kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Запятая и точка с хапятой

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дать понятия БСП научиться списывать знаки 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Запятая и точка с хапятой»

Между частями бессоюзного сложного предложения можно ставить четыре разных пунктуационных знака: запятая, точка с запятой, тире и двоеточие.  На этом уроке мы рассмотрим правила постановки запятой и точки с запятой в бессоюзных сложных предложениях.

Между частями бессоюзного сложного предложения можно ставить четыре разных пунктуационных знака: запятая, точка с запятой, тире и двоеточие.

На этом уроке мы рассмотрим правила постановки запятой и точки с запятой в бессоюзных сложных предложениях.

1. Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, если в нем просто перечисляются какие-то факты. В этом случае после запятой легко можно вставить союз И.  Только что смеркалось, я велел казаку нагреть чайник по-походному.      (По М.Ю.Лермонтову )

1. Между частями бессоюзного сложного

предложения ставится запятая, если в нем

просто перечисляются какие-то факты. В этом

случае после запятой легко можно вставить союз

И.

Только что смеркалось, я велел казаку нагреть чайник по-походному.

(По М.Ю.Лермонтову )

2. Между частями бессоюзного сложного предложения, в котором перечисляются какие- то факты, может ставиться точка с запятой, если части предложения сильно распространены (содержат однородные члены, причастные или деепричастные обороты, уточнения и т.д.)   Голова его болела; он встал было на ноги, повернулся в своей каморке и упал опять на диван.      (Ф.М.Достоевский)

2. Между частями бессоюзного сложного

предложения, в котором перечисляются какие-

то факты, может ставиться точка с запятой,

если части предложения сильно

распространены (содержат однородные члены,

причастные или деепричастные обороты,

уточнения и т.д.)

Голова его болела; он встал было на ноги, повернулся в своей каморке и упал опять на диван.

(Ф.М.Достоевский)

3. Точка с запятой может быть поставлена также в таком бессоюзном предложении, где части совершенно не зависят друг от друга. Такое сложное предложение можно, не разрушая смысла, разбить на несколько простых.  На нем был надет лейб-кампанский мундир; голова его была сильно перепачкана грязью и в нескольких местах побита.    (М.Е.Салтыков-Щедрин)

3. Точка с запятой может быть поставлена также в таком бессоюзном предложении, где части совершенно не зависят друг от друга. Такое сложное предложение можно, не разрушая смысла, разбить на несколько простых.

На нем был надет лейб-кампанский мундир; голова его была сильно перепачкана грязью и в нескольких местах побита.

(М.Е.Салтыков-Щедрин)

Объясните постановку знаков препинания.  Теплым ветром потянуло , смолк далекий гул , поле тусклое уснуло , гуртовщик уснул.        (А.Фет)  Простое, перечисление событий   Ночь была лунная , душная ; белые стены замоскворецких домов , вид тяжелых ворот , тишина и черные тени производили в общем впечатление какой-то крепости.    (По А.П.Чехову)  Каждая часть предложения осложнена.

Объясните постановку знаков препинания.

Теплым ветром потянуло , смолк далекий гул , поле тусклое уснуло , гуртовщик уснул.

(А.Фет)

Простое, перечисление событий

Ночь была лунная , душная ; белые стены замоскворецких домов , вид тяжелых ворот , тишина и черные тени производили в общем впечатление какой-то крепости.

(По А.П.Чехову)

Каждая часть предложения осложнена.

Караван отдыхает , смирно лежат верблюды ; кругом пальмы растут целым кругом ; все обедают.     (Ф.М.Достоевский)  Третья и четвертая части практически не  связаны между собой и с первыми двумя частями  предложения.

Караван отдыхает , смирно лежат верблюды ; кругом пальмы растут целым кругом ; все обедают.

(Ф.М.Достоевский)

Третья и четвертая части практически не

связаны между собой и с первыми двумя частями

предложения.

Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, если в нем перечисляются какие-то факты. Но если в таком предложении возможны однородные члены, причастные или деепричастные обороты и т.д., то допустимо употребление точки с запятой.

Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, если в нем перечисляются какие-то факты. Но если в таком предложении возможны однородные члены, причастные или деепричастные обороты и т.д., то допустимо употребление точки с запятой.

Расставьте пропущенные знаки препинания.

Расставьте пропущенные знаки препинания.

  • Но это было только мгновение ? уходить было поздно.
  • С утра погода стояла дождливая ? не было возможности гулять.
  • Произошло сражение ? Ириадка защищалась целый день и целую ночь, искусно выставляя вперед пленных казначея и бухгалтера.
  • Все признаки заражения ? ты сам знаешь.
  • В глазах его был огонь ? он чувствовал лихорадку, озноб и жар попеременно.
6. Я вас познакомлю с сестрою ? она хорошо играет на фортепьяно. 7. Родителей он не знал ? от товарищей за свой странный, нелюдимый характер терпел он бесчеловечность и грубость. 8. Они уже подходили к дому ? вдруг старик оборотился и с нетерпением взглянул на Ордынова. 9. Где-то прогудела машина ? несколько кораблей-цепняков простужено забухали в рассветную тишину.

6. Я вас познакомлю с сестрою ? она хорошо играет на фортепьяно.

7. Родителей он не знал ? от товарищей за свой странный, нелюдимый характер терпел он бесчеловечность и грубость.

8. Они уже подходили к дому ? вдруг старик оборотился и с нетерпением взглянул на Ордынова.

9. Где-то прогудела машина ? несколько кораблей-цепняков простужено забухали в рассветную тишину.

Проверь себя.

Проверь себя.

  • Но это было только мгновение ; уходить было поздно.
  • С утра погода стояла дождливая , не было возможности гулять.
  • Произошло сражение ; Ириадка защищалась целый день и целую ночь, искусно выставляя вперед пленных казначея и бухгалтера.
  • Все признаки заражения ты сам знаешь.
  • В глазах его был огонь ; он чувствовал лихорадку, озноб и жар попеременно.
6. Я вас познакомлю с сестрою , она хорошо играет на фортепьяно. 7. Родителей он не знал ; от товарищей за свой странный, нелюдимый характер терпел он бесчеловечность и грубость. 8. Они уже подходили к дому ; вдруг старик оборотился и с нетерпением взглянул на Ордынова. 9. Где-то прогудела машина , несколько кораблей-цепняков простужено забухали в рассветную тишину.

6. Я вас познакомлю с сестрою , она хорошо играет на фортепьяно.

7. Родителей он не знал ; от товарищей за свой странный, нелюдимый характер терпел он бесчеловечность и грубость.

8. Они уже подходили к дому ; вдруг старик оборотился и с нетерпением взглянул на Ордынова.

9. Где-то прогудела машина , несколько кораблей-цепняков простужено забухали в рассветную тишину.

Закрепление  В каком случае между частями бессоюзного сложного предложения ставится точка с запятой? 1. Если в сложном предложении части можно поменять местами. 2. Если в сложном предложении более трех частей. 3. Если в сложном предложении перечисляются какие-то факты и части предложения содержат уточнения, сравнительные, причастные и деепричастные обороты. 4. Если в сложном предложении перечисляются какие-то факты, а части предложения не содержат уточнений, сравнительных, причастных и деепричастных оборотов.

Закрепление

В каком случае между частями бессоюзного сложного предложения ставится точка с запятой?

1. Если в сложном предложении части можно поменять местами.

2. Если в сложном предложении более трех частей.

3. Если в сложном предложении перечисляются какие-то факты и части предложения содержат уточнения, сравнительные, причастные и деепричастные обороты.

4. Если в сложном предложении перечисляются какие-то факты, а части предложения не содержат уточнений, сравнительных, причастных и деепричастных оборотов.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Запятая и точка с хапятой

Автор: Гречишкина Галина Анатольевна

Дата: 15.03.2018

Номер свидетельства: 461992


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства