(3)Глубок зимний сон пр…роды но идёт жизнь под сугробом.(4)Попробуй разгреби в лесу сне… до з…мли.(5)На том месте которое ты расчистил, увидиш… кустики брусники веточки черники.(6)Всё ещё зел…неют здесь круглые лист…я вереска.
(7)Пороша ра…сказывает о событиях в зимн…м лесу.(8)На лесной п…ляне вьёт(?)ся след лисиц… .(9)Пробороздил сугро… долговязый лось проскакал б…ляк.(10)Парочки сл…дов испятнали снег.(11)Как стрела, прол…тела куница, хищница искала белок.
(12)Сверка…т снег вспыхивают и гаснут сн…жные искры. (13)Хорош лес в зимнем уборе! (По Д.Зуеву)
2. Выполни указанные виды разбора
3. Озаглавь текст. Сформулируй и запиши основную мысль текста
4. Определи тип речи в предложениях 7 – 11.
5. В предложениях 5 – 8 найди слово со значением « слой только что выпавшего снега».
6. В предложениях 11-13 найди синоним к слову «наряд»
Упражнение 2.
1.Перепиши текст, расставляя знаки препинания и раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы.Подчеркните орфограммы. Озаглавьте текст. Выполни указанные виды разбора.
За..ц зимой жил возле деревни. Пришла бе…покойная ночь. Затихли бе…брежные2 поля. Зайчишка вслушивался (в )т..шину ш..велил усами нюхал глубокий снег4. Потом косой вдруг вскочил прыгнул и огляделся.
Снег выл..жился волнами и с..ял. (Над) г..ловой зайца в…сел и к..лебался морозный пар4. В н..бесах горели яркие звёздоч(?)ки. Зайчишка поиграл с товарищем, (по)копал с ним снег, поел р..стки озими и поскакал дальше.
Близился ра(с,сс)вет. Звёзды становились всё меньше а морозный пар ещё гуще. Заяц прол..жил доро..ку (по)снежку (обо)шёл свою старую нору. Он ра..копал снег сделал1 новую норку удобно распол..жился в ней и (за)снул.
(По Л.Н. Толстому.)
Определи тип и стиль текста.
В предложениях 1 абзаца найди синонимы к слову «заяц»
В предложениях 1 абзаца найди слово со значением «просторный, не имеющий границ»
Подбери антонимы к выделенным словам
Упражнение 3.
1.Перепиши текст, расставляя знаки препинания и раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы.Подчеркните орфограммы. Озаглавьте текст. Выполни указанные виды разбора.
Новый лисий дом расп..л..жился ( у) реки на расстоянии мили ( от) прежнего. В этом месте речка пок..дает х..лмы и ра..текается1 (по )лугам4. В широк..й лощине у самой скалы лисы (у)строили новое ж..лище. Вход в него охр..няли два больших гранитных камня. Прежняя нора находил..сь в сосновой рощ.. а эта ра..местил..сь рядом ( с )осиной. Сосна вечно шумит и вздыха..т осина всё время дрожит и трепещ..т.
Вход3 в нору (за)крывали густые зар..сли. Они спускались к заросшей осокой речной заводи. На зелёной полянк.. играли и кувыркались лисята4. (З, С) десь можно было наблюдать возвр..щение домой охотника-отца (с )добычей.
(По Э. Сетон-Томпсону.)
2. Найдите в тексте слово со значением «долина с пологими склонами» и слово со значением « небольшой залив в реке с замедленным течением»
3. Определите тип речи в данном тексте
4. Подберите синоним к выделенному прилагательному
5. В подчеркнутом предложении найдите определение, подберите к нему антоним.
Упражнение 4.
1. Перепиши текст, расставляя знаки препинания и раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы.Подчеркните орфограммы. Озаглавьте текст. Выполни указанные виды разбора.
Тёма с ужасом (в)думывался ( в )безвыходность своего пол..жения. Всего минуту( на)зад он спустился через те(р,рр)асу (в )сад ( в )беззаботн..м ра(з,с)положении духа.
Мальчик шёл (по) а(к,кк)уратн..м3 дорожкам сада и с насл..ждением2 осматривался4. Вдруг сердце его сильно (за)бил..сь2. Любимый папин цветок наконец ра..цвел! Какой это р..скошный цветок! Ещё вчера папа ра(с,сс)матривал бутон и не ждал что он ра…пустится.
Тёма (в)бежит в столовую и крикн..т во всё горло:
— Махровый ра..цвёл!
Папа бросит чай и сразу выскоч..т (в) сад4. Восторг переполня..т маленькое сердечко3 Тёмы. Он тянет(?)ся к цветку губами и т..ряет равновесие... Всё погибло!..
2. В восклицательных предложениях 2 абзаца найдите прилагательные, подберите к ним синонимы и антонимы.
3. Найдите в выделенном отрывке текста синонимы.
4. Определите тип и стиль речи в указанном тексте
5. Найдите в тексте слово со значением «почка цветка».
Упражнение 5.
1.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания. Муравьи уд…вительные насекомые.4 Многое в их жизни устроено интересно. У них даже есть свой «молочный скот». Это тля. Она выд...ляет сладкий сок и муравьи подхватываютего прямо с ее брюшка. 4
Если тли слишком ра…плодились муравьи распол…гают их на другом р…стении. Позаботят(?)ся они и об охране тли от врагов клеща, божьей коровки. 2. Назовите группы звуков русского языка, приведите примеры разных звуков из текста. 3. Дайте краткий письменный ответ на вопрос: «Почему автор называет муравьев удивительными насекомыми?» 4. Выполните указанные виды разбора.
Упражнение 6.
1.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания.
О хитрости
Хитрость – все равно что мелкая монета на которую (не)купишь многого. Как мелкой монетой можно прожить час два, так хитростью2 можно прикрыть что-нибудь, обмануть а ее (не)хватит обозреть д...лекий г…ризонт. Хитрость близорука: вид…т только под носом а не вдаль, и часто1 сама поп…дает(?)ся2 в ту же л…вушку которую ра…ставила другим. 2. Найдите среди слов с пропущенными буквами слова с проверяемыми гласными в корне, объясните их правописание. 3. Дайте краткий письменный ответ на вопрос: «Почему хитрость попадает в ту же ловушку, которую готовила для других?» 4. Выполните указанные виды разбора.