Урок-путешествие
по русскому языку в 4 классе
«Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего времени»
Урок проводился в 4-м классе. В классе 30 учащихся. Все дети из благополучных семей. В классе есть группа слабоуспевающих учащихся и группа сильных учащихся.
Рабочая программа по русскому языку создана на основе федерального компонента Государственного стандарта начального образования, программы «Русский язык» 4 класс под редакцией С.В.Иванова, опубликованной в «Сборнике программ к комплекту учебников УМК «Начальная школа 21 века». – М.:Вентана-Граф.-2009. Программа рассчитана на 170 часов в год (5 часов в неделю).
В программе курса «Русский язык» выделяется три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание». «Развитие речи». Под блоком понимается система уроков, реализующих общую цель обучения.
Данный урок находится в блоке «Правописание». Тип урока – специализированный, нестандартный, закрепление. Форма обучения – групповая.
Урок проводился в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Изучаемый материал соответствовал задачам урока, программе, дидактическим принципам (научности, доступности, последовательности, систематичности, наглядности, связи с жизнью).
Были использованы методы:
1. Деятельностный: при введении нового материала организована исследовательская работа детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
2. Передачи и восприятия знаний: по источнику передачи и восприятия учебной информации – словесные (беседа), наглядные(экологическое панно, глагол в виде сказочного героя);
методы передачи информации с помощью практической деятельности(практические упражнения, дидактическая игра, трудовая деятельность);
по логике передачи и восприятия учебной информации –
- аналитические методы (анализ и выделение главного, классификация);
- синтетические (доказательство, обобщение, систематизация);
- индуктивные (движение мысли от частного к общему);
по степени самостоятельности мышления –
- репродуктивные (запоминание путем повторения материала);
- частично-поисковые (формирование учебных выводов, обобщений);п
- роблемно-поисковые (создание проблемных ситуаций, доказательство учебных гипотез);
по степени управления учебной работой –
- учебная работа под руководством учителя (постановка вопросов в определенной логической последовательности;
- дозированная помощь ученику (дифференциация обучения: в классе дети разного уровня, сильным уч-ся давались задания потруднее, слабым – более легкие);
- самостоятельная работа учеников (выполнение заданий с применением алгоритма; коррекция ошибочных ответов)
3. Стимулирования и мотивации учащихся:
- методы стимулирования интереса к учению (создание ситуации успеха, использование игровой ситуации, создание ситуации эмоционально-нравственных переживаний, занимательности, опоры на жизненный опыт);
- методы стимулирования долга и ответственности в учении(убеждение в значимости учения, создание ситуации взаимопомощи, информация о результатах – выставление оценок).
4. Методы контроля и самоконтроля:
- устные (индивидуальный опрос, фронтальный опрос);
- письменные (самостоятельная работа);
- самоконтроль (проверяли свою работу с работой уч-ся, зачитывающего ответы).
5. Формы организации работы на уроке:
- индивидуальная,
- фронтальная,
- групповая.
6. Технологии психомоторного раскрепощения младших школьников В.Ф.Базарного.
Все этапы урока рациональны и последовательны, соответствуют требованиям федерального государственного стандарта. Учебный материал изучался через постановку проблемных вопросов, создание проблемной ситуации или организацию исследования с последующими выводами, что позволило поддерживать интерес учащихся, увлечь их в познавательную деятельность.
Рационально и комплексно использованы средства обучения: учебная литература, мультимедийное оборудование, наглядность.
На уроке использовались возможности учебного кабинета, соблюдался гигиенический режим: обеспечение температурного и светового режимов, расположение учащихся по слуху и зрению; проводилась профилактика переутомления путем использования здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного: экологическое панно, запись предложений «волной», физминутка в режиме поиска, сенсорно-поисковый метод, физминутка на ковриках, физминутка для глаз, используя стенд (Схему условных символов В.Ф. Базарного), режим смены динамических поз: периодическая работа стоя.
Урок цели достиг. Дети показали прочные знания по данной теме, несмотря на то, что в классе есть сильная группа уч-ся и слабая.
Обученность учащихся на продуктивном уровне (конструктивный, творческий). В течение всего урока дети активно выполняли все задания.