kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в формате ОГЭ-2015

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Рассуждение - очень важный тип речи: чтобы убедить другого в чем-то, нужно уметь рассуждать, доказывать, логически мыслить, делать обдуманные выводы. Это же умение необходимо, чтобы опровергнуть точку зрения оппонента, с которым вы не согласны. 1.В чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. Добро – это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Многое начинается с мелочей, зарождается в детстве. Пугачев сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза. Лицо его показалось мне знакомо. Пугачев грозно взглянул на старика и сказал: “Как ты смел противиться мне, своему государю?» Пугачев мрачно нахмурился и махнул белым платком. 3. В 1765 году впервые во множестве появились самозванцы, в его недолгое царствование. Наиболее напряженной в конце 1760-х годов была обстановка на южном Урале, в западной Сибири и Поволжье. 4.Древняя истина гласит: «Жизнь коротка, искусство вечно». Действительно, непревзойденные шедевры мирового искусства, которым суждена вечная жизнь, создавались на протяжении многих тысячелетий. Стремительный бег времени, смена поколений, войны, переоценка ценностей и НТП не изменили представлений человека о вечных истинах и духовных идеалах..
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в формате ОГЭ-2015»

Какой это мастер На стёкла нанёс И листья, и травы И заросли роз?

Какой это мастер

На стёкла нанёс

И листья, и травы

И заросли роз?

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Джазаторская средняя общеобразовательная школа имени М.И.Берсимбаева» Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в формате ОГЭ-2015 Работа учителя русского языка и литературы Аягуль Еркетаевны Чагиевой 2015

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Джазаторская средняя общеобразовательная школа имени М.И.Берсимбаева»

Сочинение-рассуждение

на лингвистическую тему

в формате ОГЭ-2015

Работа учителя русского языка и литературы

Аягуль Еркетаевны Чагиевой

2015

Что такое рассуждение? Рассуждение – это словесное изложение,  разъяснение, подтверждение  какой-либо мысли. Рассуждение - очень важный тип речи:  чтобы убедить другого в чем-то, нужно уметь рассуждать, доказывать, логически мыслить,  делать обдуманные выводы.  Это же умение необходимо,  чтобы опровергнуть точку зрения оппонента, с которым вы не согласны.

Что такое рассуждение?

Рассуждение – это словесное изложение,

разъяснение, подтверждение

какой-либо мысли.

Рассуждение - очень важный тип речи:

чтобы убедить другого в чем-то,

нужно уметь рассуждать, доказывать,

логически мыслить,

делать обдуманные выводы.

Это же умение необходимо,

чтобы опровергнуть точку зрения оппонента,

с которым вы не согласны.

ПРАВИЛА ПОСТРОЕНИЯ РАССУЖДЕНИЯ. 1.ТЕЗИС /высказывание какой-либо мысли/ 2.ДОКАЗАТЕЛЬСТВО /или опровержение/ этой мысли, то есть примеры и аргументы: а) .... б)... 3.ВЫВОД, ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

ПРАВИЛА ПОСТРОЕНИЯ РАССУЖДЕНИЯ.

1.ТЕЗИС

/высказывание какой-либо мысли/

2.ДОКАЗАТЕЛЬСТВО

/или опровержение/ этой мысли, то есть примеры и аргументы:

а) ....

б)...

3.ВЫВОД, ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Работа в парах или группах. Задание: из предложенных текстов выберите текст-рассуждение. Обоснуйте свою точку зрения. 1.В чем самая большая цель жизни?  Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас.  Добро – это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Многое начинается с мелочей, зарождается в детстве. 2. Пугачев сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами.  Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута  на его сверкающие глаза. Лицо его показалось мне знакомо. Пугачев грозно взглянул на старика и сказал: “ Как ты смел противиться мне, своему государю?» Пугачев мрачно нахмурился и махнул белым платком.

Работа в парах или группах.

Задание: из предложенных текстов выберите текст-рассуждение. Обоснуйте свою точку зрения.

1.В чем самая большая цель жизни?

Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас.

Добро – это прежде всего счастье всех людей.

Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит

перед человеком задачу, которую важно уметь решать.

Многое начинается с мелочей, зарождается в детстве.

2. Пугачев сидел в креслах на крыльце комендантского дома.

На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами.

Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута

на его сверкающие глаза. Лицо его показалось мне знакомо.

Пугачев грозно взглянул на старика и сказал:

“ Как ты смел противиться мне, своему государю?»

Пугачев мрачно нахмурился и махнул белым платком.

Работа в парах или группах. Задание: из предложенных текстов выберите текст-рассуждение. Обоснуйте свою точку зрения. 3. В 1765 году впервые во множестве появились самозванцы,  в его недолгое царствование. Наиболее напряженной  в конце 1760-х годов была обстановка на южном Урале, в западной Сибири и Поволжье. 4.Древняя истина гласит: «Жизнь коротка, искусство вечно». Действительно, непревзойденные шедевры мирового  искусства, которым суждена вечная жизнь, создавались  на протяжении многих тысячелетий.  Стремительный бег времени, смена поколений, войны, переоценка ценностей и НТП не изменили представлений человека о вечных истинах  и духовных идеалах. .

Работа в парах или группах.

Задание: из предложенных текстов выберите текст-рассуждение. Обоснуйте свою точку зрения.

3. В 1765 году впервые во множестве появились самозванцы,

в его недолгое царствование. Наиболее напряженной

в конце 1760-х годов была обстановка на южном Урале,

в западной Сибири и Поволжье.

4.Древняя истина гласит: «Жизнь коротка, искусство вечно».

Действительно, непревзойденные шедевры мирового

искусства, которым суждена вечная жизнь, создавались

на протяжении многих тысячелетий.

Стремительный бег времени, смена поколений,

войны, переоценка ценностей и НТП

не изменили представлений человека о вечных истинах

и духовных идеалах. .

В новом формате задание выглядит так:  Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова:  «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера). Приводя примеры, указывайте номер нужных предложений или применяйте цитирование.  Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.Степанова.  Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком .

В новом формате задание выглядит так:

Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова:

«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера). Приводя примеры, указывайте номер нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.Степанова.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком .

Итак, определим задачу, которая стоит перед нами: прокомментировать  слова лингвиста,  расшифровать смысл высказывания,   поделиться своими мыслями  и  подтвердить свой ответ двумя примерами  из прочитанного текста (один пример должен иллюстрировать лексические явления, а другой - грамматические).

Итак, определим задачу, которая стоит перед нами: прокомментировать  слова лингвиста,  расшифровать смысл высказывания,   поделиться своими мыслями  и  подтвердить свой ответ двумя примерами  из прочитанного текста (один пример должен иллюстрировать лексические явления, а другой - грамматические).

Труднее всего начинать…. В задании нам предложено: « Начать сочинение Вы можете словами Г.Степанова».  Так и поступим…  Известный лингвист Г.Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Попробуем разобраться в смысле этого афоризма. 

Труднее всего начинать…. В задании нам предложено: « Начать сочинение Вы можете словами Г.Степанова».

Так и поступим…

Известный лингвист Г.Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Попробуем разобраться в смысле этого афоризма. 

Ле́ксика  (от  др.-греч .  τὸ λεξικός — «относящийся к слову», от ἡ λέξις — «слово», «оборот речи») — совокупность слов того или иного  языка , части языка или слов, которые знает тот или иной человек или группа людей. Лексика является центральной частью языка, именующей, формирующей и передающей знания об объектах реальной действительности. Например, лексика современного русского языка  состоит более чем из полумиллиона слов.

Ле́ксика  (от  др.-греч .  τὸ λεξικός — «относящийся к слову», от ἡ λέξις — «слово», «оборот речи») — совокупность слов того или иного  языка , части языка или слов, которые знает тот или иной человек или группа людей. Лексика является центральной частью языка, именующей, формирующей и передающей знания об объектах реальной действительности. Например, лексика современного русского языка  состоит более чем из полумиллиона слов.

Или так:  Лексика  — весь  словарный запас  языка.  И так:  Лексика (от греч. lexikós — относящийся к слову) - совокупность слов, словарный состав языка.

Или так:

Лексика  — весь  словарный запас  языка.

И так:

Лексика (от греч. lexikós — относящийся к слову) - совокупность слов, словарный состав языка.

Сформулируем понятие ГРАММАТИКА .  В «Большом энциклопедическом словаре»:  ГРАММАТИКА (греч. grammatike, от gramma - буква, написание), 1) строй языка, т. е. система языковых форм, способов словопроизводства, синтаксических конструкций, образующих основу для языкового общения. 2) Раздел языкознания, изучающий строй языка, его законы. Грамматика объединяет словообразование, морфологию и синтаксис.

Сформулируем понятие ГРАММАТИКА .

В «Большом энциклопедическом словаре»:

ГРАММАТИКА (греч. grammatike, от gramma - буква, написание), 1) строй языка, т. е. система языковых форм, способов словопроизводства, синтаксических конструкций, образующих основу для языкового общения. 2) Раздел языкознания, изучающий строй языка, его законы. Грамматика объединяет словообразование, морфологию и синтаксис.

В «Толковом словаре русского языка» (Ожегов С., Шведова Н) :  ГРАММАТИКА  и, ж. 1. Формальный строй языка (словообразование, морфология и синтаксис) , образующий вместе с фонетикой и лексикой его целостную систему. 2. Наука об этом строе. Теория грамматики. 3. Книга, описывающая этот строй.

В «Толковом словаре русского языка» (Ожегов С., Шведова Н) :

ГРАММАТИКА и, ж. 1. Формальный строй языка (словообразование, морфология и синтаксис) , образующий вместе с фонетикой и лексикой его целостную систему. 2. Наука об этом строе. Теория грамматики. 3. Книга, описывающая этот строй.

:    синтаксис словообразование морфология

:

синтаксис

словообразование

морфология

Следующий шаг в работе над сочинением – необходимость привести по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера).

Следующий шаг в работе над сочинением – необходимость привести по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера).

И в конце сочинения обязательно сделаем вывод, напишем заключение.   Мне кажется, расширение словарного запаса делает нашу речь богаче, разнообразнее. Мы говорим и думаем, прибегая к словам. Не случайно Г. Успенский писал: «Если в мире есть вещи, достойные названия

И в конце сочинения обязательно сделаем вывод, напишем заключение.

Мне кажется, расширение словарного запаса делает нашу речь богаче, разнообразнее. Мы говорим и думаем, прибегая к словам. Не случайно Г. Успенский писал: «Если в мире есть вещи, достойные названия "чуда", то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них». Не менее важно хорошо знать грамматику: грамматика дисциплинирует наш язык и объясняет нам, почему следует говорить так, а не иначе. Кроме того, она учит нас правильно писать. Если без грамматики еще можно научиться кое-как разговаривать, выражать свои мысли устно, то писать без нее уж никак не научишься. Будешь до старости делать грубые ошибки.

А если тема будет сформулирована иначе?

А если тема будет сформулирована иначе?

Действуй по той же схеме

Действуй по той же схеме

  • Сформулируй в качестве тезиса слова известного лингвиста, учёного, писателя.
  • Дай понятие тем лингвистическим явлениям, о которых идёт речь в формулировке задания.
  • Напиши, что ты думаешь о функциях данного языкового явления.
  • Приведи два примера из анализируемого текста, указывая номера нужных предложений или применяя цитирование.
  • Сделай вывод .
ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ НА ЭКЗАМЕНЕ!

ЖЕЛАЕМ

УСПЕХОВ НА ЭКЗАМЕНЕ!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в формате ОГЭ-2015

Автор: Чагиева Аягуль Еркетаевна

Дата: 05.03.2016

Номер свидетельства: 302372


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства