Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи по сказке "Неведомый помощник"»
Цели урока:
Развитие письменной и устной речи.
Формирование навыков анализа текста.
Воспитание нравственных качеств личности.
Спешите делать
добрые дела!
А.Я.Яшин
Д О Б Р Ы Й
Сердечный
Благосклонный
Незлобивый
Коварный
Душевный
Сочувственный
Сострадательный
Бескорыстный
Беззлобный
Милый
Хороший
Коварный – хитрый, скрывающий под показной доброжелательностью злой умысел.
Неведомый помощник
(Сказка)
Воробьиная семья, как и все счастливые семьи, жила в ладу да согласии. Весной Воробей и Воробьиха устроили уютное гнёздышко под крышей старого амбара в поле, неподалёку от деревни, и в один из тёплых летних дней в нём появились на свет четверо воробьят.
Забот у молодых родителей прибавилось, но это были радостные заботы. Папа Воробей и мама Воробьиха неутомимо летали по окрестным рощам в поисках пищи и кормили своих милых, не страдающих отсутствием аппетита детишек.
И всё было бы хорошо, не случись беды: папу Воробья подстрелил из рогатки злой мальчишка. Горько плакала мама Воробьиха, тяжело переживая потерю кормильца. Но надо было жить и растить несмышлёнышей, которые нуждались в уходе.
Мама Воробьиха выбивалась из сил, но не могла вдоволь запастись кормом на всю семью.
По соседству жило много других птичьих семей, у каждой была своя жизнь, свои заботы, и, казалось, что никто не замечал, как тяжело приходится маме Воробьихе.
Правда, как- то раз важная Утка предложила ей пучок водорослей.
Это очень калорийная пища, - убеждённо заявила она. - Её так много в нашем пруду. И добыть легко. Я научу тебя…
Мама Воробьиха сердечно поблагодарила Утку, но отказалась: этот корм не для воробьёв. Утка обиделась: какая Воробьиха заносчивая и неблагодарная, детишки голодают, а она от помощи отказывается…
Воробьята росли, им требовалось всё больше еды. Мама Воробьиха выбивалась из сил и совсем было отчаялась, как вдруг почтальон Грач принёс посылку. Раскрыла она ящичек, а в нём вкусные хлебные крошки, зёрна просяные, овсяные и прочие воробьиные лакомства.
- Кто же это всё прислал? – спросила взволнованная и растерянная мама Воробьиха.
- Не знаю, - пожал плечами Грач. - Обратный адрес на посылке не указан.
Улетел почтальон Грач дальше. А в бедном семействе впервые после гибели папы Воробья все вдоволь наелись.
Через день история повторилась. И так до тех пор, пока воробьята не встали на крыло. Растроганная мама Воробьиха не раз пыталась найти и поблагодарить бескорыстного помощника, куда только не обращалась, даже к всезнающей Сороке, но и та ничем не могла помочь.
А мудрый Ворон, выслушав её, сказал:
- Свет не без добрых людей, говорят. И не без добрых птиц. Помни добро… И всякому попавшему в беду посильно помогай.
Последние слова он мог бы и не говорить. Ведь зёрна доброты дают хорошие всходы в благородных сердцах. (Ю. Байнов)
- О чём данный текст? Какова его основная мысль ? Докажите словами текста.
- Определите жанр текста.
- Какие сказочные и разговорные выражения использованы в тексте?
- Назовите основные сказочные персонажи. Кто из них неизвестен? Почему?
- Почему слова Воробьиха и Воробей пишутся в этом тексте с большой буквы?
- Как вы понимаете конечную фразу сказки: « Зёрна доброты дают хорошие всходы в благодатных сердцах»?
Задание по группам:
А) Объясните различие в лексическом значении следующих слов:
благородный – благодарный (человек)
Б) Найдите толкование слов корыстный, корыстолюбивый - бескорыстный