kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-исследование "Понятие о причастии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-исследование, предлагаемый по теме "Понятие о причастии" по УМК С. И. Львовой, В. В. Львова "Русский язык 6 класс", является первым в курсе изучения материала. Задача учителя - дать представление обучающимся о причастии. Необходимо формировать умения отличать причастие от прилагательных и определять глагол, от которого образовано причастие. Выбрать умения осознанно и произвольно строить сообщения-рассуждения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера, устанавливать причинно-следственные ссвязи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование "Понятие о причастии" »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №3 им. академика В.М. Глушкова  Урок-исследование на тему «Понятие о причастии» Разработала Баташова Людмила Александровна, учитель МБОУ лицей №3 имени академика В.М. Глушкова  г. Шахты Ростовской области  2014 год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №3

им. академика В.М. Глушкова

Урок-исследование на тему

«Понятие о причастии»

Разработала Баташова Людмила Александровна, учитель МБОУ лицей №3 имени академика

В.М. Глушкова

г. Шахты Ростовской области

2014 год

Задача: сопровождать учащихся в процессе повторения пройденного материала и усвоения новой темы.

Цели:

Личностные - создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций обучающихся, развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.

Предметные - формировать умения отличать причастия от прилагательных и определять глагол, от которого образовано причастие, познакомить обучающихся с основными грамматическими признаками, которые свойственны причастию, и его типичными суффиксами, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать и обрабатывать информацию.

Регулятивные – формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные – формирование умения осознанно и произвольно строить сообщения-рассуждения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера, умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные - формирование умения строить устное и письменное монологическое высказывание и формулировать собственное мнение и позицию, проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач.

Проверка домашнего задания. Исследование текста на предмет нового материала. Прочитайте текст. К выделенным словам найдите зависимые слова. Докажите, какой частью речи являются зависимые слова в словосочетаниях.     Донские берега , густо заросшие диким кустарником и камышом, изрезанные бесчисленными лиманами , давали в старину приют не одной паре лебедей, потому и назвали посад Лебедянью. Люди жестоко обходились с подаренным им самой природой дивом , и поубавилось лебедей в донской пойме. Кроме мужественной пары, гнездившейся прямо у моста, можно ещё увидеть чаек , низко летающих над рекой Дон. Вдали виднеются улицы с рубленными избами , с узкими крутыми спусками , заросшими вишнями и крыжовником, палисадники с пьянящим  ароматом цветов.  (По Моложавенко)

Проверка домашнего задания. Исследование текста на предмет нового материала. Прочитайте текст. К выделенным словам найдите зависимые слова. Докажите, какой частью речи являются зависимые слова в словосочетаниях.

Донские берега , густо заросшие диким кустарником и камышом, изрезанные бесчисленными лиманами , давали в старину приют не одной паре лебедей, потому и назвали посад Лебедянью. Люди жестоко обходились с подаренным им самой природой дивом , и поубавилось лебедей в донской пойме. Кроме мужественной пары, гнездившейся прямо у моста, можно ещё увидеть чаек , низко летающих над рекой Дон. Вдали виднеются улицы с рубленными избами , с узкими крутыми спусками , заросшими вишнями и крыжовником, палисадники с пьянящим ароматом цветов.

(По Моложавенко)

Выписать из текста словосочетания сущ. +причастие   зарос ш ие   (какие?)  берега изреза нн ые   (какие?)  берега подар енн ым   (каким?)  дивом гнезди вш иеся   (какой?)  пары  рубл енн ыми  (какими?)  избами заросшими  (какими?)  спусками пьянящим   (каким?)  ароматом

Выписать из текста словосочетания сущ. +причастие

зарос ш ие (какие?) берега

изреза нн ые (какие?) берега

подар енн ым (каким?) дивом

гнезди вш иеся (какой?) пары

рубл енн ыми (какими?) избами

заросшими (какими?) спусками

пьянящим (каким?) ароматом

Актуализация знаний  Учитель.  В древнегреческой мифологии самые интересные и необычные существа – это кентавры. Верхняя часть – туловище человека, а нижняя часть представляет собой туловище лошади.  Вот такие необычные кентавры есть и в русском языке. Это причастия. Сегодня вы познакомитесь с удивительной морфологической единицей, вокруг которой не утихают лингвистические споры. Постараемся открыть новые секреты русского языка .

