kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Виды придаточных предложений.Система уроков по синтаксису сложного предложения в 9 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Средства связи с главной частью, смысловые отношения между  простыми предложениями, входящими в соств СПП.Задания  по теме.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Виды придаточных предложений.Система уроков по синтаксису сложного предложения в 9 классе.»

Мы влезли в тот вагон, где было побольше народу. Когда женщины замолкли, охотник в обмотках из солдатской шинели сказал вполголоса своему спутнику: «Споём и мы, Ваня». Женщины слушали певцов, покачивая головами от удивления; потом самая молодая женщина тихонько заплакала, но никто даже не обернулся в её сторону, потому что это были слёзы не боли и горечи, а переполнявшего сердце восхищения. 2

Мы влезли в тот вагон, где было побольше народу.

Когда женщины замолкли, охотник в обмотках из солдатской шинели сказал вполголоса своему спутнику: «Споём и мы, Ваня».

Женщины слушали певцов, покачивая головами от удивления; потом самая молодая женщина тихонько заплакала, но никто даже не обернулся в её сторону, потому что это были слёзы не боли и горечи, а переполнявшего сердце восхищения.

2

- познакомить с типами придаточных в сложноподчиненных предложениях, их характерными признаками: местом в структуре предложения, средствами связи с главной частью, смысловыми отношениями между простыми предложениями в составе сложноподчиненного предложения. 2

- познакомить с типами придаточных в сложноподчиненных предложениях, их характерными признаками: местом в структуре предложения, средствами связи с главной частью, смысловыми отношениями между простыми предложениями в составе сложноподчиненного предложения.

2

Мы влезли в тот вагон, где было побольше народу. какой? [  вагон  ] , (где ). Мы влезли в тот вагон, в котором было побольше народу. 4

Мы влезли в тот вагон, где было побольше народу.

какой?

[ вагон ] , (где ).

Мы влезли в тот вагон, в котором было побольше народу.

4

какой? какую? какое? каком? каких? какой? какого? каких? какой? 8. Над раскалённой пылью дороги, куда (союзное слово) мягко опускались копыта лошадей, висели большие мухи. 7. Я смотрел в ту сторону, откуда (союзное слово) могли ко мне прийти. 10. Над долиной, где (союзное слово)  мы ехали, спустились тучи. 9. А раньше жили в том посеревшем от времени флигеле, что (союзное слово) прячется за домом. 6. Видел я представление, каких (союзное слово) у вас на сцене нет. 3. Комната имела такой вид, будто (союз) её обстреляли из пулемёта. 2. Не было у меня такого уговору, чтобы (союз) дрова таскать. 5. Я думал также и о том человеке, в чьих (союзное слово) руках находилась моя судьба. 4. Солнце освещало вершины лип, которые (союзное слово) уже пожелтели под свежим дыханием осени. 1. Нет уж дней тех светлых боле, как (союз) под каждым ей листком был готов и стол и дом. каком? 5

какой?

какую?

какое?

каком?

каких?

какой?

какого?

каких?

какой?

8. Над раскалённой пылью дороги, куда (союзное слово) мягко опускались копыта лошадей, висели большие мухи.

7. Я смотрел в ту сторону, откуда (союзное слово) могли ко мне прийти.

10. Над долиной, где (союзное слово) мы ехали, спустились тучи.

9. А раньше жили в том посеревшем от времени флигеле, что (союзное слово) прячется за домом.

6. Видел я представление, каких (союзное слово) у вас на сцене нет.

3. Комната имела такой вид, будто (союз) её обстреляли из пулемёта.

2. Не было у меня такого уговору, чтобы (союз) дрова таскать.

5. Я думал также и о том человеке, в чьих (союзное слово) руках находилась моя судьба.

4. Солнце освещало вершины лип, которые (союзное слово) уже пожелтели под свежим дыханием осени.

1. Нет уж дней тех светлых боле, как (союз) под каждым ей листком был готов и стол и дом.

каком?

5

1. Относится к имени существительному в главной части. 2. Отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? 3. Присоединяется к главной при помощи союзных слов : который, какой, кой (устар.), чей, что, куда, откуда, когда и союзов:  чтобы, как словно, как будто, как если бы. 4. Может стоять только после главной части, либо в середине, но всегда за определяемым именем существительным. 6

1. Относится к имени существительному в главной части.

2. Отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

3. Присоединяется к главной при помощи союзных слов : который, какой, кой (устар.), чей, что, куда, откуда, когда и союзов: чтобы, как словно, как будто, как если бы.

4. Может стоять только после главной части, либо в середине, но всегда за определяемым именем существительным.

6

[ Он делал то страшные, то ласковые и одобрительные глаза, шипел на тех   , кто пел неверно , и едва заметным трепетанием протянутой ладони сдерживал увлекающихся. ( ] ) на кого именно? [  ] , (кто ). 7

[

Он делал то страшные, то ласковые и одобрительные глаза, шипел на тех , кто пел неверно , и едва заметным трепетанием протянутой ладони сдерживал увлекающихся.

(

]

)

на кого именно?

[ ] , (кто ).

7

какое именно? какое именно? кто именно? каково именно? что именно? какой именно? какой именно? какой именно? 9. Выражение его лица было такое, словно (союз) он долго не спал. 7. Жар такой, что (союз) на песке горят следы. 1. Всё, что (союзное слово) необходимо было для завтрашнего похода, мы подготовили заранее. 8. Вид у него был такой, как будто (союз) его кто-то обидел. 2. Те, кто (союзное слово) сидел на земле, поднялись, подошли. 5. Выражение его лица было такое, словно (союз) он долго не спал. 4. Я тот, чей (союзное слово) взор надежду губит. 6. Каково (союзное слово)  лето, таково и сено. 3. Хаджи-Мурат вспомнил сына таким, каким (союзное слово) видел его в последний раз. каким именно? 8

какое

именно?

какое

именно?

кто именно?

каково именно?

что именно?

какой именно?

какой именно?

какой именно?

9. Выражение его лица было такое, словно (союз) он долго не спал.

7. Жар такой, что (союз) на песке горят следы.

1. Всё, что (союзное слово) необходимо было для завтрашнего похода, мы подготовили заранее.

8. Вид у него был такой, как будто (союз) его кто-то обидел.

2. Те, кто (союзное слово) сидел на земле, поднялись, подошли.

5. Выражение его лица было такое, словно (союз) он долго не спал.

4. Я тот, чей (союзное слово) взор надежду губит.

6. Каково (союзное слово) лето, таково и сено.

3. Хаджи-Мурат вспомнил сына

таким, каким (союзное слово) видел его в последний раз.

каким именно?

8

1. Относится к местоимению в главной части. 2. Отвечает на вопросы какой именно? кто именно? 3. Присоединяется к главной при помощи союзов (как, словно, как будто, что, чтобы) и союзных слов (кто, что, какой, каков, который, чей). 4. Может стоять и после главной части, и перед ней. 9

1. Относится к местоимению в главной части.

2. Отвечает на вопросы какой именно? кто именно?

3. Присоединяется к главной при помощи союзов (как, словно, как будто, что, чтобы) и союзных слов (кто, что, какой, каков, который, чей).

4. Может стоять и после главной части, и перед ней.

9

все каждый всякий любой тот кто который чей 1. [  ] , ( ). какой что словно как как будто 2. [  ] , ( ). такой каков какой что как 3. [  ] , ( ). таков 10

все

каждый

всякий

любой

тот

кто

который

чей

1. [ ] , ( ).

какой

что

словно

как

как будто

2. [ ] , ( ).

такой

каков

какой

что

как

3. [ ] , ( ).

таков

10

[ ( ] Приятно было иногда вспомнить  , что здесь, где-то недалеко, ходит приятель и земляк Володя Травкин. то ) ) о чём? [  ] , (что ). 11

[

(

]

Приятно было иногда вспомнить , что здесь, где-то недалеко, ходит приятель и земляк Володя Травкин.

то

)

)

о чём?

[ ] , (что ).

11

что? чего? что? что? что? что? 2. Ромашов сидел за обедом неловкий, стеснённый, не зная, куда (союзное слово) девать руки. 4. Не плохо было бы, если (союз) бы он вернулся рано. 3. Ей снится, будто (союз) бы она идёт по снеговой поляне. 5. Они шли, обессиленные, и не знали, дойдут ли (союз) . 6. Часто я угадать хотел, о чём (союзное слово) он пишет. 8. Никто не знает, чья (союзное слово) рука положила эти цветы. 1. Потом он видел, как (союз) Николаев встал из-за карт. 7. Если бы вы знали, какой (союзное слово) наш край благодатный. чего? что? 12

что?

чего?

что?

что?

что?

что?

2. Ромашов сидел за обедом неловкий, стеснённый, не зная, куда (союзное слово) девать руки.

4. Не плохо было бы, если (союз) бы он вернулся рано.

3. Ей снится, будто (союз) бы она идёт по снеговой поляне.

5. Они шли, обессиленные,

и не знали, дойдут ли (союз) .

6. Часто я угадать хотел, о чём (союзное слово) он пишет.

8. Никто не знает, чья (союзное слово) рука положила эти цветы.

1. Потом он видел, как (союз) Николаев встал из-за карт.

7. Если бы вы знали, какой (союзное слово) наш край благодатный.

чего?

что?

12

1. Относится ко всей главной части. 2. Отвечает на вопросы косвенных падежей. 3. Присоединяется к главной части при помощи союзов  что, чтобы, будто, как, словно, как будто, ли , а также союзных слов где, куда, откуда, как, сколько, насколько, почему, зачем, который, какой, кто, что . 4. Расположение относительно главной части любое. 13

1. Относится ко всей главной части.

2. Отвечает на вопросы косвенных падежей.

3. Присоединяется к главной части при помощи союзов что, чтобы, будто, как, словно, как будто, ли , а также союзных слов где, куда, откуда, как, сколько, насколько, почему, зачем, который, какой, кто, что .

4. Расположение относительно главной части любое.

13

И вечером весть , что приехала я, в Москве уже многие знали. Весть , что обрадовала меня, в Москве уже многие знали. (изъяснительное) (определительное) 13

И вечером весть , что приехала я, в Москве уже многие знали.

Весть , что обрадовала меня, в Москве уже многие знали.

(изъяснительное)

(определительное)

13

Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке 13

Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э.

Занимательно о русском языке

13

Определительные Местоимённо-определительные Изъяснительные 2, 3, 5 1, 8 4, 6, 7, 9 1. У того, кто откладывает сегодняшнюю работу на завтра, дела никогда не кончаются. 4. Смотритель осведомился, куда надобно ему ехать, и объявил, что лошади, присланные из Кистенёвки, ожидали его уже четвёртые сутки. 2. Пора домой, в деревню, в избу, где вы ночуете. 5. Невозможно перечислить все бедствия, какие несёт истребление лесов. 6. Левинсон распорядился, чтобы к вечеру собрался для обсуждения Морозкиного поступка сельский сход. 7. Татьяна Афанасьевна подала брату знак, что больная хочет уснуть. 3. Сердце его исполнено было печальных предчувствий; он воображал грустный образ жизни, ожидающий его в деревне, глушь, безлюдие, бедность и хлопоты по делам, в коих он не знал никакого толку. 8. Что написано пером, того не вырубишь топором. 9. Матрёне, дочери купецкой, мысль пришла, чтоб в знатную выйти родню. 16

Определительные

Местоимённо-определительные

Изъяснительные

2, 3, 5

1, 8

4, 6, 7, 9

1. У того, кто откладывает сегодняшнюю работу на завтра, дела никогда не кончаются.

4. Смотритель осведомился, куда надобно ему ехать, и объявил, что лошади, присланные из Кистенёвки, ожидали его уже четвёртые сутки.

2. Пора домой, в деревню, в избу, где вы ночуете.

5. Невозможно перечислить все бедствия, какие несёт истребление лесов.

6. Левинсон распорядился, чтобы к вечеру собрался для обсуждения Морозкиного поступка сельский сход.

7. Татьяна Афанасьевна подала брату знак, что больная хочет уснуть.

3. Сердце его исполнено было печальных предчувствий; он воображал грустный образ жизни, ожидающий его в деревне, глушь, безлюдие, бедность и хлопоты по делам, в коих он не знал никакого толку.

8. Что написано пером, того не вырубишь топором.

9. Матрёне, дочери купецкой, мысль пришла, чтоб в знатную выйти родню.

16

16

16

16

16

1. Слайд 15: http://www.ozon.ru/multimedia/books_covers/1000308845.jpg (обложка книги). 16

1. Слайд 15:

http://www.ozon.ru/multimedia/books_covers/1000308845.jpg (обложка книги).

16


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Давыденко Марина Анатольевна

Дата: 13.11.2022

Номер свидетельства: 617278


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства