kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-презентация "В гостях у сказки" (путешествие в сказку по теме "Лексика" для 5 кл с казахским языком обучения)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - обобщение по теме "Лексика" разработан для учащихся 5 класса с казахским языком обучения.Урок сопровождается презентацией со звуковыми эффектами. Сказочное путешествие построено на сюжете русской народной сказки"Теремок". Урок разработан в соответствии с новыми технологиями обучения. При учёте современных требований к обучению дети сами определяют тему и задачи урока, выполняют разнообразные задания индивидуального характера, работают в паре.  Учитывая специфику класса уделяется внимание развитию речи: начинаеися урок с разучивания скороговорки, дети  учатся работать с толковым словарём русского языка, расширяют словарный запас, подбирая синонимы, антонимы, объясняя лексические значения различных слов.Для сохранения  работоспособности и активности учащихся в урок включены игры, занимательная викторина, музыкальная физминутка. Урок заканчивается проверкой знаний посредством моментального теста, который позволяет каждому ребёнку увидеть свой собственный результат, увидеть собственые пробелы в знаниях по данной теме.   

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок 5 кл »

Тема:                 «В гостях у сказки».

Тип урока: Обобщающий урок по теме «Лексика»
(в классе с казахским языком обучения)

Форма: Путешествие в сказку


Цель: Повторить изученное по теме «Лексика»;

закрепить умения учащихся распознавать лексические термины;
умения подбирать примеры;
развивать разговорную речь учащихся, внимание, память, обогащать
словарный запас языка учащихся, интерес к русскому языку;
воспитывать осознанную потребность в знаниях, чуткость и
внимательность к слову.

   Методы : комбинированный, игровой.

Оборудование: Слайдовая презентация, картонный теремок, карточки
(однозначные и многозначные слова, слова с прямым
и  переносным  значением, синонимы, антонимы).

Мяч, выставка словарей, музыка для физминутки, аудиозапись
сказки «Теремок».


Ход урока.
I. Организационный момент.
1.
Вступительное слово учителя.
Ребята, сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие, в сказку, где как и полагается героям, нам нужно пройти через различные испытания. А помогут нам их преодолеть не волшебники, а наши прочные знания, полученные на уроках по теме: «Лексика». Ертегіге кош келдіңіздер!

      Звучит музыкальное вступление к сказке «Теремок», аудиозапись:

В чистом поле теремок, теремок.

 Он не низок, не высок, не высок.

 Кто, кто в теремочке живет?

 Кто, кто в невысоком живет?

         Ответить на этот вопрос вам поможет загадка: Крыльев нет,
А быстро летают,
Их если выпустишь —
Уже не поймаешь.
Что это? (Слова)
Учитель: Конечно, в нашем теремке живут слова.

Как называется раздел науки о языке, изучающий словарный состав русского языка? (Лексика). Для чего служат слова?
- О чем же у нас сегодня пойдет речь на уроке?

 II. Путешествие в сказку.
1) Лексическая разминка.
Начнём мы урок с разминки. Вы помните, какие жители, кроме лягушки жили в теремке?
Про одного из жителей теремка мы разучим с вами скороговорку:
Мышь в углу прогрызла норку,
Тащит в норку хлеба корку.
Сначала проговариваем медленно, потом быстрее. Проговорить должен каждый ученик.
- Каждое слово обязательно что-то обозначает, т.е. имеет свое лексическое значение.
Объясните значение слов: норка, корка. Составьте словосочетания с каждым из этих слов.(устно)
Учитель:
 Ребята, давайте посмотрим, какие жильцы населяют наш теремок. А в нашем теремке живут очень дружно слова, хотя и в разных квартирах. Заглянем в квартиру № 1. В ней живут слова, близкие по значению, они обозначают одни и те же понятия. Что это за слова?

2) СИНОНИМЫ (повесить табличку на доску).

Учитель:     Одного жильца зовут Смелый.

 - А как зовут других членов семьи? Запишите, (отважный, храбрый, бесстрашный, мужественный).
- А есть ли синонимы в казахском языке? Приведите примеры:
дос – досжар (тамыр), жолдас (товарищ), жұмыс, еңбек, іс (дело)

Задание №1.   Подберите синонимы к следующим словам, чтобы признак был выражен   сильнее (на доске записаны слова):
Большой -… (огромный)                                              теплый -…(горячий)
Влажный -… (мокрый)                                              хороший -…(замечательный)
Прохладный -…(холодный)                                         известный -...(знаменитый)

Задание№2.

Отредактируйте текст, используя синонимы.

«После гибели Муму Герасим пошел в родную деревню. Герасим шел полями и лугами. Он шел всю ночь. Он шел и радостно глядел по сторонам, вдыхая запах родных полей. Когда он пришел в родную деревню, то стал там прилежно работать.

 3) Молодцы, ребята. А теперь давайте посмотрим, кто живёт в следующей квартире.
Жильцов квартиры №2.
Застать сумели мы едва.
 Они стояли у порога,    
 Уже готовые в дорогу.

- Учитель: Угадайте, кто они: один высокий, другой низкий, один грустный, другой веселый.

    - АНТОНИМЫ (повесить табличку на доску).

Учитель: Что же такое антонимы?

Задание №1. Жильцы не случайно собрались в дорогу, им нужна помощь. Они получили письмо от любимого дедушки, да вот незадача: половина его оказалась сплошным чернильным пятном. Помогите прочитать им письмо:

 «Дорогие внучата! Я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, невежественных и грубых. Мне хочется, чтобы выросли вы людьми смелыми…». (дети дополняют: щедрыми, трудолюбивыми, сильными, умными, честными, образованными, волевыми).
Теперь немножко поиграем.
Задание №2 .Игра «Подскажи словечко»
Бросаю мяч, называю слово, вы должны ответить, назвав антоним.
Весёлый - грустный, устный – письменный, встречать-провожать, ранний – поздний, мало - много, весна-осень, старый - молодой, лёгкий- тяжёлый.
А теперь на казахском языке: күн – түн, қара-ақ, қатты-жүмсақ, аз - көп, соғыс- әлем(бейбітшелік), қызықты-қоуықсыз. Молодцы!Өте жақсы!
Учитель: Все квартиры на первом этаже заняты,

                   А прежде, чем на второй этаж подняться,

                   Нужно физминуткой заняться.

         Физкультминутка (музыкальная)


 4) Учитель:  А теперь, ребята, поднимаемся на второй этаж, узнаем, кто здесь живет? Какие же слова живут в квартире № 3?

    - Кто вы?

      - Мы лисички, дружные сестрички.

       -Ну, а вы-то кто же?

       - Мы лисички тоже.

       -Как, с одной- то лапкой?

       -Нет, еще со шляпкой.
Учитель: Так кто же живет в квартире №4? (многозначные слова. Повесить очередную табличку)

Задание №1. Какое многозначное слово вам встретилось? (шляпка).

      -Какие же значения есть у слова «шляпка»? (шляпка гриба и шляпка  девочки).

      - Что их объединяет? (верх чего- либо).

      -А почему у гриба верх называется «шляпкой»? (круглая форма)

   -  Какой омоним встречается в этой загадке? (лисички)
Задание №2. Объясните значение многозначных слов в каждом словосочетании:
 Хвост кошки (часть тела кошки)
Хвост самолёта (задняя часть)
Хвост скорого поезда (последнюю часть – вагон)
Стоял в хвосте очереди (самый последний).

 5) Учитель:  А теперь узнаем, какие же слова живут в квартире №4?

Там идет заседание   общества любителей образного слова. Собрались здесь слова, которые  «умеют плакать и смеяться, приказывать, молить и заклинать и, словно  сердце, кровью обливаться, и равнодушно холодом дышать»(Я. Козловский)

- Учитель: Какие слова могут такое?

- Слова с переносным значением (повесить карточку на доску).

 Учитель: Прочитайте стихотворение и найдите слова с переносным значением:

         Усталое солнце по небу гуляет.

         Ленивая туча над лесом скучает.

         На сонной березе щебечут синицы.

         Спит ветер игривый средь поля пшеницы.

- Для чего автор использует слова с переносным значением?

(описать природу как живую).

- Как называется художественное средство? (олицетворение)

6)  Учитель: А под самой крышей теремка находится мансарда.

 - Что это такое? Где мы можем посмотреть, что означает слово. Давайте узнаем из толкового словаря. (Учащиеся работают с толковыми словарями).
Мансарда - это жилое помещение на чердаке под самой крышей.
Возглавляет всю семью слов сама госпожа ЛЕКСИКА. Она хочет проверить ваш словарный запас и вашу смекалку.
Мини-викторина про лягушку - квакушку
Лягушке нравятся слова,

В которых есть три буквы - КВА.
- Я предлагаю вам вопросы, а вы должны ответить на них, используя слова, в которых есть эти три буквы КВА.
1. В каком жилище мечтает жить лягушка? квартире)

2. Какую геометрическую фигуру предпочитает лягушка Квакушка? (Квадрат)
3. Какая у лягушки Квакушки любимая книжка? (Букварь)

4. Чем она любит рисовать? кварелью)

5. Какие овощи больше всего любит лягушка Квакушка? (Тыква, брюква)

6. Назовите любимые напитки лягушки Квакушки. (Квас и простокваша)
7.
А какая её любимая ягода? (Клюква)

III. Обобщение.
Итак, ребята, назовите жильцов нашего теремка еще раз.

1

2


3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14


15

   Вот такие жильцы в нашем теремке. Но, конечно же, мы еще не ко всем сходили в гости, но обязательно это сделаем.
IV. Рефлексия.
Вы узнали  о жильцах немало. А что запомнили?  Проведем моментальный тест.
Моментальный тест. (учащиеся получают карточки в виде таблицы, где каждый квадратик пронумерован. Учитель формулирует утверждение. Если дети согласны с утверждением, то закрашивают квадратик, если не согласны - оставляют квадратик пустым).
1. Лексика – это словарный состав языка. +
2.Слова, близкие по лексическому значению – это синонимы. +
3. Каждое слово имеет лексическое значение. +
4. Слова воин и боец - синонимы, +
5.Антонимы - это слова, одинаковые по звучанию, но совершенно разные по лексическому значению. -
6. Горе и радость – это синонимы.-
7. Слова бывают однозначные и многозначные. +
8. Лес улыбается. Глагол имеет переносное значение. +
9. Слово шляпа многозначное. +
10. Золотое сердце - прямое значение. -
11.Метель, вьюга, буран – это антонимы.-
12.Слово – это лексическая единица. +
13.Слова ложь и обман обозначают одно и то же. +
14. Сборник слов, обычно расположенных в алфавитном порядке - это словарь. +
15. Наша речь строится из слов и предложений. +
А теперь поднимите свои карточки. У кого закрашенные квадраты превратились в фигуру, похожую на цифру 5, тот отлично усвоил наш урок. У кого не получилось пятерки, не расстраивайтесь. Это можно поправить. Серьёзнее учите уроки, и всё будет отлично!

 V. Итог урока.

 -Вот и подошел к концу наш урок. Но это совсем не означает, что мы с вами закончили изучение «Лексики». Нет, мы еще вернемся к этому разделу в 6 классе,  и хочется, чтобы вы сохранили полученные знания, ведь от этого во многом будут зависеть ваши успехи.

 

VI. Домашнее задание.
Напишите свою сказку о тех жильцах нашего теремка, которые вам больше всего понравились: о синонимах, антонимах, однозначных и многозначных словах.





Просмотр содержимого презентации
«теремочек»

« ЭТИ  МНОГОЛИКИЕ  СЛОВА…»

« ЭТИ МНОГОЛИКИЕ СЛОВА…»

Ертегіге кош  келдіңіздер!   Добро пожаловать  в сказку!
  • Ертегіге кош келдіңіздер! Добро пожаловать в сказку!
В чистом поле теремок, теремок.  Он не низок, не высок, не высок.  Кто, кто в теремочке живет?  Кто, кто в невысоком живет?

В чистом поле теремок, теремок.

Он не низок, не высок, не высок.

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Крыльев нет,  А быстро летают,  Их если выпустишь —  Уже не поймаешь.   СЛОВА

Крыльев нет, А быстро летают, Их если выпустишь — Уже не поймаешь.

СЛОВА

Как называется раздел курса русского языка, изучающий словарный состав русского языка?  ЛЕКСИКА Для чего служат слова?

Как называется раздел курса русского языка, изучающий словарный состав русского языка?

ЛЕКСИКА

Для чего служат слова?

Лексическая разминка.    Мышь в углу прогрызла  норку,  Тащит в норку хлеба  корку.

Лексическая разминка.

Мышь в углу прогрызла норку, Тащит в норку хлеба корку.

Определите лексическое значение слов НОРКА и КОРКА .   Составьте (устно)словосочетания с каждым из этих слов

Определите лексическое значение слов НОРКА и КОРКА . Составьте (устно)словосочетания с каждым из этих слов

Квартира    №1  СИНОНИМЫ

Квартира №1

СИНОНИМЫ

Одного брата зовут СМЕЛЫЙ  А как зовут других братьев? Отважный, храбрый, бесстрашный, мужественный

Одного брата зовут

СМЕЛЫЙ А как зовут других братьев?

Отважный, храбрый, бесстрашный, мужественный

Задание №1  П одберите синонимы к следующим словам, чтобы признак был выражен   сильнее : Большой -   Влажный -   Прохладный          Тёплый-   Хороший-    И звестный- огромный  мокрый  холодный горячий  замечательный знаменитый

Задание №1 П одберите синонимы к следующим словам, чтобы признак был выражен   сильнее :

Большой -  Влажный -  Прохладный          Тёплый-  Хороший-   И звестный-

огромный мокрый холодный

горячий замечательный

знаменитый

Задание№2. Отредактируйте текст, используя синонимы.  «После гибели Муму Герасим пошел в родную деревню. Герасим шел полями и лугами. Он шел всю ночь. Он шел и радостно глядел по сторонам, вдыхая запах родных полей. Когда он пришел в родную деревню, то стал там прилежно работать».

Задание№2.

Отредактируйте текст, используя синонимы.

«После гибели Муму Герасим пошел в родную деревню. Герасим шел полями и лугами. Он шел всю ночь. Он шел и радостно глядел по сторонам, вдыхая запах родных полей. Когда он пришел в родную деревню, то стал там прилежно работать».

Задание№2. У вас должно получиться следующее: «После гибели Муму Герасим отправился  в родную деревню. Герасим шел полями и лугами. Он шагал всю ночь. Он спешил и радостно глядел по сторонам, вдыхая запах родных полей. Когда он вернулся в родную деревню, то стал там прилежно работать».

Задание№2.

У вас должно получиться следующее:

«После гибели Муму Герасим отправился в родную деревню. Герасим шел полями и лугами. Он шагал всю ночь. Он спешил и радостно глядел по сторонам, вдыхая запах родных полей. Когда он вернулся в родную деревню, то стал там прилежно работать».

Жильцов квартиры № 2  Застать сумели мы едва.  Они стояли у порога,      Уже готовые в дорогу.

Жильцов квартиры № 2 Застать сумели мы едва. Они стояли у порога,     Уже готовые в дорогу.

Угадайте, кто они:  один высокий, другой низкий,  один весёлый, другой грустный?

Угадайте, кто они: один высокий, другой низкий, один весёлый, другой грустный?

Квартира    №2  АНТОНИМЫ

Квартира №2

АНТОНИМЫ

Жильцы не случайно собрались в дорогу, им нужна помощь. Пришло письмо от любимого дедушки, да вот беда: половина его оказалась запачкана чернильным пятном.  Помогите прочитать им письмо:

Жильцы не случайно собрались в дорогу, им нужна помощь. Пришло письмо от любимого дедушки, да вот беда: половина его оказалась запачкана

чернильным пятном. Помогите прочитать им письмо:

Задание №3.   Помогите прочитать письмо.   «Дорогие внучата, я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, невежественных, безвольных.  Я хочу, чтобы выросли вы людьми смелыми…»

Задание №3. Помогите прочитать письмо.

«Дорогие внучата, я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, невежественных, безвольных. Я хочу, чтобы выросли вы людьми смелыми…»

Игра  «ПОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

Игра «ПОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

Все квартиры на первом этаже заняты, А прежде, чем на второй этаж подняться,     Нужно физминуткой заняться.

Все квартиры на первом этаже заняты,

А прежде, чем на второй этаж подняться,

    Нужно физминуткой заняться.

Квартира   №3 Поднимаемся на второй этаж, узнаем, кто здесь живет? Какие же слова живут в квартире № 3?

Квартира №3

Поднимаемся на второй этаж, узнаем, кто здесь живет?

Какие же слова живут в квартире № 3?

- Кто вы?        - Мы лисички, дружные сестрички.        -Ну, а вы-то кто же?        - Мы лисички тоже.        -Как, с одной- то лапкой?        -Нет, еще со шляпкой.

- Кто вы?

       - Мы лисички, дружные сестрички.

       -Ну, а вы-то кто же?

       - Мы лисички тоже.

       -Как, с одной- то лапкой?

       -Нет, еще со шляпкой.

Квартира   №3 Многозначные слова

Квартира №3

Многозначные слова

Задание №4  Объясните значение многозначных слов в каждом словосочетании:   1)   Хвост кошки   2) Хвост самолёта   3) Хвост скорого поезда   4) Стоял в хвосте очереди  5) ходить хвостом

Задание №4 Объясните значение многозначных слов в каждом словосочетании: 1)   Хвост кошки 2) Хвост самолёта 3) Хвост скорого поезда 4) Стоял в хвосте очереди 5) ходить хвостом

Задание №5.  Составьте словосочетания со словом крыло,  чтобы оно было употреблено в разных значениях.

Задание №5. Составьте словосочетания со словом крыло, чтобы оно было употреблено в разных значениях.

А теперь узнаем, какие же слова живут в квартире №4 ? Там идет заседание   общества любителей образного слова. Собрались здесь слова, которые   «…умеют плакать и смеяться,  приказывать, молить и заклинать  и, словно  сердце, кровью обливаться,  и равнодушно холодом дышать»  Я. Козловский

А теперь узнаем, какие же слова живут в квартире №4 ?

Там идет заседание   общества любителей образного слова. Собрались здесь слова, которые  

«…умеют плакать и смеяться, приказывать, молить и заклинать и, словно  сердце, кровью обливаться, и равнодушно холодом дышать» Я. Козловский

Какие слова могут так себя вести?   Квартира   №4 Слова с переносным значением слова

Какие слова могут так себя вести?

 

Квартира №4

Слова с переносным значением слова

Усталое солнце по небу гуляет.         Ленивая туча над лесом скучает.        На сонной березе щебечут синицы. Спит ветер игривый средь поля пшеницы .  Задание№6.

Усталое солнце по небу гуляет.

        Ленивая туча над лесом скучает.

       На сонной березе щебечут синицы.

Спит ветер игривый средь поля пшеницы .

Задание№6.

Сравните свой ответ с правильным .  Усталое солнце по небу гуляет.   Ленивая туча над лесом скучает.   На сонной  березе щебечут синицы. Спит  ветер игривый средь поля пшеницы .

Сравните свой ответ с правильным . Усталое солнце по небу гуляет.

  Ленивая туча над лесом скучает.

  На сонной березе щебечут синицы.

Спит ветер игривый средь поля пшеницы .

Для чего автор использует слова с переносным значением? - Как называется это художественное средство?   Олицетворение

Для чего автор использует слова с переносным значением?

- Как называется это художественное средство?  

Олицетворение

А под самой крышей теремка находится мансарда.   - Что это такое? Где мы можем посмотреть, что означает слово? Давайте узнаем . Квартира   №5 Мансарда –это жилое помещение на чердаке под самой крышей

А под самой крышей теремка находится мансарда.

  - Что это такое? Где мы можем посмотреть, что означает слово? Давайте узнаем .

Квартира №5

Мансарда –это жилое помещение на чердаке под самой крышей

Значение слов можно узнать в толковом словаре

Значение слов можно узнать в толковом словаре

ЛЕКСИКА

ЛЕКСИКА

Мини-викторина  про лягушку- квакушку.    Лягушке нравятся слова, В которых есть три буквы - КВА .

Мини-викторина про лягушку- квакушку. Лягушке нравятся слова,

В которых есть три буквы - КВА .

Моментальный тест         1    2    4    3    5   7    6   8    10    13     9    11    14    12    15

Моментальный тест

1

2

4

3

5

7

6

8

10

13

9

11

14

12

15

Вы не допустили ни одной ошибки? Ваша оценка «5»         1    2  4    3  5  7  6  8  10  13  9  11  14  12  15

Вы не допустили ни одной ошибки? Ваша оценка «5»

1

2

4

3

5

7

6

8

10

13

9

11

14

12

15

Подведение итогов!!!

Подведение итогов!!!

Домашнее задание Напишите свою сказку о тех жильцах нашего теремка, которые вам больше всего понравились: о синонимах, антонимах, однозначных и многозначных словах.

Домашнее задание

Напишите свою сказку о тех жильцах нашего теремка, которые вам больше всего понравились: о синонимах, антонимах, однозначных и многозначных словах.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дэр Анна Анатольевна

Дата: 16.09.2015

Номер свидетельства: 231217


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства