kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-семинар по русскому языку на тему: «Секреты стилистики. Правила хорошей речи».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: рассмотреть и повторить выразительные средства русского языка, раскрыть «секреты» их пользования писателями; анализ стилистических ошибок в выборе слов, употреблении грамматических  форм,  синтаксических конструкций в письменной и устной речи; умение правильно использовать лексические богатства русского языка и стилистические возможности синтаксиса, избегая распространенных стилистических ошибок.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-семинар по русскому языку на тему: «Секреты стилистики. Правила хорошей речи».»

Урок-семинар по русскому языку на тему: «Секреты стилистики. Правила хорошей речи».













Провела: преподаватель русского языка – Мирзеханова Олеся.В.

Тема. Секреты стилистики. (Правила хорошей речи).

Цель урока: рассмотреть и повторить выразительные средства русского языка, раскрыть «секреты» их пользования писателями; анализ стилистических ошибок в выборе слов, употреблении грамматических форм, синтаксических конструкций в письменной и устной речи; умение правильно использовать лексические богатства русского языка и стилистические возможности синтаксиса, избегая распространенных стилистических ошибок.

Ход урока.


I.Вступительное слово учителя.

Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.

Н. В. Гоголь.

Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Однако пользоваться им нужно умело, изучив все его особенности и секреты. А может ли любой из вас с уверенностью сказать, что овладел в совершенстве родным языком? Думаю, что нет. И вот почему: чем больше мы осознаем богатство и величие русского языка, тем требовательней становимся мы к нашей речи, тем острее ощущаем необходимость совершенствовать свой стиль, бороться за чистоту языка, противостоять его порче.

Говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо не одно и то же. Даже если вы свободно владеете литературным языком, всегда полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее. Этому учит стилистика – наука об умелом выборе языковых средств. Однако знанием «секретов» стилистики наши юноши и девушки не могут похвалиться, на стилистические ошибки в речи обращают внимание в последнюю очередь, хотя порой именно стилистические ошибки в речи могут испортить жизнь кому угодно!

Чем грамотнее человек, тем более требователен он к своей речи, тем острее он понимает, как важно учиться хорошему слогу у замечательных русских писателей. Они неустанно работали над совершенствованием и обогащением художественной речи и завещали нам бережно относиться к родному языку. Русский язык всегда был гордостью наших писателей-классиков, он вселял в них веру в могучие силы и великое предназначение русского народа. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»- писал И.С. Тургенев.

При помощи русского языка можно выразить тончайшие оттенки мысли, раскрыть самые глубокие чувства. Нет такого понятия, которое нельзя было бы назвать русским словом, словарь отражает все изменения, происходящие в мире, он запечатлел опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, развитию техники, науки, искусства. С.Я.Маршак справедливо заметил: «Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной». Это значит, что в словах получает полное отражение работа человеческой мысли. Читая произведения великих писателей, мы погружаемся в мир, созданный их фантазией, следим за мыслями и поведением их героев и подчас забываем, что литература – искусство слова. А ведь все, о чем мы узнаем из книг, воплощено в слове, вне слова ничего не существует……

***

Значенье слова в нашей жизни…

Хоть как его не упраздни…

На нём, конечно, же весь мир

От гор построен до равнин…

Была бы речь нема без слова…

Она всегда помочь готова…

Слово на свете лучший врач –

На дело доброе – силач…

Слова бывают разные…

И …чистые и …грязные…

Одно от тяжких бед излечит,

Другое душу искалечит…

Бывает слово как палач –

Отнимет жизнь и ввергнет в плач…

Со зла ронять их не спеши...

Они касаются души…

Когда же с уст они слетают,

Они духовность повреждают…

***

Слова, слова, явившись только,

Слагаясь создают творенья,

Неважно сказано их сколько,

Рождает смысл их вдохновенье!

Они ведут нас к размышленьям,

О тех, простых на вид вещах,

Как шторм бросают нас к сомненьям,

Но сила духа не в словах...



Волшебные краски русской природы, описание богатой духовной жизни людей, весь необъятный мир человеческих чувств – все воссоздается писателем с помощью тех самых слов, которые служат и нам в повседневной жизни. Не случайно язык называют одним из самых удивительных оружий в руках человечества. Надо только уметь им пользоваться. Вот для этого-то и надо изучать стилистику.

На уроках развития речи мы постепенно раскрывали секреты стилистики и в практических работах активно и умело проявляли себя, используя различные стили и типы речи. Многие из вас с легкостью применяли свои знания на практике, у некоторых это получалось хуже, но я могу с уверенностью сказать. Что каждый из вас знает… ГДЕ? КОГДА? В КАКОЙ обстановке и при каких условиях использовать тот или иной стиль речи и соответствующие ему лексику, грамматику, морфологию и синтаксис.




II.Выступления учащихся с сообщениями:


1 сообщение.


Слово не воробей, вылетело – не поймаешь.

Мы часто повторяем, что русский язык велик и могуч, в его лексиконе десятки тысяч прекрасных, точных и очень нужных нам слов. Однако при этом речь наша часто бывает бедна и невыразительна. Что же происходит? Почему мы не используем богатства родного языка и не заботимся о культуре речи? Очевидно, причиной тому наша леность, неумение или не желание выбрать множества похожих слов на самое нужное, которое точно передаст нашу мысль. Ведь чем больше слов в языке, тем труднее в них разобраться, вот и берем мы первое попавшееся. А потом оказывается: выбор был неудачный, мысль выражена неясно. А то и совсем искажена.

Речевые ошибки - большое зло, с ним нужно бороться. Но как?- спросите вы.- Ведь ошибки делаешь не нарочно, они сами «просятся на язык», не случайно говорят: здесь вкралась ошибка. А как уследить за этим?

Не будем спорить. Речевые ошибки действительно подстерегают нас на каждом шагу, но не забывайте и такую мудрую пословицу: «Слово не воробей…». Ляпнула что-нибудь, а потом поди докажи, что имел в виду совсем другое… Надо думать, что говоришь. А чтобы лучше следить за своей речью, давайте предупреждать ошибки! Для этого вначале попробуем взять на учет те из них, которые появляются в речи в результате неточного выбора слова.

Поиск нужного слова заставляет нас порой серьезно задуматься. Потрудиться, и далеко не всегда нам удается абсолютно точно сформулировать мысль. Взыскательным авторам это приносит немалые огорчения. Не удивительно, что большие поэты говорят даже о «муках слова», потому что самое точное слово бывает неуловимо, оно не дается, ускользает, и приходится довольствоваться лишь приблизительным выражением мысли. Так поэт Надсон писал:

Нет на свете мук сильнее муки слова:

Тщетно с уст порой безумный рвется крик,

Тщетно душу сжечь порой любовь готова:

Холоден и жалок нищий наш язык!


Такова оценка поэта, который не находит слов, чтобы выразить переполняющие его чувства .Но в обыденной речи нам, как правило, хватает слов, нужно только вдумчиво их использовать , не калечить язык, не подменять точное и ясное слово приблизительным, неверным .Порой на те или иные «плохие» слова возникает даже мода.

Хочется верить, что пагубное влияние канцелярита на русский язык миновало, и теперь все зависит лишь от нас. Если мы постараемся, наша речь будет красивой и точной ; слова мы будем употреблять только правильно - в соответствии с их значением и требованиями стиля.


2 сообщение.

Французский ученый, философ и писатель Паскаль заметил: «Я пишу длинно, потому что у меня нет времени писать коротко». В этом парадоксальном заявлении глубокий смысл, потому что небрежность и беспомощность автора обычно приводят к многословию, а краткость и ясность формулировок достигаются в результате напряженной работы со словом. М.Горький, рассказывая о труде писателя, подчеркивал, что лаконизм, как и точность словоупотребления, дается нелегко: «крайне трудно найти точные слова и поставить их так, чтобы немногим было сказано много, «чтобы словам было тесно, мыслям - просторно». «Краткость-сестра таланта, » - утверждал А.П.Чехов. Все это необходимо помнить тому, кто хочет совершенствовать свой слог.

Экономное, точное выражение мысли - важнейшее требование стилистики, которые мы, к сожалению, так часто не выполняем. Вы помните классический пример тавтологии - «масло масляное»? А вот другие, которые не придуманы, а взяты из самой жизни: «Можно спросить вопрос?»; «Например, такой пример»; «Это явление является…»; «Безупречный в деле служения своему делу»; «Закономерно вытекает закономерность»; «умножить во много раз»; «возобновить вновь».

Мы выделили словосочетания, в которых употреблены ненужные уточняющие слова. Такая форма многословия получила название плеоназм ( от греческого плеоназмос - излишество).

М.Горький, читая произведение начинающих писателей, обращал внимание на многословие. Например, ему не понравился отрывок: «Работали, молча, без слов. В продолжение двух часов рытья окопов работавшие рядом бойцы не обменялись ни единым словом». На полях М.Горький заметил: «Какой смысл писать «молча, без слов», когда ведь ясно, что, если человек молчит, он не говорит». В другом случае против слов «красноармеец бредил о своей родной семье» М.Горький указал: «Не следует удваивать «своей, родной». Подробнее же исправления в рукописях молодых авторов делал и А.П.Чехов. Так, он подчеркнул «неловкое выражение» страсть к графомании и объяснил: «Не годится, потому что слово графомания содержит уже в себе понятие-страсть». А вы не допускаете плеоназмов?

Игра.

«Поймайте плеоназмы и устраните их»


  1. В прошедшие дни прошли снегопады, и выпало много снега.

  2. Я считаю, что те выступающие, которые будут выступать, будут говорить о деле.

  3. Сегодня у нас в гостях гость, приехавший из Белоруссии.

  4. В свободное от занятий время дети занимаются в кружках.

  5. Сочинение списано, и списавший не отрицает, что списал сочинение, а тот, кто дал списать, даже написал, что дал списать сочинение. Так что факт списания сочинения установлен.

  6. Павел Власов целеустремленно стремится к своей цели.

  7. Ниловна призывает народ бороться за народное дело.

  8. Белинский направил Некрасова на правильный и верный путь.

  9. Нагульнов предан партии, но у него есть отрицательные недостатки, и он делает ошибки и промахи.

  10. Корчагин в ледяной холод и стужу работает на строительстве узкоколейки.

  11. Наружная внешность героини повести очень привлекательна.

  12. В дальнейшем развитии сюжета нас ожидает немало неожиданностей и интересных сюрпризов.


3 сообщение.


Осторожно: полисемия!

Термин «полисемия» переводится на русский язык как многозначность.

Полисемия слова означает, что оно может употребляться в разных значениях. Слова бывают разные… некоторые имеют всего лишь по одному значению. Однако в русском языке однозначных слов немного, значительно больше таких, у которых несколько значений. Многозначность свидетельствует и о широких возможностях словаря, ведь богатство русского языка заключается не только в большом количестве слов, но и разнообразии их значений. Новые смысловые оттенки придают языку гибкость, живость и выразительность.

Художники слова находят в многозначности неисчерпаемый источник выразительности речи. Можно так построить фразу, что многозначное слово будет восприниматься сразу и прямом и переносном значении, придавая речи комизм. Такая игра слов называется каламбуром, в основе ее юмористическое переосмысление разных значений слов. Попробуйте сами выделить многозначные слова, на которых построены каламбуры: Дети – цветы жизни, не давайте им, однако, распускаться; Весна хоть кого с ума сведет: лед - и тот тронулся; Труднее всего провести время. ( В этих фразах Эмиля Кроткого слова, которые совмещают в себе прямое и переносное значение, - распускаться, тронуться, провести). Мысль, выраженная в каламбуре, гораздо ярче, рельефнее, острее; особое внимание притягивает к обыгрываемому слову. Каламбуры украшают остроумную беседу. Есть и шутки, построенные на каламбурах:


1.Ученику нужно найти х в уравнении 5х+20=100. Он подчеркнул букву х и заявил: « Я уже нашел «икс» в уравнении!»

2.Может ли дождь идти два дня подряд?

- Конечно. Я сам помню, как однажды дождь шел два дня подряд.

- Как же подряд? Ведь между одним днем и другим была ночь!


Многозначность слов требует к себе особого внимания, ведь многозначность, или, как говорят стилисты, полисемия, нередко становится причиной всевозможных недоразумений, если собеседники понимают одно и то же слово по-разному. Так, в повести К. Симонова « Двадцать дней без войны» узбек Турдыев отвечает на вопрос, тяжела ли служба в разведке: « Очень тяжелая, восемьдесят – сто килограмм». И объясняет: « иногда бывает такой тяжелый попадается язык» ( то есть пленный, которого разведчик доставляет для получения военных сведений). Ведь обычно разведчику приходится тащить на себе добытого «языка».

Вот пример из жизни. Учитель спрашивает мальчика: «Кем работает твоя мама?»

И слышит в ответ: «Старшим научным сотрудником».

Но учителю захотелось уточнить:

-В какой области?

-В Московской,- поясняет мальчик.

Он не понял, что следовало указать область научных исследований, которыми занимается мать.


Многозначность слов дает повод к неправильному истолкованию и таких фраз: «На костре - лучшие люди села» ( можно подумать, что их собираются сжечь, а их пригласили на пионерский праздник); «На каждого члена кружка «Юный техник» падает по пять-шесть моделей» (кто-то улыбается: если они увесистые, то возможны и травмы!); «На площадке перед школой вы увидите разбитые цветники. Это дело рук наших ребят» (Они: уничтожили клумбы или сделали их?).


Попробуйте исправить подобные речевые ошибки в предложениях, которые когда-то сорвались с уст ваших товарищей.

  1. После этого матча стало ясно: защита нашей футбольной команды хромает.

  2. Вечер, посвященный русскому языку, будет проведен в субботу утром.

  3. Ваши замечания я прослушал.

  4. Мы теряемся на транспорте из-за отсутствия информации.

  5. Я прощаюсь со школой, и сегодня мне хочется замахнуться на что-нибудь героическое.


  1. Зачитать сочинение «Не вешай нос!»


Ошибки при употреблении многозначных слов могут встретиться и в речи спортсменов («У нас хромают защитники,- говорит тренер»), и в среде медиков («Долг врача не отмахиваться от больного, а довести его до конца!). Пусть же подобные каламбуры остаются на совести тех, кто не знает секретов стилистики!


Задание №1: потренируйтесь в использовании синонимов и замените повторяющиеся слова в тексте « Скажите сами».


4 сообщение.


Чтобы люди быстрее и лучше понимали друг друга, они все должны говорить одним языком.

М. Горький.

Н.В. Гоголь восхищался эмоциональной, образной речью, которая не оставляет никого равнодушным – ни читателя, ни слушателя. « Метко сказанное русское слово» живет веками в памяти поколений, сохраняя свежесть и остроту. Анна Ахматова писала:


Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти все готово.

Всего прочнее на земле печаль

И долговечней царственное слово.

Царственное слово – это, несомненно, не то, что слетает с наших уст в будничной суете, когда мы спешим обменяться необходимыми репликами. Царственное слово является вдохновенному поэту в минуты его творческого взлета и остается на века в сокровищнице художественных образов, запечатленное памятью многих поколений. И этому царственному слову обязана красотой и образностью художественная речь.

Всякому культурному человеку не безразлична эстетическая сторона слов. Однако, если вы думаете, что культуре речи наносит ущерб только употребление сниженных по стилистической окраске словообразовательных моделей, вы глубоко заблуждаетесь. Нашу речь портит, как это ни странно, и немотивированное использование ласковых словечек. Представьте себе юношу атлетического сложения, который жалуется: « Головка болит; ножку подвернул, гоняя мячик на футбольном поле; немножко хромаю». Не покажется ли он смешным?

В популярном журнале « Русская речь» (№5, 1985) помещена интересная статья « Как быть вежливым?». В ней рассматриваются различные формулы речевого этикета и приводятся примеры неудачного употребления уменьшительно – ласкательных суффиксов в нашей повседневной речи:

У прилавка, в кафе, в поликлинике, у канцелярского стола…то и дело приходится слышать:

- Будьте добры, колбаски полкило!

- Два билетика, прошу вас!

- Будьте любезны, подайте два салатика и двое сосисочек!

- Мне справочку заверьте, пожалуйста!

- Дежурненькая, номерочек не подскажете?

Указывая на стилистически неоправданное использование уменьшительно – ласкательных слов в этих случаях, профессор Г.А. Золотова пишет: « В приведенных фразах речь шла не о маленьких предметах ( об особых, крохотных билетиках, сосисках, номерах) суффиксы не указывают и на ласковое отношение говорящих к ним, не отражают и большой любви к собеседнику. Просто у некоторых людей есть дурная привычка - делать свою речь слишком «вежливой».

Журналисты вправе употребить в фельетоне оценочные суффиксы, чтобы придать речи насмешливо- ироническое звучание. Посмотрите, как это делает один из современных авторов: Ну до чего же мы все хороши! До чего красивые и опрятные! И вот тот, который старушку локотком отодвинул, а сам вместо нее в автобус сел. Давайте же учиться использованию русских словообразовательных ресурсов только на положительных примерах!


Задание№2

ИГРА

«Составь слово».

-Давайте поупражняемся в употреблении различных суффиксов, показывающих неисчерпаемые возможности нашего языка. Какие суффиксы можно добавить к существительному кот? А вот какие: котик, котичек, коток, коточек, котя, котяра, котишка. А к прилагательному белый? Беленький, белехонький, белешенький, беловатый, белесый. А к глаголу бегать? К глаголу легче прибавлять приставки: в сочетании с другими средствами словообразования они создают яркую экспрессию: добегать, убегать, отбегать, избегать, выбегать.

- теперь поиграйте в суффиксы и приставки, показав возможности русского словообразования на примерах слов дом, берег, ветер, голос, дед, мальчик, бабка, старик, жена, говорить, гулять, смеяться, близко, хорошо.

Если каждому из этих слов вы подберете пять шесть родственных слов с различными суффиксами и приставками, значит, вы неплохо владеете русским языком!


Задание№3


Проверь свой лексикон! Богат ли он?!

(словообразовательная игра: из одного составь много)

Стилистика

(Тик, кит, икс, стилист, лист, лис, лиса, аист, такси, таксист, листик, ластик, киста, класс, ил, стили, сила, лик, акт, кал, лак, ас, такт, аттик(архит.), иск, итак (так), ласт, латки, кат, скат, тат(народность), кали (сода, водная окись калия), кил (разновидность жирной глины, мылится в морской воде), сак (1.мешок, сумка; 2.широкое женское пальто), скит (небольшой отд.монастырь), тали (спец.система блоков на судах для подъема тяжестей), кила (опухоль при грыже).


5.Сообщение о состоянии русского языка в наши дни.


И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово…

А.Ахматова



Исследователи языка отмечают 2 наиболее отрицательные тенденции в современной языковой ситуации в России:


1) огрубение и вульгаризация русской речи, массовые отступления от норм русского литературного языка;

2) агрессивное воздействие со стороны американского варианта английского языка (это находит отражение в СМИ, рекламе, массовой культуре). Все это может привести к разрушению языка.


Неоправданное употребление иностранных слов наносит непоправимый вред русской речи. Конечно, нельзя совсем отказываться от заимствованных слов, но употреблять их по необходимости.

Итак, мы пришли к выводу, что надо бороться за чистоту русского языка. Эта проблема решается и на государственном уровне. Не случайно в материалах ЕГЭ много вопросов по культуре речи.

Культура русской речи – одна из важных составляющих культуры личности, показатель уровня образованности и общей культуры. “Границы моего языка означают границы моего мышления”, - писал Л.Витгенштейн.

Действительно, речь человека - это его “визитная карточка”, его “языковой паспорт”. По этой визитке составляется впечатление о человеке.


Сегодня “светскость”, “правила хорошего поведения”, “хорошие манеры”, “этикет” - это не просто “ярлык”, а прежде всего “визитная карточка” цивилизованного, культурного, воспитанного человека, на котором лежит ответственность не только за свою судьбу, но и за будущее общества.

“Век живи - век учись”, - гласит народная мудрость. Культуре речи, поведения, хорошим манерам учиться никогда не поздно. Правила хорошего тона необходимо знать каждому. Ведь без этого трудно поддерживать в современном обществе репутацию воспитанного, цивилизованного и культурного человека.


Давайте восклицать, друг другом восхищаться.

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты –

Ведь это все любви счастливые моменты.


Давайте горевать и плакать откровенно

То вместе, то поврозь, а то попеременно.

Не нужно придавать значения злословью –

Поскольку грусть всегда соседствует с любовью.


Давайте понимать друг друга с полуслова,

Чтоб, ошибившись раз, не ошибаться снова.

Давайте жить, во всем друг другу потакая –

Тем более, что жизнь короткая такая.


III. Заключительное слово учителя.


Урок закончен… На прощанье

Желаю вам больших удач!

И не забудьте – сила в знаньях,

Так проявите же старание,

Упорство, волю и внимание

В решеньях жизненных задач!!!


Хочется верить, что сегодняшний урок помог вам раскрыть многие секреты стилистики, и теперь вы будете стараться оберегать и свою речь, и речь окружающих от различных «сорняков», а поможет вам памятка…


Д/з: написать эссе «Почему важно быть грамотным человеком?»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок-семинар по русскому языку на тему: «Секреты стилистики. Правила хорошей речи».

Автор: Мирзеханова Олеся Владимировна

Дата: 20.11.2015

Номер свидетельства: 255851


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства