kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дидактические игры на уроках официального (русского) языка как средство активизации познавательной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

дидактические игры на уроках русского языка

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры на уроках официального (русского) языка как средство активизации познавательной деятельности»

МОУ «Выхватинецкая МСОШ-д/с им.А.Г. Рубинштейна»



Гурзенкова М.В.,учитель

официального (русского) языка

I кв. категории

Дидактические игры на уроках официального (русского) языка как средство активизации познавательной деятельности младших школьников

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребѐнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонѐк пытливости и любознательности».

(В.А. Сухомлинский)


Как сделать урок русского языка интересным, занимательным и любимым предметом для ребенка?

Игра является основным видом деятельности ребенка. Она играет большую роль в формировании и развитии умственных, эмоциональных, физических и творческих способностей ребенка. Игра помогает развивать память, мышление, воображение, внимание, помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника.

Дидактические игры – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает у учеников радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения.

Игровая деятельность как элемент урока мо­жет применяться на любом этапе его — от провер­ки домашнего задания до выполнения проверочной работы и обобщения.

В методике проведения дидактических игр выделяются следующие компоненты:

- цель игры;

- объем знаний, необходимых для проведения игры, умения и навыки, которые будут формироваться в процессе ее проведения;

- количество играющих;

- наличие подготовительной работы или ее отсутствие;

- правила ведения игры;

- возможные варианты игры;

- оценивание проведенной игры (наличие интереса к игре, моменты ослабления внимания детей, фиксация реакций отдельных

учеников и класса в целом).

Методические указания к проведению дидактических игр.

Игра должна быть понятной, доступной, добровольной.

Правила игры должны быть точными, немногочисленными.

Подбор учебного материала должен соответствовать программе.

Легкие и трудные игры должны чередоваться.

Не следует проводить игры, требующие большой предварительной работы.

Все дети должны участвовать в игре в одинаковой степени.

После игры обязательно должны быть подведены итоги.

Грамотное проведение дидактической игры на уроках русского языка обеспечивается четкой организацией дидактических игр. Прежде всего, педагог должен осознать и сформулировать цель игры, ответить на вопросы: какие умения и навыки дети освоят в процессе игры, какому моменту игры надо уделять особое внимание, какие воспитательные цели преследуются при проведении игры? Нельзя забывать, что за игрой стоит учебный процесс. И задача педагога – направить силы ребенка на учебу, сделать серьезный труд детей занимательным и продуктивным.

Следующим важным этапом при организации дидактической игры является подбор дидактических материалов и пособий по русскому языку. Помимо этого, требуется четко спланировать временной параметр игры. В частности, как с наименьшей затратой времени познакомить детей с правилами игры. Необходимо предусмотреть, какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить активность и интерес детей, учесть возможное возникновение незапланированных ситуаций при проведении дидактических игр.

Дидактическое и методическое обеспечение дидактической игры охватывает:

1. Текстовые материалы

2. Речевые материалы.

3. Лингвистические материалы.

4. Сценарий дидактической игры:

а) Описание сюжета;

б) Перечень правил проведения игры;

в) Регламент;

г) Указания на последовательность выполнения игровых действий;

д) Описания ролей участников.

Основные условия проведения дидактической игры на уроках русского языка с детьми:

1.Наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр.

2.Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.

3.Необходимость включения педагога в игру. Он является и участником, и руководителем игры. Педагог должен обеспечить поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывать давления, выполнять второстепенную роль, незаметно для детей направлять игру в нужное русло.

Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. Проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он дает детям сложные учебные задания, а в игру их превращает форма их проведения – эмоциональность, легкость, непринужденность.

Средства и способы, повышение эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.

Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.

Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и емкой.


1. Дидактическая игра: «Передай скороговорку»

Цель – отработать чёткость произношения.

Учитель сообщает на ухо первому ученику скороговорку. Те передают ее на ухо своему соседу и т.д.

Скороговорки.

1. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

2. На дворе трава, на траве дрова.

3. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба.

4. Водовоз вез воду из-под водопровода.

5. Архип осип. Осип охрип.

6. Щетинки у чушки, чешуя у щучки.

7. Ушел косой козел с козой.


2. Дидактическая игра: «Придумайте новое слово»

Цель – развивать фонематический слух и расширять словарный запаса учащихся.

Дополните предложенные сочетания букв до слов.

(я) --- мы Оскол ---(ок)

(кума)---ч (С,ото)----прут

кама---(ринская) (и,Бо)----рис

(за,у,)---дача (и)----волга

Заря ---(д) рыба----(лка,к)

Пол....(ено,ка) Бор----(т,овик,ьба)


3. Дидактическая игра: «Какой звук чаще звучит? (чистоговорки)»

Цель — развивать фонематический слух, учить вычленять звук из слова и правильно его артикулировать.

Скажите быстро чистоговорку и назовите звук, чаще других встречающийся.

Клим из Клина ехал в Крым У Аграфены и Арины

Ким из Крыма ехал в Клин (К) Растут герань и георгины (Г)


Боря Ире дал ириску Черепаха не скучая,

Ира Боре - барбариску (Б) Час сидит за чашкой чая (Ч)


Над крышею груша У Сени и Сани

На груше Андрюша (Ш) в сетях сом с усами. (С)


Иней лёг на ветви ели,

Иглы за ночь побелели. (И)

4. Дидактическая игра: «Подбери рифму»

Цель – учить подбирать рифму к словам.

Например:

Багаж - … (гараж, саквояж),

Белка - … (грелка, мелко),

Дочка - … (бочка, точка),

Ворона - … (корона).


5. Дидактическая игра: «Профессия»

Цель – уточнить семантику слова.

Дети загадывают какую-нибудь профессию и перечисляют действия, с ней связанные. Другие ученики должны отгадать и назвать загаданную профессию.


6. Дидактическая игра: «Загадки – «добавлялки»

Цель – учить подбирать слова-рифмы, семантически единые с предложением.

Добавьте слова – рифмы:



Верещунья, белобока

А зовут ее ...(сорока)

Хитрый след плести стараясь

По сугробам прыгал ...(заяц)

Мед в лесу медведь нашел

Мало меду, много...(пчел)

У меня пропал носок,

Утащил его ...(щенок)

Кто один имеет рог?

Отгадайте ...(носорог)

Подготовлен самолет

Он отправился в ...(полет)

На шесте дворец

Во дворце певец

А зовут его ....(скворец)


7. Дидактическая игра: «Слова в словах»

Цель: найти больше слов в одном слове.

Учащимся даётся слово. Из букв, которые входят в состав этого слова, надо найти и записать другие слова.

Слово: хоровод (хор, ров…)


8.Дидактическая игра «Будь внимателен». 
Цель: активизировать память, внимание, словарный запас, опираясь на знание правил. 
Из предложенных стихотворений выписать слова с сочетаниями жи, ши: 
1. Жили в хижине чижи, 
Мыши, ежики, стрижи, 
В гости к ним идут моржи 
И жирафы и ужи. 
2. Жилет, животное, живот, 
Жирафы, живопись, живет, 
Шиповник, шины, камыши, 
Машины и карандаши, 
Кружить, служить, дружить и жить, 
Спешить, смешить, 
Шипеть и шить. 
Все сочетания ЖИ - ШИ 
Только с буквой И пиши!


9. Дидактическая игра: «Сколько точек — столько звуков»

Оборудование: кубик, на гранях которого разное число точек: две, три, четыре, пять, шесть; одна грань пустая.

Дети по очереди бросают кубик и называют слова, в которых число звуков равно числу точек на верхней грани кубика. Если выпадает нуль, игрок пропускает ход и передает кубик следующему игроку.


10. Дидактическая игра: « Все наоборот». 
Цель: закрепить написание слов с сочетанием –чн-.
Учитель предлагает детям заменить предложенные им словосочетания типа существительное + существительное на другое так, чтобы одно из слов включало в свой состав сочетание –чн-. 
Игрушка для елки-…(елочная игрушка) 
Герой сказки- … (сказочный герой) 
Сок яблока-… (яблочный сок) 
Суп из молока -…(молочный суп) 
Варенье из клубники-… (клубничное варенье) 
Каша из гречки-… (гречневая каша) 
Вода из речки-… (речная вода) 
Скважина в замке -…(замочная скважина) 
Мука из пшеницы -… (пшеничная мука) и т.п.


11.Дидактическая игра: «Замени букву». 
Цель: активизировать умственную деятельность учащихся, развивать орфографическую и фонетическую зоркость, внимательность, логическое мышление. 
Детям предлагается исходное слово с орфограммой, они изменяют в нем последовательно либо один, либо два звука, сохраняя при этом сочетание –К-, и получают новые слова. Выигрывает тот, кто составит наибольшее количество слов.

Дочка ручка 
бочка речка 
ночка свечка 
кочка печка 
точка почка 
тучка дочка 
тачка ночка 


12.Дидактическая игра « Найди ошибку». 
Цель: развивать умение выделять в речи слова, обозначающие предмет. 
Учитель называет ряд слов, обозначающих названия предметов и допускает одну «ошибку». Ученики должны определить, какое слово лишнее и почему.
1.Кукла, дом, море, вышла, ученик. 
2.Карта, солнце, железный, дверь, моряк. 
3.Девочка, мел, больше, карандаш, жаба. 
4.Замок, тяжело, петух, тарелка, вишня. 
5.Бежит, книга, окно, ворота, слон и т.п. 


13.Дидактическая игра «Найди пару». 
Цель: развивать умение правильно соотносить название предмета и действия. 
Оборудование: у каждого ученика на парте карточка, на которой в один столбик записаны слова: метель, гром, солнце, молния, ветер, дождь, снег, облака, туман, мороз, а в другой столбик слова- действия: капает, плывут, падает, стелется, плывет, метет, гремит, печет, сверкает, дует, трещит. 
Ученики к каждому слову, обозначающему название явления, подбирают слово, обозначающее действие предмета, отмечая стрелкой.

 

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что дидактические игры, применяемые на уроках официального (русского) языка, предоставляют раскрыть свои потенциальные возможности, более полно пользоваться своими способностями. Дидактические игры создают ситуацию успеха для всех учащихся, в том числе и для слабых учеников.

Дидактическая игра – это незаменимый инструмент в развитии личности младшего школьника, с помощью которого можно повысить интерес к русскому языку и сделать этот предмет более «живым» и увлекательным




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гурзенкова Марина Васильевна

Дата: 28.10.2025

Номер свидетельства: 676362


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства