Просмотр содержимого документа
«В.В.Бианки."Первая охота"»
Разработка урока литературного чтения "В.В. Бианки "Первая охота". 5-й класс Учительница русского языка и литературы школы № 61 Тиловова Л. Урок литературного чтения "В.В. Бианки "Первая охота". 5-й класс
Цель:
Формирование эмоционально-ценностного отношения к природе через внутреннее переживание учащимися взаимоотношений главных героев литературного произведения.
Задачи.
1. Познакомить с библиографическими сведениями о В.В.Бианки.
2. Развивать умение анализировать рассказ.
3. Совершенствовать умение находить выразительные средства языка.
4. Воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование:
1. Портрет В.В. Бианки.2. Компьютерная презентация.
Тип урока.
Урок новых знаний.
Методы:
По источнику познаний:
Словесный
Наглядный
Практический.
Форма организации обучения:
фронтальная
Педагогическая технология: элементы мультмедиа-технологии, здоровьесберережение (направленность на формирование психологического здоровья).
Интеграция с учебными предметами: русский язык, ботаника,зоология.
Как вы понимаете это высказывание? Что значит охранять природу?
2. Формирование учащимися темы и цели урока. (слайд 2)
- Сегодня мы познакомимся с творчеством нового автора Назовите имя, отчество, фамилию писателя, с которым мы познакомимся сегодня на уроке? Используйте запись на доске.
(Виталий Витальевич Бианки).
- Постарайтесь определить, о чём писал Виталий Бианки. Для этого прочитайте на слайде слова.(слайд 3)
(На слайде: медведь, сорока, берёза, ромашка, осина, ястреб, волк, роза.)
- Распределите их на равные четыре группы.
(В первую группу можно отнести слова медведь, волк - это названия зверей. Во вторую группу войдут слова сорока, ястреб - это названия птиц. Третью группу составляют слова берёза, осина. Они обозначают названия деревьев. К четвёртой группе можно отнести слова ромашка, роза - это названия цветов.)
- Придумайте какие из четырёх групп можно объединить между собой и скажите, о ком или о чём писал В. Бианки?
(Можно объединить названия зверей и птиц - это животные. Можно объединить названия деревьев и цветов - это растения. Значит В.В. Бианки писал о животных и растениях.)
- Скажите одним словом о чём писал В. Бианки? (о природе).
- Как называется это произведение? (Первая охота).
Какова же тема урока?
(В.В. Бианки " Первая охота").(слайд 5).
- В соответствии с темой сформулируйте цель нашего урока. Используйте для этого запись.
1. Познакомиться с творчеством : и его произведением : .
2. Учиться правильно, выразительно :
3. Отвечать на :
3.) Подготовительная работа.
Биография В.Бианки.
В.В. Бианки родился в 1894 году, а умер в 1959 году. Он с детства любил природу. Ему нравилось наблюдать за жизнью животных и растений. " отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травку, каждую птицу и зверюшку называл мне по имени, отчеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полёту, разыскивать самые скрытые гнёзда. Учил по тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей". Интересные наблюдения писатель отразил в своих многочисленных книгах.
Первая книга Бианки " Чей нос лучше" была напечатана в 1923 году. В 1927 году выходит "Лесная газета" " Мышонок Пик."Самые разные представители окружающей человека природы стали героями его произведения. Два таких героя изображены В. Бианки в рассказе " Первая охота".
4.) Словарная работа. (слайд 6).
Отгадайте загадку.
Кто это?
Кто из вас видел ящериц? Расскажите как оно выглядит? Что вы о них знаете? (Ящерица - небольшоё животное. У него удлинённое тело, длинный хвост).
Чем покрыто тело ящерицы? (мелкой чешуей).
Чем отличается ящерка от ящерицы? (Ящерка маленькая, а ящерица побольше размером).
Учитель: Ящерицы и ящерки имеют интересную особенность. Эту особенность вы узнаете, если внимательно послушаете рассказ.
5.) Проверка первичного восприятия.
Назовите ещё одно героя рассказа " Первая охота". (Это маленький щенок).
Что произошло со щенком? (Щенок хотел поймать ящерку, но у него не получилось).
Почему щенок не смог поймать ящерку? (У неё отделился хвост).
Физкультминутка.
Тихо встаньте, улыбнитесь,
Все в зверюшек превратитесь!(Зайчиков, белочек, медвежат).
Скажите, что в начале рассказа делала ящерка? (Грелась на солнышке).
Прочитайте, как об этом говорит В.Бианки? (Выборочное чтение).
Что сделал щенок, когда увидел ящерку? (Щенок подкрался и схватил её за хвост).
Что случилось с хвостом ящерки? (Хвост отделался и остался в зубах у щенка).
.
Проверка работы.
Повторное чтение рассказа детьми и его анализ. Давайте прочитаем рассказ еще раз, хлопая в ладоши, когда встретится слово ящерка, и подумаем: почему охота щенка была неудачной? (Дети читают текст с хлопками).
Щенок охотился первый раз и не все сделал правильно.
- Прочитайте ту часть текста, где щенок подкрадывается к ящерке, и скажите , что он сделал верно и что неправильно. (выборочное чтение)
- Какие действия были правильными? (щенок осторожно, тихонько подкрался к ящерке, потом он резко прыгнул)
- Какое действие было неправильным? (то, что щенок схватил ящерку за хвост)
- Чего же не хватало щенку, чтобы охота прошла удачно? (щенку не хватало опыта, он не знал, что у нее отделяется хвост)
- И в жизни животных, и в жизни людей большое значение имеет накопленный опыт. Он помогает избегать многих ошибок, неправильных решений.
- Кто из героев вам больше всего понравился? Почему?
Домашнее задание.
1.Прочитать текст рассказа..
2. Нарисовать рисунок к произведению В.В. Бианки.
Книги Бианки учат читателя наблюдать, сравнивать, думать, раскрывать тайны леса, разгадывать маленькие и большие загадки из жизни зверей, птиц, насекомых.