Обобщающий урок-путешествие в страну «Местоимение».
Русский язык, 4 класс.
Цели:
Дидактические: -наблюдение за ролью местоимений в предложении, тексте, за особенностями употребления личных местоимений;
Развивающие: - развитие полноты состава действий обучающихся по постановке, решению и оценке результатов решения учебной задачи;
Воспитательные: - воспитание навыка самостоятельности;
формирование чувства языка;
воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой.
Обобщить и закрепить полученные знания учащихся по теме: «Местоимение как часть речи».
Обучать правильному употреблению местоимений в речи;
Развивать орфографическую зоркость; работать над грамотностью письма; обогащать словарный запас детей.
Развивать внимание, мышление; способствовать развитию творческих способностей учащихся.
Оборудование: (презентация)
Ход урока:
Оргмомент. Психологический настрой. (слайд 2)
Ребята, давайте улыбнёмся друг другу! Я рада видеть ваши улыбки и думаю, сегодняшний урок принесёт нам радость общения. Успехов вам!
А сейчас проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку “5” .
Какое у вас сегодня настроение? Выберите смайлик и положите перед собой.
Перед тем как начать урок давайте вспомним золотые правила грамматики.(Слайд)
II. Сообщение темы и целей урока.
А, чтобы узнать тему урока, выполним одно задание:
1. Орфографическая пятиминутка. (слайд 3)
Вставь пропущенные слова и исправь орфографические ошибки, узнай из какого произведения эти строки (выполняем у доски)
Злой тоской удручена, кмуравю палзёт _______________. (И.А.Крылов)
Как, милый петушок, паёшь __________ громко, важно! (И.А.Крылов)
А __________, друзя, как ни сядитесь, всё вмузыканты негадитесь. (И.А.Крылов)
Ветер, ветер! __________ могуч, __________ ганяешь стаи тучь. (А.С.Пушкин)
– Какие ещё изученные орфограммы встретились в этом тексте? (Обращение, однородные члены предложения)
- Оцените свою работу. Как вы с ней справились? Перед вами лежат карты. Найдите эту станцию и оцените свою работу.
2 Следующая станция «Каллиграфическая» Давайте запишем те слова, которые мы поставили в текст .
3. Чистописание:
она ты вы я
- Так какую же часть речи вставили в тексте? (Местоимения)
4. Повторение. (слайд 4)
-Что такое местоимение? (Местоимение – часть речи.)
- Какую роль играют местоимения в нашей речи? (Местоимения указывают на предмет, признак, но не называют их)
- То есть местоимения указывают на существительные и прилагательные. А можете привести примеры? (У дома растут красивые цветы. Они цветут всё лето. Такие же цветы мы посадили на даче. Они – указывает на предмет, а такие – на признак.)
- С этим заданием вы тоже справились! Теперь следующее.
Посмотрите внимательно и вспоминаете всё, что знаете об этих словах: я, ты, он, она, мы, вы. (Это личные местоимения)
- Почему их так называют?(Они указывают на лицо)
- Сколько лиц у местоимений? Назовите их.(1 л. – это сам говорящий, 2 л. – собеседник, 3 л. – человек, не участвующий в речи.)
- Что вы ещё знаете о личных местоимениях? (Они изменяются по числам, падежам и в 3 л. – по родам.)
- Кто назовёт тему нашего урока? (слайд 6)
Мы сегодня должны закрепить знания о местоимениях, а поможет нам в этом дальнейшее наше путешествие.
Да, сегодня мы с вами отправляемся в туристический поход в страну «Местоимение», для того, чтобы обобщить и закрепить знания об этой части речи, будем учиться правильно употреблять местоимения, совершенствовать устную и письменную речь, делая её более точной и богатой.
Страна это большая, она занимает третье место, после существительного и глагола. Из 30 самых частых слов - 12 местоимений. Путешествовать мы будем, как настоящие туристы. Наш путь будет проходить через равнины, горы, реки. Нас ожидают трудности и серьезные испытания. Но я надеюсь, что нам, бесстрашным, горячим сердцам молодым - все под силу. Девиз: “Ничто нам не трудно, бесстрашным, горячим сердцам молодым” (хором) Отправляясь в путешествие, мы возьмем рюкзак, компас, карту маршрута. В рюкзак мы должны положить местоимения, которые помогут нам преодолеть преграды.
4 Словарная работа. (слайд 8)
а) – А ещё мы возьмём с собой в поход… (показ картинок, дети самостоятельно записывают словарные слова в тетрадях, взаимопроверка)
Лопата, топор, тарелка, кастрюля, стакан, посуда, одежда, сапоги, горох, картофель, морковь, овощи, сахар, газета, багаж.
- За словарный диктант оценки будут выставлены в журнал, таким образом обратите внимание на объективность ваших оценок.
б) - И, конечно же, в походе мы не сможем обойтись без доверия друг к другу. (слайд 9)
Знакомство с новым словарным словом. (Словарь. Стр.33)
- Запишите его с комментированием. Подумайте над лексическим значением этого слова. Давайте назовём грамматические признаки слова доверие (сущ., ср.р., 2 скл., в ед.ч.)
- Составьте небольшой текст (2-3 предложения) с этим словом. (слайд 9)
- Что такое доверие? (Доверие – это уверенность в человеке, в его добросовестности.)
- Когда необходимо доверие? (Доверие необходимо между настоящими друзьями.)
- К чему приводит отсутствие доверия? (Отсутствие доверия приводит к предательству, измене и вражде.)
в) Редактирование текста. (слайд 10)
- Всё ли вас устраивает в этом тексте? (Нет. Повторы)
- Отредактируйте его. Какая часть речи поможет вам в этом?
Доверие – это уверенность в человеке, в его добросовестности. Оно необходимо между настоящими друзьями. Отсутствие его приводит к предательству, измене и вражде.
г) Комментированное письмо последнего предложения. (1 ученик ________ )
д) Синтаксический разбор. (1 ученик ______________) (слайд 11)
- Какова же синтаксическая роль местоимений? (Может быть подлежащим и второстепенным членом предложения ) (слайд 10)
IV. Физминутка. (слайд 12) Флешмоб под музыку «Я,ты,он,она»
V. Работа над темой урока.
Итак, отправляемся в дорогу. А впереди у нас вершина. Восхождение будет сложным, опасным, надо быть крайне внимательным. (слайд 13)
«Исправь ошибки»
- Прочитайте рассказ и запишите его без ошибок. Укажите местоимения и определите падеж.
Вася и Петя играли во дворе. К им подошла Маша. У её не было подруг. Мальчики пригласили девочку играть с ими.
Индивидуальная работа.
- Произвести морфологический разбор местоимения у неё. (1 ученик у доски ______________)
Проверка: (слайд 14)
Вася и Петя играли во дворе. К ним подошла Маша. У неё не было подруг. Мальчики пригласили девочку поиграть с ними.
а)- На какое правило допущены ошибки?(Правописание местоимений с предлогами)
- Что нам говорит это правило? (слайд 15)
Местоимения, как и существительные, могут употребляться с предлогами. Предлог пишется от местоимений отдельно.
Зайду к тебе. Приходи ко мне.
Когда местоимения он, она, оно, они употребляются с предлогами, то начинаются со звука н, например:
Ты был у них?
Я пришёл к нему и вручил ему книгу.
Глядь, опять перед ним землянка. Проверка:
б) определение падежей местоимений. (1 ученик ____________ )
в) проверка морфологического разбора.
- Молодцы, потрудились вы на славу!
3. - Но перед нами ещё одно испытание. Надо поработать в парах(слайд 16)
Кроссворд – шарада.
В клетке со знаком вопроса сами впишите недостающие буквы.
Какие два местоимения мешают движению на дорогам?
Сколько личных местоимений в слове семья?
Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе овощ.
Первый слог – личное местоимение. Второй слог ты найдешь в словах: сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе означают вместилище для чего-нибудь.
Первый слог – личное местоимение, второй и третий – то же, что ненастье. Вместе означают – мелкая клевета или клеветник.
Ответы: 1- ямы, 2-семь, 3-тыква, 4-ящик, 5-ябеда. Местоимение.
-Вот мы с вами и дошли до страны «Местоимение». А, чтобы стать полноправными гражданами этого государства, нам необходимо пройти тестирование.
Тест (Приложение 1.) (слайд 17 - 18)
VI. Итог урока. Релаксация. (слайд 19)
С тестом, я надеюсь, вы справились и поэтому получили ключ от страны «Местоимение». Теперь то мы можем с вами отдохнуть и насладиться звуками природы. А пока вы отдыхаете, прослушайте ещё одно задание, которое выполните дома.
VII. Дом. задание. (слайд 20)
Составьте пять – шесть связанных предложений, употребив в них местоимения, определите их лицо, число и падеж. Произведите морфологический разбор одного из местоимений. Словарное слово (с.33)
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
Психологический настрой. (слайд | | | |