Статья повествует о необходимости применения пректного метода в обучении на уроках русского языка и литературы.
Просмотр содержимого документа
«СТАТЬЯ - БУГЕЛИС О.Ю.»
Актуальность применения проектного метода в преподавании русского языка и литературы
В связи с изменением системы школьного образования, меняется и уровень преподавания. Педагог выстраивает свою работу по – новому. Для того, чтобы педагогическая деятельность человека была успешной необходимы следующие составляющие: приобретённые знания, способности применять их в жизни, уверенность в себе и творческой самореализации.
Во многом современное образование сейчас зависит от многочисленных информационно-коммуникационных технологий, требующих от преподавателя высокого уровня умений и профессионально-личностных качеств. От информационно-коммуникационной компетентности педагога, от применения им разнообразных обучающих и развивающих технологий сегодня зависит успешность не только его профессиональной самореализации, но и формирование личности будущего специалиста.
Федеральным государственным стандартом третьего поколения чётко определены требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы общего образования. Большое значение придаётся формированию у них таких личностных качеств, как способность к саморазвитию и познавательной активности, умение учиться и применять свои умения и навыки, т.е. универсальные учебные действия в рамках учебного предмета в различных учебно-проектных и социально-проектных ситуациях.
Нетрадиционными формами обучения и воспитания, используемыми мною, в рамках которых формируются и развиваются индивидуальные задатки учащихся, их мыслительная активность, умение отстаивать свою точку зрения, способность решать нестандартные задачи благодаря гармоничному сочетанию поисково-исследовательской и творческой деятельности, являются интегрированные уроки и проекты.
Участие в проектной деятельности позволяет преподавателю – предметнику ставить и решать не только жизненные, но и профессиональные задачи, формирующие общеязыковые и профессиональные компетенции, воспитывающие личность будущего специалиста.
В технологии учебного процесса происходит смещение акцентов на самостоятельность, предприимчивость, активность, изобретательность. При обобщении, закреплении и повторении учебного материала, при отработке навыков и умений его практического применения этот метод принадлежит к числу наиболее эффективных.
Из основных видов проектов обучения языку и литературе можно взять следующие:
1. Групповой проект, в котором "исследование проводится всей группой, а каждый учащийся изучает определенный аспект выбранной темы".
2. Мини-исследование.
3. Проект на основе работы с литературой, подразумевающий "выборочное чтение по интересующей учащегося теме" и подходящий для индивидуальной работы.
Примерами проектов по языку и литературе, использующимися как форма внеурочной работы, могут служить всевозможные конкурсы, викторины, участие в мероприятиях, связанных с какими-либо событиями, учебного заведения, города, подготовка творческих вечеров, концертов, выставок, литературных гостиных, турниров, линеек и т.п.
проектная работа позволяет реализовать межпредметные связи в обучении русскому языку и литературе, расширить пространство общения, осуществить широкую опору на практические виды деятельности, подходящие для подростков.
Проектная работа позволяет исключить формальный характер изучения языка и литературы и активизировать учащихся для достижения практического результата.