима…пчельник; Авдотья…малиновка, Авдотья…плющиха, Анна…зимоуказательница, Мирон…ветрогон, Арина…шиповница, Никита…гусятник, Захарий…серповидец, Анастасия…овечница, Екатерина…санница, Давид…земляничник, Мавра…рассадница, Лукерья…комарница. Добавьте своих 5-6 примеров.

  1. Запишите правильно существительные-приложения - слитно, раздельно или через дефис:

Город…герой, город….крепость, город…курорт, город…музей, город…порт, город…сад, город…спутник, дома…новостройки, квартира…музей, женщина…снайпер, мать…героиня, музей…заповедник, дом…музей, квартира…музей, партизан…разведчик, солдат…орденоносец, корабль…миноносец, комсомольцы…добровольцы, старики…разбойники, пионер…герой, девочка…подросток, юноша…призывник, армия…победительница, сад…огород, чиновник…взяточник, рыболов..любитель, политик…реформатор, политик…консерватор.

Добавьте своих 5-6 примеров.

  1. Данные словосочетания запишите в две колонки: 1 - в которой после шипящих нужно писать Ь; 2 - словосочетания, где после шипящих Ь не пишется. Устно объясните, почему. Отдельной строкой выпишите фразеологизмы, устно объясните их значение; составьте с фразеологизмами 3-4 предложения по вашему выбору.


Привлеч… к ответу, воздух горяч…, вкладыш… в диплом, ночной сторож…, пять коровьих туш…, фальш… в поведении, медведь неуклюж…, точечный массаж…, взбираеш…ся на гору, питаеш…ся правильно, совсем невтерпеж…, распахнуть настеж…, собираться замуж…, уж… осень наступила, попадёт…ся под горячую руку, не пореж…ся ножом, сбереч… честь смолоду, мелкая дрож…, лес был дремуч…, сто тысяч…, ременная упряж…, дополнительный тираж…, июльская суш…, золотая молодеж…, у высоких речных круч…, траурный марш…, срочная помощ…, день выдался погож…, уйди проч…, бить наотмаш…, завлеч… в западню, виртуозный трубач…, сорвать куш…, плащ... от дождя, острый меч…, утеш… ребенка, умнож… три на пять.





  1. Внимательно прочитайте. А) Выпишите в две колонки данные слова и словосочетания: в первую - перед которыми следует употребить предлог В, во вторую - те, перед которыми необходимо ставить предлог ВО. Слова и словосочетания пишите вместе с выбранным предлогом. Б) Из приведённых примеров отдельной строкой выпишите фразеологизмы; устно объясните их значение. В) Составьте 5-6 предложений с любыми из этих словосочетаний.


…избеказажание, …искушение, …исполнение приказа, …второй раз, …восьмой класс, …внимание принять, …Пскове, …Изборске, …Вологде, …Владимире, …Владивостоке, …Волгодонске, …Греции, …Приднестровье, …младенчестве, поставить …пример, …всех случаях, …меру возможностей, …трудной ситуации, …все лопатки бежать…, …всём нужна мера, …время перерыва, …веки веков, …веки вечные, …внутреннем сообщении, …множестве, …что бы то ни стало, …всенощной службе, …сто крат…, …всеоружии быть, …всеуслышание, …времена предков, …властных структурах, …вражеском тылу, …славу оружия, …вспененной волне, …главе колонны, …одиночку, …обтяжку, …обнимку, …обхват, …обрез, …насмешку, …конце концов…, …отдалении, …отличие, …открытую, …охотку, …охапку, …отместку.

  1. Прочитайте внимательно. Спишите, по возможности группируя данные словосочетания в соответствии с заданием. Определите, какой частью речи являются выделенные курсивом слова: числительные (порядковые, количественные, собирательные), прилагательные, существительные, наречия. Какое значение имеет каждое из этих выражений? Что их объединяет? Составьте 5-6 предложений с любыми их этих словосочетаний.



Седьмая вода на киселе; семи пядей во лбу; на седьмом небе быть; семь бед — один ответ; семь верст до небес и всё лесом; семь пятниц на неделе; семь смертных грехов; у семи нянек дитя без глазу; семеро одного не ждут; до седьмого колена; семь раз отмерь, а один отрежь; тайна за семью печатями; великолепная семёрка; пятый угол искать; пятая колонна; попасть в десятку; заблудится в трёх соснах; смотреть в оба; сорок бочек арестантов; за тридцать сребреников; на трёх китах; двуличный человек; тысяча и одна ночь; первый парень на деревне; первый блин комом; первородный грех; первый среди равных; первая ласточка весны не делает; первым делом (долгом); за двумя зайцами гоняться - ни одного не поймать; бабушка надвое сказала; как свои пять пальцев; без пяти минут; всякой твари по паре; восьмое чудо света; второе дыхание, втридорога, втридёшева, впятером.

  1. Спишите. Вставьте, где это необходимо, суффиксы -Н-, -НИ-. Слова расположите двумя колонками: 1 - с суффиксом -Н-, 2-е суффиксом -НН-. Подчеркните суффиксы. Какая часть речи с данной орфограммой? Что общего в тех группах слов, которые вы образовали? В каких словах нет суффиксов?


Лу…ый свет, письме…ый прибор, каме…ый дом, осе…яя листва, антикоррупцио…ая политика, оловя…ая кружка, ветре…ый юноша, лицензио…ая копия, телефо…ый справочник, подветре…ый борт, овся…ая каша, лимо…ый сок, дли…ый список, ю…ый исследователь, карти…ая галерея, тума…ое утро, овчи…ый тулуп, деревя…ый дом, стекля…ый сосуд, со…ый ребёнок, медле…ый танец, серебря…ый колокольчик, огне…ый столб, соломе…ая шляпка, тыкве…ый сок, клюкве…ый морс, вое…ый парад, тём…ые аллеи, румя…ое яблоко, таинстве…ый незнакомец, ветря…ая мельница, масля…ые краски, масле…ый блин, тополи…ый пух, берестя…ая грамота, змеи…ый яд, жестя…ая крыша, сви…ая туша, голуби…ый помёт, зеле…ый горошек, кожа…ый чемодан, кровя…ое давление, глиня…ый горшок, соля…ая пещера, шерстя…ая кофта, полотня…ый завод, орли…ый взор, беше…ый пёс, безветре…ый день, гости…ый двор, ва…ая комната, весе…ий сев, чёр…ый кофе.

  1. Спишите. Вставьте необходимые буквы Е\Ё в суффиксах кратких причастий. Составьте 3-4 предложения с этими словосочетаниями по вашему выбору.

Возмож…н, запряж…н, навороч…н, нагруж…н, напомаж…н, напряж…н, заряж…н, наточ…н, натруж…н, науч…н, низлож…н, обвеш…н плакатами (зал), обвеш…н продавцом (покупатель), обворож…н, обездуш…н, облачён (в мантию), облегч…н, облеч…н (властью).

  1. Правописание наречий. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Расставьте ударения в словах. Устно объясните правописание. Составьте 3-4 предложения с этими словами по вашему выбору.

И…вне, и…далека, и…далёка, и…дали, и…коса, и…подволь, и…подлобья, и…поднизу, и…подтишка, и…покон, и…стари.

Едва…едва, еле…еле, де…факто, де…юре, конца…краю нет, криво…накриво, любо…дорого, мало…мальски, перво…наперво, тишком…нишком, мало…помалу, молодо…зелено.

Куда…нибудь, когда…нибудь, кое…где, кое…куда, откуда…нибудь, когда…то, где…то.







  1. Внимательно прочитайте группу слов, которая начинается с пол-/полу. Запишите их в две колонки: первая - сложные слова, которые пишутся слитно, вторая - сложные слова, которые пишутся через дефис. Отдельной строкой выпишите слова, которые являются «лишними» в этом списке.


Пол…дороги, пол…лимона, пол…листа, пол…тораста, полу…шалок, полу…шёлк, полу…шерстяной, пол…четвёртого, пол…игры, пол…имени, пол…арбуза, пол…века, пол…аршина, пол…алтына, пол…часа, полу…эскадрон, полу…экипаж, полу…часовой, полу…чка, полу…шаг, пол…чища, полу…чатель, полу…мера, пол…тонны, пол…миллиона, пол…нота, пол…нотелый, пол…отенце, пол…дник, пол…овецкий, пол…оманный, пол…килограмма, пол…дюжины, пол…одиннадцатого, полу…вагон, полу…вековой, полу…военный, полу…гласный, с полу…слова, полу…тёмный, пол…итический.


  1. Правописание сложных слов с ПОЛ-/ПОЛУ-. От данных существительных и прилагательных образуйте новые слова по приведённому образцу: пол-листа, полчашки, полуоборот, пол-Европы. Составьте 3-4 предложения с вновь образованными словами по вашему выбору.

Сутки, год, день, неделя, месяц, час, ночь, километр, свет, земля, Земля, сотня, смена, путь, ставка, слово, лимон, линия, литр, ложка, небо, капал, Москва, Одесса, Париж, город, магазин, порция, миллион, зарплата, очко, яблоко, ящик, сундук, корзина, аршин, фунт, аллея, арбуз, область, отрезок, седьмой, первый, пятый, десятый, одиннадцатый.

  1. Запишите числительные и прилагательные с числительными правильно - слитно или раздельно. Отдельной строкой выпишите фразеологизмы, определите, что они означают, Составьте с ними 3-4 предложения.



Пятьдесят…восемь рублей; семи…тысячный километр; седьмая…вода на киселе, семи…пядей во лбу; семи…с…половиной… миллионный; двух…сотый по списку; шестьсот…шестидесяти…трёх…сильный «Дуглас» (самолёт); пяти…алтынный (монета); пяти…тысячная купюра; играть первую скрипку; остановились на трёх…сотом километре; альпинисты поднялись на восьми…тысячную высоту; одно…разовый пакет; сто…сорок…восьмой по списку; около…одиннадцати вечера; встретимся в пол…третьего; я был доволен переведёнными на мой счёт 738 евро (написать числительное словами в творительном падеже).

  1. Внимательно прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите и надпишите, где глаголы повелительного наклонения, а где - глаголы будущего времени. Расставьте ударения в глаголах. Составьте 3-4 предложения с этими глаголами по вашему выбору.

Выпиш…те мне рецепт, пожалуйста; вы когда выпиш…те мне рецепт?; спиш…те задание внимательно; вы спиш…те мне график?; вышл…те мне деньги немедленно!; когда вы вышл…те мне расписание?

19. Спишите. Расставьте ударения в приведённых словах. Составьте 3-4 предложения с некоторыми из них по вашему выбору.


Августовский, автозаводский, агент, агрономия, алкоголь, аноним, апартаменты, апостроф, атлас (ткань), баловать, безудержный, бархатка, бомбардировать, братание, бредовый, бунгало, бюрократия, валовой, ваятель, верба, вероисповедание, ветеринария, видение (призрак), во-первых, ворота, горнозаводский, гусеница, двоюродный, диспансер, добыча, донельзя, доска, драматургия, зимовщик, знамение, изобретение, изредка, инструмент, каталог, монолог, некролог, кулинария, кремень, кухонный.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Дистанционный конкурс по русскому языку (10-11 кл.) "Речи русской чудеса"

Автор: Крошка Наталия Юрьевна

Дата: 24.02.2017

Номер свидетельства: 395295


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства