kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Библеизмы в лирике Иосифа Бродского"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал предназначен для использования на уроках русского языка в старших классах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Библеизмы в лирике Иосифа Бродского"»

Библеизмы в лирике Иосифа Бродского

Поэтическое творчество И.А. Бродского - одно из самых ярких и значительных явлений русской лирики второй половины XX века.

Библия оказала огромное влияние на формирование религиозно-философских взглядов Бродского. Священное Писание стало своеобразной точкой отсчета в его творчестве. Для Бродского Библия была не просто настольной книгой, к которой писатель часто обращался, а источником вдохновения, источником для создания образов для своих произведений.

Современный русский язык, подобно другим языкам христианских народов, испытал на себе влияние языка Библии. Отдельные слова современного русского языка, которые или непосредственно заимствованы из Библии (ад, ангел и др.), или подверглись семантическому воздействию библейских текстов, - называются библеизмами. Наряду с отдельными словами, библеизмами называются устойчивые словосочетания, а также целые выражения и даже фразы, восходящие к текстам Библии.

Для современного общества важен процесс возрождения духовных, нравственных ценностей. Для русского сознания эти ценности связаны прежде всего с Библией. Библия – одна из величайших книг на земле.

Всего в исследуемых нами сборниках стихов поэта было выделено 169 библеизмов. В их число не включены междометные и фразеологизированные конструкции типа: Бог знает, Бог весть где, слава Богу, Боже мой, Боже правый и др.

Наиболее частотными среди библеизмов в лирике Иосифа Бродского являются номинации Бога (9)

И, значит ,не будет толка

От веры в себя да в Бога

-лексемы Господь(2) и Творец(2) малоупотребительны:

Друзья мои,вот улица и дверь

в мой красный дом,вот шорох листьев мелких

на площади,где дерево и церковь

для тех,кто верит Господу теперь.

...

Даже если Творец на иконах

своих не живёт и не спит,

появляется вдруг сквозь еловый

собор что-то в виде копыт.

В поэзии И. Бродского можно выделить также группу наименований чинов небесной иерархии: это неоднократно повторяющиеся слова архангел (5), серафим (4), херувим (5).

Наиболее часто встречается лексема архангел. Архангелами в Библии называются великие благовестники, благовествующие о великом и преславном.

...

Спят всадники. Архангел спит с трубой

И кони спят,во сне качаясь плавно.

Считается, что серафимы пламенеют любовью к Богу и других возбуждают к такой же любви, как показывает и само их имя, ведь «Серафим» в переводе с древнееврейского языка означает: «пламенеющий».

...

Не сказать «херувим,серафим»,

Но трёхмерных пространств нарушитель...

Полагают, что после серафимов перед Всеведущим Богом, предстоят в многоочи́тые херувимы, которые считаются сами просвещаемые и других просвещающие. Имя Херувим в переводе с древнееврейского языка значит: «многое разумение» или «излияние премудрости», ведь через херувимов посылается другим премудрость и подается просвещение для Боговедения и Богопознания.

И херувимы все-одной толпой,

обнявшись спят под сводом церкви Павла.

Следует особо выделить лексему ангел (9), из перечисленных наиболее частотную как в русском языке, так и в русской поэзии.

Спят ангелы,Тревожный мир забыт

во сне святыми- к их стыду святому...

В рассматриваемых текстах употребительны номинации, обозначающие значимые библейские реалии, в том числе топонимы. Подобные лексемы либо непосредственно связаны с упоминанием событий, изображенных в Писании, либо соотносят положение лирического героя с его сюжетами: потоп, звезда, смоковница, притча, агнец, Иордан, Содом, Вифлеем, Геенна, Эдем(2) и др.

В творчестве Иосифа Александровича можно выделить библейские реалии, обозначающие названия городов,стран (Вифлеем,Палестина,Израиль,Эдем,Троя):

Хаос лиц,и не видно тропы

В Вифлеем из-за снежной крупы.

Выделяют также библейские реалии,обозначающие названия рек (Иордан,Евфрат):

Прислушиваясь к грозным голосам,

стихи мои,отстав при переправе

за Иордан,блуждают по лесам,

оторваны от памяти и яви.

Несомненно, темы, поднимаемые в стихотворениях Бродского , вечны. Это порядочность, нравственность, вера, надежда, любовь. И все они имеют под собой религиозную подоплеку.

В творчестве Бродского прослеживаются библеизмы, обозначающие церковные праздники(Сочельник, Великий Пост,Рождество,Страстная Неделя).

Пасха-важнейжий из праздников православной церкви. В день Пасхи воспоминается Воскресение из мёртвых Господа Иисуса Христа на третий день после его распятия:

...как волшебный фонарь Христовой Пасхи

Оживляет под звуки воды из крана

Спинку кресла пустого,как холст экрана.

Так,Великий Пост-важнейший из многодневных постов, начинается за семь недель до Пасхи и кончается субботой Страстной Седмицы:

В такие нас забросило места,

Что ничего не остается кроме

Как постничать задолго до Поста

или Страстная Неделя- последняя неделя Великого поста, во время которой вспоминаются Тайная Вечеря, предание на суд, страдания и распятия, погребение Иисуса Христа :

Апрель.Страстная.Всё идёт к весне.

Но мир ещё во льду и в белизне.

Особо можно выделить слова,  обозначающие  предметы  культа  и обряды:

  • церковные принадлежности(алтарь,икона):

От алтаря,из-под венца,

Видна дорога в два конца.

...

даже если Творец на иконах

своих не живёт и не спит 

  • церковные помещения (церковь,Храм Божий):

Колокол звякал в церкви:

электрик венчался там.

А здесь ,на холме было тихо,

ветер их освежал.

  • церковные обряды (венчался,молитва,причащение):

Машины ехали в центре

к бане по трём мостам

Колокол звякал у церкви:

электрик венчался там

  • церковные саны (Отец,послушник,священник):

Важную роль играют отвлеченные имена существительные (грех, душа(2), порок, смерть, вера ):

Подобно душам

так рвётся пламя,

сгубив лучину,

к воздушной яме,

топча причину...

Среди библейской лексики, используемой И. Бродским, выделяется группа наименований персонажей Ветхого и Нового Завета.

Авраам или, как он назывался в начале – Аврам – праотец еврейского народа, сын Фарры, потомок Сима, родился в Уре Халдейском около 2000 лет до Рождества Христова:

Не спит лишь Авраам .Но так и нужно

Спит Исаак и видит сон такой...

Иосиф- одиннадцатый сын патриарха Иакова и первенец от Рахили, после ее 14-летнего бесплодия. Имя Иосиф означает: «он собирает и он добавляет». Рахиль назвала своего первого сына Иосифом. «Снял Бог позор мой» сказала она, и «Он даст мне другого сына». Иосиф стал любимцем своего отца и это вместе с его снами навлекло на него вражду и зависть его братьев.

...и складкам смешать дав лицо

С полотенцем –Марию,Исифа,

Сверток с Младенцем

Из имен нарицательных в лирике Бродского можно рассмотреть наименования персонажей Библии:

  • пророк (4) :

с.Пророки спят. Белёсый снегопад

в пространстве ищет черных пятен малость...

  • волхв(5):

Ни волхвов,ни осла,

ни звезды,ни пурги,

что младенца от смерти спасла,..

  • апостол (греч. «посланник»)(4):

...там стыл апостол перемены мест

спиной к отчизне и лицом к тому

Содержание некоторых стихотворений непосредственно связано с библейским повествованием, на что прямо указывают их названия: «Исаак и Авраам», «Сретенье», «Бегство в Египет», «Рождественская звезда». В подобных текстах, воспроизводящих известные сюжеты уже не только как собственно религиозные, но и как культурные благодаря их использованию в произведениях литературы и изобразительного искусства, количество библеизмов весьма велико (алтарь, агнец, ангел, смоква, жертва, Израиль и др.).

Особенно важна для поэта «рождественская» тема, в связи с которой регулярно употребляются такие библеизмы, как звезда, волхвы, пастухи, ясли, пещера.

На сегодняшний день авторитет и значимость Библии обусловлены социально-экономическим кризисом, состоянием нестабильности, неуверенности в завтрашнем дне. Человек, обращаясь к Библии, зачастую видит в ней надежду, ищет опору, пытается найти утешение и поддержку.

Хотелось бы отметить, что изучение библеизмов в классах гуманитарного профиля имеет важную роль, особенно в настоящее время, так как религия стала интересовать подрастающее поколение всё больше и больше.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Библеизмы в лирике Иосифа Бродского"

Автор: Степанова Нелля Сергеевна

Дата: 07.11.2016

Номер свидетельства: 356372


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства