kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Банк заданий повышенного уровня сложности для интеллектуально одарённых детей по разделу «Причастие»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нестандартные задания для одарённых детей помогут учителю развивать и поддерживать интерес к предмету, разнообразить уроки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«БАНК ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОДАРЁННЫХ»

Банк заданий повышенного уровня сложности

для интеллектуально одарённых детей по разделу «Причастие».

Задания составила

Колдашова Ольга Владимировна,

учитель русского языка и литературы

Серповского филиала МБОУ Устьинской СОШ



  1. Составить лингвистическую визитку ПРИЧАСТИЯ с «именем, отчеством, фамилией» (причастие = глагол + прилагательное), "местом работы" (предложение), "занимаемой должностью" (определение, сказуемое), "домашним адресом" (Лингвистическая Вселенная, Морфологическая галактика, Действенно-признаковая орбита) и т.п. из предложения



  1. Создать учебный клип - "склеивание" нескольких "кадров" в наглядный лингвистический сюжет, защитить проект на уроке творческом зачете. Кадрами клипа могут быть все перечисленные ранее средства обучения и написанные в ходе изучения темы, раздела.

  2. Написать сочинение-миниатюру «Употребление страдательных причастий прошедшего времени в тексте»

  • Значение страдательных причастий пр.вр. (признаки предметов по действию в прошлом)

  • Роль страд. причастий прошв вр. в тексте (могут быть эпитетами в худож. тексте; придают описанию образность, конкретность)

  • Синтаксическая роль в предложении (полные могут быть определениями и сказуемыми, краткие – сказуемыми)

  1. Написать сочинение-лингвистическую сказку «Похождение одной и двух букв н»



  1. Собрать «Портфолио причастия».



К самостоятельным или служебным частям речи относится причастие?

Чем причастие отличается от других самостоятельных частей речи?

Что причастие обозначает? На какие вопросы отвечает?

Какой главный морфологический признак имеет причастие?

С какими словами согласуется причастие?

Как изменяются причастия?

Какую синтаксическую роль выполняют причастия?





  1. Составить мини-проект на тему «Этимология слова «Причастие»

Карточка-задание.

Читая статью этимологического словаря, пользуясь ресурсами Интернета, составьте опорный конспект (можно использовать различные рисунки) о том, когда, как появилось слово «Причастие», расскажите об употреблении причастий в древних летописях, о статусе причастия (самостоятельная ч.р. или особая форма глагола), о старославянском происхождении суффиксов причастий (-ущ, -ющ-, -ащ, -ящ-)

  1. Составить схему-маршрут лингвистического путешествия, проделанного в классе и восстанавливаемого дома по памяти, по теме «Морфологические признаки причастий. Признаки глагола у причастия»

Это дидактическое средство выполняет мнемоническую функцию, способствуя самостоятельному осознанию и анализу учебного материала с помощью учебной книги, выступает средством развития орфографической зоркости и устной речи.



  1. Составить “Линию времени”.

Одарённый ученик заранее получает задание, например, по теме «БУКВЫ Е-Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ». Вместе с учителем заранее обсуждаются этапы урока, и учащийся дома составляет линию времени. На данном уроке ученик получает задание начертить на доске линию, на которой обозначаются этапы изучения темы, формы контроля; обозначить самые важные периоды, требующие от ребят стопроцентной самоотдачи.

“Линия времени” позволяет детям увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы. Это упражнение полезно для ребят, которые легче усваивают учебный материал от общего к частному.



  1. Задание “Оратор”.

За 1 минуту убедить своего собеседника в том, что изучение темы «Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях» просто необходимо.

  1. Задание “Автор”.

Поработать художником-иллюстратором. Проиллюстрировать тему учебника «Слитное и раздельное не с причастиями».



11. Написать рефлексивное сочинение (как для домашних заданий, так и для 5-7 минут в классе)

- Примерный план рассуждений учащегося в соответствии с этапами урока:

- Сначала мы рассуждали так…

- Потом мы столкнулись с проблемой

- Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)….

- Мы увидели (поняли)…Значит…

- Теперь мы будем…

Инновационные приемы мотивации (Канарская Ольга Викторовна)

  1. Составить «КРУГИ ЭЙЛЕРА» на тему «Сходство причастия и прилагательного и их различие»





  1. Составить «ПОПС-формулу» на тему «Причастие – самостоятельная часть речи»

Позиция (Я считаю, что причастие – самостоятельная часть речи, а не форма глагола)

Объяснения (…потому, что…)

Пример (Могу доказать это на примере….)

Следствие (Исходя из сказанного, делаю вывод, что…)



  1. Составить вопросник КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему) для одноклассников по теме «Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени»



  1. Подготовить кроссвордный словарный диктант для одноклассников из слов с непроверяемыми орфограммами, изученных в разделе «Причастие»

16. Составить карточки-консультанты для одноклассников по теме «Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в отглагольных прилагательных».


  1. Составление связного текста с предложенными словосочетаниями. Задание: составьте связный текст (или предложения) с предлагаемыми словосочетаниями (словосочетания записаны на доске).

Пожелтевшая листва, увядшие листья берез, сжатые поля, разъяренный ветер, побледневшая полоса горизонта, уходящее тепло, почерневшая от дождя земля, раскачивающиеся от ветра ветки, приглушенный шелест опавшей листвы, трепещущие осинки, расшитый ковер, лес, наполненный голосами.

– Озаглавьте текст.

– Определите тему, тип речи.

– Какие приемы художественной выразительности вы использовали в вашем сочинении?



  1. Игровое задание.

Даны две загадочные буквы: РК. Расшифруйте данную аббревиатуру так, чтобы первое слово стало причастием, второе – существительным. Например: растущая кукуруза. Составьте словосочетания, которые могут быть любыми, необычными или даже невообразимыми.



19.Задание на знание пословиц и развитие речи. Закончите предложения и напишите, о чем говорят:

– Не ладно скроен…

– Стреляного воробья…

– Пуганая ворона…

– Повинную голову…



  1. Составьте слова по схеме.

Надо прочитать и записать как можно больше слов. Читать можно по всем линиям и во всех направлениях, можно возвращаться к одной и той же букве, но нельзя перескакивать с одной буквы на другую. Составьте с найденными существительными как можно больше словосочетаний (главное слово – причастие).

Укажите определяемое слово, выделите формообразующие суффиксы.



  1. Восстановите слова.

Ст_иж_н_а_ ; в_во_н_в_н_о_ ; пр_ч_т_н_а_ ; вы_о_а_н_а_ ; сл_ж_н_ы_ ; п_д_бр_н_а_ .

(Ответы: стриженная, взволнованное; прочитанная; выкопанная; сложенный; подобранная.)

И_п_г_н_ы_ ; б_з_м_н_ы_ ; с_з_а_н_ы_ ; о_аб_ч_н_ы_ ; в_п_лн_н_а_ ; о_аз_н_ы_ .

(Ответы: испуганный, безымянный, созданный, озабоченный, выполненная, оказанный.)



  1. Соедините части слов так, чтобы получились причастия, над ними надпишите: действительное или страдательное.

Воз, рас, зва, сши, ко, кло, лож, стил, коч, леб, ты, ущ, ему, мо, ена, го, ле, а, ся, ющ, ны, ие, е.

(Ответы: воз-лож-ена; рас-стил-а-ющ-ие-ся; зва-ны-е; сши-ты; ко-леб-ле-мо-го; кло-коч-ущ-ему.)



  1. Подберите как можно больше причастий с разными формообразующими суффиксами по одной выбранной вами теме. Например, к теме «Школа»: все составленные вами причастия будут отражать само название или ассоциации, возникающие при произнесении данного слова. Составьте словосочетания с этими словами.


24. Составление сложного плана о причастии как части речи.

1. Прочитайте сведения о причастии в § 12–27.

2. Составьте сложный план и подготовьте сообщение о причастии как части речи.

3. К каждому пункту плана подберите самостоятельно примеры и запишите их.

4. В каком стиле речи вы будете строить свое высказывание о причастии?





  1. З а м е н и т е выделенные слова причастиями. Выпишите причастия, определите их постоянные и непостоянные признаки.

Разберите причастия по составу.

(Образец: Ночью на небе, которое потемнело, светили звезды. – Ночью на потемневшем небе светили звезды.

Потемневшем – действительное причастие, совершенного вида, прошедшего времени, среднего рода; в форме единственного числа, предложного падежа.)

1) Мы сидим около стены, которая сплошь увешана шкурами.

2) Тополь, который посажен для тени и радости около дома, вырос в огромное дерево.

3) Особые чувства вызывают тропинки, которые уже зарастают травой.

4) Лишь ровные полоски подорожника, который распластался, напоминают о былой жизни тропинки, которая когда-то спешила.

5) Куча полусгнившего мусора, которая загромоздила поляну, была похожа на кружево, которое сплели великаны.

6) Гулко раздавался гомон птиц в воздухе, который застыл.



  1. Составьте алгоритм «Одна и две буквы н в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных». Что произойдет с отглагольными прилагательными раненый, жареный, крашеный, если рядом с ними окажутся зависимые слова? Приведите примеры.

  2. Укажите, в чем особенности выделенных слов в отрывке Н.А.Некрасова?

От ликующих, праздно болтающих,

Обагрящих руки в крови,

Уведи меня в стан погибающих

За великое дело любви.

( Причастия перешли в разряд существительных)



  1. Задание «Корректор». В типографии принесли новый роман. Корректор заболел. У редактора возникли вопросы в построении предложений. Помогите справиться с заданием.

В поэме рассказывается о мальчике, отданном на воспитание монахам и тосковавшем по свободе.

От ледяного панциря, прикрывающие Антарктиду, откалываются огромные айсберги.

Вошедший был одет в крестьянский армяк, обросший бородкой.

Солнечный луч освещал падающие листья с деревьев.

Плющ, который вьющийся по стене, украшает комнату и радует глаз.

Если человек хорошо знающий местность, он не заблудится.

  1. Работа с паронимами.

Помогите Пете Ошибкину вставить подходящие по смыслу причастия, а то он совсем запутался.

В темноте не было видно (лежачий, лежащий) у самой дороги камня.

В (стоячий, стоящий) воде рыба не водится.

Мы любовались (висячий, висящий) чуть не до земли кистями винограда.

С горы виден (ползучий, ползущий) по рельсам товарный поезд.

Ежевичник опутал землю длинными (ползучий, ползущий) ветвями.

В вагоне были только (сидячий, сидящий) места.

Большинство (сидячий, сидящий) в трамвае пассажиров читают.

(Висячий, висящий) лампа бросала яркий свет на всю обстановку кабинета





Источники:

https://infourok.ru/nestandartnie-uroki



https://kopilkaurokov.ru




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Колдашова Ольга Владимировна

Дата: 02.11.2016

Номер свидетельства: 354545


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства