kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Торжественная речь. Урок риторики в 11 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок риторики в 11 классе. Эпидейктическая речь – это так называемая "речь на случай", торжественная речь на юбилеях и других торжественных актах, в дружеском кругу.
Главная цель оратора – воодушевление и сплочение аудитории.
Задача речи – хвала всему, что делает данную общность коллективом, хула всему, что противостоит данной общности.

К разновидностям эпидейктической речи относятся хвала лицу по случаю юбилея, похвала какому-то историческому, общественному явлению и хула (порицание) какого-то события, явления.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Эпидейктическая РЕЧЬ»

Эпидейктическая речь

Урок риторики в 11 классе

подготовила учитель русского языка, литературы и риторики

МБОУ «Гимназии №5 г. Морозовска»

Матвеева Ольга Ивановна



Эпидейктическая речь – это так называемая "речь на случай", торжественная речь на юбилеях и других торжественных актах, в дружеском кругу.
Главная цель оратора – воодушевление и сплочение аудитории.
Задача речи – хвала всему, что делает данную общность коллективом, хула всему, что противостоит данной общности.

К разновидностям эпидейктической речи относятся хвала лицу по случаю юбилея, похвала какому-то историческому, общественному явлению и хула (порицание) какого-то события, явления.

Эпидейктическая речь – это призыв к чувствам людей через обращение к вечным этическим законам и нормам, добру и злу.

За что хвалят?

  • 1) За добродетель.
    Величайшие из добродетелей:
    - мужество;
    - благоразумие;
    - справедливость;
    - рассудительность;
    - мудрость;
    - великодушие;
    - бескорыстие;
    - щедрость;
    - кротость и др. (Аристотель, "Риторика", книга 1) 
    Все противоположные качества – основа для порицания (хулы).

  • 2) Хвалят за то, что достойно славы предков, то есть все памятное.

Как хвалят?

  • 1. Учитывается "фактор адресата"Аристотель советует хвалить то, что больше всего ценится в данной аудитории.

  • 2. В похвальной речи древние стремились случайно совершенный добродетельный поступок представить как закономерно совершенное, осуществленное по определенному намерению.

  • 3. Законы эпидейктической речи требует усиления и преувеличения. Например, говорят о человеке, что он действовал один или первый, несмотря на то, что обстоятельства не благоприятствовали ему. Таковы законы этого жанра.

  • 4. Оратор должен использовать прием сравнения. Человек, которому посвящена речь, его деяния сравниваются с деяниями, например, известных исторических личностей. Если же трудно, то человек сравнивается с деяниями обычных людей, на фоне которых особо выделяются заслуги того, о ком говорят.



Очевидно, что разные типы речей имеют свои тактические особенности. Рассмотрим их на примере эпидейктической речи.

Воодушевляющая (эпидейктическая) речь - это речь торжественная, призванная возбудить у аудитории высокие чувства. Цель её - воодушевление и сплочение аудитории. Её задача - хвала всему, что объединяет собравшихся людей, утверждение общечеловеческих ценностей или хула всему тому, что им противостоит. Аристотель определял объект эпидейктической речи как "добродетель и порок, прекрасное и постыдное".

Торжественная речь имеет разновидности:
     а) похвала лицу по особому случаю: тост, юбилейная речь, надгробная речь; 
     б) похвала коллективу;
     в) похвала явлению, событию, например, речь учителя на первом уроке, посвященная новому предмету, или напутствие выпускникам;
     г) хула, осуждение деятельности личности или коллектива.

Предметом такой речи может быть все, что угодно. Так, произнося в кругу друзей "похвалу чайнику", вы будете говорить о тепле и объединяющей силе дружбы.

Аристотель считал, что такая речь регламентируется рядом правил:

1) хвалить нужно то, что более всего ценится в обществе и в данной аудитории;
2) преувеличение здесь является законом жанра и не воспринимается как обман;
3) действия восхваляемого сравниваются либо с подвигами героев прошлого, либо с поступками обычных людей, что позволяет выделить на этом фоне его заслуги;
4) случайно совершенный поступок представляется как осуществленный обдуманно.

Несправедливы те, кто считает, что соблюдение этих правил порождает обман. Нет, эпидейктическая речь просто требует другого, более пристального, неравнодушного взгляда на мир и на людей. Писатель А. Моруа заметил, что есть два принципа отношения к людям: "Первый состоит в том, чтобы взирать на них критическим оком - возможно, это справедливо, но сурово, это подход равнодушных. Другой соткан из нежности и юмора; при этом можно видеть все изъяны и недостатки, но смотреть на них с улыбкой, а исправлять мягко и с улыбкой на устах. Это подход любящих".

