Просмотр содержимого документа
«Творчество туркменского поэта Сейитназара Сейди»
Творчесвто Сейитназар Сейди
Стихотворение «
Цель урока :
а)Ознакомить учащихся с личной жизнью и творчеством туркменского поэта Сейитназара Сейди; б) прочитать выразительно его стихотворение «Хатиджа» и беседа о его любовной лирике; в) расширять знания учащихся об истории создании стихотворении поэта; г) обогащать чувства учащихся , способствовать умственному развитию, сформировать сознание.
Тип урока :
Открытый и интерактивный
Наглядность урока : портрет С. Сейди, презентация, сборник стихов поэта, фотоматериалы;
Ход урока :
1. Организационный момент : проверить наличие учащихся и подготовить учеников к новому теме: 2. Вступительное слово учителя : - Сейитназар Сеиди (настоящее имя Сеитназар Хабиб-ходжа оглы) – туркменский поэт, классик, живший на рубеже XVIII и XIX веков, видный последователь поэтической школы Махтумкули. Сеиди – это его литературный псевдоним. Сеиди – поэт-воин, отважный военачальник, участник многих войн, в которые были втянуты туркменские племена; патриот, не щадивший своей жизни в борьбе за единство, свободу и независимость туркменского народа. Личная жизнь Сеиди, казалось бы, складывалась удачно. Он женился на любимой девушке Хатидже, которой посвятил немало своих стихов. У них родились пер- вые четыре сына. Но смерть детей ещё в раннем возрасте потрясла Сеиди. Ещё один удар настиг Сеиди – скончалась его любимая Хатиджа, оставив ему двух маленьких дочерей Патму и Зохре Немало прекрасных образцов любовной лирики у Сеиди. В таких стихах о любви как «Хатиджа», «Два цветка», «Арзыгуль», «Красавица» и других, Сеиди высказывает прогрессивный взгляд на женщину. Он воспевает в них женскую красоту, верность, самое святое чувство – любовь. Образ женщины в его поэзии – символ чистоты, поклонения. Лучшие лирические стихотворения Сеиди посвятил Хатидже, своей жене. Их можно услышать в исполнении певцов-бахши и в наши дни.
Стихотворение «Хатиджа»
Слушай песни мои, о возлюбленный друг,
Как растёт моя скорбь, я скажу, Хатиджа.
Ты лишила почёта меня и заслуг.
Положи хоть терзаньям межу, Хатиджа!
Я измучен тобою, но ты же – мой врач.
О, приди, о, утешь безутешного плач!
Взор очей несравненных – жестокий палач,
И ресницы подобны ножу, Хатиджа.
Мне без чёрных очей остаётся пропасть,
За тебя я отдам над вселенною власть,
Приоткрой же лицо, утоли мою страсть,
Я сияньем твоим дорожу, Хатиджа...
Что ни день, то больнее терзается грудь.
О султанша моя, благосклонною будь!
В этом теле душа – беспокойная ртуть.
Дай покой моему мятежу, Хатиджа...
Сеиди говорит: словеса твои – мёд!
Всеблажен, кто рукою твой стан обоймёт.
Только время – увы, эти розы возьмёт.
Всё на3 свете придёт и пройдёт, Хатиджа!
Ответы на вопросы:
1. Кому посвятил своё стихотворение Сеиди?
2. О каких чувствах говорится в этом стихотворении?
3. О чём скорбит поэт?
4. Прочитайте строки, в которых поэт говорит о красоте любимой.
5. Что готов отдать Сеиди за свою любимую Хатиджу?
6. Прочитайте в тексте слова, выражающие страдания поэта.
Объясните, как вы понимаете слова поэта: «Только время – увы, эти розы возьмёт. Всё на свете придёт и пройдёт, Хатиджа!». Как вы думаете, какой смысл вкладывал в эти слова Сейди?
А) жизнь коротка Б) временно В) всё на свете проходят быстро
Определите тему каждой строфы стихотворения и сделайте запись в тетрадях по образцу.
Слушай песни мои, о возлюбленный друг,
Как растёт моя скорбь, я скажу, Хатиджа.
Ты лишила почёта меня и заслуг.
Положи хоть терзаньям межу, Хатиджа!
Я измучен тобою, но ты же – мой врач.
О, приди, о, утешь безутешного плач!
Взор очей несравненных – жестокий палач,
И ресницы подобны ножу, Хатиджа.
Тема первой строфы – Сейди предлагает Хатидже послушать его песни. Тема второй строфы - Сейди просит утешить его.
Мне без чёрных очей остаётся пропасть,
За тебя я отдам над вселенною власть,
Приоткрой же лицо, утоли мою страсть,
Я сияньем твоим дорожу, Хатиджа...
Что ни день, то больнее терзается грудь.
О султанша моя, благосклонною будь!
В этом теле душа – беспокойная ртуть.
Дай покой моему мятежу, Хатиджа...
Тема третьей строфы - Сеиди вновь хочет увидеть сияние лица Хатиджи. Тема четвёртой строфы - …
Сейди говорит: словеса твои – мёд!
Всеблажен, кто рукою твой стан обоймёт.
Только время – увы, эти розы возьмёт.
Всё на свете придёт и пройдёт, Хатиджа!
Тема пятой строфы – …
Как вы думаете, с кем связан душевный покой Сейди? Найдите ответ в тексте стихотворения .
Найдите в стихотворении определения, которые поэт использует, описывая Хатиджу .