kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка 11 класс Изобразительно-выразительные средства синтаксиса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка 11 класс на тему "Изобразительно-выразительные средства синтаксиса"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка 11 класс Изобразительно-выразительные средства синтаксиса»

Изобразительно-выразительные средства синтаксиса

Изобразительно-выразительные средства синтаксиса

Средства выразительности языка – это путь к выразительной, образной речи. Они могут использоваться для воспроизведения, имитации, описания явлений окружающей действительности.
  • Средства выразительности языка – это путь к выразительной, образной речи.
  • Они могут использоваться для воспроизведения, имитации, описания явлений окружающей действительности.
Синтаксис  обладает огромными выразительными возможностями. Рассмотрим некоторые из изобразительных средств, используемых в синтаксисе.

Синтаксис обладает огромными выразительными возможностями. Рассмотрим некоторые из изобразительных средств, используемых в синтаксисе.

Синтаксический параллелизм — это одинаковое построение нескольких предложений, когда в одной последовательности расположены члены предложения, одинаково выраженные: Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? (М. Лермонтов) Никто не должен был знать , куда скрылся гонимый высоким желанием старик, и весь мир узнал, где он. Никто не должен был знать намерений его души, и весь мир был посвящен в его тайный замысел. Никому не должно было быть дела до его самочувствия, и весь мир начал заниматься его температурой, хрипами в груди, пищеварением, пульсом. (К. Федин о Л. Толстом)
  • Синтаксический параллелизм — это одинаковое построение нескольких предложений, когда в одной последовательности расположены члены предложения, одинаково выраженные:
  • Что ищет он в стране далекой?
  • Что кинул он в краю родном? (М. Лермонтов)
  • Никто не должен был знать , куда скрылся гонимый высоким желанием старик, и весь мир узнал, где он. Никто не должен был знать намерений его души, и весь мир был посвящен в его тайный замысел. Никому не должно было быть дела до его самочувствия, и весь мир начал заниматься его температурой, хрипами в груди, пищеварением, пульсом. (К. Федин о Л. Толстом)
Риторический вопрос — это предложение вопросительное по строению, но передающее, подобно повествовательному, сообщение о чем-либо. Сообщение в риторическом вопросе всегда бывает связано с выражением различных эмоционально-экспрессивных значений: Где, когда, какой великий выбирал путь, чтобы протоптанней и легче? (В. Маяковский) Кто только не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался! (А. Пушкин) Эти вопросы ставятся не для того, чтобы получить ответы, а чтобы привлечь внимание к тому или иному предмету, явлению, эмоционально выразить утверждение. Напряженность и выразительность речи усиливают также риторические восклицания: Эх, тройка! Птица тройка! (Н. Гоголь) Пышный! Нет ему равной реки в мире! (Н. Гоголь)
  • Риторический вопрос — это предложение вопросительное по строению, но передающее, подобно повествовательному, сообщение о чем-либо. Сообщение в риторическом вопросе всегда бывает связано с выражением различных эмоционально-экспрессивных значений:
  • Где, когда, какой великий выбирал путь, чтобы протоптанней и легче? (В. Маяковский)
  • Кто только не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался! (А. Пушкин)
  • Эти вопросы ставятся не для того, чтобы получить ответы, а чтобы привлечь внимание к тому или иному предмету, явлению, эмоционально выразить утверждение.
  • Напряженность и выразительность речи усиливают также риторические восклицания:
  • Эх, тройка! Птица тройка! (Н. Гоголь)
  • Пышный! Нет ему равной реки в мире! (Н. Гоголь)
Обращение — яркое выразительное средство в художественной речи. Обращением называется слово или сочетание слов, называющее адресата. Чаще всего в роли обращения выступают имена собственные, реже — клички животных или названия неодушевленных предметов.  Если в разговорной речи основная функция обращений — наименование адресата речи, то в поэтической обращения выполняют помимо этого стилистические функции: они часто являются носителями экспрессивно-оценочных значений. Поэтому они часто метафоричны ; этим же объясняются особенности их синтаксиса.

Обращение — яркое выразительное средство в художественной речи. Обращением называется слово или сочетание слов, называющее адресата. Чаще всего в роли обращения выступают имена собственные, реже — клички животных или названия неодушевленных предметов.

Если в разговорной речи основная функция обращений — наименование адресата речи, то в поэтической обращения выполняют помимо этого стилистические функции: они часто являются носителями экспрессивно-оценочных значений. Поэтому они часто метафоричны ; этим же объясняются особенности их синтаксиса.

Для произведений художественной литературы — особенно поэтических — характерны распространенные обращения, например: Звездочки ясные, звезды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете? Звезды, таящие мысли глубокие, силой какою вы душу пленяете? (С. Есенин) В некоторых случаях пространное обращение в поэтической речи становится содержанием предложения: Солдатский сын, что вырос без отца и раньше срока возмужал заметно, ты памятью героя и отца не отлучен от радостей земных.  (А. Твардовский)
  • Для произведений художественной литературы — особенно поэтических — характерны распространенные обращения, например:
  • Звездочки ясные, звезды высокие!
  • Что вы храните в себе, что скрываете?
  • Звезды, таящие мысли глубокие, силой какою вы душу пленяете? (С. Есенин)
  • В некоторых случаях пространное обращение в поэтической речи становится содержанием предложения:
  • Солдатский сын, что вырос без отца и раньше срока возмужал заметно, ты памятью героя и отца не отлучен от радостей земных.
  • (А. Твардовский)
В поэтической речи обращения могут выстраиваться в однородный ряд: Пойте, люди, города и реки, пойте, горы, степи и моря! (А. Сурков) Услышь меня, хорошая, услышь меня, красивая , заря моя вечерняя, любовь неугасимая.  (М. Исаковский) О город! О ветер! О снежные бури! О бездна разорванной в клочья лазури! Я здесь! Я невинен/ Я с вами! Я с вами! (А. Блок) Обращения к другим лицам создают непринужденность, интимность, лиризм: Ты жива еще, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет! (С. Есенин.)
  • В поэтической речи обращения могут выстраиваться в однородный ряд:
  • Пойте, люди, города и реки, пойте, горы, степи и моря! (А. Сурков)
  • Услышь меня, хорошая, услышь меня, красивая , заря моя вечерняя, любовь неугасимая.
  • (М. Исаковский)
  • О город! О ветер! О снежные бури! О бездна разорванной в клочья лазури! Я здесь! Я невинен/ Я с вами! Я с вами! (А. Блок)
  • Обращения к другим лицам создают непринужденность, интимность, лиризм:
  • Ты жива еще, моя старушка?
  • Жив и я. Привет тебе, привет! (С. Есенин.)
К числу изобразительных средств синтаксиса относятся также особые построения словосочетаний предложений или группы предложений, как бессоюзие и многосоюзие.  Бессоюзие (асиндетон) заключается в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между простыми предложениями в составе сложного. Отсутствие союзов придает высказыванию динамичность, стремительность, позволяет одной фразой передать насыщенность картины. Например, А. Пушкин, описывая поездку Лариных «на ярманку невест», рисует калейдоскоп быстро сменяемых картин, впечатлений, набегающих на путешественников:

К числу изобразительных средств синтаксиса относятся также особые построения словосочетаний предложений или группы предложений, как бессоюзие и многосоюзие.

Бессоюзие (асиндетон) заключается в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между простыми предложениями в составе сложного.

Отсутствие союзов придает высказыванию динамичность, стремительность, позволяет одной фразой передать насыщенность картины.

Например, А. Пушкин, описывая поездку Лариных «на ярманку невест», рисует калейдоскоп быстро сменяемых картин, впечатлений, набегающих на путешественников:

  • Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лачужки, мужики, Бульвары, башни, казаки, Аптеки, магазины моды, Балконы, львы на воротах...
Рисуя картину Полтавского боя, А. Пушкин также использует бессоюзные конструкции, передающие стремительность происходящего: Швед, русский — колет, рубит, режет,  Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон... Бессоюзное соединение однородных членов создает впечатление незаконченности, неисчерпанности перечисляемого ряда, а подчас подчеркивает логическую неоднородность соединяемых понятий: Повсюду под ленивым ветром вертящиеся крылья мельниц, мызы, хуторки, домики с крутыми черепичными кровлями, с гнездами аистов, ряды невысоких ив вдоль канав. (А. Толстой) Это все перед домом; а посмотрели бы, что у него в саду! Чего там нет! Сливы, вишни, огородина всякая, подсолнечники, огурцы, дыни, стручья, даже гумно и кузница. (Н. Гоголь)
  • Рисуя картину Полтавского боя, А. Пушкин также использует бессоюзные конструкции, передающие стремительность происходящего:
  • Швед, русский — колет, рубит, режет,
  • Бой барабанный, клики, скрежет,
  • Гром пушек, топот, ржанье, стон...
  • Бессоюзное соединение однородных членов создает впечатление незаконченности, неисчерпанности перечисляемого ряда, а подчас подчеркивает логическую неоднородность соединяемых понятий:
  • Повсюду под ленивым ветром вертящиеся крылья мельниц, мызы, хуторки, домики с крутыми черепичными кровлями, с гнездами аистов, ряды невысоких ив вдоль канав. (А. Толстой)
  • Это все перед домом; а посмотрели бы, что у него в саду! Чего там нет! Сливы, вишни, огородина всякая, подсолнечники, огурцы, дыни, стручья, даже гумно и кузница. (Н. Гоголь)
В художественных произведениях авторы нередко используют многосоюзие (полисиндетон) , заключающееся в намеренном использовании одного и того же союза, чтобы выделить (логически и интонационно) соединяемые ими члены предложения и усилить выразительность речи. Повторяющиеся союзы, во-первых, подчеркивают незаконченность ряда, а во-вторых, выражают значение усиления:  Она и боялась-то его, и не смела плакать, и  прощалась с ним, и любовалась им как. в последний  раз. (И. Тургенев) Ох! Лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи... (А. Пушкин) Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. (В. Короленко)
  • В художественных произведениях авторы нередко используют многосоюзие (полисиндетон) , заключающееся в намеренном использовании одного и того же союза, чтобы выделить (логически и интонационно) соединяемые ими члены предложения и усилить выразительность речи. Повторяющиеся союзы, во-первых, подчеркивают незаконченность ряда, а во-вторых, выражают значение усиления:

Она и боялась-то его, и не смела плакать, и

прощалась с ним, и любовалась им как. в последний

раз. (И. Тургенев)

  • Ох! Лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи... (А. Пушкин)
  • Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. (В. Короленко)
Инверсия — расположение слов в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами. При инверсии (от лат. inversio — перевертывание) слова располагаются в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами. Это сильное выразительное средство . Оно часто употребляется в эмоциональной, взволнованной речи, ср.: Летние ночи не долги - Прямой порядок, спокойное, ясное изложение). Не долги летние ночи! - Обратный порядок помогает выразить не только сообщение, но и эмоции говорящего. Такой экспрессивный порядок слов встречается в разговорной речи, поскольку она по природе своей эмоциональна.
  • Инверсия — расположение слов в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами. При инверсии (от лат. inversio — перевертывание) слова располагаются в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами. Это сильное выразительное средство . Оно часто употребляется в эмоциональной, взволнованной речи, ср.:
  • Летние ночи не долги - Прямой порядок, спокойное, ясное изложение).
  • Не долги летние ночи! - Обратный порядок помогает выразить не только сообщение, но и эмоции говорящего.
  • Такой экспрессивный порядок слов встречается в разговорной речи, поскольку она по природе своей эмоциональна.
Особое значение инверсия приобретает в стихотворной речи, где она выполняет еще и ритмообразующую функцию. В стихотворной речи даже предлоги могут занимать необычное место: В поле чистом, Луны при свете серебристом, В свои мечты погружена, Татьяна долго шла одна.  (А. Пушкин) Инверсия влияет на интонационную характеристику предложения. Ср. две строфы стихотворения Пушкина «Осень»: в первой строфе (Октябрь уж наступил — уж роща отряхает последние листы...) нет заметных отклонений от нормы и интонация приобретает ровный, естественный рисунок. Во второй строфе (Унылая пора! Очей очарованье...) меняется интонация, инверсия придает больше экспрессии, эмоциональности.
  • Особое значение инверсия приобретает в стихотворной речи, где она выполняет еще и ритмообразующую функцию. В стихотворной речи даже предлоги могут занимать необычное место:
  • В поле чистом, Луны при свете серебристом,
  • В свои мечты погружена, Татьяна долго шла одна.
  • (А. Пушкин)
  • Инверсия влияет на интонационную характеристику предложения. Ср. две строфы стихотворения Пушкина «Осень»: в первой строфе (Октябрь уж наступил — уж роща отряхает последние листы...) нет заметных отклонений от нормы и интонация приобретает ровный, естественный рисунок.
  • Во второй строфе (Унылая пора! Очей очарованье...) меняется интонация, инверсия придает больше экспрессии, эмоциональности.
ЗАДАНИЕ. Определите средство выразительности. Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! И как чудесна она сама, эта дорога  (Н. В. Гоголь) Многосоюзие (полисиндетон) Сижу за решеткой в темнице сырой (М. Ю. Лермонтов) Инверсия Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской... (М. Ю. Лермонтов) Параллелизм Утром, ярким, как лубок. Страшным. Долгим. Ратным. Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном  (Р. Рождественский ) Парцелляция

ЗАДАНИЕ. Определите средство выразительности.

  • Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! И как чудесна она сама, эта дорога
  • (Н. В. Гоголь)
  • Многосоюзие (полисиндетон)
  • Сижу за решеткой в темнице сырой (М. Ю. Лермонтов)
  • Инверсия
  • Гляжу на будущность с боязнью,
  • Гляжу на прошлое с тоской... (М. Ю. Лермонтов)
  • Параллелизм
  • Утром, ярким, как лубок. Страшным. Долгим. Ратным. Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном
  • (Р. Рождественский )
  • Парцелляция


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Урок русского языка 11 класс Изобразительно-выразительные средства синтаксиса

Автор: Хачатрян Анушик Бениковна

Дата: 24.09.2023

Номер свидетельства: 637178


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства