kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное занятие по русскому языку в 3 классе "Фразеологизмы, или постоим за устойчивость"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное занятие по русскому языку "Фразеологизмы, или постоим за устойчивость", 3 класс. Учащиеся знакомятся с понятием "фразеологизмы", учатся отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний. На конкретных примерах учатся понимать значение фразеологизмов, формируется умение применять данные устойчивые сочетания в своей речи. Также развивается умение пользоваться в образовательном процессе различными фразеологическими словарями. На данном занятии у учащихся происходит развитие  словарного запаса, памяти, внимания, мышления, воспитывается культура речи. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Распечатка 1»

ВОДОЙ НЕ

РАЗОЛЬЁШЬ

КАК С ГУСЯ

ВОДА ХВОСТ

ТЯНУТЬ УШИ

КОТА ЗА



  1. Как


две

капли

воды

2 Как


свои

пять

пальцев

  1. Зарубить


себе

на

носу

  1. Искры

из

глаз

сыпятся


  1. Как


две

капли

воды

2. Как


свои

пять

пальцев

3.Зарубить


себе

на

носу

  1. Искры


из

глаз

сыпятся

  1. Как


две

капли

воды

2. Как


свои

пять

пальцев

3.Зарубить


себе

на

носу

  1. Искры

из

глаз

сыпятся


СИДЕЛИ СЛОЖА РУКИ


РАБОТАЛИ НЕ ПОКЛАДАЯ РУК

РАБОТАЛИ

ЗАСУЧИВ РУКАВА

РАБОТАЛИ

ДО СЕДЬМОГО ПОТА

БИЛИ БАКЛУШИ


ХЛОПАЛИ УШАМИ


СЧИТАЛИ ВОРОН


ЛОВИЛИ МУХ


РАБОТАЛИ

СПУСТЯ РУКАВА

СМОТРЕЛИ ВО ВСЕ ГЛАЗА


МОТАЛИ НА УС


ДЕРЖАЛИ УШКИ НА МАКУШКЕ



Просмотр содержимого документа
«Распечатка 2»

Тест « Четвертый лишний»

Найди лишний фразеологизм.


а) как сельдей в бочке

б) кот наплакал

г) повернуться негде

д) яблоку негде упасть


р) никуда не годится

л) все как на подбор

н) один к одному

м) молодец к молодцу


п) на краю света

с) за тридевять земель

т) не ближний свет

а) рукой подать


е) на всех парусах

ж) в мгновение ока

в) черепашьим шагом

з) во весь дух


о) сложа руки

к) засучив рукава

ф) не покладая рук

ц) работать рука об руку

Тест « Четвертый лишний»

Найди лишний фразеологизм.


а) как сельдей в бочке

б) кот наплакал

г) повернуться негде

д) яблоку негде упасть


р) никуда не годится

л) все как на подбор

н) один к одному

м) молодец к молодцу


п) на краю света

с) за тридевять земель

т) не ближний свет

а) рукой подать


е) на всех парусах

ж) в мгновение ока

в) черепашьим шагом

з) во весь дух


о) сложа руки

к) засучив рукава

ф) не покладая рук

ц) работать рука об руку

Тест « Четвертый лишний»

Найди лишний фразеологизм.


а) как сельдей в бочке

б) кот наплакал

г) повернуться негде

д) яблоку негде упасть


р) никуда не годится

л) все как на подбор

н) один к одному

м) молодец к молодцу


п) на краю света

с) за тридевять земель

т) не ближний свет

а) рукой подать


е) на всех парусах

ж) в мгновение ока

в) черепашьим шагом

з) во весь дух


о) сложа руки

к) засучив рукава

ф) не покладая рук

ц) работать рука об руку

Тест « Четвертый лишний»

Найди лишний фразеологизм.


а) как сельдей в бочке

б) кот наплакал

г) повернуться негде

д) яблоку негде упасть


р) никуда не годится

л) все как на подбор

н) один к одному

м) молодец к молодцу


п) на краю света

с) за тридевять земель

т) не ближний свет

а) рукой подать


е) на всех парусах

ж) в мгновение ока

в) черепашьим шагом

з) во весь дух


о) сложа руки

к) засучив рукава

ф) не покладая рук

ц) работать рука об руку



Просмотр содержимого документа
«Фразеологизмы, или постоим за устойчивость»

Янбахтова Светлана Петровна

МКОУ «ООШ № 4»

г. Коркино Челябинской области



ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

в 3 классе

Тема "Фразеологизмы, или постоим за устойчивость"

Цель:

  • Ознакомление с понятием «фразеологизмы».

Задачи:

  • Формировать умение отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний, понимать их значение;

  • развивать умение пользоваться различными фразеологическими словарями, фразеологизмами в устной и письменной речи;

  • развивать познавательный интерес детей к урокам русского языка,

  • воспитывать культуру речи.

Ход урока:

- Начинаем наш урок. Зарубите себе на носу, вам сегодня придётся работать засучив рукава. В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. Ручаюсь, в конечном счёте вас ждёт успех!

- Всё вам было понятно в моем пожелании? Значит, как мы будем работать?

Зарубите себе на носу – запоминать

Работать засучив рукава – усердно работать

Не падайте духом – не унывать в случае неудачи

Возьмите себя в руки – работать сосредоточенно

-А кто знает, что это за необычные выражения?

- А как они называются?

-Давайте вместе прочитаем:


Фразеологизмы


-Зачем нам нужно изучать фразеологизмы? (Для яркости речи, для выразительности, они помогают говорить метко и кратко, способствуют развитию логического мышления)

-А что же такое фразеологизмы? (варианты детей)


-Всё это ваши предположения. А кто из вас более точно определил, что такое фразеологизмы, мы узнаем после того, как проиграем сказку.

-Любите сказки?

-Эта сказка вам подскажет, что же такое фразеологизмы.

- Будьте внимательны!

-Для игры мне нужно 3 человека.

-Каждый из вас - слово.

водой

не

разольёшь


« Старые люди рассказывают, что в древнем государстве встречались бродячие слова. Словно тени слонялись они по стране, одинокие, несчастные, нигде не находили себе пристанища. И что самое грустное, они никак не могли встретить друзей. Но однажды по стране прошёл слух, что в царстве- государстве появился волшебник, который всех одиноких и несчастных делает счастливыми. Со всех сторон съехались разные слова в этот город. Очень им хотелось найти друзей. Волшебник выстроил эти слова в определённом порядке, и повелел им друг друга величать братьями, никогда не терять друг друга, держаться крепко за руки. И ,приняв клятву верности друг другу, стали называться фразеологизмами.

- Прочитайте, какой фразеологизм получился.

Водой не разольёшь

- Что обозначает этот фразеологизм?(очень дружно)

Это выражение появилось очень давно. И вот с чем оно связано. Как известно, бык в стаде должен быть один. Когда появляется ещё один бык, сразу между ними завязывается драка. В эту минуту к быкам лучше было не подходить. Они могли легко поранить пастуха. Так вот пастухи придумали разливать водой дерущихся быков. Пока огорошенные быки приходили в себя, их разводили в разные стороны. Вот с тех пор выражение « водой не разольёшь» говорит о том, что кто-то крепко связан, просто как быки во время драки рогами. Позже стали так говорить о больших друзьях.


-Есть ли в вашем классе ребята, о которых можно сказать водой не разольёшь?


-Хотите ещё поиграть?

как

с

гуся

вода


- По моей команде попробуйте сами выстроиться в определённом порядке.

- Какой фразеологизм получился?

Как с гуся вода

- Что обозначает? (ему или ей всё нипочём).

Раньше больных детей обливали наговорной водой и приговаривали: «Как с гуся вода уйди болезнь худоба с нашего дитя», и верили, что всякие болезни с их дочери или сына уйдут так же быстро, как стекает вода с гусиного оперения, так как перья водоплавающих птиц смазаны жиром, и поэтому вода не смачивает перья, а скатывается по жиру.


-А сейчас я усложню задание. Дам одно лишнее слово.

-Нужно 5 человек

тянуть

за

голова

хвост

кота

-Ребята, помните ,что слова стоят в определённом порядке, лишних не должно быть. Может кто-то сразу целиком его вспомнит?

-Какой фразеологизм получился?

тянуть кота за хвост

-Что обозначает? (надолго затягивать какое-либо дело)

-Как вы думаете, что это такое?

-Вы поняли ,что такое фразеологизмы?


Устойчивые сочетания слов

Нельзя заменять слова и менять их местами

Извлекаются из памяти целиком


-В русском языке насчитывается несколько десятков тысяч фразеологизмов, но к сожалению в речи мы их используем очень мало, ограниченно.

-А откуда мы можем узнать о фразеологизмах?( книги, кино, телевидение, от старших, из словарей)

-Сами фразеологизмы, их значение, историю происхождения мы можем узнать вот из этих словарей (выставка, слайд). А также в интернете на сайте www.gramma.Ru


- В речи мы употребляем фразеологизмы даже не замечая этого. Так и случилось с ребятами. Послушайте истории.

«Четырёхлетняя Светлана спросила у мамы:

-Скоро ли наступит лето?

-Скоро, ты и оглянуться не успеешь.

Светлана стала как-то странно оглядываться.

- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета всё нет»


-А бывает еще и так. ( про нос)

«Мама говорит своей дочери после долгой разлуки:

- Как ты похудела, Надюша, один нос остался!

-А разве, мама, у меня было два носа?»


-Какие фразеологизмы вы услышали?

оглянуться не успела

только один нос остался

-Каким одним словом можно заменить? (быстро, похудела)

-Эти и другие фразеологизмы нам рассказал К.И.Чуковский в книге «От двух до пяти»(показать книгу)


Физминутка

-А сейчас отдохнём.


Игра « Покажи у себя»

-Я загадываю загадки, а вы, ребята, не называете слово, а показываете у себя.

- Его вешают в унынии,

Его задирают, зазнаваясь,

Его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.(нос)

-Не цветы, а вянут,

Не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают,

Не бельё, а их развешивают.(уши)


-Его проглатывают, упорно не желая о чём-то говорить,

Он хорошо подвешен у человека, который умеет бойко и метко говорить,

Его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.(язык)


-Они могут разбегаться в разные стороны,

В них пускают пыль, если хотят обмануть,

Их можно сделать большими от удивления.(глаза)


-Хотите узнать, какие ещё фразеологизмы есть в русском языке?

-Давайте поработаем в группах. Давайте вспомним правила работы в группе.

«Вместе не трудно,
вместе не тесно,
вместе легко
и всегда интересно!»

- Говорим вежливо, называем собеседников по имени, говорим по очереди, не перебивая друг друга, говорим вполголоса, внимательно слушаем, четко высказываем свое мнение, соблюдаем порядок на парте, уважаем мнение собеседника.

-Каждой группе я даю карточки, на которых записаны слова. Вам нужно составить фразеологизмы

1 как

две

капли

воды

2 как

свои

пять

пальцев

3 зарубить

себе

на

носу

4 искры

из

глаз

сыпятся


-Группы готовы?

-Представитель от группы читает, а участники других групп объясняют значение.

-В других странах тоже есть фразеологизмы.

1.Англичане говорят- похожи как две горошины

Шведы - как две ягоды

Немцы - как яйцо и яйцо

2.Англичане - знаю как кисть своей руки

Французы - знаю как собственный карман

3.Немцы – надо записать себе за ушами

Французы – надо вбить себе в голову

4.Англичане после случившегося видят звёзды

Французы – 36 подсвешников.

Конкурс "Веселые картинки"

  • Какие фразеологизмы изображены на рисунках?

  • Что они обозначают?

  1.  

Как курица лапой (писать некрасиво, неразборчиво, иметь плохой почерк)

 Брать быка за рога (смело, энергично, начинать с самого главного, важного)

  1.  

Сесть в лужу (оказаться в глупом положении, потерпеть неудачу)

  1.  

Заметать следы (ловко скрывать то, что может служить уликой)


Тест « Четвертый лишний» Найди лишний фразеологизм.


а) как сельдей в бочке

б) кот наплакал

г) повернуться негде

д) яблоку негде упасть


р) никуда не годится

л) все как на подбор

н) один к одному

м) молодец к молодцу


п) на краю света

с) за тридевять земель

т) не ближний свет

а) рукой подать


е) на всех парусах

ж) в мгновение ока

в) черепашьим шагом

з) во весь дух


о) сложа руки

к) засучив рукава

ф) не покладая рук

ц) работать рука об руку


-Что получилось в прямоугольнике?

Б Р А В О


-Встаньте у кого получилось слово браво.

-Вы молодцы, вам за работу ставлю 5.


-Вот и подошёл к концу наш урок.

-Что нового вы узнали?

-Что такое фразеологизмы?

-Какие фразеологизмы запомнили?

-А сейчас давайте оценим нашу работу тоже фразеологизмами.


-На столах у вас лежат воздушные шарики. Выберите шарик с таким фразеологизмом, который больше подходит к вашей работе.



Я пришла к вам как снег на голову, но вы не растерялись, помогали мне в работе, держали ушки на макушке, смотрели в оба, мотали на ус.

сложа руки

засучив рукава

бить баклуши

Мотал на ус

спустя рукава



Смотрел во все глаза







не покладая рук

считал ворон



работал до седьмого пота



ловил мух

держал

ушки на макушке





















- Я желаю вам в дальнейшей учёбе ни пуха, ни пера, в добрый час!



Просмотр содержимого презентации
«ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ»

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.  К. Г. Паустовский

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

К. Г. Паустовский

ЗАРУБИТЕ СЕБЕ НА НОСУ РАБОТАТЬ ЗАСУЧИВ РУКАВА НЕ ПАДАТЬ ДУХОМ ВЗЯТЬ СЕБЯ В РУКИ

ЗАРУБИТЕ СЕБЕ НА НОСУ

РАБОТАТЬ ЗАСУЧИВ РУКАВА

НЕ ПАДАТЬ ДУХОМ

ВЗЯТЬ СЕБЯ В РУКИ

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

  • Устойчивые сочетания слов
  • Нельзя заменять слова и менять их местами
  • Извлекаются из памяти целиком
ОГЛЯНУТЬСЯ НЕ УСПЕЛА БЫСТРО ТОЛЬКО ОДИН НОС ОСТАЛСЯ ПОХУДЕЛА

ОГЛЯНУТЬСЯ НЕ УСПЕЛА

БЫСТРО

ТОЛЬКО ОДИН НОС ОСТАЛСЯ

ПОХУДЕЛА

работа в группах Вместе не трудно,  вместе не тесно,  вместе легко  и всегда интересно!

работа в группах

Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно!

КАК ДВЕ КАПЛИ ВОДЫ

КАК ДВЕ КАПЛИ ВОДЫ

  • похожи как две горошины (англ.)
  • как две ягоды (шв. )
  • как яйцо и яйцо (нем.)
КАК СВОИ ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ

КАК СВОИ ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ

  • знаю как кисть своей руки (англ.)
  • знаю как собственный карман (фр.)
ЗАРУБИТЬ СЕБЕ НА НОСУ

ЗАРУБИТЬ СЕБЕ НА НОСУ

  • надо записать себе за ушами (нем.)
  • надо вбить себе в голову (фр.)
ИСКРЫ ИЗ ГЛАЗ СЫПЯТСЯ

ИСКРЫ ИЗ ГЛАЗ СЫПЯТСЯ

  • Англичане после случившегося видят звёзды
  • Французы – 36 подсвешников.
ПИСАТЬ КАК КУРИЦА ЛАПОЙ

ПИСАТЬ КАК КУРИЦА ЛАПОЙ

БРАТЬ БЫКА ЗА РОГА

БРАТЬ БЫКА ЗА РОГА

СЕСТЬ В ЛУЖУ

СЕСТЬ В ЛУЖУ

ЗАМЕТАТЬ СЛЕДЫ

ЗАМЕТАТЬ СЛЕДЫ

Б Р А В О

Б Р А В О

Русский язык в умелых руках и в опытных устах— красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен   А. И. Куприн

Русский язык в умелых руках и в опытных устах— красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен А. И. Куприн


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Янбахтова Светлана Петровна

Дата: 10.02.2016

Номер свидетельства: 291575


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства