Аттестационное задание №1 на высшую квалификационную категорию Проект рабочей программы по русскому языку 4 класс
Аттестационное задание №1 на высшую квалификационную категорию Проект рабочей программы по русскому языку 4 класс
Аттестационное задание №1 на высшую квалификационную категорию Проект рабочей программы по русскому языку 4 класс поможет учителям начальных классов при прохождении аттестации по новым требованиям
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Аттестационное задание №1 на высшую квалификационную категорию Проект рабочей программы по русскому языку 4 класс»
Аттестационное задание № 1
учителя начальных классов I квалификационной категории
МБОУ «СОШ № 6» г.Мегион
Чернышевой Марии Владимировны
Проект учебной программы
по предмету РУССКИЙ ЯЗЫК для 4 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебнику для 4 класса общеобразовательной школы авторов В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого (М.: Просвещение, 2013).(Учебно-методический комплекс «Школа России», сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. М.:Просвещение, 2011), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, его абстрактного мышления, памяти и воображения, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также перспективности и преемственности между различными разделами курса.
Цели и задачи курса.
Курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:
- познавательной целью является ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- социокультурная цель — формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей учебного предмета:
- освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение умениями писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты- описания и тексты-повествования небольшого объема;
- развитие нравственных и эстетических чувств;
- воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В Федеральном базисном учебном образовательном плане на изучение русского языка в 4 классе отведено 5 часов в неделю, 170 часов в учебный год.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) обучающимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Планируемые результаты обучения
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Метапредметные.
Регулятивные УУД:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
соблюдать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные УУД:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, справочников, в открытом информационном пространстве, в том числе в Интернете;
осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире с помощью инструментов информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование, для решения задач;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
обобщать, делать выводы;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и синтеза;
устанавливать аналогии;
осуществлять синтез как составление целого из частей.
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
формулировать собственное мнение, позицию;
договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы;
контролировать действия партнера;
использовать речь для регуляции своего действия.
Личностные УУД:
формирование внутренней позиции на уровне положительного отношения к школе;
формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности;
формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу;
ориентация на понимание причин неуспеха в своей учебной деятельности;
развитие способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
формирование основ гражданской идентичности, осознание своей этнической принадлежности;
ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков окружающих людей;
формирование основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры подбирать однокоренные слова с учетом значения слов;
по типичным суффиксам и окончанию определять части речи и их формы;
разбирать слова по составу;
пользоваться словообразовательным словарем;
морфология:
квалифицировать слово как часть речи по вопросу и общему значению;
правильно определять грамматические признаки изученных частей речи;
образовывать формы изученных частей речи в соответствии с нормами литературного языка;
разбирать слово как часть речи;
синтаксис:
выделять словосочетания в предложении;
определять главное и зависимое слово;
определять вид предложения по цели высказывания, интонации, наличию или отсутствию второстепенных членов предложения, количеству грамматических основ;
составлять простые и сложные предложения изученных видов;
разбирать простое предложение синтаксически;
орфография:
находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор и правильно писать слова с изученными орфограммами;
правильно писать слова с непроверяемыми согласными, изученные в 4 классе;
пользоваться орфографическим словарем;
пунктуация:
находить в предложениях места для постановки знаков препинания;
обосновывать выбор знаков препинания;
расставлять знаки препинания в предложениях в соответствии с изученными правилами;
связная речь:
определять тему и основную мысль текста, тип текста;
составлять простой план текста;
подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных);
писать сочинения повествовательного характера, сочинения по картине;
совершенствовать содержание и языковое оформление (в соответствии с изученным языковым материалом).
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса, расширения круга используемых грамматических средств, развития способности к самооценке;
получения знаний по другим учебным предметам.
Содержание учебного предмета
Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области знаний. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создает хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.
Повторение (11 ч.)
Наша речь и наш язык. Текст и его план. Типы текстов. Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по интонации. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Признаки словосочетания. Главное и зависимое слово.
Развитие речи (далее —P.P.). Обучающее изложение (1).
Контрольная работа (далее - К.Р.). Стартовый контрольный диктант 1 с грамматическим заданием. Проектная деятельность (проекты).
Предложение (9 ч.)
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Запятая между однородными членами, соединенными союзами. Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложном предложении.
P.P. Сочинение по картине (1). Обучающее изложение (1). К. Р. Контрольный диктант 2 с грамматическим заданием по теме «Предложение». Проект (1).
Слово в языке н речи (19 ч.)
Лексическое значение слова. Заимствованные слова. Устаревшие слова. Однозначные и многозначные слова. Синонимы, антонимы, омонимы. Фразеологизмы. Состав слова. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание гласных и согласных в корне слова. Правописание слов с буквами ь и ъ.
Части речи и их значение. Самостоятельные части речи. Грамматические признаки частей речи. Наречие. Правописание наречий.
К. Р. Контрольный диктант 3 с грамматическим заданием по теме «Слово в языке и речи». P.P. Обучающее изложение (1). Сочинение-отзыв по картине (1).
4. Имя существительное (41 ч.)
Имя существительное как часть речи. Изменение имен существительных по падежам. Три склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе.
P.P. Обучающее изложение (2). Сочинение по картине (2). К. Р. Контрольный диктант 4 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе». Контрольное списывание (1). Контрольный диктант 5 с грамматическим заданием по итогам первого полугодия. Проект (1).
Имя прилагательное (31 ч.)
Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных в языке. Род и число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по падежам.
P.P. Составление текста-описания (1). Сочинение по картине (3). Обучающее изложение (2). К. Р. Контрольный диктант 6 с грамматическим заданием по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных в единственном числе». Контрольный диктант 7 с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное». Проект (1).
Местоимение (9 ч.)
Роль местоимений в речи. Личные местоимения. Изменение личных местоимений по падежам. P.P. Обучающее изложение (1).
7. Глагол (32 ч.)
Глагол как часть речи. Роль глаголов в языке. Время глаголов. Изменение глаголов по временам. Неопределенная форма глагола. Спряжение глагола. I и II спряжения глаголов. Правописание глаголов. Правописание личных безударных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Правописание возвратных глаголов. Правописание глаголов в прошедшем времени.
P.P. Обучающее изложение (3). Сочинение по картине (1). Составление рассказа по серии картинок (1). К.Р. Контрольное списывание (1). Контрольный диктант 8 с грамматическим заданием по теме «Глагол». Проект (1).
Повторение (18 ч.)
Язык и речь. Текст. Предложение и словосочетание. Лексическое значение слова. Состав слова. Части речи. Звуки и буквы.
P.P. Сочинение по картине (1). К. Р. Итоговый контрольный диктант 9 с грамматическим заданием. Комплексный анализ текста как итоговый контроль за год. Контрольное изложение (1).
Программой предусмотрено проведение: контрольных работ (диктанты) – 10 плановых и 3 административных работ (диктанты, тесты).
Основой реализации рабочей программы является:
Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у школьников 4 класса элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
Для реализации рабочей программы на уроках русского языка используются различные формы обучения: игровые, коллективные способы обучения, фронтальный и всесторонний опрос знаний, умений обучающих. Применяются различные средства обучения для повышения грамотности обучающихся и оказанию различной помощи - карточки обучающего и развивающего характера, таблицы, технологические карты, словари, схемы – опоры. Для организации учебно-познавательной деятельности обучающихся но уроках русского языка внедряются новые педагогические технологии: развивающего обучения, педагогики сотрудничества, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, дифференцированного подхода в обучении, здоровьесбережения, самодиагностики результатов обучения и т.д.
Данная программа обеспечивает развитие учебной деятельности учащихся, дает возможность учителю переводить деятельность ученика с репродуктивного уровня до творческого, позволяет углубленно изучать некоторые темы программы, использовать дифференцированный подход к обучению и развитию младшего школьника. Она ориентирована на формирование у детей целостного представления о родном языке, морфологическом, морфемном и синтаксическом строе, звукобуквенном составе, интонационном и лексическом богатстве.
