Повторение изученного по теме «Имя прилагательное»
Урок в 6 А классе
Ищу слова
Повторяем теорию
Какая часть речи называется прилагательным? Назовите морфологические признаки имеет прилагательное? Какие прилагательные называются полными, а какие краткими? Назовите разряды имён прилагательных по значению? Какова синтаксическая функция имён прилагательных? Какие правила орфографии вы изучали по теме «Имя прилагательное»?
Произведите синтаксический разбор предложения
Мягкий янтарный блеск разливался во всей окрестности. Морфологический разбор слов 1 вариант – мягкий 2 вариант - янтарный
Разряды имен прилагательных по значению
РАЗРЯДЫ
Качест-
венные
Относи-
тельные
Притяжа-
тельные
Разряды прилагательных (рассортируй прилагательные по колонкам таблицы)
Опытный, золотой, соломенный, волчий, лисий, бабушкин, добрый, лживый, птичий, кривая, легкий, сахарный, молодой, бархатный, папин, железный, сестрин, завтрашний.
Качественные
Относительные
Притяжательные
Степени сравнения имен прилагательных
Сравнительная
Превосходная
Простая
форма
Составная
форма
Простая
форма
Составная
форма
Простая форма сравнительной степени
Образуется путем прибавления к основе начальной формы прилагательного суффиксов
-ее (-ей)
-е
-ше
Не изменяется ни по падежам, ни по числам, ни по родам
В предложении чаще бывает сказуемым
Например: Луна меньше Земли.
-ше Не изменяется ни по падежам, ни по числам, ни по родам В предложении чаще бывает сказуемым Например: Луна меньше Земли.
Составная форма сравнительной степени
Образуется путем добавления к прилагательному слова БОЛЕЕ Изменяется по падежам, числам, родам (кроме слова БОЛЕЕ)
В предложении бывает сказуемым и определением Например: Зима нынче более морозная , чем в прошлом году. Домой мы возвращались по более широкой дороге.
Простая форма превосходной степени
Образуется путем прибавления к основе начальной формы прилагательного суффикса -ейш (-айш)
Изменяется по падежам, числам, родам
В предложении является определением Например: Байкал – глубочайшее озеро в мире .
Составная форма превосходной степени
Образуется путем сочетания слов САМЫЙ, НАИБОЛЕЕ и начальной (исходной) формы прилагательного Изменяется по падежам, числам, родам (кроме слова НАИБОЛЕЕ)
В предложении чаще всего является определением Например: В Курской области самые лучшие соловьи в России.
ЗАДАЧА: используя разные формы степеней сравнения прилагательных , составь четыре предложения
НЕ с прилагательными
РАЗДЕЛЬНО
1) если в предложении есть противопоставление с союзом А;
2) если к прилагательным относятся слова ДАЛЕКО НЕ, ВОВСЕ НЕ, СОВСЕМ НЕ, НИЧУТЬ НЕ, НИСКОЛЬКО НЕ
слитно
1) если слово не употребляется без НЕ;
2) если прилагательное с НЕ- можно заменить синонимом без НЕ-
Например: ненастная (погода)
неряшлив ( не употребляется без НЕ); нелживый (правдивый)
Например:
Волк в сказках не добрый,
а злой.
Вовсе не злой
ТЕСТ
(Не)хорощий день, а плохой
далеко (не)дешевый подарок
(не)приятный разговор
(не)большой, но милый
этот портфель (не)кожаный
(не)настная погода
(не)уклюжий кенгуру
(не)большой а рыбный пруд
(не)друг
Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных
Н
НН
1) в прилагательных, образованных от существительных с основой на Н, с помощью -Н-
Например: туманное (утро)
2) в прилагательных, образованных от существительных, с помощью
-ОНН-,-ЕНН-
Например: станционный (парк)
пламенный (привет)
ИСКЛЮЧЕНИЕ:
ветреный
Например: куриный
2) в -АН- (-ЯН-)
Например : песчаный (пляж)
ИСКЛЮЧЕНИЯ:
стеклянная
(ваза)
оловянный
(солдатик)
деревянный
(дом)
ЗАДАЧА: исправь ошибки в написании суффиксов прилагательных
Шел я однажды по пустыной дороге. Гляжу: деревяная ветрянная мельница. Я никогда не видел ничего подобного, привык жить в каменых домах
со стекляными окнами, обедать в пристанционом буфете, испытывать родственные чувства к людям и не бояться временых трудностей.
Игра со словами
Снег Листья Тучи Речка Дом Книга Запомните слова в данном порядке и запишите к этим словам эпитеты в том порядке, в каком расположены слова.
Рефлексия
Сегодня я вспомнил…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я приобрел…
Я научился…
У меня получилось …
Я смог…
ДОРОГИЕ РЕБЯТА!
Надеемся, что вы всё усвоили и задания выполнили верно.
Желаем дальнейших успехов!