Урок-исследование, предлагаемый по теме "Понятие о причастии" по УМК С. И. Львовой, В. В. Львова "Русский язык 6 класс", является первым в курсе изучения материала. Задача учителя - дать представление обучающимся о причастии. Необходимо формировать умения отличать причастие от прилагательных и определять глагол, от которого образовано причастие. Выбрать умения осознанно и произвольно строить сообщения-рассуждения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера, устанавливать причинно-следственные ссвязи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование "Понятие о причастии" »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №3
им. академика В.М. Глушкова
Урок-исследование на тему
«Понятие о причастии»
Разработала Баташова Людмила Александровна, учитель МБОУ лицей №3 имени академика
В.М. Глушкова
г. Шахты Ростовской области
2014 год
Задача: сопровождать учащихся в процессе повторения пройденного материала и усвоения новой темы.
Цели:
Личностные- создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций обучающихся, развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.
Предметные- формировать умения отличать причастия от прилагательных и определять глагол, от которого образовано причастие, познакомить обучающихся с основными грамматическими признаками, которые свойственны причастию, и его типичными суффиксами, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать и обрабатывать информацию.
Регулятивные – формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные – формирование умения осознанно и произвольно строить сообщения-рассуждения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера, умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные - формирование умения строить устное и письменное монологическое высказывание и формулировать собственное мнение и позицию, проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач.
Проверка домашнего задания. Исследование текста на предмет нового материала. Прочитайте текст. К выделенным словам найдите зависимые слова. Докажите, какой частью речи являются зависимые слова в словосочетаниях.
Донскиеберега, густозаросшиедиким кустарником и камышом,изрезанныебесчисленнымилиманами, давали в старину приют не одной паре лебедей, потому и назвалипосадЛебедянью. Люди жестоко обходились сподареннымим самой природойдивом, и поубавилось лебедей в донской пойме. Кроме мужественной пары,гнездившейсяпрямо у моста, можно ещё увидетьчаек, низколетающихнад рекой Дон. Вдали виднеются улицы срубленнымиизбами, с узкими крутымиспусками,заросшимивишнями и крыжовником, палисадники спьянящимароматомцветов.
(По Моложавенко)
Выписать из текста словосочетания сущ. +причастие
заросшие(какие?)берега
изрезанные(какие?)берега
подаренным(каким?)дивом
гнездившиеся(какой?)пары
рубленными(какими?)избами
заросшими(какими?)спусками
пьянящим(каким?)ароматом
Актуализация знаний
Учитель.
В древнегреческой мифологии самые интересные и необычные существа – этокентавры.Верхняя часть – туловище человека, а нижняя часть представляет собой туловище лошади.
Вот такие необычныекентаврыесть и в русском языке. Это причастия. Сегодня вы познакомитесь с удивительной морфологической единицей, вокруг которой не утихают лингвистические споры. Постараемся открыть новые секреты русского языка.
Исследовательская работа
Вариант №1.Сгруппировать слова по частям речи. Дайте определения знакомым частям речи и назовите их морфологические признаки. В каких словах вы затрудняетесь определить часть речи?
Проверим, кто обладает хорошей памятью. В течение 1 минуты вам нужно запомнить суффиксы, а затем записать их в тетрадь.
Найдите словосочетания с причастиями, назовите суффиксы.
1) холодная осень2) замёрзшая река3) падающие листья4) распечатанный доклад5) старший брат6) растаявший снег7) построенный дом8) южная природа9) плывущие облака10)шумящий поток
11) шумный поток
Учитель:
Секрет. Причастие можно заменить сочетанием
«тот, который + глагол », от которого причастие образовано.
Например :летящий – тот, который летит.
Проверим ваши знания!
1. Это причастия?
УлыбающийсяТот, который улыбается
ЧитающийТот, который читает
СпасенныйТот, которого спасли
УвлечённыйТот, который увлекается
ЗабытыйТот, которого забыли
Подготовка к творческой работе.
Задание.Списать предложения, выделив причастия с определяемыми словами.
В русской пейзажной живописи много произведений, посвящённых временам года.
Художники чаще всего изображают раннюю или позднюю осень, тающий снег или яркое зимнее солнце, выглянувшее на мгновение из-за туч.
Илья Исаакович Левитан – талантливый художник, глубоко любящий родную землю и умеющий показать красоту её.
Репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень»
Картина И.И. Левитана «Золотая осень» была написана в 1895 году.Что интересного, красивого увидел художник в осени? Расскажите вы, продолжив описание картины. Используя данные словосочетания