Совершенствование орфографических навыков тувинских учащихся 5 класса при изучении темы «Фонетика и орфоэпия, графика и орфография»
Совершенствование орфографических навыков тувинских учащихся 5 класса при изучении темы «Фонетика и орфоэпия, графика и орфография»
vЦель исследования – разработать систему упражнений, способную помочь учителю организовать работу по совершенствованию орфографических навыков при изучении темы «Фонетика и орфоэпия, графика и орфография» в 5 классе национальной школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Совершенствование орфографических навыков тувинских учащихся 5 класса при изучении темы «Фонетика и орфоэпия, графика и орфография»»
Совершенствование орфографических навыков тувинских учащихся 5 класса при изучении темы «Фонетика и орфоэпия, графика и орфография»
Актуальность темы исследования определяется ее неразработанностью применительно к условиям национальной школы
Объектом данного исследования является орфография и организация работы над совершенствованием орфографических навыков тувинских учащихся 5 класса
Цель исследования – разработать систему упражнений, способную помочь учителю организовать работу по совершенствованию орфографических навыков при изучении темы «Фонетика и орфоэпия, графика и орфография» в 5 классе национальной школы.
Для решения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
выявить степень исследованности вопроса в методике преподавания русского языка в русской и национальной школе;
разработать систему упражнений с учетом основных принципов правописания.
Для решения поставленных задач использованы методы:
В данной работе мы опираемся на труды Н.Н.Алгазиной, М.Т.Баранова, Т.А.Остриковой, М.М.Разумовской и др.;
Экспериментальный ( констатирующий, обучающий в 2014-2015 учебном году в МБОУ СОШ № 1 г.Ак-Довурак)
Новизна заключается в том, что определены трудности усвоения русской орфографии тувинскими учащимися при изучении темы: «Фонетика и орфоэпия, графика и орфография» и намечены пути их устранения, составлена система упражнений для совершенствования орфографических навыков в 5 классе.
Апробация исследования осуществлялась в МБОУ СОШ № 1 г.Ак-Довурак в 2014-2015 учебном году в 5 классе.
Трудности овладения русской орфографией нерусскими учащимися
Основные трудности усвоения орфографии заключаются в несоответствии звуков и букв, обозначаемых ими.
Большинство букв русской графики обозначают, в зависимости от фонетической позиции, разные звуки. Например, буква О обозначает звуки:
1. (о)-нос, пол;
2. (а)-носы, полы;
Буква т обозначает звуки:1.(т)- там, трос;
2. т,- тихо, темный, тяжелый;
3. д - отбой, отзыв;
4. д,- отделить.
В отличие от русского языка, в родном языке учащихся все буквы, как правило, независимо от фонетической позиции обозначают одни и те же звуки, не происходит оглушения или озвончения, отсутствуют мягкие и твердые согласные.
Отдельные звуки и звукосочетания русского языка отсутствуют в тувинском языке. Так, например, в родном языке учащихся отсутствуют звуки (ф),(ц),(ш,),специфические особенности имеются и в мягких и твердых согласных. Существенные расхождения наблюдаются между грамматическим строем русского и родного языков. Во многих языках отсутствует категория рода, прилагательные, местоимения, причастия не согласуются в роде, числе и падеже и т.д. учет этих различий обязательным условием при обучении правописанию.
Классификация ошибок в письменных работах тувинских учащихся
1.В тувинском языке действует закон гармонии гласных.Например, «высынул» (вм.высунул); «посоредине»(вм.посередине); «держется» (вм.держатся)
2. В фонологической системе тувинского языка нет различия между твердыми и мягкими согласными.
3 .В тувинском языке отсутствуют звуки ф,щ,ц и специфические в, ж, вследствие чего учащиеся часто смешивают указанные звуки в произношении, откуда ошибка попадает и в письменную речь.
4. В тувинском языке звонкие согласные в начале слова оглушаются.
Тувинские учащиеся в произношении, а зачастую и на письме производят замену одного звука другим.
6.Влияние тувинской графики сказываются на графико-орфографических ошибках в обозначении йотированных букв.
ВЫВОДЫ:
Обучение русскому правописанию в условиях национальной школы предполагает учет основных принципов русской орфографии и влияния на процесс ее усвоения родного языка учащимися.
Интерференция родного языка создает определенные трудности в усвоении русской орфографии тувинскими учащимися и является причиной орфографических ошибок.
Из приведенной характеристики разных типов орфографических ошибок учащихся, а также причин, их обуславливающих в национальной школе, можно сделать некоторые методические выводы:
1. В связи с наличием в звуковых системах обоих языков различий, влияющих на усвоение орфографии учащимися-тувинцами, необходимо с помощью специальных упражнений способствовать усвоению школьниками фонемного состава русского языка, овладению его орфоэпическими нормами, выработке привычки соотносить звучащую речь с написанием – то есть в качестве базы формирования орфографических навыков необходимо рассматривать систематическую и целенаправленную работу над произношением.
2. При организации работы над усвоением орфографических правил, регулируемых морфологическим принципом русской орфографии, следует: а) уделять внимание расширению лексического запаса школьников применительно к тем морфемам или частям речи, которые «работают» на уроке; б) отрабатывать умения, связанные со словесным ударением; в) при усвоении правописания безударных окончаний вырабатывать умение устанавливать связь слов в словосочетании и предложении; г) использовать шире прием аналогии (подстановочные таблицы), так как в основе данного принципа лежит единообразное написание морфем.
Таким образом, для усвоения русской орфографии необходимо пропедевтическое овладение определенными опорными умениями: звуко-буквенным анализом слова, умением графически расставлять словесное ударение и видеть безударные гласные, умением достаточно быстро членить слова на морфемы; умением определять принадлежность слова к определенной части речи; «узнавать» продуктивные морфемы.
Чрезвычайно важным умением, без которого немыслимо формирование орфографического навыка, является орфографическая зоркость (умение видеть орфограммы). Для того, чтобы это умение было реальным, следует целенаправленно знакомить учащихся с опознавательными признаками орфограмм.