Просмотр содержимого документа
«Тема: Развитие диалогической формы речевого общения. Русский речевой этикет. Диалог -установление контакта.»
Тема: Развитие диалогической формы речевого общения.Русский речевой этикет. Диалог -установление контакта.
План:
Диалог как речевая единица.
Структура и интонацион- ное оформление диалога.
Логическое ударение.
Виды диалога .
Технологическая карта теоретического урока
№
Этапы
1
занятия
2
Выделенное время
Организационная часть
3
Вводная часть (Мотивация)
Содержание деятельности
Определить новую тему и формирование конечной цели
Методы обучения
Объясне-ние новой темы
4
Подготовить учебный материал по изложению новой темы. Выбрать наглядные пособия и раздаточный материал. Научить учащихся употреблять формы речевого этикета в ситуациях общения, уметь принимать участие в беседе по поводу прослушанного, используя 4 формы речевого этикета.
Самостоятельный
5 мин
Средства обучения
урока. 1. Цель занятия, планируемый результат.
Закрепление
5
2. Разминка для ума (ответьте на вопросы)
Объявляется новая тема и план урока.
Иллюстративный материал
Дискуссия
10 мин
Заключи-тельная часть
Работа с книгой
3. Проверка домашнего задания
1. По отрывку текста определить вид описания
Формы диалога
Умение освятить новую тему путём активизации мыслительной способности учащегося.
30 мин
Наглядный материал
2. Лекционный материал
Основные результаты вышеизложенной темы
Беседа
Анализировать диалоги по структуре и составу.
Умение вести и поддерживать диалоги.
Умение использовать в речи все формы приветствия, знакомства, обращения.
3. Работа над лексической темой
Книги
5 мин
Итог. Проверка.
4. Выполнение грамматических заданий
30 мин
Выставление оценок.
Домашнее задание
Слово диалог произошло от греческого « диалогос », что означает – разговор, беседа ( диа – два, логос – речь).
Диалог – это разговор (беседа) двух лиц, в котором происходит обмен высказываниями.
Диалог – это один из самых распространённых видов устной речи. Здесь каждое лицо играет две роли: и слушающего, и говорящего.
Диалог – это сменяющих друг друга высказываний. Границей высказываний служит конец речи одного собеседника и начало речи другого.
Эти высказывания называются репликой . ( Реплика – это высказывание говорящего). Реплики бывают двух видов:
- реплика-стимул
- реплика-реакция.
Реплика – стимул – это высказывание первого собеседника, с которым он обращается к другому.
Реплика –реакция – это высказывание второго собеседника, его ответ на обращение первого; это ответная реплика.
-Ты сделал домашнюю работу?(реплика-стимул)
-Да, сделал.(реплика-реакция)
Диалог
Реплика–реакция – это ответная реплика
Реплика – стимул – это высказывание первого собеседника, его обращение к другому
- Ты вчера сделал домашнюю работу?
- Нет, вчера очень устал. Сейчас делаю.
В диалоге большую роль играет интонация. ( Интонация – это повышение или понижение тона голоса.) Она необходима для постановки правильного логического ударения, которое играет большую роль при ответе на реплику-стимул.
Логическое ударение– это выделение голосом при произношении одного из слов предложения для того, чтобы усилить его смысл.
Например:
- Ты сдал экзамен по русскому языку?
Это вопрос можно прочитать с пятью разными логическими ударениями и получить пять разных ответов.
- Тысдал экзамен по русскому языку?
- Да,я. (Нет,Анвар).
Здесь логическое ударение падает на слово ты .
Тысдалэкзамен по русскому языку?
-Да, сдал. (Нет, не сдал).
Здесь ударение падает на слово сдал.
- Ты сдалэкзаменпо русскому языку?
- Да, экзамен. (Нет, зачёт)
Здесь ударение падает на слово экзамен.
-Ты сдал экзаменпо русскомуязыку?
Да, по русскому. (Нет, по английскому).
Здесь ударение падает на слово по русскому.
- Ты сдал экзамен по русскомуязыку?
- Да, по языку. (Нет, по литературе).
Здесь ударение падает на слово языку. В данном предложении можно поставить логическое ударение на словосочетание по русскому языку и тогда получится следующий диалог:
- Ты сдал экзаменпо русскому языку?
- Да, по русскому языку. (Нет, по химии).
На этом примере ярко видно, что, не изменяя слова в вопросе, не переставляя их, можно получить пять разных ответов. В данном случае изменялось только логическое ударение. Это доказывает то, что логическое ударение играет большую роль в диалоге, а особенно – в правильной постановке вопроса. (От этого зависит ответ, т.е. реплика-реакция).
В вышеуказанных диалогах можно заметить различия между репликой-стимул и репликой-реакцией. Реплика-стимул содержит полную информацию, а поэтому она называется полной. (Полная реплика – это реплика, содержащая полную, подробную информацию. ) В отличие от реплики-стимул реплика-реакция короткая, в ней меньше слов, но этот ответ нам понятен. Такая реплика называется неполной. (Неполная реплика – это короткий вопрос или ответ. )
Для чего нужны неполные реплики? Для того чтобы избежать повторов слов. Такие реплики делают нашу речь более точной, краткой.
(Сравнить:
- Ты сдал экзамен по русскому языку?
- Да, я сдал экзамен по русскому языку. )
Виды диалога:
Диалог – установление контакта.
Вопросно-ответный диалог.
Диалог – обмен сообщениями. (Диалог – повествование).
Диалог дискуссионного характера.
Речевой этикет - это правила речевого поведения, оно устанавливается обществом и указывает, какие слова и предложения мы должны произносить в разных ситуациях: приветствуя, здороваясь, уходя, благодаря и т.д. Примеры ситуаций могут быть различными: встреча, знакомство, прощание, приглашение к столу, извинение, благодарность и прочее. Речевой этикет позволяет установить контакт с собеседниками в нужном тоне. По этикету можно обращаться по имени к родным, друзьям или знакомым , если они с одного возраста с говорящим. По имени и отчеству- обращение к малознакомым людям и старшему по возрасту и положению .
Установление контакта – это знакомство и начало общения двух лиц.
Диалог – установление контакта – это диалог, в котором два лица знакомятся друг с другом. Здесь широко используются формулы речевого этикета – формулы знакомства.
Формулы речевого этикета при знакомстве различаются обстановкой употребления. Так, например, при официальном знакомстве используются формы Разрешите вам представить… Разрешите вас познакомить… Эти формулы используются посредником, т.е. третьим лицом, которое знакомит двоих.
Когда человек сам знакомится с окружающими, то он использует такие выражения: Разрешите представиться, меня зовут… (в официальной обстановке) Меня зовут… Моё имя… Моя фамилия… (более непринуждённая форма знакомства).В ответах при знакомстве используются выражения: Очень приятно;мы уже встречались;мы уже знакомы;вы меня (не) узнаёте? Знакомство играет большую роль в дальнейшем общении. От того, как вы сумеете преподнести себя новому знакомому, какое впечатление вы на него произведёте, зависит всё ваше дальнейшее общение.
Запомните формы речевого этикета при знакомстве:
Я хотел бы с вами познакомиться;
Разрешите вам представиться
Употребляется перед представле нием по имени (фамилии)
Разрешите вам представить...
Разрешите вас познакомить;
Употребляется при официальном представлении с помощью посредника
Меня зовут Малика (Малика Алишеровна);
Будьте знакомы;
Меня зовут Маликой (Маликой Алишеровной);
Представление по фамилии, имени-отчеству или имени зависит от степени официальности обстановки и возраста говорящих
Очень приятно; Мы уже ветречались; Мы уже знакомы; Вы меня(не) узнаёте?
Знакомьтесь
Моя фамилия Кареева; Малика Алишеровна; Малика
Употребляется в ответах при зна комстве
Формы выражения приглашения
Приглашаю Вас (тебя)
Хочу пригласить Вас (тебя)
Могу ли я пригласить Вас (тебя)
Можно пригласить Вас (тебя)
Формы выражения приглашения
Не хотите ли вы:
пойти со мной…?
составить мне компанию?
Формы выражения приглашения
Что Вы делаете сегодня вечером?
Какие у вас планы на вечер?
Вы заняты завтра вечером?
Вы приглашены сегодня куда-нибудь?
Сходим завтра куда-нибудь?
Зайдём? Пошли?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Cоставить диалог на тему: “Совет. Просьба. Желание. Радость.”