kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-презентация по творчеству М.Ю.Лермонтова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова

Цели: 1.Совершенствовать знания учащихся о жизни Лермонтова и познакомить с  егокавказской жизнью и творчеством;

           2. Расширить кругозор учащихся;

           3. Воспитывать чувства любви к поэзии М.Ю.Лермонтова.

Тип урока. Экспресс-информация;

Метод обучения. Репродуктивный .

Средства обучения.1. Портреты Лермонтова ( детство, юность, зрелость)

                                    2. Стенд , посвященный М.Ю.Лермонтову.

                                    3. Выставка книг.

Ход урока

 I. Организационная часть.

- Приветствие.

 II. Вступительное слово учителя.

- Сегодня вас приглашаю в « Литературный вечер», где мы с вами будем говорить о жизни и судьбе великого русского поэта и писателя М.Ю.Лермонтова. Конечно, его имя вам, ребята, ни о чем не говорит. Так как его творчество мы будем проходить в старших классах. Но в этом году 15 октября мы отмечаем  200-летие со дня его рождения. Поэтому, я посчитала своим долгом рассказать вам о его творчестве.

 (Под тихую музыку звучит отрывок из стихотворения Лермонтова. Полумрак, стоит свеча у стенда.)

Я рожден, чтоб целый мир был зритель

Торжества иль гибели моей

Боюсь не смерти я. О нет!

Боюсь исчезнуть совершенно.

   Любимым поэтом Лермонтова был А.С.Пушкин. Пушкин- великий поэт, творчество которого будет освещать путь каждого из нас на протяжении всей нашей жизни. А.С.Пушкина не стало 28 января 1837 года. И практически сразу же по городу разнеслись гневные и трагические строки из стихотворения «Смерть поэта»:

                                                Погиб Поэт! –невольник чести-

                                               Пал, оклеветанный молвой…

   Это стихотворение принадлежало молодому человеку, ещё мало известному, но завоевавшему российского читателя мгновенно. Россия обрела нового гениального поэта- Михаила Юрьевича Лермонтова.

Учитель зажигает свечу.

 Душа- свеча… У каждого своя. Чья-то горит ярко, но быстро сгорает, другая медленно, но лишь тлеет, третья- с отблесками, что бросает вокруг себя.

    Свеча – душа. Сможем ли мы передать свет своей души нашим потомкам, или она погаснет, никого не обогрев? Мы будем говорить о человеке, чья свеча, зажженная много-много лет назад, продолжает ярко гореть, освещая своим светом наши души.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-презентация по творчеству М.Ю.Лермонтова »

Тема: Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова

Цели: 1.Совершенствовать знания учащихся о жизни Лермонтова и познакомить с  егокавказской жизнью и творчеством;

           2. Расширить кругозор учащихся;

           3. Воспитывать чувства любви к поэзии М.Ю.Лермонтова.

Тип урока. Экспресс-информация;

Метод обучения. Репродуктивный .

Средства обучения.1. Портреты Лермонтова ( детство, юность, зрелость)

                                    2. Стенд , посвященный М.Ю.Лермонтову.

                                    3. Выставка книг.

Ход урока

 I. Организационная часть.

- Приветствие.

 II. Вступительное слово учителя.

- Сегодня вас приглашаю в « Литературный вечер», где мы с вами будем говорить о жизни и судьбе великого русского поэта и писателя М.Ю.Лермонтова. Конечно, его имя вам, ребята, ни о чем не говорит. Так как его творчество мы будем проходить в старших классах. Но в этом году 15 октября мы отмечаем  200-летие со дня его рождения. Поэтому, я посчитала своим долгом рассказать вам о его творчестве.

 (Под тихую музыку звучит отрывок из стихотворения Лермонтова. Полумрак, стоит свеча у стенда.)

Я рожден, чтоб целый мир был зритель

Торжества иль гибели моей

Боюсь не смерти я. О нет!

Боюсь исчезнуть совершенно.

  Любимым поэтом Лермонтова был А.С.Пушкин. Пушкин- великий поэт, творчество которого будет освещать путь каждого из нас на протяжении всей нашей жизни. А.С.Пушкина не стало 28 января 1837 года. И практически сразу же по городу разнеслись гневные и трагические строки из стихотворения «Смерть поэта»:

Погиб Поэт! –невольник чести-

Пал, оклеветанный молвой…

Это стихотворение принадлежало молодому человеку, ещё мало известному, но завоевавшему российского читателя мгновенно. Россия обрела нового гениального поэта- Михаила Юрьевича Лермонтова.

Учитель зажигает свечу.

Душа- свеча… У каждого своя. Чья-то горит ярко, но быстро сгорает, другая медленно, но лишь тлеет, третья- с отблесками, что бросает вокруг себя.

    Свеча – душа. Сможем ли мы передать свет своей души нашим потомкам, или она погаснет, никого не обогрев? Мы будем говорить о человеке, чья свеча, зажженная много-много лет назад, продолжает ярко гореть, освещая своим светом наши души.

 III. Изучение новой темы.

Слайд№1.Михаил Юрьевич Лермонтов родился 15 октября 1814 года.

Слайд№2.Мать Лермонтова, Мария Михайловна, натура романтическая и болезненная, училась в институте благородных девиц; отец- 27-летний отставной капитан из «захудалого» дворянского рода. Мать Марии была против брака. Но они преодолели сопротивление матери. Эта борьба подорвала здоровье Марии Михайловне и, когда сыну исполнилось 3 года, она умерла.

Слайд№3.Воспитанием занялась бабушка Елизавета Арсеньева, человек осень властный и строгий. Отец хотел увезти сына. Но она убедила его не делать этого, составив завещание, по которому все ее состояние должно было перейти к внуку, но с обязательным условием, что до совершеннолетия внук будет жить с ней.

Слайд№4. Тарханы… Половина жизнипоэта прошло в этом имении. После смерти дочери Елизавета Арсентьевна велела сжечь дом, а на его месте построила новый, где, по ее мнению, должно быть счастье.

Слайд№5. В Тарханах Михаил жил как богатый барчук, у него было несколько комнат, бабушка делала все, чтобы он мог учиться, развиваться физически.

Слайд№6.Мальчик получил столичное домашнее образование, с детства свободно владел французским и немецким языками.

Слайд№7. Бабушка постоянно возила внука на лечение в Пятигорск. Кавказская природа поразила мальчика. Он увидел снежные вершины гор, бьющие на Машуке серые источники, степь на десятки верст, бурные и быстрые реки.

Учитель:Детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов остались в его раннем творчестве. Лермонтов написал стихотворения «Кавказ», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!». Сейчас я предлагаю послушать стихотворение «Горные вершины», которое прочитает для вас учительница русского языка и литературы Ахметова ГазизаКенесовна.

Слайд№8. 1 сентября 1827 года Лермонтов был зачислен в четвертый класс Московского благородного пансиона. Этой же осенью он увлеченно сочиняет стихи. Он создает более 50 стихотворений, занимается переводами. Кроме этого, Лермонтов хорошо играет на скрипке и красиво рисует.

Учитель:Лермонтов был художником-живописцем. Посмотрите на репродукции его картин. В основном, в своих рисунках он изображал Кавказ. Кавказ для Лермонтова был символом свободы, мужества и красоты. Но это вовсе не значит, ребята, что он не любил свою родину, Россию. Ей он посвятил немало стихотворений.

Ученица 6А класса ЖагалАкжунисчитает стихотворение «Родина».

Ученица 6Б класса КалдыбайЖаухар читает стихотворение «Прощай, Россия!».

-В лирике Лермонтова было стихотворение «Бородино», которое являлось откликом на 25-ю годовщину Бородинского сражения. (1837).

Ученик 6Б класса КосамановКуаныш читает отрывок стихотворения «Бородино».

Слайд№9. После смерти А. Пушкина Лермонтов написал стихотворение «На смерть поэта».

Ученицы 6Б и 6А классов КарбозЖансая и ТанжарыкШугыла читают стихотворение «Смерть поэта».

-18 февраля 1837 года Лермонтов был арестован, началось политическое дело о «непозволительных стихах». Пробыв под арестом несколько дней, он был направлен в драгунский полк, который находился на Кавказе, где шла война с горцами.

Тебе, Кавказ, суровый край земли,

Я посвящаю снова стих небрежный.

Как сына ты его благослови

И осени вершиной белоснежной.

От юных лет к тебе мечты мои

Прикованы судьбою неизбежной,

На севере, в стране тебе чужой

Я сердцем твой, всегда и всюду твой!

Слайд№10.Ученица 6А класса АйнадиноваМеруерт читает стихотворение «Утёс»

Слайд№11.Ученик 6Б класса Рустем Диас читает стихотворение «Парус»

Слайд№12. За свои вольнолюбивые, бунтарские стихи, за резкий характер М.Ю. Лермонтова недолюбливали в обществе. Вокруг него, особенно в последний год жизни, все туже затягивалась петля интриг- гнусных, страшных.

Учитель:На Кавказе Лермонтов находит общество прежних знакомых, и в том числе своего товарища по Школе юнкеров Мартынова. На одном из вечеров в пятигорском семействе Верзилиных шутки Лермонтова задели Мартынова. Ссора повлекла за собой вызов; не придавая значения размолвке, Лермонтов принял его, не намереваясь стрелять в товарища и был убит наповал. Лермонтов не собирался стрелять, а значит не собирался умирать. Он был полон творческих планов, рассчитывал получить отставку и отдаться литературной деятельности. Его интересовала духовная жизнь Востока, с которой он соприкоснулся на Кавказе. Однако, случайная смерть поэта разрушила все его планы.

Слайд№13. Белел вдали Эльбрус. Тело великого русского поэта принял скалистый Машук, по склонам которого он взбирался некогда мальчиком…. Но эта могила оказалась временной: бабушка выхлопотала разрешение перевезти прах внука в Тарханы. Гроб установлен в фамильном склепе.

Слайд№14. Лермонтов прожил такую короткую жизнь, что нельзя не поразиться тем фактам, что он успел создать огромный литературный мир и сделаться величайшим русским поэтом, равным Пушкину. Слава Лермонтова имеет свои особенности. И стихи, и проза его прежде всего ставят читателя как бы перед самим собой, заставляют задуматься о себе, о своем месте в обществе, в мире. Он зажигает душу стремлением к добру, красоте, жизни, а также к умению противостоять бурям жизни. 

Учитель. Душа – свеча. Свеча таланта. Она тоже может погаснуть. Дать людям радость и угаснуть...

Учитель тушит свечу.

- Ребята, хотя я потушила свечу, надеюсь, что мне удалось зажечь в ваших сердцах хотя бы маленькую искорку любви к герою сегодняшнего вечера М.Ю.Лермонтову. Также надеюсь он станет одним из самых любимых поэтов русской литературы.



















Я рожден, чтоб целый мир был зритель

Торжества иль гибели моей

Боюсь не смерти я. О нет!

Боюсь исчезнуть совершенно




М.Ю. Лермонтов







Лермонтов- художник



























Учитель русского языка Ахметова Газиза Кенесовна

читает стихотворение Лермонтова







Султанова Сулушаш Жахияевна

рассказывает о своем любимом поэте










Награждение учащихся 6-ых классов за активное участие

в литературном вечере
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок-презентация по творчеству М.Ю.Лермонтова

Автор: Шаукенбаева Еркетай Сактагановна

Дата: 31.01.2015

Номер свидетельства: 164925


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства