Эпидейктическая речь
Урок риторики в 11 классе
подготовила учитель русского языка, литературы и риторики
МБОУ «Гимназии №5 г. Морозовска»
Матвеева Ольга Ивановна
Эпидейктическая речь – это так называемая "речь на случай", торжественная речь на юбилеях и других торжественных актах, в дружеском кругу.
Главная цель оратора – воодушевление и сплочение аудитории.
Задача речи – хвала всему, что делает данную общность коллективом, хула всему, что противостоит данной общности.
К разновидностям эпидейктической речи относятся хвала лицу по случаю юбилея, похвала какому-то историческому, общественному явлению и хула (порицание) какого-то события, явления.
Эпидейктическая речь – это призыв к чувствам людей через обращение к вечным этическим законам и нормам, добру и злу.
За что хвалят?
1) За добродетель.
Величайшие из добродетелей:
- мужество;
- благоразумие;
- справедливость;
- рассудительность;
- мудрость;
- великодушие;
- бескорыстие;
- щедрость;
- кротость и др. (Аристотель, "Риторика", книга 1)
Все противоположные качества – основа для порицания (хулы).
2) Хвалят за то, что достойно славы предков, то есть все памятное.
Как хвалят?
1. Учитывается "фактор адресата"Аристотель советует хвалить то, что больше всего ценится в данной аудитории.
2. В похвальной речи древние стремились случайно совершенный добродетельный поступок представить как закономерно совершенное, осуществленное по определенному намерению.
3. Законы эпидейктической речи требует усиления и преувеличения. Например, говорят о человеке, что он действовал один или первый, несмотря на то, что обстоятельства не благоприятствовали ему. Таковы законы этого жанра.
4. Оратор должен использовать прием сравнения. Человек, которому посвящена речь, его деяния сравниваются с деяниями, например, известных исторических личностей. Если же трудно, то человек сравнивается с деяниями обычных людей, на фоне которых особо выделяются заслуги того, о ком говорят.
Очевидно, что разные типы речей имеют свои тактические особенности. Рассмотрим их на примере эпидейктической речи.
Воодушевляющая (эпидейктическая) речь - это речь торжественная, призванная возбудить у аудитории высокие чувства. Цель её - воодушевление и сплочение аудитории. Её задача - хвала всему, что объединяет собравшихся людей, утверждение общечеловеческих ценностей или хула всему тому, что им противостоит. Аристотель определял объект эпидейктической речи как "добродетель и порок, прекрасное и постыдное".
Торжественная речь имеет разновидности:
а) похвала лицу по особому случаю: тост, юбилейная речь, надгробная речь;
б) похвала коллективу;
в) похвала явлению, событию, например, речь учителя на первом уроке, посвященная новому предмету, или напутствие выпускникам;
г) хула, осуждение деятельности личности или коллектива.
Предметом такой речи может быть все, что угодно. Так, произнося в кругу друзей "похвалу чайнику", вы будете говорить о тепле и объединяющей силе дружбы.
Аристотель считал, что такая речь регламентируется рядом правил:
1) хвалить нужно то, что более всего ценится в обществе и в данной аудитории;
2) преувеличение здесь является законом жанра и не воспринимается как обман;
3) действия восхваляемого сравниваются либо с подвигами героев прошлого, либо с поступками обычных людей, что позволяет выделить на этом фоне его заслуги;
4) случайно совершенный поступок представляется как осуществленный обдуманно.
Несправедливы те, кто считает, что соблюдение этих правил порождает обман. Нет, эпидейктическая речь просто требует другого, более пристального, неравнодушного взгляда на мир и на людей. Писатель А. Моруа заметил, что есть два принципа отношения к людям: "Первый состоит в том, чтобы взирать на них критическим оком - возможно, это справедливо, но сурово, это подход равнодушных. Другой соткан из нежности и юмора; при этом можно видеть все изъяны и недостатки, но смотреть на них с улыбкой, а исправлять мягко и с улыбкой на устах. Это подход любящих".
Как видим, для оценочной речи, может быть, более других важен фактор автора: не каждый может похвалить или выбранить, для этого важна социальная и возрастная дистанция между автором и адресатом, да и значимость авторской оценки, о которой А. Ахматова писала: "От других мне хвала - что зола, От тебя и хула - похвала".
Конечно, и адресат речи должен её воспринимать адекватно, именно как похвальную речь, иначе может сложиться неловкая ситуация. Например, герой фильма "Старики-разбойники" Воробьев (в исполнении Е. Евстигнеева), наслушавшись поздравительных речей, говорит: "Ну, раз вы все меня так сильно любите, то я не уйду на пенсию", - чем шокирует сослуживцев.
Композиционно эпидейктическая речь, как правило, состоит из трех частей:
а) вступления (обращения);
б) основной части, где представлены события и превозносятся достоинства субъекта;
в) заключения (вытекающего из основной части) - благодарности, пожелания, выражения надежды на что-либо.
Тому, кто готовит эпидейктическую речь, следует помнить о типичных ошибках ораторов:
1. Нарушением норм речевого поведения считается отсутствие одного из композиционных блоков. Вот как выглядит самая короткая эпидейктическая речь, произнесенная Чебурашкой на открытии дома друзей: "Строили мы строили и наконец построили. Спасибо нам!". Или поздравительная речь Винни-Пуха: "Поздравляю с днем рождения. Желаю счастья в личной жизни. Пух".
2. Цель торжественной речи - доставить удовольствие, поэтому здесь вряд ли уместна негативная информация. Так, поздравляя с 8 Марта, не стоит описывать тяжелую долю женщины, а принимая приз, не надо его критиковать.
3. Если речь не подготовлена, то в ней часто не просматривается тезис, достоинства перечисляются сумбурно, вне всякой логики. Например, молодая актриса Н. Негода, исполнившая роль девушки сомнительного поведения в фильме "Маленькая Вера", при вручении "Ники" в ответном слове сказала: "Спасибо моим маме и папе за то, что воспитали меня такой".
И в заключение хотелось бы привести слова теоретика современной риторики А.К. Михальской: "Нашему обществу, тем, кто его составляет, особенно нужно научиться похвальному красноречию. Все мы куда как горазды ругать и бранить, критиковать и распекать. Но когда следует похвалить, дар речи почему-то нас покидает".
Примером эпидейктической речи является "Слово о погибели Русской земли" (1237 г.):
"О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, славишься крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!…
И в те дни – от великого Ярослава и до Владимира, и до нынешнего Ярослава, и до брата его Юрия князя владимирского, – обрушилась беда на христиан"
С Новым риторическим годом, товарищи!
Новый год – праздник любословный. Если добрых и хороших слов не будет, не будет и праздника. Не словолюбивых праздников не бывает! Бывают люди сердечно и словоленивые, не словоохотливые… Встанет за новогодним столом иной краснословец и, расправив колесом ввалившуюся грудь, изречет: «За дам-м-м-с!!!…» А что он «задаст» или «кто они такие, эти «дам-мы-с», того он – извините за скромную критику - выразить не может … А Новый год требует новословия: искусноумного, взаимнолюбовного, сердечноприимного и единодушевного. «Всех этих слов на русском нет» – говорит глупый компьютер. Но они есть! – и если хотите сделать вашу жизнь счастливее и благополучнее, ищите эти новые мысли и слова в глубине ваших сердец… Достаньте их из Словаря предков и современного Ожеговского и, чуть поразмыслив, распространите: любовь, добро, мир, щедрость, дружба, знание, спокойствие, надежда… Все слова хороши, только употреблять их надо остроумно… Учиться же поздравительнословию, в сущности, невозможно, если оно не вдохновлено добрым сердцем, живым умом и острым словом…
Поздравительная речь. «Я желаю счастья вам!..»
§ 1. Поздравительная речь в общественной и частной жизни. Общество не может существовать без праздничных, хвалебных, торжественных речей. Поздравительной речью в некотором смысле организуется всякое общество, поскольку на праздниках люди отмечают свои успехи, говорят о главном в жизни, определяют основные философские ценности. В античности праздничная речь называлась «эпидейктической» (показательной), она произносилась по торжественным случаям, содержанием такой речи являлось «прекрасное». Поздравительная эпидейктическая речь произносилась и произносится по поводу настоящего (события или праздника), в то же время в этих речах содержится доброжелательная, положительная оценка прошлого, именно в этих речах внушаются бодрый, обнадеживающий настрой и высказываются пожелания на будущее.
Эпидейктическая речь создается в торжественных ситуациях общественной (государственной) и семейной (личной) жизни людей. Жанровые ситуации современных праздников (семейного, производственного или государственного) – в сущности – исчислимы. Таковы «семейные» жанры дней рождения, свадьбы, рождения ребенка, крестин, проводов в армию, проводов на пенсию (уходящий жанр, поскольку в последнее десятилетие россияне все менее уходят на пенсию, продолжая работать); может показаться странным, но к жанру хвалебной речи относится также поминальная речь, поскольку в ней также перечисляются положительные свойства умершего человека.
Семейные праздники для современного человека смешиваются с государственными, поэтому семейное застолье часто происходит в дни государственных праздников, а государственные праздники приобретают «народные» названия, как нынешний День защитника Отечества называется «мужским» днем, а Международный Женский день продолжает именоваться «женским». Соответственно отмечаются эти праздники как на производстве, так и дома. Не меняется лишь суть (содержание) речи – это должны быть поздравительные, праздничные мысли и слова с пожеланием счастья и успехов.
Видимо, исчислимы ситуации эпидейктических речей на производстве (будь это завод, институт, школа или больница). Эпидейктическая речь организует жизнь делового коллектива, вместе с настоящим праздником в ней оцениваются прошлые достижения и люди настраиваются на будущие успехи. Сегодняшняя эпидейктическая речь сорастворяется в деловой речи, которая может произноситься на первом собрании коллектива в некотором текущем периоде (например, начало учебного года в школе) или на заключительном собрании годового цикла, подводящем итоги работы коллектива. Всякий план или отчет содержит элементы эпидейксиса («похвалы») как одобрения или положительной оценки сделанного. Так, само приведение фактов в отчете о работе трудового коллектива содержит положительную оценку и, следовательно, невольно напоминает поздравительную речь, создавая у коллектива настроение праздника.