Тема: «В гостях у сказки».
Тип урока: Обобщающий урок по теме «Лексика»
(в классе с казахским языком обучения)
Форма: Путешествие в сказку
Цель: Повторить изученное по теме «Лексика»;
закрепить умения учащихся распознавать лексические термины;
умения подбирать примеры;
развивать разговорную речь учащихся, внимание, память, обогащать
словарный запас языка учащихся, интерес к русскому языку;
воспитывать осознанную потребность в знаниях, чуткость и
внимательность к слову.
Методы : комбинированный, игровой.
Оборудование: Слайдовая презентация, картонный теремок, карточки
(однозначные и многозначные слова, слова с прямым
и переносным значением, синонимы, антонимы).
Мяч, выставка словарей, музыка для физминутки, аудиозапись
сказки «Теремок».
Ход урока.
I. Организационный момент.
1.Вступительное слово учителя.
Ребята, сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие, в сказку, где как и полагается героям, нам нужно пройти через различные испытания. А помогут нам их преодолеть не волшебники, а наши прочные знания, полученные на уроках по теме: «Лексика». Ертегіге кош келдіңіздер!
Звучит музыкальное вступление к сказке «Теремок», аудиозапись:
В чистом поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Ответить на этот вопрос вам поможет загадка: Крыльев нет,
А быстро летают,
Их если выпустишь —
Уже не поймаешь.
Что это? (Слова)
Учитель: Конечно, в нашем теремке живут слова.
Как называется раздел науки о языке, изучающий словарный состав русского языка? (Лексика). Для чего служат слова?
- О чем же у нас сегодня пойдет речь на уроке?
II. Путешествие в сказку.
1) Лексическая разминка.
Начнём мы урок с разминки. Вы помните, какие жители, кроме лягушки жили в теремке?
Про одного из жителей теремка мы разучим с вами скороговорку:
Мышь в углу прогрызла норку,
Тащит в норку хлеба корку.
Сначала проговариваем медленно, потом быстрее. Проговорить должен каждый ученик.
- Каждое слово обязательно что-то обозначает, т.е. имеет свое лексическое значение.
Объясните значение слов: норка, корка. Составьте словосочетания с каждым из этих слов.(устно)
Учитель: Ребята, давайте посмотрим, какие жильцы населяют наш теремок. А в нашем теремке живут очень дружно слова, хотя и в разных квартирах. Заглянем в квартиру № 1. В ней живут слова, близкие по значению, они обозначают одни и те же понятия. Что это за слова?
2) СИНОНИМЫ (повесить табличку на доску).
Учитель: Одного жильца зовут Смелый.
- А как зовут других членов семьи? Запишите, (отважный, храбрый, бесстрашный, мужественный).
- А есть ли синонимы в казахском языке? Приведите примеры:
дос – досжар (тамыр), жолдас (товарищ), жұмыс, еңбек, іс (дело)
Задание №1. Подберите синонимы к следующим словам, чтобы признак был выражен сильнее (на доске записаны слова):
Большой -… (огромный) теплый -…(горячий)
Влажный -… (мокрый) хороший -…(замечательный)
Прохладный -…(холодный) известный -...(знаменитый)
Задание№2.
Отредактируйте текст, используя синонимы.
«После гибели Муму Герасим пошел в родную деревню. Герасим шел полями и лугами. Он шел всю ночь. Он шел и радостно глядел по сторонам, вдыхая запах родных полей. Когда он пришел в родную деревню, то стал там прилежно работать.
3) Молодцы, ребята. А теперь давайте посмотрим, кто живёт в следующей квартире.
Жильцов квартиры №2.
Застать сумели мы едва.
Они стояли у порога,
Уже готовые в дорогу.
- Учитель: Угадайте, кто они: один высокий, другой низкий, один грустный, другой веселый.
- АНТОНИМЫ (повесить табличку на доску).
- Учитель: Что же такое антонимы?
Задание №1. Жильцы не случайно собрались в дорогу, им нужна помощь. Они получили письмо от любимого дедушки, да вот незадача: половина его оказалась сплошным чернильным пятном. Помогите прочитать им письмо:
«Дорогие внучата! Я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, невежественных и грубых. Мне хочется, чтобы выросли вы людьми смелыми…». (дети дополняют: щедрыми, трудолюбивыми, сильными, умными, честными, образованными, волевыми).
Теперь немножко поиграем.
Задание №2 .Игра «Подскажи словечко»
Бросаю мяч, называю слово, вы должны ответить, назвав антоним.
Весёлый - грустный, устный – письменный, встречать-провожать, ранний – поздний, мало - много, весна-осень, старый - молодой, лёгкий- тяжёлый.
А теперь на казахском языке: күн – түн, қара-ақ, қатты-жүмсақ, аз - көп, соғыс- әлем(бейбітшелік), қызықты-қоуықсыз. Молодцы!Өте жақсы!
Учитель: Все квартиры на первом этаже заняты,
А прежде, чем на второй этаж подняться,
Нужно физминуткой заняться.
Физкультминутка (музыкальная)
4) Учитель: А теперь, ребята, поднимаемся на второй этаж, узнаем, кто здесь живет? Какие же слова живут в квартире № 3?
- Кто вы?
- Мы лисички, дружные сестрички.
-Ну, а вы-то кто же?
- Мы лисички тоже.
-Как, с одной- то лапкой?
-Нет, еще со шляпкой.
Учитель: Так кто же живет в квартире №4? (многозначные слова. Повесить очередную табличку)
Задание №1. Какое многозначное слово вам встретилось? (шляпка).
-Какие же значения есть у слова «шляпка»? (шляпка гриба и шляпка девочки).
- Что их объединяет? (верх чего- либо).
-А почему у гриба верх называется «шляпкой»? (круглая форма)
- Какой омоним встречается в этой загадке? (лисички)
Задание №2. Объясните значение многозначных слов в каждом словосочетании:
Хвост кошки (часть тела кошки)
Хвост самолёта (задняя часть)
Хвост скорого поезда (последнюю часть – вагон)
Стоял в хвосте очереди (самый последний).
5) Учитель: А теперь узнаем, какие же слова живут в квартире №4?
Там идет заседание общества любителей образного слова. Собрались здесь слова, которые «умеют плакать и смеяться, приказывать, молить и заклинать и, словно сердце, кровью обливаться, и равнодушно холодом дышать»(Я. Козловский)
- Учитель: Какие слова могут такое?
- Слова с переносным значением (повесить карточку на доску).
Учитель: Прочитайте стихотворение и найдите слова с переносным значением:
Усталое солнце по небу гуляет.
Ленивая туча над лесом скучает.
На сонной березе щебечут синицы.
Спит ветер игривый средь поля пшеницы.
- Для чего автор использует слова с переносным значением?
(описать природу как живую).
- Как называется художественное средство? (олицетворение)
6) Учитель: А под самой крышей теремка находится мансарда.
- Что это такое? Где мы можем посмотреть, что означает слово. Давайте узнаем из толкового словаря. (Учащиеся работают с толковыми словарями).
Мансарда - это жилое помещение на чердаке под самой крышей.
Возглавляет всю семью слов сама госпожа ЛЕКСИКА. Она хочет проверить ваш словарный запас и вашу смекалку.
Мини-викторина про лягушку - квакушку
Лягушке нравятся слова,
В которых есть три буквы - КВА.
- Я предлагаю вам вопросы, а вы должны ответить на них, используя слова, в которых есть эти три буквы КВА.
1. В каком жилище мечтает жить лягушка? (В квартире)
2. Какую геометрическую фигуру предпочитает лягушка Квакушка? (Квадрат)
3. Какая у лягушки Квакушки любимая книжка? (Букварь)
4. Чем она любит рисовать? (Акварелью)
5. Какие овощи больше всего любит лягушка Квакушка? (Тыква, брюква)
6. Назовите любимые напитки лягушки Квакушки. (Квас и простокваша)
7. А какая её любимая ягода? (Клюква)
III. Обобщение.
Итак, ребята, назовите жильцов нашего теремка еще раз.
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 |
10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 |
Вот такие жильцы в нашем теремке. Но, конечно же, мы еще не ко всем сходили в гости, но обязательно это сделаем.
IV. Рефлексия.
Вы узнали о жильцах немало. А что запомнили? Проведем моментальный тест.
Моментальный тест. (
учащиеся получают карточки в виде таблицы, где каждый квадратик пронумерован. Учитель формулирует утверждение. Если дети согласны с утверждением, то закрашивают квадратик, если не согласны - оставляют квадратик пустым).
1. Лексика – это словарный состав языка. +
2.Слова, близкие по лексическому значению – это синонимы. +
3. Каждое слово имеет лексическое значение. +
4. Слова воин и боец - синонимы, +
5.Антонимы - это слова, одинаковые по звучанию, но совершенно разные по лексическому значению. -
6. Горе и радость – это синонимы.-
7. Слова бывают однозначные и многозначные. +
8.
Лес улыбается. Глагол имеет переносное значение. +
9. Слово шляпа многозначное. +
10. Золотое сердце - прямое значение. -
11.Метель, вьюга, буран – это антонимы.-
12.Слово – это лексическая единица. +
13.Слова ложь и обман обозначают одно и то же. +
14. Сборник слов, обычно расположенных в алфавитном порядке - это словарь. +
15. Наша речь строится из слов и предложений. +
А теперь поднимите свои карточки. У кого закрашенные квадраты превратились в фигуру, похожую на цифру 5, тот отлично усвоил наш урок. У кого не получилось пятерки, не расстраивайтесь. Это можно поправить. Серьёзнее учите уроки, и всё будет отлично!
V. Итог урока.
-Вот и подошел к концу наш урок. Но это совсем не означает, что мы с вами закончили изучение «Лексики». Нет, мы еще вернемся к этому разделу в 6 классе, и хочется, чтобы вы сохранили полученные знания, ведь от этого во многом будут зависеть ваши успехи.
VI. Домашнее задание.
Напишите свою сказку о тех жильцах нашего теремка, которые вам больше всего понравились: о синонимах, антонимах, однозначных и многозначных словах.