kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Загоним железной рукой человечество в светлое будущее ?"( Антиутопия в романе М.Е.Салтыкова -Щедрина "История одного города"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слайдовая презентация, представляющая собой полную разработку урока с описанием этапов урока и заданий по технологии критического мышления. Предлагается тест на знание признаков утопического жанра. воросы для дебатов, творческие домашние задания, задания для рефлексии и другое. Презентация предназначена для учителей литературы, должна помочь в обобщении материала изученного по теме "Утопия и ее опровержение в романе Салтыкова -Щедрина "История одного города.9глав "Подтверждение покаяния")

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Загоним железной рукой человечество в светлое будущее ?"( Антиутопия в романе М.Е.Салтыкова -Щедрина "История одного города"»

« С древних времен человечество волновала мечта о построении идеального общества , «рая» на земле. Еще Платон дал описание такой страны в диалоге «Тимей», а Сократ детально изложил принципы идеального общественного устройства в «Республике». Итак , тема древняя, но и по сей день люди делятся на тех , кто тоскует по «раю» на земле , считает эту мечту осуществимой (причем самым привлекательным для них остается принцип равенства) и тех , кто относится к этой мечте скептически. Возможно ли всеобщее счастье при абсолютном равенстве? А если возможно, то какой ценой?
  • « С древних времен человечество волновала мечта о построении идеального общества , «рая» на земле. Еще Платон дал описание такой страны в диалоге «Тимей», а Сократ детально изложил принципы идеального общественного устройства в «Республике». Итак , тема древняя, но и по сей день люди делятся на тех , кто тоскует по «раю» на земле , считает эту мечту осуществимой (причем самым привлекательным для них остается принцип равенства) и тех , кто относится к этой мечте скептически. Возможно ли всеобщее счастье при абсолютном равенстве? А если возможно, то какой ценой?
Тема: «Загоним железной рукой человечество в светлое будущее?» Утопия и её опровержение в русской литературе 19 века (На примере романов Н.Г.Чернышевского»Что делать» ( 4й сон Веры Павловны ) и М.Е.Салтыкова- Щедрина» История одного города»(Систематический бред Угрюм -Бурчеева)

Тема: «Загоним железной рукой человечество в светлое будущее?»

Утопия и её опровержение в русской литературе 19 века

(На примере романов Н.Г.Чернышевского»Что делать» ( 4й сон Веры Павловны ) и М.Е.Салтыкова- Щедрина» История одного города»(Систематический бред Угрюм -Бурчеева)

Цель:   1)Рассмотреть утопию как жанр литературы. 2)Сопоставить 4-й сон Веры Павловны и Систематический бред Угрюм – Бурчеева. 3)Сделать вывод.( Как ответил Салтыков – Щедрин на революционно – демократические мечтания Чернышевского?)

Цель:

1)Рассмотреть утопию как жанр литературы.

2)Сопоставить 4-й сон Веры Павловны и Систематический бред Угрюм – Бурчеева.

3)Сделать вывод.( Как ответил Салтыков – Щедрин на революционно – демократические мечтания Чернышевского?)

    Утопия литературная

    Утопия литературная

    • Утопия (от греч. u- нет, topos- место,т.е. место .которого нет- «Нигдения» или от греч. eu- благо и topos- место-»Блаженная страна») – развернутое описание общественно – политическои жизни воображаемой страны,отвечающей идеалу социальной гармонии; попытка создать модель идеального ,»безгрешного» общества:»земного рая» или сказочного царства «довольства и изобилия».Жизнь такой страны ушла далеко вперёд,гуманизм достиг воображаемого совершенства.
    Жанровые особенности утопии.

    Жанровые особенности утопии.

      По форме это обычно:

      По форме это обычно:

        Герой – повествователь обычно

        Герой – повествователь обычно

        • 1)Житель чудесной страны.
        • 2)Странник,наблюдающий эту жизнь со стороны.
        • 3)Беглец,покинувший «Рай».
        • 4)Шпион,засланный разведать,как там у них.
        Объект утопии

        Объект утопии

          Акцент делается на

          Акцент делается на

            Обитатели этих удивительных стран( утопийцы) живут

            Обитатели этих удивительных стран( утопийцы) живут

              Утопийцы верят

              Утопийцы верят

              • 1)В Бога.
              • 2)В сонм богов.
              • 3)В силы природы.
              • 4)Феноменально арелигиозны(атеисты).
              Центральной идеей утопии является

              Центральной идеей утопии является

                Любимая политическая линия

                Любимая политическая линия

                  Обычно чудесная страна находится

                  Обычно чудесная страна находится

                    Первая русская утопия – это

                    Первая русская утопия – это

                        2-Начало жанру дала «Утопия»Т.Мора. 2-По форме утопия-это отчет путешественника. 2-Герой- повествователь – странник, наблюдающий жизнь утопийцев со стороны. 1-Объект утопии – общественное устройство. Личность не исследуется. 1-Акцент делается на развитие научно – технического прогресса страны и морально- политическое единство жителей. 2-Обитатели живут коммуной. 4-Утопийцы – атеисты. 2-Любимая политическая линия – прямая. 1-Чудесная страна находится вдали от мира,обнаруживается случайно. 1-Первая русская утопия – «4й сон Веры Павловны». 4-Утопическая страна изолирована от остального мира волнами океана, хрустальным куполом…и.д.(не колючей проволокой).
                        • 2-Начало жанру дала «Утопия»Т.Мора.
                        • 2-По форме утопия-это отчет путешественника.
                        • 2-Герой- повествователь – странник, наблюдающий жизнь утопийцев со стороны.
                        • 1-Объект утопии – общественное устройство. Личность не исследуется.
                        • 1-Акцент делается на развитие научно – технического прогресса страны и морально- политическое единство жителей.
                        • 2-Обитатели живут коммуной.
                        • 4-Утопийцы – атеисты.
                        • 2-Любимая политическая линия – прямая.
                        • 1-Чудесная страна находится вдали от мира,обнаруживается случайно.
                        • 1-Первая русская утопия – «4й сон Веры Павловны».
                        • 4-Утопическая страна изолирована от остального мира волнами океана, хрустальным куполом…и.д.(не колючей проволокой).
                        (учитель раздает листочки )  Вот таблица из трех граф: В первой то, что вы знаете т.е. Ответы на тест; Во вторую , «хочу понять», нужно вписать «толстые вопросы» или вопрос по теме; В третью, «понял» -выводы.
                        • (учитель раздает листочки )
                        • Вот таблица из трех граф:
                        • В первой то, что вы знаете т.е. Ответы на тест;
                        • Во вторую , «хочу понять», нужно вписать «толстые вопросы» или вопрос по теме;
                        • В третью, «понял» -выводы.

                        Но пока отложим их в сторону …

                            Давайте напишем дневник утопийца – жителя блаженной страны . Каждая группа –один день . 4-5 предложений.(работа в группах) Читаем( дети пишут, как они счастливы , как хорошо все делать вместе, быть одинаковыми…)
                            • Давайте напишем дневник утопийца – жителя блаженной страны .
                            • Каждая группа –один день . 4-5 предложений.(работа в группах)
                            • Читаем( дети пишут, как они счастливы , как хорошо все делать вместе, быть одинаковыми…)
                                Мнения по поводу жизни утопийца разделились , поэтому предлагаю разделиться на две группы: 1- утопийцы , защищающие свой строй , 2-опровергатели утопии Спикеры… Секретари..
                                • Мнения по поводу жизни утопийца разделились , поэтому предлагаю разделиться на две группы:
                                • 1- утопийцы , защищающие свой строй ,
                                • 2-опровергатели утопии
                                • Спикеры…
                                • Секретари..
                                  Синквейн по группам. Синквейн: 1стр.-1 сущ., выражающее главную тему; 2стр.-2 прилаг., выражающих главную мысль; 3стр.-3гл.,описывающих действие в рамках темы; 4стр.-фраза , несущая гл. мысль; 5стр.-заключение в виде сущ. (ассоциация с первым словом)
                                  • Синквейн по группам.
                                  • Синквейн:
                                  • 1стр.-1 сущ., выражающее главную тему;
                                  • 2стр.-2 прилаг., выражающих главную мысль;
                                  • 3стр.-3гл.,описывающих действие в рамках темы;
                                  • 4стр.-фраза , несущая гл. мысль;
                                  • 5стр.-заключение в виде сущ. (ассоциация с первым словом)
                                    Так думаете вы, а что думал по поводу нивеляторов М.Е.Салтыков –Щедрин? Каким показал он общество « равноправных» людей в романе «История одного города»?
                                    • Так думаете вы, а что думал по поводу нивеляторов М.Е.Салтыков –Щедрин? Каким показал он общество « равноправных» людей в романе «История одного города»?
                                    Домашнее задание «Экскурсия по городу Непреклонску. (дети проводят «экскурсию» по плану : внешнее устройство, внутреннее устройство, портрет вождя, памятник вождю) Как же ответил С.-Щедрин на вопрос Чернышевского «Что делать?» (бред, при реализации получается казарма)
                                    • Домашнее задание «Экскурсия по городу Непреклонску.
                                    • (дети проводят «экскурсию» по плану : внешнее устройство, внутреннее устройство, портрет вождя, памятник вождю)
                                    • Как же ответил С.-Щедрин на вопрос Чернышевского «Что делать?»
                                    • (бред, при реализации получается казарма)
                                    А теперь посмотрим как реализовалось пророчество Салтыкова –Щедрина в истории… (под песню группы «Наутилус –Помпилиус» «Связанные одной цепью…» сменяются слайды , изображающие ряды одинаковых людей…и т.д.)
                                    • А теперь посмотрим как реализовалось пророчество Салтыкова –Щедрина в истории…
                                    • (под песню группы «Наутилус –Помпилиус» «Связанные одной цепью…» сменяются слайды , изображающие ряды одинаковых людей…и т.д.)
                                    В нашей таблице в графе»Понял» напишите ответ. Ниже , в другой таблице «Мой вклад в общее дело» оцените себя критически по основным этапам урока( презентации, тест, дневник утопийца, дебаты, синквейн, проектное задание, ассоциация, выводы, другое). Во второй графе «Оценка группы» пусть ваш вклад оценит группа.
                                    • В нашей таблице в графе»Понял» напишите ответ.
                                    • Ниже , в другой таблице «Мой вклад в общее дело» оцените себя критически по основным этапам урока( презентации, тест, дневник утопийца, дебаты, синквейн, проектное задание, ассоциация, выводы, другое).
                                    • Во второй графе «Оценка группы» пусть ваш вклад оценит группа.
                                    Наиболее известные антиутопии (кроме 20 века) .

                                    Наиболее известные антиутопии (кроме 20 века) .

                                    • Дж.Свифт «Путешествие Гулливера».
                                    • Г.Уэлс «Машина времени».
                                    • Р.Киплинг «Легче азбуки»
                                    • Э.М.Форстер «Машина останавливается»
                                    • Р.Нокс «Воспоминания о будущем».
                                    • В России С-Щедрин «История одного города»(глава «Подтверждение покаяния»).
                                    Утопия –модель идеального общества счастливых и равноправных людей. Антиутопия – опровержение утопии. Личность – человек как носитель индивидуальных свойств. Я – употребляется для обозначения себя самого как личности. Мы – употребляется для обозначения нескольких ( или многих ) лиц , включая себя. Иго –угнетающая, порабощающая сила. Равный – одинаковый , совершенно сходный, такой же (по величине, значению .качеству) Равняться- становиться по прямой линии в строю.
                                    • Утопия –модель идеального общества счастливых и равноправных людей.
                                    • Антиутопия – опровержение утопии.
                                    • Личность – человек как носитель индивидуальных свойств.
                                    • Я – употребляется для обозначения себя самого как личности.
                                    • Мы – употребляется для обозначения нескольких ( или многих ) лиц , включая себя.
                                    • Иго –угнетающая, порабощающая сила.
                                    • Равный – одинаковый , совершенно сходный, такой же (по величине, значению .качеству)
                                    • Равняться- становиться по прямой линии в строю.
                                    Из романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» прочесть главу «Легенда о Великом Инквизиторе». Сделать вывод:как ответил Достоевский на вопрос Чернышевского «Что делать?»
                                    • Из романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» прочесть главу «Легенда о Великом Инквизиторе».
                                    • Сделать вывод:как ответил Достоевский на вопрос Чернышевского «Что делать?»


                                    Получите в подарок сайт учителя

                                    Предмет: Русский язык

                                    Категория: Презентации

                                    Целевая аудитория: 10 класс.
                                    Урок соответствует ФГОС

                                    Автор: Чалина Ольга Георгиевна

                                    Дата: 02.12.2015

                                    Номер свидетельства: 260993


                                    Получите в подарок сайт учителя

                                    Видеоуроки для учителей

                                    Курсы для учителей

                                    ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

                                    Добавить свою работу

                                    * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

                                    Удобный поиск материалов для учителей

                                    Ваш личный кабинет
                                    Проверка свидетельства