Как видим, для оценочной речи, может быть, более других важен фактор автора: не каждый может похвалить или выбранить, для этого важна социальная и возрастная дистанция между автором и адресатом, да и значимость авторской оценки, о которой А. Ахматова писала: "От других мне хвала - что зола, От тебя и хула - похвала".

Конечно, и адресат речи должен её воспринимать адекватно, именно как похвальную речь, иначе может сложиться неловкая ситуация. Например, герой фильма "Старики-разбойники" Воробьев (в исполнении Е. Евстигнеева), наслушавшись поздравительных речей, говорит: "Ну, раз вы все меня так сильно любите, то я не уйду на пенсию", - чем шокирует сослуживцев.

Композиционно эпидейктическая речь, как правило, состоит из трех частей: 
а) вступления (обращения); 
б) основной части, где представлены события и превозносятся достоинства субъекта; 
в) заключения (вытекающего из основной части) - благодарности, пожелания, выражения надежды на что-либо.

Тому, кто готовит эпидейктическую речь, следует помнить о типичных ошибках ораторов:

1. Нарушением норм речевого поведения считается отсутствие одного из композиционных блоков. Вот как выглядит самая короткая эпидейктическая речь, произнесенная Чебурашкой на открытии дома друзей: "Строили мы строили и наконец построили. Спасибо нам!". Или поздравительная речь Винни-Пуха: "Поздравляю с днем рождения. Желаю счастья в личной жизни. Пух".

2. Цель торжественной речи - доставить удовольствие, поэтому здесь вряд ли уместна негативная информация. Так, поздравляя с 8 Марта, не стоит описывать тяжелую долю женщины, а принимая приз, не надо его критиковать.

3. Если речь не подготовлена, то в ней часто не просматривается тезис, достоинства перечисляются сумбурно, вне всякой логики. Например, молодая актриса Н. Негода, исполнившая роль девушки сомнительного поведения в фильме "Маленькая Вера", при вручении "Ники" в ответном слове сказала: "Спасибо моим маме и папе за то, что воспитали меня такой".

И в заключение хотелось бы привести слова теоретика современной риторики А.К. Михальской: "Нашему обществу, тем, кто его составляет, особенно нужно научиться похвальному красноречию. Все мы куда как горазды ругать и бранить, критиковать и распекать. Но когда следует похвалить, дар речи почему-то нас покидает".





Примером эпидейктической речи является "Слово о погибели Русской земли" (1237 г.):

"О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, славишься крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!…
И в те дни – от великого Ярослава и до Владимира, и до нынешнего Ярослава, и до брата его Юрия князя владимирского, – обрушилась беда на христиан"





С Новым риторическим годом, товарищи!

Новый год – праздник любословный. Если добрых и хороших слов не будет, не будет и праздника. Не словолюбивых праздников не бывает! Бывают люди сердечно и словоленивые,  не словоохотливые… Встанет за новогодним столом иной краснословец и, расправив колесом ввалившуюся грудь, изречет: «За дам-м-м-с!!!…» А что он «задаст» или «кто они такие, эти «дам-мы-с», того он – извините за скромную критику - выразить не может …  А Новый год требует новословия: искусноумного, взаимнолюбовного, сердечноприимного и единодушевного. «Всех этих слов на русском нет» – говорит глупый компьютер. Но они есть! – и если хотите сделать вашу жизнь счастливее и благополучнее, ищите эти новые мысли и слова в глубине ваших сердец…  Достаньте их из Словаря предков и современного Ожеговского и, чуть поразмыслив, распространите: любовь, добро, мир, щедрость, дружба, знание, спокойствие, надежда… Все слова хороши, только употреблять их надо остроумно… Учиться же поздравительнословию, в сущности, невозможно, если оно не вдохновлено добрым сердцем, живым умом и острым словом…  




Поздравительная речь. «Я желаю счастья вам!..»

§ 1. Поздравительная речь в общественной и частной жизни. Общество не может существовать без праздничных, хвалебных, торжественных речей. Поздравительной речью в некотором смысле организуется всякое общество, поскольку на праздниках люди отмечают свои успехи, говорят о главном в жизни, определяют основные философские ценности. В античности праздничная речь называлась «эпидейктической» (показательной), она произносилась по торжественным случаям, содержанием такой речи являлось «прекрасное». Поздравительная эпидейктическая речь произносилась и произносится по поводу настоящего (события или праздника), в то же время в этих речах содержится  доброжелательная, положительная оценка прошлого, именно в этих речах внушаются бодрый, обнадеживающий настрой и высказываются пожелания на будущее.

Эпидейктическая речь создается в торжественных ситуациях общественной (государственной) и семейной (личной) жизни людей.  Жанровые ситуации современных праздников (семейного, производственного или государственного) – в сущности – исчислимы. Таковы «семейные» жанры дней рождения, свадьбы, рождения ребенка, крестин,  проводов в армию, проводов на пенсию (уходящий жанр, поскольку в последнее десятилетие россияне все менее уходят на пенсию, продолжая работать); может показаться странным, но к жанру хвалебной речи относится также поминальная речь, поскольку в ней также перечисляются положительные свойства умершего человека.

Семейные праздники для современного человека смешиваются с государственными, поэтому семейное застолье часто происходит в дни государственных праздников, а государственные праздники приобретают «народные» названия, как нынешний День защитника Отечества называется «мужским» днем, а Международный Женский день продолжает именоваться «женским». Соответственно отмечаются эти праздники как на производстве, так и дома. Не меняется лишь суть (содержание) речи – это должны быть поздравительные, праздничные мысли и слова с пожеланием счастья и успехов.

Видимо, исчислимы ситуации эпидейктических речей на производстве (будь это завод, институт, школа или больница). Эпидейктическая речь организует жизнь делового коллектива, вместе с настоящим праздником в ней оцениваются прошлые достижения и люди настраиваются на будущие успехи. Сегодняшняя эпидейктическая речь сорастворяется в деловой речи, которая может произноситься на первом собрании коллектива в некотором текущем периоде (например, начало учебного года в школе) или на заключительном собрании годового цикла, подводящем итоги работы коллектива. Всякий план или отчет содержит элементы эпидейксиса («похвалы») как одобрения или  положительной оценки сделанного. Так, само приведение фактов в отчете о работе трудового коллектива содержит положительную оценку и, следовательно, невольно напоминает поздравительную речь, создавая у коллектива настроение праздника.





Просмотр содержимого презентации
«Эпидейктическая речь 11 класс»

Эпидейктическая речь Урок риторики в 11 классе подготовила учитель русского языка, литературы и риторики МБОУ «Гимназии №5г. Морозовска» Матвеева Ольга Ивановна

Эпидейктическая речь

Урок риторики в 11 классе

подготовила учитель русского языка, литературы и риторики

МБОУ «Гимназии №5г. Морозовска»

Матвеева Ольга Ивановна

Эпидейктическая речь

Эпидейктическая речь

  •  – это так называемая "речь на случай", торжественная речь на юбилеях и других торжественных актах, в дружеском кругу. Главная цель оратора – воодушевление и сплочение аудитории. Задача речи – хвала всему, что делает данную общность коллективом, хула всему, что противостоит данной общности.
Что может быть предметом эпидейктической речи?

Что может быть предметом эпидейктической речи?

  • Предметом такой речи может быть все, что угодно. Так, произнося в кругу друзей "похвалу чайнику", вы будете говорить о тепле и объединяющей силе дружбы.
  • Аристотель считал, что такая речь регламентируется рядом  правил :
  • 1) хвалить нужно то, что более всего ценится в обществе и в данной аудитории; 2) преувеличение здесь является законом жанра и не воспринимается как обман; 3) действия восхваляемого сравниваются либо с подвигами героев прошлого, либо с поступками обычных людей, что позволяет выделить на этом фоне его заслуги; 4) случайно совершенный поступок представляется как осуществленный обдуманно.
Разновидности эпидейктической речи

Разновидности эпидейктической речи

  • хвала лицу по случаю юбилея,
  • похвала какому-то историческому, общественному явлению
  • хула (порицание) какого-то события, явления. Эпидейктическая речьэто призыв к чувствам людей через обращение к вечным этическим законам и нормам, добру и злу.
За что хвалят?

За что хвалят?

  • 1) За добродетель. Величайшие из добродетелей: - мужество; - благоразумие; - справедливость; - рассудительность; - мудрость; - великодушие; - бескорыстие; - щедрость; - кротость и др. (Аристотель, "Риторика", книга 1)  Все противоположные качества – основа для порицания (хулы).
  • 2) Хвалят за то, что достойно славы предков, то есть все памятное.
Как хвалят?   1. Учитывается

Как хвалят?

  • 1. Учитывается "фактор адресата

"Аристотель советует хвалить то, что больше всего ценится в данной аудитории.

  • 2. В похвальной речи древние стремились случайно совершенный добродетельный поступок представить как закономерно совершенное, осуществленное по определенному намерению.
  • 3. Законы эпидейктической речи требует усиления и преувеличения. Например, говорят о человеке, что он действовал один или первый, несмотря на то, что обстоятельства не благоприятствовали ему. Таковы законы этого жанра.
  • 4. Оратор должен использовать прием сравнения. Человек, которому посвящена речь, его деяния сравниваются с деяниями, например, известных исторических личностей. Если же трудно, то человек сравнивается с деяниями обычных людей, на фоне которых особо выделяются заслуги того, о ком говорят.
Несправедливы те, кто считает, что соблюдение этих правил порождает обман. Нет, эпидейктическая речь просто требует другого, более пристального, неравнодушного взгляда на мир и на людей. Писатель А. Моруа заметил, что есть два принципа отношения к людям:
  • Несправедливы те, кто считает, что соблюдение этих правил порождает обман. Нет, эпидейктическая речь просто требует другого, более пристального, неравнодушного взгляда на мир и на людей.
  • Писатель А. Моруа заметил, что есть два принципа отношения к людям: "Первый состоит в том, чтобы взирать на них критическим оком - возможно, это справедливо, но сурово, это подход равнодушных. Другой соткан из нежности и юмора; при этом можно видеть все изъяны и недостатки, но смотреть на них с улыбкой, а исправлять мягко и с улыбкой на устах. Это подход любящих".
Композиция эпидейктической речи

Композиция эпидейктической речи

  • Композиционно  эпидейктическая речь, как правило, состоит из трех частей:  а) вступления (обращения);  б) основной части , где представлены события и превозносятся достоинства субъекта;  в) заключения (вытекающего из основной части) - благодарности, пожелания, выражения надежды на что-либо.
Типичные ошибки ораторов

Типичные ошибки ораторов

  • Тому, кто готовит эпидейктическую речь, следует помнить о типичных  ошибках  ораторов:
  • 1. Нарушением норм речевого поведения считается отсутствие одного из композиционных блоков. Вот как выглядит самая короткая эпидейктическая речь, произнесенная Чебурашкой на открытии дома друзей: " Строили мы строили и наконец построили. Спасибо нам!".  Или поздравительная речь Винни-Пуха:  "Поздравляю с днем рождения. Желаю счастья в личной жизни. Пух".
  • 2. Цель торжественной речи - доставить удовольствие, поэтому здесь вряд ли уместна негативная информация . Так, поздравляя с 8 Марта, не стоит описывать тяжелую долю женщины, а принимая приз, не надо его критиковать.
  • 3. Если речь не подготовлена, то в ней часто не просматривается тезис, достоинства перечисляются сумбурно, вне всякой логики. Например, молодая актриса Н. Негода, исполнившая роль девушки сомнительного поведения в фильме "Маленькая Вера", при вручении "Ники" в ответном слове сказала:  "Спасибо моим маме и папе за то, что воспитали меня такой" .
И в заключение хотелось бы привести слова теоретика современной риторики А.К. Михальской :
  • И в заключение хотелось бы привести слова теоретика современной риторики А.К. Михальской : "Нашему обществу, тем, кто его составляет, особенно нужно научиться похвальному красноречию. Все мы куда как горазды ругать и бранить, критиковать и распекать. Но когда следует похвалить, дар речи почему-то нас покидает".
Примером эпидейктической речи является

Примером эпидейктической речи является "Слово о погибели Русской земли " (1237 г.):

"О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, славишься крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!… И в те дни – от великого Ярослава и до Владимира, и до нынешнего Ярослава, и до брата его Юрия князя владимирского, – обрушилась беда на христиан"

  •  
С Новым риторическим годом, товарищи!

С Новым риторическим годом, товарищи!

  • Новый год – праздник любословный. Если добрых и хороших слов не будет, не будет и праздника. Не словолюбивых праздников не бывает! Бывают люди сердечно и словоленивые,  не словоохотливые… Встанет за новогодним столом иной краснословец и, расправив колесом ввалившуюся грудь, изречет: «За дам-м-м-с!!!…» А что он «задаст» или «кто они такие, эти «дам-мы-с», того он – извините за скромную критику - выразить не может … 
  • А Новый год требует новословия: искусноумного, взаимнолюбовного, сердечноприимного и единодушевного. «Всех этих слов на русском нет» – говорит глупый компьютер. Но они есть! – и если хотите сделать вашу жизнь счастливее и благополучнее, ищите эти новые мысли и слова в глубине ваших сердец…  Достаньте их из Словаря предков и современного Ожеговского и, чуть поразмыслив, распространите: любовь, добро, мир, щедрость, дружба, знание, спокойствие, надежда… Все слова хороши, только употреблять их надо остроумно… Учиться же поздравительнословию, в сущности, невозможно, если оно не вдохновлено добрым сердцем, живым умом и острым словом…  
Домашнее задание Подготовить, напечатать и уметь произнести эпидейктическую речь  (тема любая)

Домашнее задание

Подготовить, напечатать и уметь произнести эпидейктическую речь

(тема любая)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Торжественная речь. Урок риторики в 11 классе

Автор: Матвеева Ольга Ивановна

Дата: 13.04.2015

Номер свидетельства: 201033

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Классный час посвященный ко Дню Первого Президента Республики Казахстан "
    ["seo_title"] => string(84) "klassnyi-chas-posviashchiennyi-ko-dniu-piervogho-priezidienta-riespubliki-kazakhstan"
    ["file_id"] => string(6) "163580"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422514441"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства