kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Значение уменьшительно-ласкательных суффиксов в русском языке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок представлен как изучение употребления и правописания уменьшительно-ласкательных суффиксов в слове.Урок является звеном общей темы "Словообразование"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Значение уменьшительно-ласкательных суффиксов в русском языке»

Значение уменьшительно-ласкательных суффиксов в русском языке Автор:Трушкина Елена Алексеевна учитель русского языка и литературы МБОУ «Криушинская СОШ»

Значение уменьшительно-ласкательных суффиксов в русском языке

Автор:Трушкина Елена Алексеевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Криушинская СОШ»

Цель  урока :  изучение употребления и правописания уменьшительно-ласкательных суффиксов  в слове  Задачи:  практическое усвоение словообразования посредством суффикса; знакомство с понятием уменьшительно-ласкательный суффикс ; усвоение правописания уменьшительно-ласкательных суффиксов; определение роли уменьшительно-ласкательных суффиксов в речи.

Цель урока : изучение употребления и правописания уменьшительно-ласкательных суффиксов в слове

Задачи:

  • практическое усвоение словообразования посредством суффикса;
  • знакомство с понятием уменьшительно-ласкательный суффикс ;
  • усвоение правописания уменьшительно-ласкательных суффиксов;
  • определение роли уменьшительно-ласкательных суффиксов в речи.

Что такое суффикс? Суффикс значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.  А что такое уменьшительно- ласкательный суффикс? Уменьшительно-ласкательный суффикс значимая часть слова, помогающая изменить его значение для придания особого оттенка.

Что такое суффикс?

Суффикс значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.

А что такое уменьшительно- ласкательный суффикс?

Уменьшительно-ласкательный суффикс значимая часть слова, помогающая изменить его значение для придания особого оттенка.

Уменьшительно-ласкательный суффикс

Уменьшительно-ласкательный суффикс

  • -ик: стол ик;
  • -чик: чемодан чик;
  • -ок, -ёк: круж ок , огон ёк;
  • -к- : песен к а;
  • -оч-к-а, -еч-к-а: тетрад очк а, копе ечк а;
  • -ец, -ц-о (-ц-е), -иц-е: пальт ец о, дерев ц о, плать иц е;
  • -еньк-а, -оньк-а: мам еньк а, берёз оньк а;
  • -ушк-а, -юшк-а: сосед ушк а, вол юшк а;
  • -ышк-о: солн ышк о, гнёзд ышк о, зёрн ышк о.
ЗАМЕТКА  1.Пренебрежительные оттенки существительных обозначаются при помощи суффиксов:             -ишк- о,  -ишк- а: город ишк о, человеч ишк а, хвастун ишк а ;             -ёнк- а,  -онк- а: изб ёнк а, шуб ёнк а, кляч онк а .   2 . Увеличительные оттенки существительных обозначаются при помощи суффиксов:             -ищ- е,  -ищ- а: дом ищ е, руч ищ а .  3. Названия молодых животных образуются при помощи суффиксов             -ёнок (-онок):  кот ёнок , медвеж онок .

ЗАМЕТКА

1.Пренебрежительные оттенки существительных обозначаются при помощи суффиксов:            -ишк- о,  -ишк- а: город ишк о, человеч ишк а, хвастун ишк а ;            -ёнк- а,  -онк- а: изб ёнк а, шуб ёнк а, кляч онк а . 2 . Увеличительные оттенки существительных обозначаются при помощи суффиксов:            -ищ- е,  -ищ- а: дом ищ е, руч ищ а .

3. Названия молодых животных образуются при помощи суффиксов            -ёнок (-онок):  кот ёнок , медвеж онок .

«Назови ласково» огурец —  огурчик;  помидор —  помидорчик;  горох —  горошек; птица —  птичка; кресло —  креслице; морковь —  морковка; буква —  буковка.

«Назови ласково»

огурец —

огурчик; 

помидор —

помидорчик; 

горох —

горошек;

птица —

птичка;

кресло —

креслице;

морковь —

морковка;

буква —

буковка.

Уменьшительно-ласкательные суффиксы -ек-, -ик- в безударном положении у существительных произносятся и слышатся одинаково: [ ик ] . Поэтому можно допустить ошибку.

Уменьшительно-ласкательные суффиксы -ек-, -ик- в безударном положении у существительных произносятся и слышатся одинаково: [ ик ] . Поэтому можно допустить ошибку.

Правописание суффиксов       1.  -ик, -ек. Чтобы различить суффиксы -ик, -ек, надо помнить, что при склонении слова суффикс  -ик  сохраняет гласный звук, а суффикс -ек утрачивает гласный звук:  ключ- ик  – ключ- ик -а, огурч- ик  – огурч- ик -а , но  цветоч-ек – цветоч- к -а, огонёч- ек  – огонёч- к -а .

Правописание суффиксов

      1.  -ик, -ек.

Чтобы различить суффиксы -ик, -ек, надо помнить, что при склонении слова суффикс  -ик  сохраняет гласный звук, а суффикс -ек утрачивает гласный звук:  ключ- ик  – ключ- ик -а, огурч- ик  – огурч- ик , но  цветоч-ек – цветоч- к -а, огонёч- ек  – огонёч- к .

Как нужно действовать, чтобы правильно написать суффиксы -ек-, -ик- у существительных?

Как нужно действовать, чтобы правильно написать суффиксы -ек-, -ик- у существительных?

  • Измени слово по падежам
  • Посмотри, выпадет ли гласный звук в суффиксе.
  • Если выпадет, пиши –ек-; если сохраняется, пиши -ик-.
СКАЗКА  Жили-были суффиксы –ик, - ишк, -ищ . Жили они за корнем, как и все остальные суффиксы. -Ик был очень ласковый. –Ишк всегда говорил обо всех с насмешкой. –Ищ был очень маленький, и ему всё казалось большим.  Вот пошли они на работу. Работали они в тетради, им нужно было образовывать слова. В тетради было написано: маленький дом. «Домик», - писал –ик . «Большой дом. Домище», - писал -ищ.  «Старый, дряхлый дом. Домишко», - писал –ишк .

СКАЗКА

Жили-были суффиксы –ик, - ишк, -ищ . Жили они за корнем, как и все остальные суффиксы. -Ик был очень ласковый. –Ишк всегда говорил обо всех с насмешкой. –Ищ был очень маленький, и ему всё казалось большим.

Вот пошли они на работу. Работали они в тетради, им нужно было образовывать слова. В тетради было написано: маленький дом.

«Домик», - писал –ик .

«Большой дом. Домище», - писал -ищ.

«Старый, дряхлый дом. Домишко», - писал –ишк .

Суффиксы –ик, -ищ, -ишк были очень довольны, что сделали всю работу и счастливые и довольные пошли домой все вместе. Дома их ждал вкусный торт. «Тортик!» - закричал –ик. «Тортишко!» - промолвил –ишк. «Тортище!» - сказал –ищ .

Суффиксы –ик, -ищ, -ишк были очень довольны, что сделали всю работу и счастливые и довольные пошли домой все вместе.

Дома их ждал вкусный торт.

«Тортик!» - закричал –ик.

«Тортишко!» - промолвил –ишк.

«Тортище!» - сказал –ищ .

Есть три домика. В каждом домике живет один суффикс. Поселите слова, от которых можно образовать новые слова с тем или иным суффиксом, в нужный домик .  ГОРЛО ВРЕМЯ ДЕД БРЕВНО СКАМЕЙКА ПЕРО СЕМЯ ИМЯ ТЁТЯ ЗИМА

Есть три домика. В каждом домике живет один суффикс. Поселите слова, от которых можно образовать новые слова с тем или иным суффиксом, в нужный домик .

ГОРЛО ВРЕМЯ ДЕД БРЕВНО СКАМЕЙКА ПЕРО СЕМЯ ИМЯ ТЁТЯ ЗИМА

«Ласковое имя»  Каждый из нас любит и умеет называть себя ласково. Именно суффиксы помогают нам обращаться друг к другу с любовью, уважением, вниманием, желанием помочь. Давайте все вместе образуем из данных имен уменьшительно-ласкательную форму. Алена… Лена… Саша… Юля… Соня… Лида… Ваня… Илья… Миша… Петя… Света… Гриша… Рома… Паша… Вова… Коля… Аня… Оля…

«Ласковое имя»

Каждый из нас любит и умеет называть себя ласково. Именно суффиксы помогают нам обращаться друг к другу с любовью, уважением, вниманием, желанием помочь. Давайте все вместе образуем из данных имен уменьшительно-ласкательную форму.

Алена… Лена… Саша…

Юля… Соня… Лида…

Ваня… Илья… Миша…

Петя… Света… Гриша…

Рома… Паша… Вова…

Коля… Аня… Оля…

Вставьте пропущенные слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Как вы думаете, почему в тексте употреблено так много слов с уменьшительно-ласкательным значением?   Открыв глаза, Незнайка увидел, что лежит в чужой комнате. По углам стояли … и … с изображением разных цветов. У окна стоял круглый … . На нем возвышалась куча разноцветных ниток для вышивания и лежала …, вся истыканная иголками, словно ощетинившийся … .  столик; маленькие креслица; коврики и картинки; ежик; подушечка.

Вставьте пропущенные слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Как вы думаете, почему в тексте употреблено так много слов с уменьшительно-ласкательным значением?

Открыв глаза, Незнайка увидел, что лежит в чужой комнате. По углам стояли … и … с изображением разных цветов. У окна стоял круглый … . На нем возвышалась куча разноцветных ниток для вышивания и лежала …, вся истыканная иголками, словно ощетинившийся … .

столик; маленькие креслица; коврики и картинки; ежик; подушечка.

Задание 5. Какая часть слова поможет нам образовать новые слова с корнем -мыш- :  мышка, мышонок, мышоночек, мышата, мышиный ?   Определите оттенок суффиксов. 1. Мышь, как мышь, сама с вершок, влезла на мешок (мышка шустрая, проворная). Оттенок - суффикс -к-. 2. Шепчет мышь:

Задание 5.

Какая часть слова поможет нам образовать новые слова с корнем -мыш- : мышка, мышонок, мышоночек, мышата, мышиный ?

Определите оттенок суффиксов.

  • 1. Мышь, как мышь, сама с вершок, влезла на мешок (мышка шустрая, проворная). Оттенок - суффикс -к-.
  • 2. Шепчет мышь: "Ты всё шуршишь, не спишь!" (видно, что мышонок не просто маленький, он играет, балуется. Вот какой оттенок у суффикса -онок-).
  • 3. Увидев кошку за домом у ёлочек, сжался наш бедный мышоночек (он испугался, сжался, стал малюсеньким, чтобы его не заметила

кошка. Здесь нам помогли суффиксы 

-оноч- и -ек-).

Задание 6.  Давайте отыщем в первом стихотворении существительные с суффиксами, которые помогают сделать это стихотворение выразительным, интересным, называют слова ласково.

Задание 6.

Давайте отыщем в первом стихотворении существительные с суффиксами, которые помогают сделать это стихотворение выразительным, интересным, называют слова ласково.

Правописание суффиксов После шипящих под ударением в суффиксах существительных пишется  -ок:   береж ок , волч ок , петуш ок , сапож ок . Суффикс  -ек  после шипящих пишется в том случае, если на него не падает ударение: ножич ек , ореш ек . 2.  -ок, -ек.

Правописание суффиксов

После шипящих под ударением в суффиксах существительных пишется  -ок:   береж ок , волч ок , петуш ок , сапож ок .

Суффикс  -ек  после шипящих пишется в том случае, если на него не падает ударение: ножич ек , ореш ек .

2.  -ок, -ек.

Правописание суффиксов После согласных суффиксы -щик  и  -чик  в произношении трудно различаются. Нужно помнить, что в существительных, которые обозначают людей по характеру их занятий и действий, пишется суффикс  -чик , если перед суффиксом стоит  т, д, с, з, ж:   летать – лёт чик , После других согласных пишется  -щик : набор щик , камен щик , паль щик . 3.  -чик, -щик.

Правописание суффиксов

После согласных суффиксы -щик  и  -чик  в произношении трудно различаются. Нужно помнить, что в существительных, которые обозначают людей по характеру их занятий и действий, пишется суффикс  -чик , если перед суффиксом стоит  т, д, с, з, ж:   летать – лёт чик , После других согласных пишется  -щик : набор щик , камен щик , паль щик .

3.  -чик, -щик.

ЗАГАДКА  Встает на заре,   Поет во дворе.   На голове гребешок.   Кто же он?   (Петушок)   ЗАГАДКА Осенью был в луже сапожок, Зимой же вместо луж…? (Снежок)

ЗАГАДКА

Встает на заре,  Поет во дворе.  На голове гребешок.  Кто же он?  (Петушок) 

ЗАГАДКА

Осенью был в луже сапожок,

Зимой же вместо луж…?

(Снежок)

1) Образуйте слова с суффиксами –онок- -ёнок- со значением “детёныш” от слов : лиса, ёж, медведь, человек, свинья, собака, лошадь, заяц, морж  Все ли слова удалось образовать? Если нет, то почему? 2) Образуйте слова с суффиксами –ушч- - к- -чик- -ик- -еньк- от слов: карман, девочка, мыло, шея, рука, стол, стул Все ли слова удалось образовать? Если нет, то почему?

1) Образуйте слова с суффиксами –онок- -ёнок- со значением “детёныш” от слов :

лиса, ёж, медведь, человек, свинья, собака, лошадь, заяц, морж

Все ли слова удалось образовать? Если нет, то почему?

2) Образуйте слова с суффиксами –ушч- - к- -чик- -ик- -еньк- от слов:

карман, девочка, мыло, шея, рука, стол, стул

Все ли слова удалось образовать? Если нет, то почему?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Значение уменьшительно-ласкательных суффиксов в русском языке

Автор: Трушкина Елена Алексеевна

Дата: 13.12.2016

Номер свидетельства: 369324


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства