Данный урок для 6 класса по русскому языу в виде презентации  поможет обучающимся освоить тему.
            
                Просмотр содержимого документа
                
                «урок по теме"Чередование Е – И в корнях слов"»
            
            
                                                            
     
НАЙДИТЕ ЛИШНИЕ СЛОВА 
ВЫРАСТИ, ВЫБИРАЕТ,ПОДРАСТАТЬ, ПОЛОЖЕНИЕ, РАСПОЛАГАТЬ, ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ,СРАЩЕНИЕ, СЛАГАЕМОЕ, ВЫРАЩЕННЫЙ, ВБЕРЁТ. 
     
 ЦЕЛЬ УРОКА:   познакомиться с ………….  научиться…………………….. 
Чередование Е – И в корнях слов. 
     
Понаблюдайте за правописанием гласной в корне и сформулируйте правило   
Замираю - замереть 
Набираю - наберу 
М и р а - м е р 
Б и р а – б е р 
Задирает- задерет 
Вытирает - вытереть 
Д и р а – д е р 
Т и р а – т е р 
Отпирает - отпереть 
Застилать - стелет 
П и р а - п е р 
Ст и л а – ст е л 
Зажигать - выжечь 
Блистать - блестеть 
Ж и г а – ж е г 
Бл и ст а - бл е ст 
     
Зарифмуем правило! 
- Если после корня – А , 
- В корне будет И всегда! 
- Вот пример, запоминай: 
- «Ноги выт е р? Выт и р а й!» 
Запомни! Чередующиеся гласные в корне проверять ударением НЕЛЬЗЯ! 
     
Игра «Третий лишний» 
- 1. Умирать, замереть, примирять (друзей) 
- 2. Потерянный, вытереть, утирать 
- 3. Оперативный, выпирать, запереть 
 
Сформулируйте задание к упражнению   
1. Смелый ум..рает один раз, а трус каждый день. 
2. Смерть чинов не разб..рает . 
3. Солдат службы не выб..рает . 
4. Кабы знал, где упасть, соломки бы подст..лил . 
5. Кто детям потакает, сам слезу ут..рает . 
6. На работу сп..рает дух, а ест за двух. 
7. Не зад..рай нос высоко - споткнешься. 
8. Не знаешь, где найдешь, где пот..ряешь . 
9. Не силой д..рутся - умением. 
10.С кем поведешься, от того и наб..решься . 
     
От данных глаголов несовершенного вида образуйте глаголы совершенного вида с буквой  е  в корне:   
- Спишите, вставьте пропущенные буквы: 
- Ослик говорит: « И – А !» 
- Так и ты пиши в словах: 
- Соб..ру, но соб..рал, 
- Зам..реть, но зам..рал, 
- Зап..реть, но зап..рал, 
- Расст..лить, но расст..лал, 
- Разж..чь, но разж..гал, 
- Забл..стеть, но забл..стал, 
- Выд..ру, но выд..рал. 
- На приставку не гляди, 
- Крика ослика ищи! 
 
- за жиг ать –                  
- о пир аться –  вы тир ать –                  
- со бир ать –                      
- пере стил ать – 
- раз дир ать – 
- у мир ать 
- блист ать - 
 
- Ослик говорит: « И – А !» 
- Так и ты пиши в словах: 
- Соб е ру, но соб и рал, 
- Зам е реть, но зам и рал, 
- Зап е реть, но зап и рал, 
- Расст е лить, но расст и лал, 
- Разж е чь, но разж и гал, 
- Забл е стеть, но забл и стал, 
- Выд е ру, но выд и рал. 
- На приставку не гляди, 
- Крика ослика ищи! 
 
Самопроверка: 
Без ошибок – «5» 
1-2 ошибки – «4» 
3-4 ошибки «3» 
- за жиг ать –  за жечь                
- о пир аться – о пер еться  вы тир ать –    вы тер еть              
- со бир ать –    со бер у                  
- пере стил ать – пере стел ю 
- раз дир ать – раз дер у 
- у мир ать - у мер еть 
- блист ать - блес нуть 
 
РЕФЛЕКСИЯ 
Чувствую себя хорошо! Затруднений не испытываю. 
Не совсем уверен, остались сомнения … 
Грустно.. Многое осталось непонятным!... 
     
Домашнее задание 
- 1. Выучить правило написания букв е – и в корнях с чередованием 
- 2. Подобрать пословицы и поговорки 
- с изучаемым видом орфограммы