Просмотр содержимого документа
«Тропы и фигуры.Художественно-изобразительные средства языка»
Подготовка к ОГЭ -9класс
Изобразительно-выразительные средства языка
ТРОПЫ И ФИГУРЫ
ТРОПЫ
Троп - это слово или выражение, употребляемое в переносном значении для создания художественного образа и достижения большей выразительности
ЭПИТЕТ
ЭПИТЕТ ( греч. Epitheton, приложенное) - это один из тропов, являющийся художественным, образным определением.
В качестве эпитета могут выступать:
прилагательные:кроткий лик (С.Есенин); эти бедные селенья, эта скудная природа…(Ф.Тютчев); прозрачная дева (А.Блок);
причастия: край заброшенный (С.Есенин); исступленный дракон (А.Блок); взлет осиянный (М.Цветаева);
существительные, иногда вместе с окружающим их контекстом: Вот он, вождь без дружин (М.Цветаева); Молодость моя! Моя голубка смуглая! (М.Цветаева).
МЕТАФОРА
МЕТАФОРА (греч. Metaphora, перенос) - вид так называемого сложного тропа, речевой оборот, при котором свойства одного явления (предмета, понятия) переносятся на другое. Метафора содержит скрытое сравнение, образное уподобление явлений с помощью использования переносного значения слов, то, с чем сравнивается предмет, лишь подразумевается автором. Недаром Аристотель говорил, что "слагать хорошие метафоры - значит подмечать сходство".
ПРИМЕРЫ МЕТАФОР
Пустых небес прозрачное стекло…
Багровый костёр заката…
Лунный серп…
Густеет облаков волнистое руно…
(И. Бунин)
СРАВНЕНИЕ
СРАВНЕНИЕ - это художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим. Сравнение отличается от других художественных сопоставлений, например, уподоблений, тем, что всегда имеет строгий формальный признак: сравнительную конструкцию или оборот со сравнительными союзами как, будто, словно, точно, как будто и подобными. Выражения типа он был похож на…нельзя считать сравнением в качестве тропа.
ПРИМЕРЫ СРАВНЕНИЙ
И стройных жниц короткие подолы, Как флаги в праздник, по ветру летят.(А.Ахматова)
"Я, дьякон, буду с вами говорить. Деятельность господина Лаевского развернута перед вами, как длинная китайская грамота, и вы можете читать ее от начала до конца."(А.Чехов)
"И трое во главе с яростным, раскаленным попом пошли, приплясывая, кругом, кругом. Потом поп, как большой тяжелый зверь, опять прыгнул на середину круга, прогнул половицы…"(В.Шукшин)
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - художественный прием (троп), при котором неодушевленному предмету, явлению или понятию придаются человеческие свойства (не перепутайте, именно человеческие!). Олицетворение может использоваться узко, в одной строке, в небольшом фрагменте, но может быть приемом, на котором построено все произведение ("Край ты мой заброшенный" С.Есенина, "Скрипка и немножко нервно" В.Маяковского и др.). Олицетворение считается одним из видов метафоры
Задача олицетворения - соотнести изображаемый предмет с человеком, сделать его ближе читателю, образно постичь внутреннюю сущность предмета, скрытую от повседневности. Олицетворение является одним из древнейших образных средств искусства.
ПРИМЕРЫ ОЛИЦЕТВОРЕНИЙ
Здесь даже камни плачут…
Цветы мне говорят : «Прощай!» (С. Есенин)
Уж небо осенью дышало …
Россия вспрянет ото сна… (А. Пушкин)
ГИПЕРБОЛА
ГИПЕРБОЛА (греч. Hyperbole, преувеличение) - это прием, при котором образ создается посредством художественного преувеличения.
Пример: В сто сорок солнц закат пылал…
(В. Маяковский)
ЛИТОТА
Приемом, противоположным гиперболе по содержанию, является ЛИТОТА ( греч. Litotes, простота) - художественное преуменьшение.
Например: « Лошадь величиной с кошку », «Жизнь человека — один миг» и т. п
МЕТОНИМИЯ
МЕТОНИМИЯ ( греч. Metonomadzo, переименовывать) – это употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними.