Система оценивания включает виды контроля:
- диктанты;
- изложения;
- фронтальный опрос;
- индивидуальная работа по карточкам;
- сочинения;
- проекты;
- тестирование.
В данной программе заложено одно из важных дидактических условий, обеспечивающих усвоение знаний исформированность умений, — систематическая проверка и оценка.
Учебно-тематический план по русскому языку 4 класс (5 часов в неделю)
№
Наименование разделов и тем
Всего часов
В том числе на:
теоретические занятия
практические
работы
(развитие речи)
контрольные работы (тесты, зачеты, диктанты и т.д.)
1
Повторение
11
9
1
1
2
Предложение
9
6
2
1
3
Слово в языке и речи
19
16
2
1
4
Имя существительное
41
35
4
2
5
Имя прилагательное
31
25
5
1
6
Местоимение
9
7
1
1
7
Глагол
32
26
4
2
8
Повторение
18
15
2
1
Итого
170
139
21
10
Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Требования к оснащению учебного процесса на уроках русского языка учитывают реальные условия работы школы и современные представления о культуре и безопасности труда обучающихся.
Для обучающихся:
1. Учебник: «Русский язык» 4 класс В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого- В 2 ч. М.: Просвещение, 2013.
2.Рабочая тетрадь «Русский язык» 4 класс В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого- В 2 ч. М.: Просвещение, 2013.
3.Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 4 класс/Сост.В.В.Никифорова.-5е изд., перераб.-М.:ВАКО
Для учителя:
1. Учебник: «Русский язык» 4 класс В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого- В 2 ч. М.: Просвещение, 2013.
2. Методическое пособие к комплекту «Русский язык» для 4 класса В.П. Канакина, М.: Просвещение, 2013.
3. Сборник диктантов и самостоятельных работ «Русский язык» 1-4 классы, В.П. Канакина, Г.С. Щёголева М.: Просвещение, 2012.
4. «Контрольные работы по русскому языку 4 класс» Т.В. Игнатьева, Л.Е. Тарасова – М.: Экзамен, 2013.
5. Электронное приложение к учебнику «Русский язык» 4 класс В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого.
Печатные пособия
таблицы гигиенических требований к положению тетради, ручки, к правильной посадке;
словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный словарь;
репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку;
демонстрационный материал (таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения;
карточки с заданиями по русскому языку для 4 класса.
Технические средства обучения
Оборудование рабочего места учителя:
классная доска с креплениями для таблиц;
ноутбук, принтер;
интерактивная доска, мультимедийный проектор;
Экранно-звуковые пособия
диски, соответствующие содержанию программы по русскому языку;
мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию программы по русскому языку.
демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (размеченные неразмеченные линейки, циркуль, набор угольников, мерки);
демонстрационные пособия для изучения геометрических величин (длины, площади периметра);
-демонстрационная таблица умножения, таблица Пифагора; -демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур и тел.
Оборудование класса
ученические столы одноместные с комплектом стульев;
стол учительский с тумбой;
шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
).
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся (развёрнутое)
№
п/п
Раздел
Кол-во часов
Тема
урока
Планируемые результаты
Предмет-
ные
Личност-
ные
Метапредметные
1
2
3
4
5
6
7
85
Прилагательное (31 ч.)
1
Сочинение «Чем мне запомнилась картина В.А. Серова "Мика Морозов"»
Научиться создавать текст-описание, использовать выразительные средства речи
Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с художественной культурой
Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства в речевых высказываниях с целью планирования, контроля и самооценки действия.
Регулятивные:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, давать адекватную оценку правильности выполнения действий. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе создания текста - описания
86
1
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода
Научиться правописанию безударных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе
Формирование навыков составления алгоритма выполнения задания
Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, владеть диалогической формой коммуникации.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные: осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и синтеза
87
1
Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже
Научиться определять падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе в именительном падеже
Формирование познавательного интереса к способам обобщения и систематизации знаний
Коммуникативные: договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности.Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные: осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и синтеза