kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Творчество туркменского поэта Сейитназара Сейди

Нажмите, чтобы узнать подробности

творчество туркменского поэта Сейитназара Сейди.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Творчество туркменского поэта Сейитназара Сейди»

Творчесвто Сейитназар Сейди Стихотворение «

Творчесвто Сейитназар Сейди

Стихотворение «

Цель урока : а)Ознакомить учащихся с личной жизнью и творчеством туркменского поэта Сейитназара Сейди;  б) прочитать выразительно его стихотворение «Хатиджа» и беседа о его любовной лирике;  в) расширять знания учащихся об истории создании стихотворении поэта;  г) обогащать чувства учащихся , способствовать умственному развитию, сформировать сознание.   Тип урока : Открытый и интерактивный Наглядность урока : портрет С. Сейди, презентация, сборник стихов поэта, фотоматериалы;

Цель урока :

  • а)Ознакомить учащихся с личной жизнью и творчеством туркменского поэта Сейитназара Сейди; б) прочитать выразительно его стихотворение «Хатиджа» и беседа о его любовной лирике; в) расширять знания учащихся об истории создании стихотворении поэта; г) обогащать чувства учащихся , способствовать умственному развитию, сформировать сознание.

Тип урока :

Открытый и интерактивный

Наглядность урока : портрет С. Сейди, презентация, сборник стихов поэта, фотоматериалы;

Ход урока :

Ход урока :

  • 1. Организационный момент : проверить наличие учащихся и подготовить учеников к новому теме: 2. Вступительное слово учителя : - Сейитназар Сеиди (настоящее имя Сеитназар Хабиб-ходжа оглы) – туркменский поэт, классик, живший на рубеже XVIII и XIX веков, видный последователь поэтической школы Махтумкули. Сеиди – это его литературный псевдоним. Сеиди – поэт-воин, отважный военачальник, участник многих войн, в которые были втянуты туркменские племена; патриот, не щадивший своей жизни в борьбе за единство, свободу и независимость туркменского народа. Личная жизнь Сеиди, казалось бы, складывалась удачно. Он женился на любимой девушке Хатидже, которой посвятил немало своих стихов. У них родились пер- вые четыре сына. Но смерть детей ещё в раннем возрасте потрясла Сеиди. Ещё один удар настиг Сеиди – скончалась его любимая Хатиджа, оставив ему двух маленьких дочерей Патму и Зохре Немало прекрасных образцов любовной лирики у Сеиди. В таких стихах о любви как «Хатиджа», «Два цветка», «Арзыгуль», «Красавица» и других, Сеиди высказывает прогрессивный взгляд на женщину. Он воспевает в них женскую красоту, верность, самое святое чувство – любовь. Образ женщины в его поэзии – символ чистоты, поклонения. Лучшие лирические стихотворения Сеиди посвятил Хатидже, своей жене. Их можно услышать в исполнении певцов-бахши и в наши дни.
Стихотворение «Хатиджа» Слушай песни мои, о возлюбленный друг, Как растёт моя скорбь, я скажу, Хатиджа. Ты лишила почёта меня и заслуг. Положи хоть терзаньям межу, Хатиджа!   Я измучен тобою, но ты же – мой врач. О, приди, о, утешь безутешного плач! Взор очей несравненных – жестокий палач, И ресницы подобны ножу, Хатиджа. Мне без чёрных очей остаётся пропасть, За тебя я отдам над вселенною власть, Приоткрой же лицо, утоли мою страсть, Я сияньем твоим дорожу, Хатиджа...   Что ни день, то больнее терзается грудь. О султанша моя, благосклонною будь! В этом теле душа – беспокойная ртуть. Дай покой моему мятежу, Хатиджа... Сеиди говорит: словеса твои – мёд! Всеблажен, кто рукою твой стан обоймёт. Только время – увы, эти розы возьмёт. Всё на3 свете придёт и пройдёт, Хатиджа!

Стихотворение «Хатиджа»

Слушай песни мои, о возлюбленный друг,

Как растёт моя скорбь, я скажу, Хатиджа.

Ты лишила почёта меня и заслуг.

Положи хоть терзаньям межу, Хатиджа!

Я измучен тобою, но ты же – мой врач.

О, приди, о, утешь безутешного плач!

Взор очей несравненных – жестокий палач,

И ресницы подобны ножу, Хатиджа.

Мне без чёрных очей остаётся пропасть,

За тебя я отдам над вселенною власть,

Приоткрой же лицо, утоли мою страсть,

Я сияньем твоим дорожу, Хатиджа...

Что ни день, то больнее терзается грудь.

О султанша моя, благосклонною будь!

В этом теле душа – беспокойная ртуть.

Дай покой моему мятежу, Хатиджа...

Сеиди говорит: словеса твои – мёд!

Всеблажен, кто рукою твой стан обоймёт.

Только время – увы, эти розы возьмёт.

Всё на3 свете придёт и пройдёт, Хатиджа!

Ответы на вопросы: 1. Кому посвятил своё стихотворение Сеиди? 2. О каких чувствах говорится в этом стихотворении? 3. О чём скорбит поэт? 4. Прочитайте строки, в которых поэт говорит о красоте любимой. 5. Что готов отдать Сеиди за свою любимую Хатиджу? 6. Прочитайте в тексте слова, выражающие страдания поэта.

Ответы на вопросы:

1. Кому посвятил своё стихотворение Сеиди?

2. О каких чувствах говорится в этом стихотворении?

3. О чём скорбит поэт?

4. Прочитайте строки, в которых поэт говорит о красоте любимой.

5. Что готов отдать Сеиди за свою любимую Хатиджу?

6. Прочитайте в тексте слова, выражающие страдания поэта.

Объясните, как вы понимаете слова поэта:  «Только  время – увы, эти розы возьмёт. Всё на свете придёт и пройдёт,  Хатиджа!».  Как вы думаете, какой смысл вкладывал в эти слова Сейди?

Объясните, как вы понимаете слова поэта: «Только время – увы, эти розы возьмёт. Всё на свете придёт и пройдёт, Хатиджа!». Как вы думаете, какой смысл вкладывал в эти слова Сейди?

  • А) жизнь коротка Б) временно В) всё на свете проходят быстро
Определите тему каждой строфы стихотворения и  сделайте запись в тетрадях по образцу. Слушай песни мои, о возлюбленный друг, Как растёт моя скорбь, я скажу, Хатиджа. Ты лишила почёта меня и заслуг. Положи хоть терзаньям межу, Хатиджа! Я измучен тобою, но ты же – мой врач. О, приди, о, утешь безутешного плач! Взор очей несравненных – жестокий палач, И ресницы подобны ножу, Хатиджа. Тема первой строфы – Сейди предлагает Хатидже послушать его песни.  Тема второй строфы - Сейди просит утешить его.

Определите тему каждой строфы стихотворения и сделайте запись в тетрадях по образцу.

Слушай песни мои, о возлюбленный друг,

Как растёт моя скорбь, я скажу, Хатиджа.

Ты лишила почёта меня и заслуг.

Положи хоть терзаньям межу, Хатиджа!

Я измучен тобою, но ты же – мой врач.

О, приди, о, утешь безутешного плач!

Взор очей несравненных – жестокий палач,

И ресницы подобны ножу, Хатиджа.

Тема первой строфы – Сейди предлагает Хатидже послушать его песни. Тема второй строфы - Сейди просит утешить его.

Мне без чёрных очей остаётся пропасть, За тебя я отдам над вселенною власть, Приоткрой же лицо, утоли мою страсть, Я сияньем твоим дорожу, Хатиджа... Что ни день, то больнее терзается грудь. О султанша моя, благосклонною будь! В этом теле душа – беспокойная ртуть. Дай покой моему мятежу, Хатиджа... Тема третьей строфы - Сеиди вновь хочет увидеть сияние лица Хатиджи.  Тема четвёртой строфы - …

Мне без чёрных очей остаётся пропасть,

За тебя я отдам над вселенною власть,

Приоткрой же лицо, утоли мою страсть,

Я сияньем твоим дорожу, Хатиджа...

Что ни день, то больнее терзается грудь.

О султанша моя, благосклонною будь!

В этом теле душа – беспокойная ртуть.

Дай покой моему мятежу, Хатиджа...

Тема третьей строфы - Сеиди вновь хочет увидеть сияние лица Хатиджи. Тема четвёртой строфы - …

Сейди говорит: словеса твои – мёд! Всеблажен, кто рукою твой стан обоймёт. Только время – увы, эти розы возьмёт. Всё на свете придёт и пройдёт, Хатиджа! Тема пятой строфы – …

Сейди говорит: словеса твои – мёд!

Всеблажен, кто рукою твой стан обоймёт.

Только время – увы, эти розы возьмёт.

Всё на свете придёт и пройдёт, Хатиджа!

Тема пятой строфы – …

Как вы думаете, с кем связан душевный покой Сейди?  Найдите ответ в тексте стихотворения .

Как вы думаете, с кем связан душевный покой Сейди? Найдите ответ в тексте стихотворения .

Найдите в стихотворении определения, которые поэт  использует, описывая Хатиджу . возлюбленный друг , …

Найдите в стихотворении определения, которые поэт использует, описывая Хатиджу .

возлюбленный друг , …


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Творчество туркменского поэта Сейитназара Сейди

Автор: Худеков Аширмурат Худекович

Дата: 18.06.2020

Номер свидетельства: 553618


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства