Просмотр содержимого документа
«Урок-подготовка к написанию сочинения по картине Т.Яблонской "Утро"»
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод.
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод…
Это все весна
А.А. Фет
Подготовка к написанию сочинения по картинеТ. Н. Яблонской "Утро"
Яблонская Татьяна Ниловна
(1917 – 2005 гг.)
известный мастер советской живописи, заслуженный деятель искусств Украины, лауреат Государственной премии.
Яблонская изображает на своих полотнах обыкновенных простых людей, их труд, отдых, любит писать детей.
Родилась в 1917 г., в Смоленске, в семье учителя истории, рисования.
Первые уроки рисования получила от отца.
Окончила Киевский художественный институт, где и преподавала с 1941 по 1973 г.г.
Этапы пути
Официальное признание Яблонской принесла картина «Хлеб» (1949г.).
В сюжете и композиции картины художница идеализирует труд колхозника.
За это произведение Т.Н.Яблонская была представлена в 1950 году к Государственной премии СССР, а в 1958 году получила бронзовую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе.
«В парке»
«Весна»
«Простудилась»
«Утро»
Рассмотрите внимательно репродукцию.
Что изображено на картине?
Какое это время года?
1.Почему картина называется «Утро»? Что значит это слово?
Слово «утро» можно понимать по-разному- это начало жизни, всё еще впереди, всё ещё только начинается
2.Какова основная мысль картины?
Картина «Утро» - олицетворение бодрости, свежести, дарит ни с чем не сравнимое настроение радости новому дню.
3.Что мы видим на переднем плане картины?
В центре изображена девочка лет одиннадцати.
Девочка только проснулась, она показана в движении: тянет руки вверх, словно потягивается.
Героиня грациозна, пластична. Она напоминает весеннюю птичку.
Ее фигура свидетельствует о том, что она не ограничивается утренней зарядкой, а занимается каким-либо видом спорта.
4.Что вы можете сказать о девочке, изображённой на картине? Какая она?
Девочка статная, стройная, лёгкая, её движения изящны, она вся устремлена ввысь, кажется, сейчас оторвётся от пола и взлетит.
5.Как обстановка картины характеризует её хозяйку?
В комнате чисто, уютно, растут цветы, видно, что хозяйка комнаты чистоплотная и аккуратная.
6.Опишите девочку.
Школьница стоит в позе ласточки
Стоит, подняв руки в стороны и вверх Движения просты и изящны
Легко одета, на ней темные шорты и белая майка
Движения ничто не сковывает
На ней белая майка, черные спортивные шорты, волосы заплетены в косы, глаза прикрыты, вероятно, от солнечных зайчиков.
7.Опишите изображённую на картине комнату девочки.
Комната большая просторная с высокими потолками, светлая, солнечная.
Двери на балкон распахнуты, на полу – блики солнечного света.
Возникает ощущение прохлады, веющей с балкона, утренней свежести.
Художница во всем подчеркивает уют: из кашпо тянутся стебли плюща, яркое солнышко играет на его листочках.
Ощущение уюта усиливает и цветок на подоконнике. Под кашпо на стене эстамп с изображением диковинных птиц.
Все просто в этой комнате, но все продумано до мелочей, каждая вещь на своем месте.
Окно – высокое, дугообразное, арочное, выходит на северо-восток, рама белая, под окном батарея центрального отопления, карниз над окном.
Стены – высокие, толстые, светло-желтые с сероватым оттенком, бежевые, оклеены обоями или покрашены краской, на стене эстамп, кашпо с цветами плюща.
Комната (общий вид) – большая, просторная, уютная, светлая, много воздуха и света
8. Как изображены стол, стул, дверь?
Стол – круглый, накрытый сине-желтой скатертью. На столе - светлый, с темным рисунком кувшин с молоком, тарелка, на которой лежит булочка, прикрытая салфеткой.
Дверь – двухстворчатая, стеклянная, арочная, выходит на балкон, оградительная решетка .
Кровать – деревянная, низкая, еще не убрана, освещенная ярким утренним солнцем.
Пол – паркетный, «в ёлочку», блестящий, натертый до блеска, светло-желтый, чистый, длинные тени на полу говорят о раннем утре.
10.Какие краски преобладают на полотне?
Цвета теплые, сочные и яркие: желтые солнечные стены, оттенки коричневого и оранжевого - дерево кровати и пола.
Противопоставляются холодные тона: глубокий синий цвет скатерти, темная школьная форма, насыщенная зелень комнатных растений.
Какова основная идея картины?
Красота обыкновенной жизни, художница учит нас видеть прекрасное в простой обстановке, в обыденных вещах, окружающих нас, радоваться жизни, как радуется ей девочка, словно взлетающая ввысь.