Актуализация знаний

Учитель.

В древнегреческой мифологии самые интересные и необычные существа – это кентавры. Верхняя часть – туловище человека, а нижняя часть представляет собой туловище лошади.

Вот такие необычные кентавры есть и в русском языке. Это причастия. Сегодня вы познакомитесь с удивительной морфологической единицей, вокруг которой не утихают лингвистические споры. Постараемся открыть новые секреты русского языка .

Исследовательская работа Вариант №1.  Сгруппировать слова по частям речи. Дайте определения знакомым частям речи и назовите их морфологические признаки. В каких словах вы затрудняетесь определить часть речи? Слова : желтеющий (лист),жёлтый(лист), желтеть, желтизна, серебро, серебряный, посеребрить, посеребрённый, зелёный, зелень, позеленеть, позеленевший . Вариант №2. Слова:  шум, шумный(поток),шумящий поток);белый(снег), белеющий (снег),зимняя(дорога), зимующие птицы, гром, громовые (раскаты), гремящий (звук)

Исследовательская работа

Вариант №1. Сгруппировать слова по частям речи. Дайте определения знакомым частям речи и назовите их морфологические признаки. В каких словах вы затрудняетесь определить часть речи?

Слова : желтеющий (лист),жёлтый(лист), желтеть, желтизна, серебро, серебряный, посеребрить, посеребрённый, зелёный, зелень, позеленеть, позеленевший .

Вариант №2.

Слова: шум, шумный(поток),шумящий поток);белый(снег), белеющий (снег),зимняя(дорога), зимующие птицы, гром, громовые (раскаты), гремящий (звук)

Прокомментируем кластеры:  прилагательное       Глагол      Вопрос: какой? какая? какое? какие? морозная, снежная (зима); белый чистый (снег) Жёлтый, жёлтой, жёлтая, жёлтое, жёлтые Форма: полная и краткая Красивый – красив; умный- умён  Род, число, падеж . Согласуйте слова: Золотое (кольцом, цепочке, брошь, ключики) Вид : желтеет, пожелтел (лист) Время:  будет читать, читает, прочитал; падает, падал, упадёт

Прокомментируем кластеры:

прилагательное

Глагол

Вопрос: какой? какая? какое? какие? морозная, снежная (зима); белый чистый (снег)

Жёлтый, жёлтой, жёлтая, жёлтое, жёлтые

Форма: полная и краткая

Красивый – красив; умный- умён

Род, число, падеж . Согласуйте слова: Золотое (кольцом, цепочке, брошь, ключики)

Вид : желтеет, пожелтел (лист)

Время: будет читать, читает, прочитал; падает, падал, упадёт

Изучение нового материала Рассмотрите таблицу. Сделайте морфемный разбор. Назовите суффиксы причастий Дела ющ ий Рассыпа вш ийся Люб ящ ий Расстила вш ийся Чита вш ий Закругл ённ ый Вез ш ий Рассыпа нн ый Озаря ем ые Проверя ем ый Гон им ый Леч ащ ийся Прочита нн ый Перекры т ый Увид енн ая Скуча ющ ий Бри т ый Наход ящ ийся

  • Изучение нового материала

Рассмотрите таблицу. Сделайте морфемный разбор. Назовите суффиксы причастий

Дела ющ ий Рассыпа вш ийся

Люб ящ ий Расстила вш ийся

Чита вш ий Закругл ённ ый

Вез ш ий Рассыпа нн ый

Озаря ем ые Проверя ем ый

Гон им ый Леч ащ ийся

Прочита нн ый Перекры т ый

Увид енн ая Скуча ющ ий

Бри т ый Наход ящ ийся

Работа в парах. Исследуем. Причастие  читающий 1 . Вопрос: какой 2. Признак предмета по действию 3. Начальная форма: им.п., ед.ч.,  муж.р. 4. Изменяется по родам, падежам, числам. Например:( читающая девочка, читающего мальчика, читающие мальчики ) 5. Окончания –ий, –ая, –ого, –ие. Имя прилагательное  Маленький 1. Вопрос: какой? 2. Признак предмета. 3. Начальная форма: им.п., ед. ч., муж. р. 4. Изменяется по родам, падежам, числам. Например:( маленькая девочка, маленького мальчика, маленькие мальчики) 5. Окончания –ий, -ая, -ого, -ие. Вывод. Причастие имеет признаки  прилагательного.

Работа в парах. Исследуем.

Причастие

читающий

1 . Вопрос: какой

2. Признак предмета по действию

3. Начальная форма: им.п., ед.ч.,

муж.р.

4. Изменяется по родам, падежам, числам.

Например:( читающая

девочка, читающего

мальчика, читающие

мальчики )

5. Окончания –ий, –ая, –ого, –ие.

Имя прилагательное

Маленький

1. Вопрос: какой?

2. Признак предмета.

3. Начальная форма: им.п., ед. ч., муж. р.

4. Изменяется по родам, падежам, числам.

Например:( маленькая девочка, маленького мальчика, маленькие мальчики)

5. Окончания –ий, -ая, -ого, -ие.

Вывод. Причастие имеет признаки

прилагательного.

Работа в парах. Исследуем.  Причастие   Глагол   любит  люб ящ ий 1. Признак предмета по действию 1. Действие предмета 2. Время (наст.) 2. Время (наст.) 3. Вид (несов.) 3. Вид (несов.) 4. Возвратность (невозв.) 4. Возвратность (невозв.) 5. Зависимые слова (любит кого?) 5. Зависимые слова (любящий кого?) Например: сверкать, замерзать, зимовать Например: сверка ющ ий, замерз ш ий, прозимова вш ий Вывод. Причастие похоже и на глагол,  только у него 2 времени: настоящее и  прошедшее

Работа в парах. Исследуем.

Причастие

Глагол

любит

люб ящ ий

1. Признак предмета по действию

1. Действие предмета

2. Время (наст.)

2. Время (наст.)

3. Вид (несов.)

3. Вид (несов.)

4. Возвратность (невозв.)

4. Возвратность (невозв.)

5. Зависимые слова (любит кого?)

5. Зависимые слова (любящий кого?)

Например: сверкать, замерзать, зимовать

Например: сверка ющ ий,

замерз ш ий, прозимова вш ий

Вывод. Причастие похоже и на глагол,

только у него 2 времени: настоящее и

прошедшее

IV. Формирование новых умений. Проверим, кто обладает хорошей памятью. В течение 1 минуты вам нужно запомнить суффиксы, а затем записать их в тетрадь. Найдите словосочетания с причастиями, назовите суффиксы. 1) холодная осень  2) замёрз ш ая река  3) пада ющ ие листья  4) распечата нн ый доклад  5) старший брат  6) растая вш ий снег  7) постро енн ый дом  8) южная природа  9) плыв ущ ие облака  10)шум ящ ий поток 11) шумный поток

IV. Формирование новых умений.

  • Проверим, кто обладает хорошей памятью. В течение 1 минуты вам нужно запомнить суффиксы, а затем записать их в тетрадь.

Найдите словосочетания с причастиями, назовите суффиксы.

1) холодная осень 2) замёрз ш ая река 3) пада ющ ие листья 4) распечата нн ый доклад 5) старший брат 6) растая вш ий снег 7) постро енн ый дом 8) южная природа 9) плыв ущ ие облака 10)шум ящ ий поток

11) шумный поток

Учитель: Секрет. Причастие можно заменить сочетанием «тот, который + глагол », от которого причастие образовано. Например : летящий – тот, который летит . Проверим ваши знания! 1. Это причастия? Улыбающийся  Тот, который улыбается Читающий Тот, который читает Спасенный  Тот, которого спасли  Увлечённый Тот, который увлекается Забытый  Тот, которого забыли

Учитель:

Секрет. Причастие можно заменить сочетанием

«тот, который + глагол », от которого причастие образовано.

Например : летящий – тот, который летит .

Проверим ваши знания!

1. Это причастия?

Улыбающийся Тот, который улыбается

Читающий Тот, который читает

Спасенный Тот, которого спасли

Увлечённый Тот, который увлекается

Забытый Тот, которого забыли

Подготовка к творческой работе.   Задание. Списать предложения, выделив причастия с определяемыми словами.   В русской пейзажной живописи много произведений, посвящ ённ ых временам года.  Художники чаще всего изображают раннюю или позднюю осень, та ющ ий снег или яркое зимнее солнце, выгляну вш ее на мгновение из-за туч. Илья Исаакович Левитан – талантливый художник, глубоко люб ящ ий родную землю и уме ющ ий показать красоту её.

Подготовка к творческой работе.

Задание. Списать предложения, выделив причастия с определяемыми словами.

В русской пейзажной живописи много произведений, посвящ ённ ых временам года.

Художники чаще всего изображают раннюю или позднюю осень, та ющ ий снег или яркое зимнее солнце, выгляну вш ее на мгновение из-за туч.

Илья Исаакович Левитан – талантливый художник, глубоко люб ящ ий родную землю и уме ющ ий показать красоту её.

Репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень»

Репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень»

Картина И.И. Левитана «Золотая осень» была написана в 1895 году.  Что интересного, красивого увидел художник в осени? Расскажите вы, продолжив описание картины. Используя данные словосочетания  Речка, пересекающая; несущая плавные воды; сверкающая даль; высохшая трава; убранный урожай; вскопанные огороды; виднеющиеся дачные домики; созданное полотно; затаившаяся тишина; выгоревшая трава; падающие листья; пожелтевшая трава; осенняя пора; чудесное время года

Картина И.И. Левитана «Золотая осень» была написана в 1895 году. Что интересного, красивого увидел художник в осени? Расскажите вы, продолжив описание картины. Используя данные словосочетания

Речка, пересекающая; несущая плавные воды; сверкающая даль; высохшая трава; убранный урожай; вскопанные огороды; виднеющиеся дачные домики; созданное полотно; затаившаяся тишина; выгоревшая трава; падающие листья; пожелтевшая трава; осенняя пора; чудесное время года

VI. Систематизация знаний.  1. Прослушать сочинения учащихся.  2. Итог урока (рефлексия).  3.  С какой частью речи мы сегодня познакомились на  уроке?  4. Что мы о ней узнали?  5. Как вы думаете, почему у лингвистов нет единства в  определении причастия?  Оценивание знаний учащихся.  VII. Задание на дом.  Параграф 45(прочитать), из романа А.С. Пушкина «Дубровский» выписать 10-12 причастий, указав морфологические признаки.

VI. Систематизация знаний.

1. Прослушать сочинения учащихся.

2. Итог урока (рефлексия).

3. С какой частью речи мы сегодня познакомились на

уроке?

4. Что мы о ней узнали?

5. Как вы думаете, почему у лингвистов нет единства в

определении причастия?

Оценивание знаний учащихся.

VII. Задание на дом.

Параграф 45(прочитать), из романа А.С. Пушкина «Дубровский» выписать 10-12 причастий, указав морфологические признаки.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок-исследование "Понятие о причастии"

Автор: Баташова Людмила Александровна

Дата: 19.01.2015

Номер свидетельства: 158002


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства