Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в формате ОГЭ-2015
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в формате ОГЭ-2015
Рассуждение – это словесное изложение,
разъяснение, подтверждение
какой-либо мысли.
Рассуждение - очень важный тип речи:
чтобы убедить другого в чем-то,
нужно уметь рассуждать, доказывать,
логически мыслить,
делать обдуманные выводы.
Это же умение необходимо,
чтобы опровергнуть точку зрения оппонента,
с которым вы не согласны.
1.В чем самая большая цель жизни?
Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас.
Добро – это прежде всего счастье всех людей.
Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит
перед человеком задачу, которую важно уметь решать.
Многое начинается с мелочей, зарождается в детстве.
Пугачев сидел в креслах на крыльце комендантского дома.
На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами.
Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута
на его сверкающие глаза. Лицо его показалось мне знакомо.
Пугачев грозно взглянул на старика и сказал:
“Как ты смел противиться мне, своему государю?»
Пугачев мрачно нахмурился и махнул белым платком.
3. В 1765 году впервые во множестве появились самозванцы,
в его недолгое царствование. Наиболее напряженной
в конце 1760-х годов была обстановка на южном Урале,
в западной Сибири и Поволжье.
4.Древняя истина гласит: «Жизнь коротка, искусство вечно».
Действительно, непревзойденные шедевры мирового
искусства, которым суждена вечная жизнь, создавались
на протяжении многих тысячелетий.
Стремительный бег времени, смена поколений,
войны, переоценка ценностей и НТП
не изменили представлений человека о вечных истинах
и духовных идеалах..
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в формате ОГЭ-2015»
Какой это мастер
На стёкла нанёс
И листья, и травы
И заросли роз?
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Джазаторская средняя общеобразовательная школа имени М.И.Берсимбаева»
Сочинение-рассуждение
на лингвистическую тему
в формате ОГЭ-2015
Работа учителя русского языка и литературы
Аягуль Еркетаевны Чагиевой
2015
Что такое рассуждение?
Рассуждение – это словесное изложение,
разъяснение, подтверждение
какой-либо мысли.
Рассуждение - очень важный тип речи:
чтобы убедить другого в чем-то,
нужно уметь рассуждать, доказывать,
логически мыслить,
делать обдуманные выводы.
Это же умение необходимо,
чтобы опровергнуть точку зрения оппонента,
с которым вы не согласны.
ПРАВИЛА ПОСТРОЕНИЯ РАССУЖДЕНИЯ.
1.ТЕЗИС
/высказывание какой-либо мысли/
2.ДОКАЗАТЕЛЬСТВО
/или опровержение/ этой мысли, то есть примеры и аргументы:
а) ....
б)...
3.ВЫВОД, ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Работа в парах или группах.
Задание: из предложенных текстов выберите текст-рассуждение. Обоснуйте свою точку зрения.
1.В чем самая большая цель жизни?
Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас.
Добро – это прежде всего счастье всех людей.
Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит
перед человеком задачу, которую важно уметь решать.
Многое начинается с мелочей, зарождается в детстве.
2. Пугачев сидел в креслах на крыльце комендантского дома.
На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами.
Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута
на его сверкающие глаза. Лицо его показалось мне знакомо.
Пугачев грозно взглянул на старика и сказал:
“ Как ты смел противиться мне, своему государю?»
Пугачев мрачно нахмурился и махнул белым платком.
Работа в парах или группах.
Задание: из предложенных текстов выберите текст-рассуждение. Обоснуйте свою точку зрения.
3. В 1765 году впервые во множестве появились самозванцы,
в его недолгое царствование. Наиболее напряженной
в конце 1760-х годов была обстановка на южном Урале,
в западной Сибири и Поволжье.
4.Древняя истина гласит: «Жизнь коротка, искусство вечно».
Действительно, непревзойденные шедевры мирового
искусства, которым суждена вечная жизнь, создавались
на протяжении многих тысячелетий.
Стремительный бег времени, смена поколений,
войны, переоценка ценностей и НТП
не изменили представлений человека о вечных истинах
и духовных идеалах. .
В новом формате задание выглядит так:
Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова:
«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».Аргументируя свой ответ, приведитепо 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера).Приводя примеры, указывайте номер нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.Начать сочинение Вы можете словами Г.Степанова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком .
Итак, определим задачу, которая стоит перед нами: прокомментировать слова лингвиста, расшифровать смыслвысказывания, поделиться своими мыслями и подтвердить свой ответдвумя примерами из прочитанного текста (один пример должен иллюстрировать лексические явления, а другой - грамматические).
Труднее всего начинать…. В задании нам предложено: « Начать сочинение Вы можете словами Г.Степанова».
Так и поступим…
Известный лингвист Г.Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Попробуем разобраться в смысле этого афоризма.
Ле́ксика (от др.-греч. τὸ λεξικός — «относящийся к слову», от ἡ λέξις — «слово», «оборот речи») — совокупность слов того или иного языка , части языка или слов, которые знает тот или иной человек или группа людей. Лексика является центральной частью языка, именующей, формирующей и передающей знания об объектах реальной действительности. Например, лексика современного русского языка состоит более чем из полумиллиона слов.
Или так:
Лексика — весь словарный запас языка.
И так:
Лексика (от греч. lexikós — относящийся к слову) - совокупность слов, словарный состав языка.
Сформулируем понятие ГРАММАТИКА .
В «Большом энциклопедическом словаре»:
ГРАММАТИКА (греч. grammatike, от gramma - буква, написание), 1) строй языка, т. е. система языковых форм, способов словопроизводства, синтаксических конструкций, образующих основу для языкового общения. 2) Раздел языкознания, изучающий строй языка, его законы. Грамматика объединяет словообразование, морфологию и синтаксис.
В «Толковом словаре русского языка» (Ожегов С., Шведова Н) :
ГРАММАТИКА и, ж. 1. Формальный строй языка (словообразование, морфология и синтаксис) , образующий вместе с фонетикой и лексикой его целостную систему. 2. Наука об этом строе. Теория грамматики. 3. Книга, описывающая этот строй.
:
синтаксис
словообразование
морфология
Следующий шаг в работе над сочинением – необходимость привестипо 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера).
И в конце сочинения обязательно сделаем вывод, напишем заключение.
Мне кажется, расширение словарного запаса делает нашу речь богаче, разнообразнее. Мы говорим и думаем, прибегая к словам. Не случайно Г. Успенский писал: «Если в мире есть вещи, достойные названия "чуда", то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них». Не менее важно хорошо знать грамматику: грамматика дисциплинирует наш язык и объясняет нам, почему следует говорить так, а не иначе. Кроме того, она учит нас правильно писать. Если без грамматики еще можно научиться кое-как разговаривать, выражать свои мысли устно, то писать без нее уж никак не научишься. Будешь до старости делать грубые ошибки.
А если тема будет сформулирована иначе?
Действуй по той же схеме
Сформулируй в качестве тезиса слова известного лингвиста, учёного, писателя.
Дай понятие тем лингвистическим явлениям, о которых идёт речь в формулировке задания.
Напиши, что ты думаешь о функциях данного языкового явления.
Приведи два примера из анализируемого текста, указывая номера нужных предложений или применяя цитирование.