Молодежь, особенно подростки, в целях возрастного «самоутверждения» начинает употреблять слова и словечки, отличающиеся от общепринятой речевой нормы. В ход идут элементы разноплановой лексики: иностранные слова, профессионализмы, вульгаризмы, молодёжный сленг, диалектизмы и жаргонизмы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««СОВРЕМЕННЫЙ МОЛОДЁЖНЫЙ СЛЕНГ В НАШЕМ ТЕХНИКУМЕ »»
Департамент образования и науки Брянской области
ГБПОУ «Трубчевский политехнический техникум»
Лингвистическая номинация «Красота речи»
Творческий проект
«Современный молодёжный сленг в нашем
техникуме»
Выполнила Анастасия Рагоза
Руководитель Е. Г. Алымова
Преподаватель русского языка
и литературы
Проект подготовили:
Рагоза
Анастасия
Николаевна
Студентка 1 курса
Умён ты или глуп, велик ты или мал,
Не знаем, пока ты слова не сказал.
Саади.
Любовь к русскому языку, интерес к научно – практической деятельности, стремление оказать пользу сверстникам в плане культуры речи вызвали желание исследовать данную тему.
Выбор темы был обусловлен желанием разобраться в истоках такой разновидности языка, как молодежный сленг, собрать, записать и растолковать лексику молодежного сленга, многие слова и выражения которого поражают своей яркостью, точностью и остроумием.
Объектом моего исследования стали изменения в разговорной речи и в языке массовой коммуникации, которые привели к снижению языковой культуры.
Предметом исследования являются образцы использования внелитературной лексики, молодёжный сленг.
Гипотеза: чаще употребление сленгов происходит у молодежи и находится в прямой зависимости от их окружения.
Проблемой является неосознанность пагубного влияния молодёжного сленга на образ мысли, а в дальнейшем на образ жизни.
РАБОТАЯ НАД ЭТОЙ ТЕМОЙ,
я обращалась к самым различным источникам: к газетам, журналам, рекламе, пособиям по современным нормах русского литературного языка, энциклопедическим словарям. Также я анализировала живую разговорную речь в быту, речь телеведущих.
Цель проекта
Цель проекта состоит в том, чтобы на основании изучения научной литературы, собственных исследований в данной области выявить причины возникновения молодежного сленга, его взаимодействие с литературным языком.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель моей работы – изучить особенности речи современных студентов нашего техникума, определить, как сленг засоряет литературный язык.
Для достижения цели, будут решаться следующие задачи:
- изучить литературу по данной проблеме;
- познакомиться с различными источниками молодёжного сленга;
- составить словарь жаргонных слов, употребляемых в речи студентов нашего техникума, проанализировать их происхождение;
- сделать презентацию по данной теме;
- изложить результаты исследования, связанные с проблемой употребления молодёжного сленга; в речи студентов через опрос учащихся нашего техникума;
- выявить положительные и отрицательные стороны молодёжного сленга;
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
изучение литературы по теме исследования, анализ источников;
беседы со студентами и преподавателями, анкетный опрос;
интервью;
наблюдение за речью студентов.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось с ноября 2015 года до настоящего времени и имело несколько этапов.
На первом этапе изучалась литература по теме исследования.
На втором этапе проводился опрос студентов и преподавателей, анализировались полученные результаты.
Практическаязначимость
работы заключается в том, что материал может быть использован на факультативах по русскому языку, на классных часах, на уроках русского языка при изучении темы ««Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления».
Теоретический аспект исследования
Место сленга в русском языке
Лексика
Литературная лексика
Нелитературная лексика
1) книжные слова;
2) стандартные разговорные слова;
3) нейтральные слова.
1) профессионализмы;
2) вульгаризмы;
3) жаргонизмы;
4) сленг.
Социальная группа сленгов
Современный сленг молодежи, словарь которого насчитывает более 12000 слов.
Студенческий сленг:
Стипуха – стипендия
Хвосты - задолженности
Курсач – курсовая работа
Компьютерный сленг:
Лвл - уровень
Блины - диски
Мыло – электронная почта
Сленг наркоманов и торговцев наркотиками:
Дернуть струну – ввести иглу
Подсадить – приучить к наркотикам
Толкнуть – продать товар
Тюремный сленг:
Сленг врачей:
Авторитет – старший
Косяк – проступок
Малява - письмо
Лыжник – держащийся за костыль
Непруха – непроходимость кишечника
Клиника – клиническая смерть
Причины появления молодёжного сленга.
современная поп-культура;
увлечение молодежи европейской, особенно американской культурой;
Интернет, его широкие возможности, быстро развивающиеся компьютерные технологии;
повальное увлечение компьютерными играми;
потребность молодежи в самовыражении и встречном понимании;
низкий уровень воспитания в семье;
бездумное увлечение низкопробной кино-продукцией, средствами массовой информации.
Источники пополнения молодёжного сленга.
Литературный язык;
Иностранные языки;
Блатное арго;
Заимствования из языка музыкантов и спортсменов.
Компьютерный язык;
Лексика наркоманов.
Разумеется, это не могло не сказаться на сленге наших студентов.
Наверное, во всех техникумах всегда были и будут такие слова, которые понятны любому человеку.
Названия учебных предметов
Матеша, физра, литра, русиш, инглиш, немец
Названия оценок
Двояк – 2, тройбан – 3, пятак - 5
Свободное время
Дискач, дэнсы, сменка
Названия помещений
Тубзик, тубаркас, столовка
Названия видов учебной деятельности
Контроша, домашка, лабораторка
Названия работников и учителей
Препод, химичка, физичка
Техникумовский сленг.
Можно сказать о том, что язык студентов – это возрастной язык, которым владел каждый в пору учения.
Вывод: любимым способом образования новых слов является сокращение слова либо отсечение его части: дискач – дискотека, днюха – день рождения, чел – молодой человек и другие. Речь студентов богата словами: определить невозможно: «типа», «короче», «блин», «прикинь» и другие.
Особенности молодёжного сленга
Это желание студентов изменить мир, перекроить его на свой манер, утвердиться, показать своё «я».
Подвижность
Чёткость
Конкретность
Размытость значений
Обновляемость
Развитие молодёжного сленга 80-е годы
Отрывок из повести Н.В. Гоголя «Майская ночь или утопленница»
«Классный Днепр при клёвой погоде, когда, кочевряжась и выпендриваясь, пилит сквозь леса и горы клёвые воды свои. Вылупишь зенки свои, откроешь варежку и не знаешь, пилит он или не пилит. Редкая птица со шнобелем дочешет до середины Днепра. А если дочешет, так гикнется, что копыта отбросит».
Конец 90-х годов.
Отзыв старшеклассника на просмотренный фильм по роману Л.Н. Толстого «Анна Каренина»:
«Понял, блин, она его намотала. А он – раз и – ни-ни, а тот – шасть к ней, а она, во даёт, под электричку – и копец!»
Во многих современных ток-шоу, телепроектах речь героев сопровождается своеобразными звуками, сигналами, заменяющими нецензурную брань, например, «Пусть говорят», «Прямой эфир», проект «Дом 2. Построй свою любовь» и другие.
« Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей». М Горький
дикторы используют просторечия и жаргонизмы как средства выразительности, нарушая нормы литературного языка в современных ток-шоу, телепроектах ;
модными стали криминальные телесериалы,
Практический аспект исследования
Для изучения проблемы употребления в русском языке жаргонных слов мною было опрошено по 50 человек с каждого курса в возрасте от 16 до 20 лет.
«Почему я употребляю жаргонные слова?» Студенты дали такие ответы.
Чтобы
Меня понимали сверстники – 25 %
Не отстать от жизни – 27%
Сэкономить время при общении – 12%
Вписываться в ту или в иную компанию – 10%
Поддержать разговор – 16%
Выразить свои эмоции и чувства – 6%
Быть современной (ым) – 24%
Не быть отсталой (ым) -16%
Выглядеть более крутой (ым) – 44%
Со мной было интересней – 11%
Следовать моде – 9%
ВЫВОД: результаты опроса показали, что эталоном речи для многих
учащихся является речь их одногруппников , друзей.
Основной целью употребления сленговых выражений является желание студентов придать своей речи больше юмора, живости.
Причины резкого увеличения числа сленга в речи студентов
1.Стремление СМИ завоевать популярность любой ценой.
2. Низкий уровень речевой культуры.
3. Снижение интереса к русской классической литературе
4. Изменение нравственных ориентиров.
5. Постоянное обращение к услугам компьютера
6. Незнание языковых норм и нарушение правил речевого этикета
Я русский человек и носитель великого языка, языка А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя. Как завещание звучат сегодня слова Ивана Сергеевича Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, преданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».
Цели анкетирования
определить мотивы употребления жаргонных слов, круг чаще встречающихся из них;
выявить наличие или отсутствие стремления обойтись без сленга;
насколько молодёжный сленг засоряет наш литературный язык.
АНКЕТА
1.Употребляете ли Вы жаргонизмы? Почему?
- хотите лучше выразить свои мысли;
- не хотите отличаться от сверстников;
- боитесь быть осмеянным другими;
- не можете заменить жаргонизмы литературными словами;
Это смешение многих жаргонов: криминального (шмонать, базарить, шмотки, стрелка...), компьютерного (винды, драйв…) нормативной лексики и ненормативной: хилять, бакланить и другие слова, образованные присоединением матерных частей к установившимся жаргонным.
Причины употребления жаргонных слов.
68 студентов (3преподавателя) считают, что это модно, современно;
34 студента (4 преподавателя) нуждаются для связки слов;
19 студентов уверены, что сленг помогает преодолеть недостаток слов;
45 студентов (4преподавателя) ответили, что жаргонные слова делают речь понятнее для друзей;
34 студента (9 преподавателей) считают, что некрасиво употреблять жаргоны, разговаривают литературным языком.
Вывод: Чем старше становятся студенты, тем серьёзнее относятся к своей речи, стараются соблюдать культуру речи.
Становится ли речь лучше или хуже?
60 студентов сказали, что лучше;
43 человека утверждают, что хуже;
21 студент затрудняется ответить;
76 человек ответили, что употребляют жаргонные слова более 10 раз в день
Любимые слова среди студентов: «блин», «фиг», «круто», «супер», «отстой», «тормоз», «дебил», «лох», «хавчик».
Выводы
1. Сленг - протест против окружающей действительности, против типизации и стандартизации.
2. Для сленга характерна абсурдная игра слов. Это некое «кодирование» того или иного понятия.
3. Жаргонные слова оказывают негативное влияние на развитие интересов учащихся.
4. Современный сленг засоряет тнаш язык и мешает нормальному общению людей разных поколений.
5. Главное, что происходит в наше время – это освобождение языка от пут морали. Вот только немного страшно, что русский язык получает освобождение от любой морали. Кто-нибудь из нас понимает последствия этой свободы? А ведь нужно над этим задуматься.
Рекомендации для тех, кто желает исключить из речи жаргонные слова, советую
1) читать художественную литературу;
2) включить самоконтроль за речью, своей и чужой;
3) практиковать выступления перед аудиторией и дружеские беседы;
4) повышать самооценку, чтобы быть уверенным в своих словах.
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово!
А.Ахматова
Список используемой литературы
1.Береговская Н.В. Молодежный сленг: формирование и функционирование. Вопросы языкознания. М., 1996 с.46-52
2.Радзиховский Л.А., Мазурова А.И. Сленг как инструмент отстранения. Язык и его деятельность. М., 1989
3.Скребнев Ю.С.Исследования русской разговорной речи. М., 1987
4.ШкапенкоТ., Хюбнер Ф. Русский «тусовочный» как иностранный. Учебное пособие. Янтарный сказ. Калининград. 2003
5. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Словарь русского языка: 57000 слов. [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Русский язык,1984. – С.382.
6.Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский язык. – 2-е изд., испр./ ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 1999. С. 679.