Выборочное изложение по отрывку из романа А.С. Пушкина «Дубровский»
Лобанова О.М. МБОУ «Средняя школа №61» г. Ульяновска
- Цель: учиться грамотно излагать повествовательный с элементами описания текст.
- Задачи:
1. Познавательные: совершенствовать классификационные учебно-языковые умения по определению разрядов имён прилагательных;
повторить типы текстов; закрепить правописание орфограмм.
2. Практические: закрепить способ действия по определению разряда прилагательного.
3. Развивающие: расширить словарный запас учащихся, развивать грамотную речь; продолжить работу над совершенствованием письменной речи.
4. Воспитательные: воспитывать культуру ученического труда.
Лобанова О.М. МБОУ «Средняя школа №61» г. Ульяновска
Дата.
Подготовка к выборочному изложению.
Как вы понимаете слово «выборочное»?
Что надо будет делать?
Лобанова О.М. МБОУ «Средняя школа №61» г. Ульяновска
Выехав из деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел
березовую рощу и влево на открытом месте серенький домик с
красной кровлею; сердце в нем забилось; перед собою видел он
Кистеневку и бедный дом своего отца.
Через десять минут въехал он на барский двор. Он смотрел
вокруг себя с волнением неописанным. Двенадцать лет не видал
он своей родины. Березки, которые при нем только что были
посажены около забора, выросли и стали теперь высокими
ветвистыми деревьями. Двор, некогда украшенный тремя
правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога,
тщательно выметаемая, обращен был в некошеный луг, на
котором паслась опутанная лошадь. Собаки было залаяли, но,
узнав Антона, умолкли и замахали косматыми хвостами. Дворня
высыпала из людских изб и окружила молодого барина с
шумными изъявлениями радости. Насилу мог он продраться
сквозь их усердную толпу и взбежал на ветхое крыльцо; в сенях
встретила его Егоровна и с плачем обняла своего воспитанника.
Лобанова О.М. МБОУ «Средняя школа №61» г. Ульяновска
Работа с текстом
- Назовите непонятные слова
- О чём говориться в тексте? Как его можно озаглавить?
- Что чувствует Владимир, возвратившись домой после двенадцатилетнего отсутствия? Подтвердите текстом.
- Какие изменения произошли на барском дворе за время его учёбы?
- Как встретили Владимира дворня?
- Кем герою приходится Егоровна?
- Вспомните типы текстов. К какому типу можно отнести данный текст?
Лобанова О.М. МБОУ «Средняя школа №61» г. Ульяновска
Работа с текстом
Распределительное списывание
- В тексте есть элементы описания, значит, и много прилагательных. На какие разряды их можно разделить?
- Распределите прилагательные по соответствующим столбикам.
Лобанова О.М. МБОУ «Средняя школа №61» г. Ульяновска
Анализ структуры текста
Простой или сложный план будем составлять? Почему?
Лобанова О.М. МБОУ «Средняя школа №61» г. Ульяновска
Составление плана
Возвращение Владимира в отчий дом .
План.
I.
II.
1.
2.
3.
Лобанова О.М. МБОУ «Средняя школа №61» г. Ульяновска
Составление плана
Возвращение Владимира в отчий дом .
План.
I. « Перед собою видел он Кистенёвку и бедный дом своего отца».
II.
1.
2.
3.
Лобанова О.М. МБОУ «Средняя школа №61» г. Ульяновска
Составление плана
Возвращение Владимира в отчий дом .
План.
I. « Перед собою видел он Кистенёвку и бедный дом своего отца».
II. « Через десять минут въехал он на барский двор».
1.
2.
3.
Лобанова О.М. МБОУ «Средняя школа №61» г. Ульяновска
Составление плана
Возвращение Владимира в отчий дом .
План.
I. « Перед собою видел он Кистенёвку и бедный дом своего отца».
II. « Через десять минут въехал он на барский двор».
1. «Березки выросли и стали теперь высокими …»
2.
3.
Лобанова О.М. МБОУ «Средняя школа №61» г. Ульяновска
Составление плана
Возвращение Владимира в отчий дом .
План.
I. « Перед собою видел он Кистенёвку и бедный дом своего отца».
II. « Через десять минут въехал он на барский двор».
1. «Березки выросли и стали теперь высокими …»
2. « Двор обращен был в некошеный луг...»
3.
Лобанова О.М. МБОУ «Средняя школа №61» г. Ульяновска
Составление плана
Возвращение Владимира в отчий дом .
План.
I. « Перед собою видел он Кистенёвку и бедный дом своего отца».
II. « Через десять минут въехал он на барский двор».
1. «Березки выросли и стали теперь высокими …»
2. « Двор обращен был в некошеный луг...»
3. « Дворня высыпала и окружила молодого барина»
Лобанова О.М. МБОУ «Средняя школа №61» г. Ульяновска
Словарная работа
В лев о ,
К и ст е не в ка,
тщ ательно,
некош ен ый луг, обр а щ ён ,
опута нн ая лошадь,
из ъя вления радости,
на силу, скво зь ,
воспит анн ик.
Лобанова О.М. МБОУ «Средняя школа №61» г. Ульяновска
Самостоятельная работа с текстом
Выехав из деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел
березовую рощу и влево на открытом месте серенький домик с
красной кровлею; сердце в нем забилось; перед собою видел он
Кистеневку и бедный дом своего отца.
Через десять минут въехал он на барский двор. Он смотрел
вокруг себя с волнением неописанным. Двенадцать лет не видал
он своей родины. Березки, которые при нем только что были
посажены около забора, выросли и стали теперь высокими
ветвистыми деревьями. Двор, некогда украшенный тремя
правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога,
тщательно выметаемая, обращен был в некошеный луг, на
котором паслась опутанная лошадь. Собаки было залаяли, но,
узнав Антона, умолкли и замахали косматыми хвостами. Дворня
высыпала из людских изб и окружила молодого барина с
шумными изъявлениями радости. Насилу мог он продраться
сквозь их усердную толпу и взбежал на ветхое крыльцо; в сенях
встретила его Егоровна и с плачем обняла своего воспитанника.
Лобанова О.М. МБОУ «Средняя школа №61» г. Ульяновска
Написание изложения
Лобанова О.М. МБОУ «Средняя школа №61» г. Ульяновска