kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок развития речи по русскому языку в 5 классе «Учимся писать сжатое изложение»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи по русскому языку в 5 классе «Учимся писать сжатое изложение»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи по русскому языку в 5 классе «Учимся писать сжатое изложение»»

УЧИМСЯ ПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ Урок развития речи.  5 класс Казакова Людмила Александровна, МБОУ «Средняя школа №12» г.Дзержинск, учитель русского языка и литературы

УЧИМСЯ ПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

Урок развития речи.

5 класс

Казакова Людмила Александровна,

МБОУ «Средняя школа №12» г.Дзержинск,

учитель русского языка и литературы

Образовательные цели урока: – формирование умения лаконично передавать основное содержание исходного текста; – знакомство с основными способами сжатия текста; – формирование навыков сжатия исходного текста различными способами; – формирование умения выделять в тексте микротемы, определять в них главное; – отработка умения понимать и преобразовывать информацию; – формирование орфографических и пунктуационных навыков. Развивающие цели урока: – развитие навыков восприятия текста, выделения микротем; – развитие умения пользоваться полученными знаниями на практике для написания собственных текстов. Воспитательная цель урока: – пробуждение интереса учеников к родному слову, изучению истории и географии своей страны.

Образовательные цели урока:

– формирование умения лаконично передавать основное содержание исходного текста;

– знакомство с основными способами сжатия текста;

– формирование навыков сжатия исходного текста различными способами;

– формирование умения выделять в тексте микротемы, определять в них главное;

– отработка умения понимать и преобразовывать информацию;

– формирование орфографических и пунктуационных навыков.

Развивающие цели урока:

– развитие навыков восприятия текста, выделения микротем;

– развитие умения пользоваться полученными знаниями на практике для написания собственных текстов.

Воспитательная цель урока:

– пробуждение интереса учеников к родному слову, изучению истории и географии своей страны.

Исходный текст похож на большую формочку для песка,  подробное изложение – на формочку поменьше, сжатое изложение - на самую маленькую.

Исходный текст похож на большую формочку для песка,

подробное изложение – на формочку поменьше,

сжатое изложение - на самую маленькую.

Задача подробного изложения - максимально полно воспроизвести исходный текст, сохранив его композиционные и языковые особенности.  Задача сжатого изложения - кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, не нарушив логической последовательности событий.  Для этого необходимо отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения.

Задача подробного изложения - максимально полно воспроизвести исходный текст, сохранив его композиционные и языковые особенности.

Задача сжатого изложения - кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, не нарушив логической последовательности событий.

Для этого необходимо отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения.

СПОСОБЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА ИСКЛЮЧЕНИЕ - исключение отдельных слов, словосочетаний, фрагментов предложений, - исключение одного или нескольких предложений.  Если Незнайка брался за какое-нибудь дело, то делал его не так, как надо, и все у него получалось шиворот-навыворот.  ( Николай Носов.)  Что можно исключить из предложения без ущерба для его содержания?   Если Незнайка брался за какое-нибудь дело, то делал его шиворот-навыворот.

СПОСОБЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА

ИСКЛЮЧЕНИЕ

- исключение отдельных слов, словосочетаний, фрагментов предложений,

- исключение одного или нескольких предложений.

Если Незнайка брался за какое-нибудь дело, то делал его не так, как надо, и все у него получалось шиворот-навыворот. ( Николай Носов.)

Что можно исключить из предложения без ущерба для его содержания?

Если Незнайка брался за какое-нибудь дело, то делал его шиворот-навыворот.

ОБОБЩЕНИЕ    - замена однородных членов обобщающим понятием (словом) .  Эти книги лежали у него[Знайки] и на столе, и под столом, и на кровати, и под кроватью. ( Николай Носов.)  Замените слова одной лексической группы общим понятием (словом).   Эти книги лежали у него повсюду.

ОБОБЩЕНИЕ

- замена однородных членов обобщающим понятием (словом) .

Эти книги лежали у него[Знайки] и на столе, и под столом, и на кровати, и под кроватью. ( Николай Носов.)

Замените слова одной лексической группы общим понятием (словом).

Эти книги лежали у него повсюду.

УПРОЩЕНИЕ - слияние нескольких предложений в одно, - замена сложноподчинённого предложения простым.  Лицо Незнайки расплылось в улыбке. Он был очень доволен, что его похвалили. ( По Николаю Носову.)  Запишите содержание фрагмента с помощью сложного предложения.   Лицо Незнайки расплылось в улыбке от удовольствия, что его похвалили.

УПРОЩЕНИЕ

- слияние нескольких предложений в одно,

- замена сложноподчинённого предложения простым.

Лицо Незнайки расплылось в улыбке. Он был очень доволен, что его похвалили. ( По Николаю Носову.)

Запишите содержание фрагмента с помощью сложного предложения.

Лицо Незнайки расплылось в улыбке от удовольствия, что его похвалили.

Как писать сжатое изложение Инструкция - Внимательно прослушайте текст. - Выделите важные, необходимые мысли. - Найдите среди них главную мысль. - Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей. - Озаглавьте каждую часть и составьте план. - Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться. - Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста? - Переведите отобранную информацию на «свой» язык. - Запишите этот сокращенный текст на черновике.

Как писать сжатое изложение

Инструкция

- Внимательно прослушайте текст.

- Выделите важные, необходимые мысли.

- Найдите среди них главную мысль.

- Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.

- Озаглавьте каждую часть и составьте план.

- Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.

- Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?

- Переведите отобранную информацию на «свой» язык.

- Запишите этот сокращенный текст на черновике.

Тому, кто думает заняться изучением географических имен, надо великолепно знать историю. Ведь у них имеется не только довольно сложное настоящее, но и очень запутанное прошлое.

Как вы думаете — каково происхождение имени города Ростов? Вы не ответите на этот вопрос, если вам неизвестно, что в Древней Руси у имени Ростислав была уменьшительная форма Рост. Видимо, каким-то Ростом-Ростиславом и был в девятом веке основан Ростов Великий. К нашему времени уже никто не помнит об этом.

Название города Клин напоминает о времени, когда тут клином сходились границы феодальных княжеств — Московского и Тверского: «и воеваша до клина московского рубежа»...

К югу от Москвы есть полоса, где целый ряд лесов и селений именуется Зaсеками. Это очень важная полоса. Когда-то тут проходила оборонительная линия Московской Руси и от кочевников юга, и от крымских татар.

Тысячи холопов в беспорядке валили на огромных пространствах деревья по границам степных просторов, оставляли их лежать десятилетиями. Для конного врага это было трудным препятствием.

Отметьте на карте точки, где сохранилось имя Засека, и древняя оборона Руси станет перед вами. Правда, многие названия уже умерли и забыты. Тем больше причин отметить, сохранить в памяти и на месте все, что осталось: каждое такое имя —драгоценная памятка прошлого. (По Л. Успенскому)

Прослушайте текст, напишите сжатое изложение.

ЗАСЕ́КА  и  ЗА́СЕКА , -и,  ж. 1.  Преграда из наваленных деревьев.  На лесных дорогах в приближении врага делали засеки — валили деревья вершинами к неприятелю, и конница кочевников увязала в лесах.  Песков, Путешествие с молодым месяцем. 2.   Устар.  Заповедный лес.  Ширина засек вокруг крупных городов древности на Руси могла достигать нескольких десятков километров.

ЗАСЕ́КА  и  ЗА́СЕКА , -и,  ж.

1.  Преграда из наваленных деревьев.  На лесных дорогах в приближении врага делали засеки — валили деревья вершинами к неприятелю, и конница кочевников увязала в лесах.  Песков, Путешествие с молодым месяцем.

2.   Устар.  Заповедный лес.

Ширина засек вокруг крупных городов древности на Руси могла достигать нескольких десятков километров.

- Выделите в тексте существенные (т.е. важные, необходимые) мысли. - Найдите среди них главную мысль. - Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей. - Озаглавьте каждую часть и составьте план. микротема план  Тому, кто думает заняться изучением географических имен, надо великолепно знать историю. Ведь у них имеется не только довольно сложное настоящее, но и очень запутанное прошлое. 1. Географические названия имеют запутанное прошлое.

- Выделите в тексте существенные (т.е. важные, необходимые) мысли.

- Найдите среди них главную мысль.

- Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.

- Озаглавьте каждую часть и составьте план.

микротема

план

Тому, кто думает заняться изучением географических имен, надо великолепно знать историю. Ведь у них имеется не только довольно сложное настоящее, но и очень запутанное прошлое.

1. Географические названия имеют запутанное прошлое.

микротема план  Как вы думаете — каково происхождение имени города Ростов? Вы не ответите на этот вопрос, если вам неизвестно, что в Древней Руси у имени Ростислав была уменьшитель-ная форма Рост. Видимо, каким-то Ростом-Ростиславом и был в девятом веке основан Ростов Великий. К нашему времени уже никто не помнит об этом.  Название города Клин напоминает о времени, когда тут клином сходились границы феодальных княжеств — Московского и Тверского: «и воеваша до клина московского рубежа»...

микротема

план

Как вы думаете — каково происхождение имени города Ростов? Вы не ответите на этот вопрос, если вам неизвестно, что в Древней Руси у имени Ростислав была уменьшитель-ная форма Рост. Видимо, каким-то Ростом-Ростиславом и был в девятом веке основан Ростов Великий. К нашему времени уже никто не помнит об этом.

Название города Клин напоминает о времени, когда тут клином сходились границы феодальных княжеств — Московского и Тверского: «и воеваша до клина московского рубежа»...

микротема план  К югу от Москвы есть полоса, где целый ряд лесов и селений именуется Зaсеками. Это очень важная полоса. Когда-то тут проходила оборонительная линия Московской Руси и от кочевников юга, и от крымских татар.  Тысячи холопов в беспорядке валили на огромных пространствах деревья по границам степных просторов, оставляли их лежать десятилетиями. Для конного врага это было трудным препятствием.  2. О происхождении некоторых географических названий: а) Ростов; б) Клин; в) Засека.

микротема

план

К югу от Москвы есть полоса, где целый ряд лесов и селений именуется Зaсеками. Это очень важная полоса. Когда-то тут проходила оборонительная линия Московской Руси и от кочевников юга, и от крымских татар.

Тысячи холопов в беспорядке валили на огромных пространствах деревья по границам степных просторов, оставляли их лежать десятилетиями. Для конного врага это было трудным препятствием.

2. О происхождении некоторых географических названий:

а) Ростов;

б) Клин;

в) Засека.

микротема план  Отметьте на карте точки, где сохранилось имя Засека, и древняя оборона Руси станет перед вами. Правда, многие названия уже умерли и забыты. Тем больше причин отметить, сохранить в памяти и на месте все, что осталось: каждое такое имя —драгоценная памятка прошлого. 3. Каждое название – драгоценная памятка прошлого.

микротема

план

Отметьте на карте точки, где сохранилось имя Засека, и древняя оборона Руси станет перед вами. Правда, многие названия уже умерли и забыты. Тем больше причин отметить, сохранить в памяти и на месте все, что осталось: каждое такое имя —драгоценная памятка прошлого.

3. Каждое название – драгоценная памятка прошлого.

Работаем над первым абзацем  Тому, кто думает заняться изучением географических имен, надо великолепно знать историю. Ведь у них имеется не только довольно сложное настоящее, но и очень запутанное прошлое. - Подумайте, как можно объединить два предложения в одно, от каких подробностей отказаться.  Надо великолепно знать историю тому, кто думает заняться изучением географических имен, потому что у них имеется очень запутанное прошлое.

Работаем над первым абзацем

Тому, кто думает заняться изучением географических имен, надо великолепно знать историю. Ведь у них имеется не только довольно сложное настоящее, но и очень запутанное прошлое.

- Подумайте, как можно объединить два предложения в одно, от каких подробностей отказаться.

Надо великолепно знать историю тому, кто думает заняться изучением географических имен, потому что у них имеется очень запутанное прошлое.

Работаем над вторым и третьим абзацами  Как вы думаете — каково происхождение имени города Ростов? Вы не ответите на этот вопрос, если вам неизвестно, что в Древней Руси у имени Ростислав была уменьшительная форма Рост. Видимо, каким-то Ростом-Ростиславом и был в девятом веке основан Ростов Великий. К нашему времени уже никто не помнит об этом.  Название города Клин напоминает о времени, когда тут клином сходились границы феодальных княжеств — Московского и Тверского: «и воеваша до клина московского рубежа»...  - Подумайте, что можно исключить в этой части, от каких подробностей отказаться, а  какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?  Например, имя города Ростов происходит от распространённой в Древней Руси уменьшительной формы имени Ростислав – Рост, а название города Клин напоминает о границах Московского и Тверского княжеств.

Работаем над вторым и третьим абзацами

Как вы думаете — каково происхождение имени города Ростов? Вы не ответите на этот вопрос, если вам неизвестно, что в Древней Руси у имени Ростислав была уменьшительная форма Рост. Видимо, каким-то Ростом-Ростиславом и был в девятом веке основан Ростов Великий. К нашему времени уже никто не помнит об этом.

Название города Клин напоминает о времени, когда тут клином сходились границы феодальных княжеств — Московского и Тверского: «и воеваша до клина московского рубежа»...

- Подумайте, что можно исключить в этой части, от каких подробностей отказаться, а какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?

Например, имя города Ростов происходит от распространённой в Древней Руси уменьшительной формы имени Ростислав – Рост, а название города Клин напоминает о границах Московского и Тверского княжеств.

Работаем САМОСТОЯТЕЛЬНО над четвёртым – шестым абзацами  К югу от Москвы есть полоса, где целый ряд лесов и селений именуется Зaсеками. Это очень важная полоса. Когда-то тут проходила оборонительная линия Московской Руси и от кочевников юга, и от крымских татар.  Тысячи холопов в беспорядке валили на огромных пространствах деревья по границам степных просторов, оставляли их лежать десятилетиями. Для конного врага это было трудным препятствием.  Отметьте на карте точки, где сохранилось имя Засека, и древняя оборона Руси станет перед вами. Правда, многие названия уже умерли и забыты. Тем больше причин отметить, сохранить в памяти и на месте все, что осталось: каждое такое имя —драгоценная памятка прошлого.

Работаем САМОСТОЯТЕЛЬНО над четвёртым – шестым абзацами

К югу от Москвы есть полоса, где целый ряд лесов и селений именуется Зaсеками. Это очень важная полоса. Когда-то тут проходила оборонительная линия Московской Руси и от кочевников юга, и от крымских татар.

Тысячи холопов в беспорядке валили на огромных пространствах деревья по границам степных просторов, оставляли их лежать десятилетиями. Для конного врага это было трудным препятствием.

Отметьте на карте точки, где сохранилось имя Засека, и древняя оборона Руси станет перед вами. Правда, многие названия уже умерли и забыты. Тем больше причин отметить, сохранить в памяти и на месте все, что осталось: каждое такое имя —драгоценная памятка прошлого.

Использованная литература Николай Носов. Приключения Незнайки и его друзей. – М.: Издательство «Эксмо», 2014. (Серия «Стихи и сказки для детей») Словарь русского языка : В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. — Т. 1. А—Й. — С. 570. Успенский Л. Имя дома твоего. Очерки по топонимике. – Ленинград: Издательство «Детская литература», 1967. Хаустова Д.А. Русский язык. Подготовка к ГИА (написание сжатого изложения). Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами /Д.А. Хаустова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. (Серия «ГИА. Полный курс А, В, С»)

Использованная литература

Николай Носов. Приключения Незнайки и его друзей. – М.: Издательство «Эксмо», 2014. (Серия «Стихи и сказки для детей»)

Словарь русского языка : В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. — Т. 1. А—Й. — С. 570.

Успенский Л. Имя дома твоего. Очерки по топонимике. – Ленинград: Издательство «Детская литература», 1967.

Хаустова Д.А. Русский язык. Подготовка к ГИА (написание сжатого изложения). Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами /Д.А. Хаустова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. (Серия «ГИА. Полный курс А, В, С»)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок развития речи по русскому языку в 5 классе «Учимся писать сжатое изложение»

Автор: Казакова Людмила Александровна

Дата: 15.06.2023

Номер свидетельства: 633753


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства