kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дидактические материалы по русскому языку "Нескучный глагол"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактические материалы по русскому языку " Нескучный глагол" представляют собой подборку стихотворных правил по теме "Глагол", лингвистических сказок по указанной теме, которые можно использовать на разных этапах изучения темы "Глагол" в 6 классе, при повторении сведений о глаголе в 7 классе. при ознакомлении с данной частью речи как в начальной школе, так и в среднем звене.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дидактические материалы по русскому языку "Нескучный глагол" »

Глагол

Я страшное дело какой деловой:

В любые дела ухожу с головой.

Задачи решаю, на скрипке играю,

Сынишку соседки в коляске катаю.

Я пряжу мотаю и хлеб покупаю,

И на стадионе голы забиваю.

Укроп поливаю, кусты подстригаю

И чисто-пречисто весь двор подметаю.

Дорожки песком я в саду посыпаю,

А после работы в тени отдыхаю.











Сладкая мечта.


Не мешайте мне мечтать!

Мне б мешок конфет достать,

Развернуть, жевать, жевать,

Чавкать, чмокать, уплетать,

Долго-долго не глотать,

Наслаждаться, смаковать.

Мне не надо в рот смотреть!

Совесть надобно иметь!

Так могу я подавиться

И на месте умереть!



Тся и ться в глаголах.


Надо глаголы заставить

Думать и нам отвечать,

Где Ь нужно ставить,

Где поскорей исключать.

Предположим, ученик

На пятерки учится;

Очень любит он учиться

И от книг не мучится.

Где тут –тся? Где тут –ться?

Надо разобраться.

Что делать? Учиться.

Что делает? Учится.

Превосходный ученик из него получится!


Предположим, ученик

Спит весь день и ленится,

Он учиться не желает,

На «авось» надеется.

Где тут –ться?

Где тут –тся?

Надо разобраться.

Что делать? Лениться.

Что делает? Ленится.

Все равно он от учебы никуда не денется!


Не с глаголами.


Не выучил – не делай.

Не знаешь – не спеши.

С глаголами раздельно

Частицу НЕ пиши.


Всегда ли действует это правило?




Загадки.


Этот конь не ест овса,

Вместо ног два колеса.


Найти глагол, определить его время.



Она под ногой ходит вниз головой,

Землю кусает, в сторону бросает.


Отгадай загадку, найди глагол, определи его вид, наклонение время.



Шел-шел без дорог,

Где шел, там и лег.

До весны пролежал,

А весной побежал.


Найди глаголы, выдели в них окончания, определи время.



Возвратные глаголы.


Вышел однажды дядюшка глагол на прогулку, но на пороге стоял ПОСТФИКС –ся, пришлось глаголу возвращаться домой, так он и стал возвратным.


-ТСЯ- и -ТЬСЯ- в глаголах.


Прежде чем глагол писать,

Не забудь вопрос задать,

Если мягкий знак в вопросе,

И в глаголы его вносим.


Спряжение глагола.


В первом спряжении пишут, поют,

Пашут поля и железо куют,

И во втором никогда не грустят!

Мчатся в музеи, учиться хотят.


Определи лицо глаголов, число и спряжение.


Алгоритм определения спряжения.


Чтоб определить спряжение,

Посмотри на окончание.

И еще на ударение

Обрати свое внимание.

Когда окончание под ударением,

Легко ты узнаешь, какое спряжение.



Несовершенный вид.


Всем вокруг сегодня ясно,

Что я выгляжу ужасно:

Сам не брит, костюм измят,

Уши в сторону торчат,

Нос крючком, потухший взгляд.

Все сочувственно глядят!

Суетливый, нестепенный…

Ах! Мой вид НЕСОВЕРШЕННЫЙ!








Совершенный вид.


Говорят(и это лестно!),

Что я выгляжу чудесно:

Шляпа, галстук и костюм,

А в глазах- природный ум,

Нос с горбинкой, ясный взгляд.

Все восторженно глядят!

Весь начищенный, степенный.

Вид мой самый совершенный.

Я к тому ж не поленился

И неплохо потрудился:

Сделал нынче столько дел!

Суп сварил, с горы скатился

И при этом не разбился,

Кипятком не обварился,

Сделал много разных дел,

Лишь немного похудел!





Вид глагола.


Вид совершенный: рвется в вопрос приставка С:

Что сделает? Проснется, умоется, поест.

Но нет приставки – значит,

Работа лишь кипит: решается задача, сопутствует удача –

Несовершенный вид.









Предостережение любителям крокодилов.


Если ты решился в ванной крокодила подержать,

А потом его захочешь в теплой речке искупать,

А затем его отпустишь ребятишек попугать,

То потом едва ли сможешь ты домой его загнать.

Ты увидишь и услышишь, как он будет убегать,

Но, конечно, не сумеешь крокодильчика догнать.


Задание: выписать глаголы, определить их лицо, спряжение, вид.



Время глагола.


Прошедшее время.


Была я малышкой,

Играла с пустышкой,

Гуляла с братишкой

И с няней-мартышкой.

Я пела, плясала,

Над книжкой зевала,

Цветы собирала,

О чуде мечтала.

Но время бежало,

И я подрастала.

Я скоро узнала,

Что взрослою стала

И детство мое

Навсегда потеряла.






Ах, это прошедшее время! Чудесное, милое время!

Зато в настоящем одна проза!

Сейчас я живу

В небольшом зоопарке

И каждый мой день

Пребываю в запарке:

Я в школу бужу по утрам малышей,

Кормлю их, купаю

От ног до ушей.

Я штопаю, глажу, стираю,

Игрушки за них убираю,

Мету, отмываю,

Кручу, кипячу,

Хвалю и ругаю,

Шучу и ворчу.

Так мчится мое НАСТОЯЩЕЕ ,

Нисколько меня не щадящее.


Будущее время.


Я вот думаю, что будет, если вдруг

В понедельник или в среду

Я все брошу и уеду,

И оставлю их одних,

Безобразников моих.

Сяду в поезд и тогда

Посмотрю на города.

Я отправлюсь в южный порот

На какой-нибудь курорт.

Как начну я там форсить,

Платья модные носить,

Буду плавать, буду прыгать,

Буду всех с ума сводить.

Когда море надоест,

Запланирую отъезд.

И вернусь обратно к ним,

К безобразникам моим.

Как определить спряжение глагола с приставкой ВЫ.



Запомнить по порядку – Выбросить приставку!

Ударение определить, чтобы дальше знать, как быть:

Окончание ударно – определить по окончанью.

В безударном положении разобраться со спряжением

Нам поможет инфинитив, все сомненья разрешив.


Дружок, если ты встретишь эту приставку, то ты ее высмотришь, выберешь, вырвешь, вынесешь, выгонишь, выкинешь, вышвырнешь, выбросишь, выставишь.


Потренируйся на этих глаголах, определи их спряжение.




























Лингвистическая сказка «Жители Глаголии»


В одной большой стране Глаголии жило множество глаголов, каждый из них имел свое наклонение, чем очень гордился. У глаголов условного наклонения в разговоре всегда встречалась многообещающая частица бы, из-за которой они прослыли болтунами и обещалками. Их обещания всерьез не воспринимались, и глаголы изъявительного наклонения над ними подтрунивали: «Если бы да кабы, росли бы во рту грибы».

Недружелюбными были отношения между глаголами изъявительного наклонения и повелительного. Глаголы повелительного наклонения всегда ходили с гордо поднятой головой и тросточкой. Они очень любили приказывать другим жителям Глаголии: «Принеси! Унеси! Сделай!»

Полной противоположностью им были глаголы изъявительного наклонения, которые пользовались уважением и авторитетом среди других жителей страны. Но однажды случилось несчастье. На страну Глаголию напали враги. На защиту своей родины должны были встать глаголы всех наклонений. Однако глаголы повелительного наклонения стали только указывать, заставлять других, ничего не делая сами. Глаголы условного наклонения -только обещать, а глаголы изъявительного наклонения мужественно сражались и одержали победу.

За это правительство Глаголии присвоило им высшую награду - Время. Благодаря этому о них узнали в прошлом, знают в настоящем и будут знать в будущем.








Спряжение глагола.


Медаль Катюше вручал сам дя­дюшка Глагол. Он как раз вернулся со строительства лягушачьего гнезда и поэтому был весь мокрый и пере­пачканный тиной.

  • Умница, — приговаривал он, — запомни навсегда, что изменение глаголов по лицам и числам называ­ется СПРЯЖЕНИЕМ.

  • А спряжений в русском языке всего два. Одни глаголы изменяются по лицам и числам по первому спря­жению, а другие — по второму, — добавила Светлана Даниловна.

  • Ничего не поняла, — пожала плечами Катя.

— Сейчас я всё объясню, - заулыбался Глагол. — Это целая история!

Есть у меня друзья — глагольчики-лилипутики. Имена у них очень странные — совсем коротенькие. Но такие дают в лилипутьем городе с незапамятных времён — традиция! Зовут моих друзей -У(-Ю), -ЕШЬ (-ЁШЬ), -ЕТ (-ЁТ), -ЕМ

(-ЁМ), -ЕТЕ (-ЁТЕ), -УТ (-ЮТ). А еще -ИШЬ, -ИТ,

-ИМ, -ИТЕ, -AT (-ЯТ). Ну вот, кажется, всех перечислил.

Раньше все они очень дружили между собой. Но вот однажды в их город прилетел огромный страшный дракон, зубастый, весь в зелёной чешуе. Он дохнул ог­нём, чуть не спалив ратушу, лязгнул зубами и потребо­вал привести ему на съедение нескольких лилипутиков потолще.

Лилипутики -У (-Ю), -ЕШЬ (-ЁШЬ), -ЕТ (-ЁТ), -ЕМ (-ЁМ), -ЕТЕ (-ЁТЕ) и -УТ (-ЮТ) до смерти перепугались. Они посовещались и решили задобрить дракона. На середи­ну центральной городской площади трусишки вытолкнули маленького толстенького -У и его брата-близнеца -Ю, подо­бострастно поклонились злодею и сказали: «ЕШЬ, ЕШЬ!» «Да уж я ЕМ, ЕМ!» — улыбнулся дракон, завязывая на шее салфетку и довольно потирая лапы. А несчастные близнецы, сидя на тарелке, дрожали от страха и тихо плакали.

Зато лилипутики -У (-Ю) (это другие -У (-Ю) — одно­фамильцы тех, которых собирался съесть дракон), -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -AT (-ЯТ) не испугались дракона. «ИШЬ какой шустрый! ИШЬ чего захотел! ИМ, драконам, только позволь! Весь город сожрут, никого не оставят!» — крикнул самый смелый лилипутик, которого так и звали -ИШЬ. Он возглавил армию, в которую и вступили отважные лилипу­тики. Вооружившись мечами и копьями, они пошли вой­ной на дракона, вырвали у него почти изо рта бедных близнецов и не позволили съесть их на завтрак.

А бояки в это время прятались в подвале дома. Когда же смельчаки победили дракона и он с позором уполз из города, волоча свой зелёный хвост, бояки вылезли из своего убежи­ща. Но смельчаки им даже руки не подали. Мало того — они отказались жить с трусишками в одном городе и переехали.

Лилипутики-трусишки -У (-Ю), -ЕШЬ (-ЁШЬ), -ЕТ (-ЁТ), -ЕМ (-ЁМ), -ЕТЕ (ЁТЕ), -УТ (-ЮТ) остались в своём прежнем городе и назвали его ПЕРВОСПРЯЖЕНСК (ведь этот город был построен первым). А лилипутики-смельчаки -У (-Ю), -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -AT (-ЯТ) построили себе отличный новый город и назвали его ВТОРОСПРЯЖЕНСК.

Правит обоими городами мэр по имени УДАРЕНИЕ. Он следит, чтобы жители города Первоспряженска не пере­езжали в город Второспряженск, чтобы был порядок и не было путаницы в русском языке.

Так они и живут до сих пор, — закончил дядюшка Гла­гол свою историю.

Зачетные вопросы по теме Глагол.

Вариант 1.


  1. Как называются слова, обозначающие действия.

  2. Перечислите постоянные морфологические признаки глаголов.

  3. Назовите грамматическое значение глаголов повелительного наклонения.

  4. Составьте визитную карточку условного наклонения(грамматическое значение, способ образования).

  5. Назовите разноспрягаемые глаголы.

  6. В чем особенность разноспрягаемых глаголов.

  7. В какой форме глагол имеет только постоянные морфологические признаки?

  8. Как объяснить происхождение суффикса _-Л- прошедшего времени.

  9. Почему формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида?

  10. Почему глаголы ДЫМИТЬ и СТРУИТЬСЯ в прямом значении не имеют форм 1 и 2 лица?

  11. Какая глагольная форма славится богатством синтаксической роли в предложении?

  12. Назовите, какие основные орфограммы имеются в

*суффиксах глаголов

*в окончаниях глаголов

*в корнях глаголов

Приведите примеры и прокомментируйте их.





