Например: Ну, скушай же еще тарелочку , мой милый. (И. Крылов)
СИНЕКДОХА
Синекдоха ( греч. sinekdoche, буквально - соперенимание), вид речевого тропа, разновидность метонимии , выявление целого (большого) через его часть (меньшее). Выделяют две разновидности С.:
называется вместо целого часть, явственно представляющее в данной ситуации целое: "Эй, борода ! А как проехать отсюда к Плюшкину?" (Н. Гоголь); здесь совмещены значения "человек с бородой", "бородач" ("мужик") и "борода";
употребление одного числа вместо другого: "И слышно было до рассвет, как ликовал француз " (М. Ю. Лермонтов).
Ирония
Ирония – скрытая насмешка; употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному.
Пример: Отколе, умная , бредешь ты, голова?
(Обращение к ослу в басне И.А.Крылова)
ПЕРИФРАЗА
Перифраза (от греч. períphrasis - описательное выражение, иносказание) троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких.
Пример : Погрузился в сон вместо заснул
Царь зверей вместо лев
Братья наши меньшие вместо животные
Автор «Героя нашего времени» вместо М.Ю.Лермонтов
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ (ФИГУРЫ РЕЧИ)
Фигура речи – это оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности высказывания.
АНАФОРА
Анафора , греч ., повторение одного и того же слова в начале нескольких предложений.
Клянусь я первым днем творенья,
Клянус ь его последним днем,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством.
(М. Лермонтов)
ЭПИФОРА
ЭПИФОРА (от греч. epiphora - повторение) - стилистическая фигура, противоположная анафоре: повторение конечных частей речи.
Пример: Деточка, все мы немножко лошади, Каждый из нас по-своему лошадь. (В. Маяковский).
БЕССОЮЗИЕ
Бессоюзие,асиндетон , опущение союзов, связывающих грамматически однородные слова или предложения: "сказано - сделано", "пришёл, увидел, победил", "назвался груздем - полезай в кузов".
Это стилистический приём, усиливающий выразительность речи, придающий ей сжатость, насыщенность.
МНОГОСОЮЗИЕ
Многосоюзие, полисиндетон (от греч. polysýndeton), такое построение предложения, когда все или почти все однородные члены связаны между собой одним и тем же союзом (чаще «и»), тогда как обычно в этом случае соединяются лишь два последних однородных члена предложения.
Многосоюзие — средство усилить впечатление общности перечисляемого, часто использовалось в русской народной песне (чаще с союзом «а»).
ГРАДАЦИЯ
Градация – цепь понятий или определений с постепенным нарастанием или убыванием значимости. Пример:
Не жалею, не зову, не плачу (С. Есенин)
Виды градации
Восходящая – цепь понятий или определений с постепенным возрастанием значимости.
Пример: Все разнообразие , вся прелесть , вся красота жизни слагаются из света и тени. (Л.Н.Толстой)
Нисходящая - цепь понятий или определений с постепенным убыванием значимости.
Пример: Все грани чувств, все грани правды стерты в мирах, в годах, в часах . (А.Белый)
ИНВЕРСИЯ
Инверсия – нарушение привычного, естественного для данного языка порядка слов. Пример: Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступням. (А. Пушкин)
ПАРАЛЛЕЛИЗМ
Параллелизм - расположение тождественных или сходных элементов речи в смежных частях текста.
Пример: "Твой ум глубок, что море,
Твой дух высок, что горы"
( Брюсов В.)
ОКСЮМОРОН
Оксюморон – сочетание противоположных по смыслу понятий в одном художественном образе.
Пример: …С кем мне поделиться Той грустной радостью , что я остался жив? (С. Есенин)
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ
Парцелляция – особое членение предложения, неполные предложения.
Пример: У Анны стряслась беда. Большая. Случилось это давно. Очень давно.
РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ
Риторическое обращение – обращение, носящее условный характер, сообщающее поэтической речи нужную интонацию: торжественную, патетическую, ироническую и т.д. Пример: А вы, надменные потомки, Известной подлостью прославленных отцов… (М. Лермонтов)
Риторический вопрос
Риторический вопрос – вопрос, который ставится не с целью получения ответа, а для того, чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению. Вопрос, на который не требуется ответа.
Пример: О Волга!.. колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
(Н.А.Некрасов)
ЭЛЛИПСИС
Эллипсис – стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо слова, легко восстанавливаемого из контекста. Пример: Зверю – берлога, Страннику – дорога, Мертвому – дроги, Каждому – свое. (М. Цветаева)
Лексический повтор
Лексический повтор – намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности, выразительности высказывания.
Пример: Казалось все в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака!
Вопросно-ответная форма изложения
Форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы.
Пример: Что делать? Не знаю. У кого спросить совета? Неизвестно.
Однородные члены предложения
Перечисляемые действия, предметы, признаки.
Пример: Были это веселые, сильные и смелые люди!
(М.Горький)
Звукопись
Игра звуками для усиления выразительности
Ассонанс
Ассонанс – повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков.
Пример:
Быстро лесу я по рельсам ч у г у нным,
Д у ма ю д у м у сво ю . (Н.А.Некрасов)
Аллитерация
Аллитерация - повторение в стихотворной речи одинаковых согласных звуков.
Пример :
Морозом выпитые лужи хр устят и хр упки, как хр усталь.
(И.Северянин)
В широком смысле к средствам выразительности относятся:
Синонимы
Близкие по значению слова.
Пример: Мой ласковый и нежный зверь.
Контекстные синонимы индивидуально-авторские
Слова, сходные по значению только в данном тексте (вне текста они не имеют сходства в лексическом значении).
Пример: Грузное тело его исполнено гибкой, звериной грации. (М.Шолохов)
Антонимы
Слова с противоположным значением.
Пример: Ты и могучая , Ты и бессильная , Матушка-Русь!
(Н.А.Некрасов)
Контекстные антонимы индивидуально-авторские
Слова, которые противопоставлены по значению только в данном тексте.
Пример:
Для вас – века , для нас – единый час . (А.Блок)
Диалектизмы
Слова, употребляемые только жителями той или иной местности (диалект в переводе с греческого означает «местный говор»): в некоторых российских деревнях полотенце по-другому называют рушником , белку – векшей , зайца – ушканом , волка – бирюком .
Фразеологизмы
Устойчивые сочетания слов, понимаемые не буквально, а в переносном смысле. Значение любого фразеологизма не вытекает из значения слов, из которых он состоит. Они не создаются, а используются уже готовые, закрепленные в памяти речевые единицы.
Пример:
Строить воздушные замки – придумывать нереальные, невыполнимые планы
Зарубить себе на носу – основательно запомнить
А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ЭПИТЕТ .
Всю дорогу ей казалось, что поезд едва тащится, тогда как он стремительно мчался.
Это был старый вспыльчивый художник.
… небо все ниже опускалось на город, на Настю, на Неву.
Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее.
2
А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора .
Она кивнула, держась за его пояс, с новой душой и трепетно зажмуренными глазами.
Счастье сидело в ней пушистым котенком.
Когда Ассоль решилась открыть глаза, покачивание шлюпки, блеск волн, - все было сном.
Не помня – как, она поднялась по рапу в сильных руках Грэя.
2
А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является СРАВНЕНИЕ .
Там, где они плыли, слева волнистым сгущением тьмы проступал берег.
Грэй слышал перебранку и лай.
Печная дверца, прогоревшая дырочками, сквозь которые виден пылающий уголь.
Направо был океан, явственно, как присутствие спящего человека.
4
А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ФРАЗЕОЛОГИЗМ .
Взад и вперед от приморской деревни в город составляло не менее трех часов скорой ходьбы, но Мери не послушалась советов рассказчицы.
Довольно мне колоть вам глаза, сказала она, - и так уж нет почти ни одной семьи, где я бы не взяла бы в долг хлеба, чаю или муки.
Заложу колечко, и кончено.
Она сходила, вернулась, а на другой день слегла в жару и бреду.
2
А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ИНВЕРСИЯ .
Была весна, ранняя и суровая, как зима, нов другом роде; недели на три припал к холодной земле резкий береговой норд.
Рыбачьи лодки образовали на белом песке длинный ряд темных килей.
Никто не отваживался заняться промыслом в такую погоду.
Все трубы Каперны дымились с утра до вечера, трепля дым по крутым крышам.
1
ЗАДАНИЕ 1
Какой троп используется в тексте?
У меня в душе ни одного седого волоса,
И старческой нежности нет в ней!
Мир огромив мощью голоса, иду —
Красивый, двадцатидвухлетний.
(В. Маяковский)
1. эпитет
2. метафора
3.олицетворение
4.оксюморон
ЗАДАНИЕ 2
Какой троп используется в тексте?
Люблю я пышное природы увяданье...
(А. Пушкин)
1. эпитет
2. метафора
3. олицетворение
4. оксюморон
ЗАДАНИЕ 3
Какой троп используется в тексте (см. выделенные слова)?