Просмотр содержимого документа
«Урок-презентация по рассказу А. П. Гайдара "Совесть". Подготовка к сжатому изложению в 5 классе»
Урок русского языка в 4 классеОС «Школа 2100»
Урок развития речи 5 класс
Девятнадцатое декабря.
Прозвенелуже звонок –времяначинатьурок!
Настроимся на плодотворную работу!
На столе у нас в порядке
Ручки, книжки и тетрадки!
Мы не будем здесь скучать…
Будем знанья получать!
Мы работать будем дружно…
Строить будущее нужно!
Основная мысль текста. Подготовка к сжатому изложению с творческим заданием
Сформулируем цели урока!
Цели урока:
Работа с текстом : определение темы, идеи, составление плана, работа со словом
Работа над изложением : отбор информации, сокращение текста,
Обогащение словаря, развитие речи;
Развитие литературного и языкового кругозора
Стремление к формированию в себе важных нравственных качеств
(1904 – 1941)
Сжатое изложение по рассказу А.П. Гайдара «_________»
Совесть
А. П. Гайдар «Совесть»
Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу. Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается* с книгами по городу, Нина украдкой* прошла в рощу.
Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми* глазами. А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.
- Несчастный прогульщик*! - строго сказала она. - И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?
- Нет! - удивленно ответил малыш. - Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.
Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный*, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу. А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.
Вышмыгнула* из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.
Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная* совесть.
- расставьте иллюстрации в хронологическом порядке,
подберите к ним фрагменты из текста,
- составьте план рассказа.
План рассказа
1. Нина не пошла в школу.
2. Встреча в роще.
3. Разговор с мальчиком.
4. Пришла на помощь.
5. Возвращение в рощу.
4. СОКРАТИ ТЕКСТ
Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.
Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.
Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку…
Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и не пошла в школу.
Она украдкой прошла в рощу.
Положив пакет с завтраком и книги под куст, она побежала догонять бабочку…
4. СОКРАТИ ТЕКСТ
… и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.
А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.
… и наткнулась на малыша. В руке он сжимал букварь с тетрадкой. Нина решила над ним подшутить.
4. СОКРАТИ ТЕКСТ
Нина обозвала его прогульщиком. Малыш возразил, что он шел на урок, но он испугался большой собаки и заблудился.
- Несчастный прогульщик! - строго сказала она. - И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?
- Нет! - удивленно ответил малыш. - Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.
4. СОКРАТИ ТЕКСТ
Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу. А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно. Вышмыгнула* из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.
Нина взяла его за руку и повела через рощу. А связка книг и завтрак остались под кустом, потому что поднять их перед малышом было стыдно. Вышмыгнула* из-за ветвей собака и завтрак съела.
4. СОКРАТИ ТЕКСТ
Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.
Вернулась Нина и заплакала. Не жалко ей было завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Творческое задание –
сформулировать вывод,
к которому приводит
нас автор
Что такоеосновная мысльтекста?
Каковаосновная мысльрассказа А. П. Гайдара?
5. Каким предстаёт мальчик?
МАЛЫШ
5. Какой предстаёт Нина в начале рассказа?
(заполнить жёлтые кружочки)
Нина
5. Какой предстаёт Нина в начале рассказа?
Какие чувства она испытывает после встречи с малышом?
беспечная
Нина
легкомысленная
безответственная
недисциплинированная
5. Какой предстаёт Нина в начале рассказа?
Какие чувства она испытывает после встречи с малышом?
СТЫД
беспечная
ЖЕЛАНИЕ ПОМОЧЬ
Нина
легкомысленная
УГРЫЗЕНИЯ СОВЕСТИ
безответственная
ТЯЖЕСТЬ НА СЕРДЦЕ
недисциплинированная
РАСКАЯНИЕ
Что обозначает
заглавие рассказа?
Как вы понимаете значение слова «совесть»?(работа в паре)
Каково значение этого слова
в словаре?(индивидуальная работа)
СОВЕСТЬ — способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному как собственное несовершенство.
Это чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.
6. Игра «НАЙДИ ПАРУ»
Владимир Иванович Даль
Жить по совести
- Поступать вопреки своим убеждениям
- Жить честно, справедливо
Делать на совесть
- Делать что-либо хорошо,
добросовестно
- Жить спокойно, не испытывая угрызений совести
Поступать против совести
- Поступать без стыда, без стеснения
- Когда человек не выполнил того, что был обязан сделать, схитрил, обманул кого-то
Поступать без зазрения совести
Поступок на его совести
Жить со спокойной совестью
ПРОВЕРЬ!
Творческое задание –
заключение, вывод
Что же хотел сказать автор этим рассказом?
Какова основная мысль рассказа?
Основная мысль текста
Встреча с малышом изменила Нину. Автор рад тому, что она способна на добрые, хорошие поступки, готова прийти на помощь. Если человек понимает, что поступил не по совести, и раскаивается в этом, он не станет совершать дела, за которые ему будет стыдно. В этом заключена основная мысль поучительной истории, рассказанной Аркадием Петровичем Гайдаром.
Придумаем начало
нашей творческой работы!
Сформулируем вступление
Аркадий Петрович Гайдар один из замечательных детских писателей. Мальчишки и девчонки любят читать его книги Тимур и его команда Чук и Гек Военная тайна Судьба барабанщика Голубая чашка. Его произведения учат быть смелым и добрым добросовестным и честным. Совесть очень поучительный рассказ писателя.
8. ИСПРАВЬТЕ ОШИБКИ!
Поделитесь
своими впечатлениями
от урока
Я узнал(а) много интересного…
Особенно интересным было…
- На уроке я понял(а)…
Для меня осталось непонятным…
Я хотел(а) бы узнать больше о…
Спасибо за работу на уроке!
Молодцы!
Инструктаж домашнего задания
Напишите изложение с творческим заданием в черновиках.
Внимательно перечитайте написанный текст.
Исправьте ошибки в написании букв и постановке знаков препинания, если вы их обнаружили.