Просмотр содержимого документа
«Дистанционный конкурс по русскому языку (10-11 кл.) "Речи русской чудеса"»
Речи русской чудеса
10-11. класс
Дорогие друзья!
Конкурс дает вам возможность получить отличную оценку по русскому языку.
Каждое задание оценивается в один балл.
19-18 правильных ответов – оценка «отлично».
17-16 правильных ответов – оценка «хорошо».
Желаем удачи!
1. Спишите. Расставьте Ъ и Ь в словах, где это необходимо. Обратите внимание на слова, в которых Ъ не ставится, запомните их. Составьте 3-4 предложений с некоторыми из этих словосочетаний по вашему выбору.
Спишите словосочетания, расставляя большую или маленькую буквы, где это необходимо. Составьте 5-6 предложений с некоторыми из этих словосочетаний по вашему выбору.
…вгиевы конюшни, …ушкинская премия, …ашины рисунки (Саша), …ван - да -…арья (цветок), …ушкинские рассказы, …нютины глазки (цветок), …рибоедовская премия, …еховская драматургия, станция метро «…еховская», …ьвиный зев (цветок), «…атрёнин двор» (рассказ Солженицына), …анкт…петербургский фестиваль «Белые ночи», …етроградские рабочие, …иевский вокзал, …иевский торт, …обелевская премия, 12 подвигов …еракла, …улгаковский роман «Мастер и Маргарита», …ранссибирский экспресс, трава …ван -чай.
Спишите. Устно объясните правописание частицы НЕ- с разными частями речи.
Задача вовсе не…трудная; не…большой, но уютный зал; ты мне не…рад, не…исследованнаая область; не…вдалеке, не…нужная никому вещь; не…трудная, но важная работа; не…видимый враг, не…изведа…ый мир, не…ведомые дорожки, не…добрый взгляд, не…держание; живой и не…вредимый, не…вообразимый шум, не…пьющий человек; не…пьющий, а сильно пьющий; не…вознаградимый труд; не…возмутимый взгляд; не…доброжелательный сосед; почувствовать не…домогание.
Запишите данные слова в две колонки. В первую выпишите слова, где происходит чередование букв И/Ы в корне или приставке (обратите внимание, после каких согласных это происходит); во вторую - где буква И в корне сохраняется (обрате внимание, после каких согласных).
Различайте по значению следующие слова, запишите их в две колонки: с приставкой ПРЕ- и с приставкой ПРИ-.
Пр…давать значение, пр…даное невесты, пр…давать новизну, пр…давать друга, древнее пр…дание; левый пр…дел в собора, пограничный пр…дел; радиопр…ёмник, пр…емник (тот, что приходит на смену кому-то); пр…вратности судьбы, пр…вратник на воротах, пр…вратный (искажённый, ложный); пр…творить дверь, пр…творить в жизнь; пр…творное веселье; пр…бывать вовремя, пр…бывать в неведении; пр…пирать к стенке, пр…пираться с кем-то (браниться); органы пр…зрения (опеки, приюта), испытывать пр…зрение; пр…ступить к работе, пр…ступить закон; пр…входящий вовремя, пр…ходящий (временный, непостоянный); пр…ложить руку к чему-то, непр…ложный закон; пр…уменьшить (немного убавить), пр…уменьшить (значительно уменьшить);пр…ставить к окну, пр…вставиться (умереть); светопр…ставление; пр…терпеться к жёстким правилам, пр…терпеть много испытаний; пр…слониться к чему-нибудь; пр…клониться к родному плечу, пр…лонить голову перед мужеством, пр…клонный возраст; пр…клоняться перед гением.
Определите правило и запишите названия дней года по старинному народному календарю - слитно, раздельно или через дефис:
Данные словосочетания запишите в две колонки: 1 - в которой после шипящих нужно писать Ь; 2 - словосочетания, где после шипящих Ь не пишется. Устно объясните, почему. Отдельной строкой выпишите фразеологизмы, устно объясните их значение; составьте с фразеологизмами 3-4 предложения по вашему выбору.
Привлеч… к ответу, воздух горяч…, вкладыш… в диплом, ночной сторож…, пять коровьих туш…, фальш… в поведении, медведь неуклюж…, точечный массаж…, взбираеш…ся на гору, питаеш…ся правильно, совсем невтерпеж…, распахнуть настеж…, собираться замуж…, уж… осень наступила, попадёт…ся под горячую руку, не пореж…ся ножом, сбереч… честь смолоду, мелкая дрож…, лес был дремуч…, сто тысяч…, ременная упряж…, дополнительный тираж…, июльская суш…, золотая молодеж…, у высоких речных круч…, траурный марш…, срочная помощ…, день выдался погож…, уйди проч…, бить наотмаш…, завлеч… в западню, виртуозный трубач…, сорвать куш…, плащ... от дождя, острый меч…, утеш… ребенка, умнож… три на пять.
Внимательно прочитайте. А) Выпишите в две колонки данные слова и словосочетания: в первую - перед которыми следует употребить предлог В, во вторую - те, перед которыми необходимо ставить предлог ВО. Слова и словосочетания пишите вместе с выбранным предлогом. Б) Из приведённых примеров отдельной строкой выпишите фразеологизмы; устно объясните их значение. В) Составьте 5-6 предложений с любыми из этих словосочетаний.
Прочитайте внимательно. Спишите, по возможности группируя данные словосочетания в соответствии с заданием. Определите, какой частью речи являются выделенные курсивом слова: числительные (порядковые, количественные, собирательные), прилагательные, существительные, наречия. Какое значение имеет каждое из этих выражений? Что их объединяет? Составьте 5-6 предложений с любыми их этих словосочетаний.
Седьмая вода на киселе; семи пядей во лбу; на седьмом небе быть; семь бед — один ответ; семь верст до небес и всё лесом; семь пятниц на неделе; семь смертных грехов; у семи нянек дитя без глазу; семеро одного не ждут; до седьмого колена; семь раз отмерь, а один отрежь; тайна за семью печатями; великолепная семёрка; пятый угол искать; пятая колонна; попасть в десятку; заблудится в трёх соснах; смотреть в оба; сорок бочек арестантов; за тридцать сребреников; на трёх китах; двуличный человек; тысяча и одна ночь; первый парень на деревне; первый блин комом; первородный грех; первый среди равных; первая ласточка весны не делает; первым делом (долгом); за двумя зайцами гоняться - ни одного не поймать; бабушка надвое сказала; как свои пять пальцев; без пяти минут; всякой твари по паре; восьмое чудо света; второе дыхание, втридорога, втридёшева, впятером.
Спишите. Вставьте, где это необходимо, суффиксы -Н-, -НИ-. Слова расположите двумя колонками: 1 - с суффиксом -Н-, 2-е суффиксом -НН-. Подчеркните суффиксы. Какая часть речи с данной орфограммой? Что общего в тех группах слов, которые вы образовали? В каких словах нет суффиксов?
Правописание наречий. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Расставьте ударения в словах. Устно объясните правописание. Составьте 3-4 предложения с этими словами по вашему выбору.
Внимательно прочитайте группу слов, которая начинается с пол-/полу. Запишите их в две колонки: первая - сложные слова, которые пишутся слитно, вторая - сложные слова, которые пишутся через дефис. Отдельной строкой выпишите слова, которые являются «лишними» в этом списке.
Правописание сложных слов с ПОЛ-/ПОЛУ-. От данных существительных и прилагательных образуйте новые слова по приведённому образцу: пол-листа, полчашки, полуоборот, пол-Европы. Составьте 3-4 предложения с вновь образованными словами по вашему выбору.
Сутки, год, день, неделя, месяц, час, ночь, километр, свет, земля, Земля, сотня, смена, путь, ставка, слово, лимон, линия, литр, ложка, небо, капал, Москва, Одесса, Париж, город, магазин, порция, миллион, зарплата, очко, яблоко, ящик, сундук, корзина, аршин, фунт, аллея, арбуз, область, отрезок, седьмой, первый, пятый, десятый, одиннадцатый.
Запишите числительные и прилагательные с числительными правильно - слитно или раздельно. Отдельной строкой выпишите фразеологизмы, определите, что они означают, Составьте с ними 3-4 предложения.
Пятьдесят…восемь рублей; семи…тысячный километр; седьмая…вода на киселе, семи…пядей во лбу; семи…с…половиной… миллионный; двух…сотый по списку; шестьсот…шестидесяти…трёх…сильный «Дуглас» (самолёт); пяти…алтынный (монета); пяти…тысячная купюра; играть первую скрипку; остановились на трёх…сотом километре; альпинисты поднялись на восьми…тысячную высоту; одно…разовый пакет; сто…сорок…восьмой по списку; около…одиннадцати вечера; встретимся в пол…третьего; я был доволен переведёнными на мой счёт 738 евро (написать числительное словами в творительном падеже).
Внимательно прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите и надпишите, где глаголы повелительного наклонения, а где - глаголы будущего времени. Расставьте ударения в глаголах. Составьте 3-4 предложения с этими глаголами по вашему выбору.
Выпиш…те мне рецепт, пожалуйста; вы когда выпиш…те мне рецепт?; спиш…те задание внимательно; вы спиш…те мне график?; вышл…те мне деньги немедленно!; когда вы вышл…те мне расписание?
19. Спишите. Расставьте ударения в приведённых словах. Составьте 3-4 предложения с некоторыми из них по вашему выбору.