Зачетные вопросы по теме Глагол.

Вариант 2.


  1. Как доказать, что слово УХОЖУ является глаголом.

  2. Расскажи о начальной форме глагола. Почему она называется неопределенной?

  3. Дай характеристику наклонений глагола.

  4. Достаточно ли точно утверждение, что все глаголы изменяются по временам?

  5. Расскажите, как определить к какому спряжению относится глагол?

  6. Все ли глаголы в русском языке относятся к одному из двух спряжений?

  7. Почему глаголы ДАТЬ и ЕСТЬ нельзя отнести к разноспрягаемым?

  8. В каком наклонении глаголы могут оканчиваться на –ИТЕ, в каком на - ИТЕ и –ЕТЕ?

  9. Определите, в каком наклонении употреблены глаголы в данных предложениях. Дайте пояснения.

-Молчать! Не двигаться!

-Сходила бы за хлебом.

-Едем со мной на рыбалку!

10. Расскажите о переходных и непереходных глаголах.

11. Как взаимосвязаны переходность и возвратность глаголов?

12. Расскажите, в чем особенность безличных глаголов.































Правописание глаголов.

Упрямец.

Приедешь? Не приеду!

Придешь? Нет, не приду!

Услышишь? Не услышу!

Найдешь? Нет, не найду!

Слезаешь? Не слезаю!

Решаешь? Не решу!

Мечтаешь? Не мечтаю!

Молчишь? Нет, не молчу!

Конфетку, может, хочешь?

Нет! Да, хочу! Хочу!






Не с глаголами.


Не с глаголами пиши раздельно,

Например, НЕ ХОТЕЛ, НЕ ЗНАЛ.

Только помни об исключеньях:

НЕНАВИДЕЛ, НЕГОДОВАЛ.




Глагол как часть речи.


Что делать? Что сделать

Учащимся школ?

На эти вопросы

Ответит ГЛАГОЛ.



Правописание глаголов.


Мы сидим, и ты сидишь,

Мы молчим, и ты молчишь.

Ты поешь, и мы поем –

Просто дружно мы живем!


Задание : найдите и определите орфограммы в глаголах.








Прошедшее время сказало о том,

Как листья желтели над чистым прудом.

Смотрите, друзья, в настоящем со мной,

Как ярко цветы полыхают весной.

А в будущем времени сможем узнать,

Как будут ребята расти и мужать.




Шпионьи функции.


2 спряжение.


Когда-то, ребята, во времечко оно,

Второе спряженье имело шпиона.

Здесь его инструкции,

В них – шпионьи функции.

Вот они, спешите видеть,

От связного не зависеть,

Всех «клиентов» ненавидеть,

Побольнее их обидеть.

Стойко трудности терпеть,

Над собой лассо вертеть,

Через щелочку за дверью

За врагом своим смотреть.

По шоссе машину гнать

И в зубах кинжал держать,

Чтоб за стенкой голос слышать,

Совершенно не дышать.













Запомните глаголы на –ЯТЬ.


Сяду стих я сочинять,

Чтоб учились вы на «пять»,

Я вам буду объяснять,

Где в глаголах пишут – ЯТЬ.

Будем о весне мечтать:

Станет солнце припекать,

Мы – без шапок выбегать,

После – кашлять и чихать.

Будет снег на солнце таять,

Собачонка будет лаять,

И барашек будет блеять,

Чтоб игру с тобой затеять.

Будет свежий ветер веять,

И флажок на крыше реять.

Значит, скоро зерно сеять,

А потом его лелеять.



Инфинитив.


На собрании жителей страны Глаголии слово берет инфинитив:

-Эх, вы, разве так надо спрягаться? Я бы вам доказал, жаль, что у меня нет времени!

- Время мы тебе найдем. Какое тебе, настоящее или прошедшее?

- Лучше будущее,- говорит инфинив, чтоб хоть немножко оттянуть время.

-да не забудьте про вспомогательный глагол!

Дали ему вспомогательный глагол. Спрягается вспомогательный глагол, только окончания мелькают. А инфинитив и буквой не пошевелит.

Зачем ему шевелить, зачем ему самому спрягаться? Он – инфинитив, у него нет времени!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Дидактические материалы по русскому языку "Нескучный глагол"

Автор: Голоднева Елена Николаевна

Дата: 16.10.2014

Номер свидетельства: 119469


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства